Тайна Острова Пасхи Сложное в простом
Да, гипотез, от самых примитивных у ортодоксальных ученых и кончая самыми навороченными у альтернативных историков, выдвинуто много. Но, увы, не одна из них до сих пор хотя бы хоть чуть-чуть не приподняла завесу тайны, висящей над этим островом. Современному человеку, в век космических полетов и интернета, приходится гадать и фантазировать над загадками, поставленными островом Пасхи.
Между тем, если включить логику и здравый смысл, а еще повнимательней отнестись к известным фактам, то можно сделать некоторые далеко идущие выводы и заглянуть под покровы тайны. Приглядимся к географии, этнографии и истории этого уединенного острова и о его месте среди других архипелагов тихоокеанских островов.
* * *
Очевидно, начать стоит с географии. Остров Пасхи отстоит от ближайшей суши (Южной Америки) на расстоянии ~3 500 км. А от островов Французской Полинезии еще дальше ~4300 км. Неудивительно, что и сегодня посещение этого знаменитого на весь мир острова представляет определенную сложность. И это, не смотря на быстроходные современные транспортные средства. Что же говорить о доисторических временах.
Ортодоксальная наука упорно утверждает, что остров Пасхи заселили выходцы из островов Тихого океана. Но кое кто, например, Тур Хейердал, пытались доказать, что это могли быть и американские индейцы. Но плавание на плоту от побережья того же Перу или Чили в современных условиях и обстоятельствах осуществить не столь уж и сложно. Есть карты, навигационные приборы, радиостанции, консервы и прочее оборудование нужное для морского плавания. Но самое главное – это знание мира, тот же Тур Хейердал не плыл в слепую, а шел, в прямом смысле, по карте. Поэтому его путешествие на плоту можно назвать своего рода экстремальной прогулкой и не более.
А теперь посмотрим на тех же индейцев Мезоамерики или полинезийцев. Да, вполне возможно, что у одних были плоты из толстых бальзовых бревен, а у других катамараны или каноэ. Но вот были ли у них подробные карты и навигационные приборы? Очевидно, что нет! Тогда, если на минуточку допустить, что они все-таки вышли в открытый океан, то получается, что поплыли они, буквально, в неизвестность, так сказать на удачу. Естественно, что такие мореплаватели не знали даже конечной цели своего плавания, не говоря уже о хотя бы каком-то продуманном маршруте.
И первая возникающая при этом проблема - запас продовольствия и пресной воды. Если нельзя спрогнозировать длительность похода, то сколько брать с собой припасов? Судя по имеющимся у нас рисункам и фотографиям полинезийских катамаранов годились они, разве что для плавания около своего острова, ну или максимум до близлежащих островов своего архипелага. А на расстояния во многие тысячи миль такие кораблики просто не приспособлены ходить. К тому же, если они попадут в бурю или ураган, то на этом их плавание трагически и завершится. В общем, очевидно, что все это мероприятие - путешествие в один конец, прямиком на тот свет.
Та же история у нас и с американскими плотами. Да неисключенно, что их строили индейцы, но для плавания на недалекие расстояния вдоль берега. А плот еще менее управляем и тихоходен, чем катамаран. Кстати, об этом архаичном плавсредстве стоит сказать несколько слов особо. Скорость его полтора узла (это ~ 3 км\ч). Но главное не это, а то, что плот самостоятельно от берегов Перу оторваться не смог бы. Так известный «Кон-Тики» для этого пришлось тянуть почти сотню километров военному буксиру, пока не удалось достичь течения Гумбольдта, которое и подхватило плот.
Путешествие из Перу до архипелага Туамоту на «Кон-Тики» продлилось три с лишним месяца, при этом в составе команды, кстати, были и опытные связисты, то есть в любой критический момент они могли бы дать сигнал SOS. А там бы их уже подстраховали службы спасения. Не понятен так же вопрос и с провиантом для этой экспедиции. Шесть человек должны были съедать в сутки хотя бы по паре банок тушенки, выходит таких банок должно быть на плоту, как минимум полтонны. А пресная вода? Ну о прочем мы уж и не говорим даже. Получается, что их снабжали в тихую всем этим во время плавания. В общем поход норвежца попахивает неким научным мухлежом и на его результатах нельзя делать серьезных научных выводов.
