Исповедничество в РПЦЗ и отступничество в Америке

Православие в современном мире.

ЗАЯВЛЕНИЕ
Синода епископов Русской Православной Церкви Заграницей по вопросу об автокефальной Американской Православной Церкви.1
6 (19) июня 1969 г.
[В обратном переводе с английского.]

___
1. Выдержки из полного текста в Православной Руси, 1969, № 12, стр. 5-6. Он был выпущен до объявления об «автокефалии» Митрополии в ответ на более общее обсуждение этого вопроса в церковной прессе.


В ПРАВОСЛАВНОЙ терминологии название Автокефальной Церкви дается Церкви, которая объединяет все православные епархии на данной территории и возглавляется Первоиерархом, избранным ее собственным епископатом, который независим от любой другой Церкви. Исторически автокефалия признавалась за отдельными Церквями, удовлетворяющими этим требованиям без спешки, после достижения ими определенной зрелости, не оставляющей сомнений в их способности прочно хранить Православие и самостоятельно управлять собой и развиваться. Это признание должно исходить в первую очередь от Матери-Церкви, которая основала новую Поместную Церковь и взрастила ее...

Православное население Северной Америки, хотя и увеличилось за последние десятилетия, тем не менее составляет меньшинство и в значительной мере разбросано. Это в значительной степени препятствует формированию особого «американского благочестия», которое объединяло бы их так же, как в другое время формировалось греческое, русское, сербское или болгарское благочестие, освящавшее жизнь отдельных православных народов. Напротив, американизация приходов обычно не ограничивается законным использованием английского языка в Богослужениях и проповедях, но переходит в влияние на порядок церковной жизни окружающей неправославной среды. В таких условиях влияние Церквей-Матерей с устоявшимися традициями является ценным фактором для сохранения Православия...

Что касается русских епархий, то вообще никакое окончательное решение относительно них канонически не может иметь места до восстановления нормального церковного порядка в России. Ни одна часть Русской Церкви в Америке не может быть признана Поместной, т. е. Автокефальной Церковью без согласия Матери-Церкви, а последняя теперь не может выразить себя. Московский Патриархат, как находящийся под надзором и руководством атеистической власти, не может быть признан каноническим представителем Русской Церкви. Однако из уважения к страданиям этой Церкви мы не должны принимать таких решений, которые по канонам безусловно требуют ее благословения...

ГРАНДИОЗНАЯ «АВТОКЕФАЛИЯ» РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ В АМЕРИКЕ.

НАКАНУНЕ канонизации отца Германа Аляскинского над Православием в Америке, которое и так было достаточно неспокойно, нависла темная туча. В третий раз после «русской» революции (сначала при митрополите Платоне в 1920-х годах, затем после печально известного Кливлендского псевдо-Собора 1946 года) Русская Митрополия в Америке ведет переговоры о — и вот-вот наконец получит — «благословении» Московского Патриархата на независимое существование. Митрополия, цитируя Рождественское Послание митрополита Иринея 1969 года, «становится, признанной другими Православными Церквами, Поместной Церковью Америки, Отчим домом и твердым прибежищем для всех, кто исповедует Православие и считает Американский континент своим земным отечеством... единой Церковью для всех православных на этой земле».

Полные подробности и объяснения, вероятно, вскоре появятся, но первое объявление об этом событии оставляет впечатление настолько странное и несоответствующее реальной природе положения Православия и Митрополии в Америке, что требует нескольких комментариев и поднимает некоторые животрепещущие вопросы. Непригодность Митрополии быть автокефальной Церковью хорошо изложена в двух абзацах недавнего Постановления Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (18-31 декабря 1969 г.):

«История Церкви не знает прецедента провозглашения автокефалии на миссионерской территории, на которой в то же время уже много лет продолжают существовать епархии различных автокефальных Церквей. Вопрос о возможности образования автокефальной Американской Церкви еще далек от того, чтобы созрел для серьезного обсуждения, еще и потому, что подлинная благочестивая христианская жизнь существует в Америке пока лишь в той мере, в какой сохранились благочестие и обычаи, происходящие от каждой Церкви. Когда это наследие исчезнет, его заменит не особое местное православное благочестие, а обычаи, заимствованные из местных инославных общин, как это во многих случаях уже заметно в связи с порядком церковных служб, постами, праздниками и архитектурным стилем церквей.

«Единственный пример святости, прославленный на американской земле, — отец Герман Аляскинский, но он был воспитан не в американском, а в древнерусском благочестии. Несравненно более могущественная Церковь Русская, уже украшенная многими примерами святости, единая по юрисдикции и культуре на всей своей территории, в течение почти пятисот лет являла пример долгого и смиренного ожидания провозглашением своей автокефалии».

Когда даже «Постоянная конференция православных епископов в Америке», несмотря на свое искреннее желание этого, не может договориться о каком-либо пути создания «Американской Православной Церкви», а последняя «Всеправославная» конференция в Женеве отказалась даже обсуждать этот вопрос, Русская митрополия внезапно оказывается провозглашенной автокефальной Американской церковью. Действительно странно. Церковь, имеющая меньшинство номинально православных в Америке, с главным иерархом, который не говорит по-английски, со значительным меньшинством верующих чисто русских и большинством остальных русского происхождения и обладающая несомненным «иммигрантским» менталитетом; Церковь, духовная нищета которой проявляется в том факте, что она, претендующая на звание старейшей американской «юрисдикции», не имеет монастыря, достойного этого имени, чье модернизирующее «богословие» является делом иностранцев и в котором доминируют два недавних иммигранта (отцы Шмеман и Мейендорф); Церковь, чья церковная незрелость проявляется в ее решении позволить каждому приходу выбирать свой собственный календарь (!), тем самым внося анархию в свою собственную среду и демонстрируя, что она ставит влияние местной среды выше канонических соображений и даже выше обычного церковного порядка; и т. д., и т. п. – это характеристики неустойчивого и несомненно иностранного миссионерского форпоста, который страдает от отсутствия адекватного руководства со стороны хорошо организованной Матери-Церкви. Называть ее Поместной Православной Церковью не что иное, как смешно, и может найти признание только среди церковно неграмотных или, что еще хуже, самообманутых.

Такое невероятное заявление должно иметь какое-то другое объяснение за кулисами. Однако, по словам протопресвитера митрополии Иосифа Пиштея, который первым возвестил о предстоящем событии в статье в нью-йоркской русской газете «Новое русское слово» (6 декабря 1969 г.), «все, что мы делаем, мы делаем церковно, открыто... Мы не заключаем никаких тайных соглашений, а открыто и прямо говорим...» Затем он переходит к описанию странной демонстрации «прямоты» митрополии — шести лет тайных переговоров. К ним относятся встречи в 1963 году между митрополитом Леонтием и московской делегацией, в начале этого года между делегацией митрополии, состоящей из одного епископа и четырех священников, и московской делегацией, сначала в Нью-Йорке, затем в Женеве, снова в Токио (никто из участников этих переговоров не назван); нам сообщают, что Большой Собор епископов Митрополии собрался, чтобы направить эту делегацию и снова одобрить ее переговоры, — и все это время, как указывает протопресвитер Георгий Граббе в своих комментариях к ситуации («Православная Русь», 1969, № 23, с. 6-8), «ни в газетах, ни в изданиях самой Митрополии не было сказано ни единого слова об этом».