Что доказало плавание на «Кон-Тики»? Тоже самое, что и доказывают экстремальные путешественники, в одиночку пересекающие на своих небольших морских яхтах целые океаны. Да это вполне возможно, но только в современных условиях. А люди древности едва ли бы отважились на такие смертельно опасные походы по океану на столь примитивных плавсредствах. Ну не безумцы же они, в конце концов, были. Они могли ходить на них, исключительно, вдоль береговой линии, время от времени приставая к берегу для пополнения запасов продовольствия и воды. Вот, собственно, и все их маршруты.
Конечно, Тур Хейердал проверял на практике возможность миграции человека из Америки на архипелаги тихоокеанских островов. И фактом достижения Таити он уверовался в возможность такого пути, не беря во внимания всей совокупности объективных обстоятельств.
Но посмотрим на эту проблему несколько с иной стороны. Такая миграция была бы вполне возможна, но при одном условии, если бы между американским континентом и западными островами Тихого океана были бы большие площади суши. И тут мы невольно упираемся в, так называемую не признанную ортодоксами Пацифиду. Да, ни будь ее, никто бы никуда не мигрировал. Это – факт, а он вещь упрямая. Без этого промежуточного звена твердой земли невозможно никакое переселение людей ни в ту, ни в другую сторону.
* * *
От географии плавно перейдем к этнографии острова. Вообще коренными островитянами считаются рапануйцы. Это – аборигены, сегодня их на острове порядка 2 500 человек. Остальное население – пришлые испаноязычные чилийцы (их около 3 800 человек), которые постепенно и ассимилируют этих самых рапануйцев. Аборигены говорят на рапануйский языке, хотя носителей его становится год от года все меньше и меньше.
Рапануйский это один из многих океанийских языков центрально-восточно-малайско-полинезийской надветви малайско-полинезийской ветви австронезийской семьи языков. Язык родственен, например, тонганскому, таитянскому и гавайскому (все четыре языка относятся к полинезийской языковой подгруппе).
Что это значит? А значит это только одно, когда-то на просторах Пацифиды люди говорили на одном языке. Затем после геологической катастрофы, когда континент Му начал разваливаться и тонуть, люди на оставшихся разных островах, фактически оказались изолированными друг от друга. Поэтому впоследствии они стали изъясняться, на первый взгляд, вроде бы на разных, а в действительности на похожих языках. Это опять лишний раз доказывает реальность существования Пацифиды.
Очень может быть, что сам остров Пасхи и не являлся частью этого древнего материка, а располагался поблизости от него. Поэтому его еще в глубокой древности и заселили обитатели континента Му. (Об их культурной деятельности мы поговорим ниже.) Когда континент Му стал тонуть, на острове Пасхи нашла убежище какая-то часть обитателей гибнущей земли. Другого объяснения просто нет.
При этом следует отметить, что когда-то цивилизация континента Му распространяла свое культурно-политическое влияние на большую часть побережья Южной Америки с востока и до островов Индонезии на западе. О чем красноречиво говорит определенная общность архитектуры, выражающаяся в мегалитических постройках от Каролингских островов до Перу.
По своему внешнему виду аборигены острова Пасхи очень похожи на жителей Океании. Поэтому, очевидно, что они ближе к ним, нежели к индейцам Южной Америки. Очевидно, что, когда еще существовал континент Му, обитавшие на нем предки тех же полинезийцев без труда переправились на остров Пасхи. Тогда еще снабжение острова (как и сегодня) шло с материка, а местное хозяйство было, скажем так, подсобным. Поэтому население острова могло доходить и до десятка тысяч.
А вот, когда Пацифида потерпела катастрофу, есть стало, по сути, нечего, что и привело к войне и даже к каннибализму среди островитян. Кстати, войны на острове Пасхи могли быть не межнациональными, а между сословиями. Такое вполне может быть. Когда именно это произошло, сказать трудно, поэтому гадать не будем.
Кстати, возвращаясь назад к географии, стоит заметить, что Пацифида вопреки распространенному мнению, могла не представлять собой сплошной материк от Пасхи до Гавайев, а была одним большим архипелагом островов, как, например, современные Индонезия с Филиппинами. Неширокие водные пространства между ними позволяли плавать на утлых каноэ через многочисленные проливы.
Пацифида затонула, но не целиком. Остались мелкие группы островов и возникли на мелководье коралловые атоллы. Население, по всей вероятности, переселилось в туже Америку или Азию, а те, кто остался и не смог по каким-то причинам уйти, оказались изолированными на своих островах, уцелевших после катаклизма. И ко времени прихода европейцев представляли собой деградировавшее до примитивизма общество.
* * *
Мы рассмотрели географию и этнографию острова, которую невозможно (как мы увидели) рассматривать отдельно от Пацифиды. Теперь же обратимся к истории острова Пасхи. Начнем с того, что все ортодоксальные исследователи в один голос утверждают, что жизнь на острове появилась приблизительно в III-м – X-м столетиях. Причем этот, сравнительно невеликий, клочок земли был, если верить преданиям, перенаселен какими-то разными этническими, а может и сословными, группами, при этом еще и жестоко враждовавших друг с другом.
Их численность каким-то образом определили в две-три тысячи человек, но есть сведения, что их было, когда-то значительно больше (около 15 тысяч). А незадолго до прихода европейских мореплавателей на острове разразилась война одних групп населения с другими. В результате чего численность островитян уменьшилась чуть ли не на порядок. Европейцы впервые появились на острове 5 апреля 1722 года, но вот его регулярные посещения начались только с середины XIX-го века. Очень скоро от таких визитов население острова уменьшилось еще на порядок (составило чуть больше ста человек).
Сегодня на острове Пасха проживает около восьми тысяч жителей, но в основном это современные чилийцы, а собственно аборигенов, где-то треть, да и те, по правде сказать, уже сомнительного происхождения.
* * *
Однако - это не главное в истории острова. Основу его истории составляют две тайны. Первая – каменные статуи (моаи), а второе – деревянные дощечки с таинственными письменами (кахау ронго-роно). Что это было, кем, зачем и когда было сделано науке доподлинно неведомо. Есть множество гипотез, но ни одна из них не приблизила нас к разгадке этих тайн. Поэтому автор этих строк взял на себя смелость выдвинуть на суд читателей и свои предположения относительно разгадки тайн острова Пасхи.
Начнем с первой. Это моаи - каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы с туловищем, усечённым примерно по уровень пояса. Их высота у некоторых экземпляров достигает двадцати метров. Вопреки распространённому мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют еще и шапки из красного камня. Изготавливались они в каменоломнях в центре острова из вулканического туфа. Факт, который принимает и ортодоксальная наука.
Посмотрим на проблему непредвзято. Тут необходимо мыслить большими категориями. Да, истуканы на острове Пасха несколько своеобразны, но они весьма походят по стилю на подобные статуи на других островах Океании и даже в Южной Америке и Евразии. Их изображения известны, и каждый может их посмотреть хотя бы в интернете. Это тоже бесспорный факт. Но нам нужно ответить на вопросы поставленные в начале главы. Что это было, пожалуй, понятно, но кем это было сделано? Несомненно, жителями Пацифиды. Думать, что их наваяли 800-500 лет назад малочисленные потомки протоцивилизации, уцелевшие после катаклизмов – археологическая наивность.
Сегодня некоторые историки (в частности и альтернативные) опровергают факт того, что сооружения этих каменных исполинов требуют огромных усилий, упрекая своих коллег в преувеличении физических параметров статуй. Но это все софистика. Пусть моаи в среднем весят не пятьдесят тонн, а всего лишь пять, что это меняет. Да ничего.
Обычный нормальный человек может поднять вес в пятьдесят килограмм, значит для волочения и кантования всего лишь пятитонной моаи потребуется, как минимум, сто человек. А таких статуй на острове не одна, а целых 887 штук. На их производство, транспортировку и установку потребовалась бы не одна сотня лет непрерывного труда, если не больше, и свободные от хозяйства руки. То есть получается, что статуи делало не одно поколение рапануйцев. Да, фанатизм их тогда достоин уважения.
Но вот что-то такой энтузиазм вызывает сомнения. Например, на других островах Тихого океана попадаются, хотя и в меньшем количестве, схожие артефакты, а местные жители, если таковые там есть, прямо утверждают об их божественном происхождении. Иначе говоря, они не приписывают их создание даже своим далеким предкам.
Получается, что их создателями были люди, жившие когда-то в погибшей Пацифиде. Эпоху ее существования гипотетически относят к периоду 15-10 тысяч лет назад, поэтому такое ваятельство могло происходить именно в этом промежутке времени. То есть еще до катастрофы, кто будет в момент и после катаклизма корячиться и надрываться над сооружением уже никому ненужных памятников. Понятно, что никто.
Теперь остался самый сложный вопрос – зачем? В самом деле, зачем городить этих истуканов без особой надобности? Но видимо какая-то причина все-таки была. Попробуем применить тут метод исторических параллелей. Возьмем, к примеру, ХХ-й век.
Начиная со второй его половины начинает расползаться по всему миру влияние марксизма-ленинизма. Во всех странах, решивших встать на этот «благородный» путь, в массе появились памятники его основоположника В.И.Ленина. Причем это наблюдалось во всем мире. И представьте себе недоумение людей, которые будут жить на нашей планет спустя несколько тысяч лет. Что они будут думать, а главное, как отвечать на вопрос: зачем они были нужны? Они окажутся в том же положении, что и мы сейчас.
Так же, видимо, дело обстояло и в те доисторические времена. Возможно, люди из Пацифиды ставили памятники какому-то своему Богу или легендарному обожествленному вождю. Поэтому они и распространились с небольшими изменениями в облике на таком широком пространстве от Евразии до Южной Америки, включая Океанию. Ведь границы влияния той протоцивилизации нам в точности неизвестны, неисключенно, что оно распространялось на огромных просторах планеты. Вот мы и нашли ответ на вопрос зачем.
Теперь еще одна загадка в истории острова Пасхи. Это кахау ронго-ронго или «говорящее дерево». О нем автор уже упоминал в других своих статьях, поэтому придется немного повториться. Ученые расшифровали египетские иероглифы, клинопись Месопотамии, письмена майи, но вот понять, что вещает «говорящее дерево» понять так и не смогли, а бились то над этим отнюдь не дураки.
Это и не удивительно, поскольку оно является поздним подражанием какому-то допотопному письму. Вероятно, что когда-то у аборигенов перед глазами и были настоящие тексты, но которые они уже не понимали. Их для лучшей сохранности, скажем так, скопировали на деревянные дощечки, не понимая самого смысла текстов. А подлинники, увы, не сохранились.
По прошествии долгого времени дощечки хранились на острове, образно выражаясь, в семьях (как сегодня многие хранят дома библию). Пока не пришли фанатичные миссионеры и не уничтожили большую часть этих древних «языческих» артефактов. Тот факт, что островитяне утверждали европейцам, будто они их понимают и читают, оказался банальным обманом с их стороны. Делали это нищие рапануйцы ради нескольких долларов, которые им платили ученые. А за деньги, можно наговорить все что угодно. Да, и одну, и ту же дощечку с письменами рапануйские старики переводили каждый раз по-разному. В общем с переводами ортодоксальная наука потерпела полное фиаско и похоже оставила это бесперспективное дело.
* * *
Как видим сложные проблемы острова Пасхи оказались вполне простыми, если отбросить в сторону ортодоксальные гипотезы и безапелляционные утверждения ретроградов от науки. Понятно, что даже отдаленные предки современных рапануйцев никакого отношения ни к моаи, ни к кахау ронго-ронго не имеют. Для разгадки этих тайн острова нужно всего лишь поменять взгляды с ортодоксальных на новаторские.
Ведь наука - это не религия и ей свойственно менять мнения, когда накопились новые данные. А они за долгие десятилетия исследований, как самого острова, так и Океании в целом, уже скопились в большом количестве. Более того, как мы выяснили, история острова Пасхи неразрывно связана с древней Пацифидой. А, если понять логику жизни протоцивилизации и ее развития, прерванного катастрофой, то это поможет уберечь современное человечество от ошибок его далеких предшественников.
Евгений Иванов
Свидетельство о публикации №225050101327