Конечно, неудивительно, что переговоры держатся в тайне, когда они ведутся с марионеточными иерархами Московского Патриархата во главе с митрополитом Никодимом, на которых указывают не только те, кто за пределами СССР знает церковную ситуацию там, но и преследуемые верующие внутри СССР, как на советских агентов или, как выразился один из спрошенных верующих Почаева, «наши краснорясные митрополиты» и «волки в овечьей шкуре».1 Неудивительно, что переговоры держатся в тайне, когда они ведутся как раз в то время (с 1960 года), когда гонения на христиан в СССР (как свидетельствуют сами советские источники) удваиваются и усугубляются, когда голос раздавленного православного населения становится слышен в отчаянных Открытых письмах, отправляемых на Запад с риском для жизни отправителей, и когда те самые иерархи, с которыми ведет переговоры Митрополия, жестоко отрицают существование каких-либо гонений. Надежды этих верующих на помощь и понимание из-за железного занавеса, несомненно, обманываются, когда они видят, что даже свободные русские иерархи приходят к соглашению со своими «волками». Неудивительно, что переговоры держатся в тайне, когда люди могут спросить — в виду того, что предыдущие переговоры всегда срывались, потому что Московский Патриархат требовал невыполнимых условий, таких как декларация лояльности Советскому правительству — какую цену Московский Патриархат требует за эту «милость»? Неудивительно, что даже когда официальные условия соглашения будут обнародованы, у кого-то будут веские основания подозревать существование секретных соглашений и пунктов, которые должны оставаться неопубликованными по той же причине, по которой весь ход переговоров держался в тайне.

___
1. См. «Православное Слово», 1965, № 3, стр. 114.


Уже стало известно, что Митрополия передает Японскую Церковь в юрисдикцию Москвы, что будет крайне полезно для расширения советских политических интересов и престижа на Дальнем Востоке. Еще в 1946 году митрополит Феофил, тогда еще член Зарубежного Архиерейского Синода, мог написать (в письме митрополиту Анастасию): «Как ужасно печально для Японской Церкви, что Советская Церковь может поглотить ее, к чему она стремится». Вполне возможно, что молодая и неопытная Японская Церковь может принять это новое положение дел без подозрений; но тогда вина Митрополии будет тем больше, что она отдала своих овец волкам, ибо она русское учреждение и должна хорошо знать суть Московской церковной власти. Любой, кто сомневается в том, что Московский Патриархат используется Советским правительством в своих собственных целях, что Советское правительство полностью осведомлено о переговорах с Митрополией и дало свое одобрение на «автокефалию» Митрополии, что Советское правительство заинтересовано в Православии по каким-либо иным причинам, нежели для продвижения своих собственных интересов и использования Православной церкви для дискредитации и разрушения себя изнутри, — очевидно, не знаком с многочисленными документами, которые существуют по этому вопросу на английском и других языках1, включая открытые заявления самого Советского правительства.

___
1. Такие документы регулярно появляются на английском языке, среди прочего, в полумесячном издании «Религия в регионах», контролируемых коммунистами, 475 Риверсайд Доктор, Нью-Йорк, 10027.


Все это дело совершенно очевидно является советской «ловушкой», в которую Митрополия попала по вполне понятным причинам. Митрополия всегда осознавала неканоничность своего церковного положения и отчаянно искала признания сильных и «официальных». Если отец Пиштей утверждает в своей статье, что Митрополия стремится только «стоять на твердом и неоспоримом каноническом основании», достичь «мира и канонической ясности», это, несомненно, означает, что Митрополия до сих пор была «канонически неясной» и стояла на «спорном каноническом основании»! Будучи неуверенной в самом основании своего существования, Митрополия неспособна действовать на основе принципа. Если к этому добавить чувство неполноценности, вызванное «иммигрантским менталитетом» Митрополии, которое приводит ее к бесчисленным компромиссам с преобладающим американским секулярно-протестантским мировоззрением, чтобы стереть собственное чувство чуждости и «отсталости», то получается ситуация, которую ловкие дипломаты Москвы могут использовать в своих интересах. Может ли кто-нибудь серьезно поверить, что Митрополия, вся духовная ориентация которой суммируется в слове «компромисс», теперь собирается приступить к славной миссии просвещения американской земли чистыми учениями и практиками неподдельного, бескомпромиссного Православия? Более того, будущее Митрополии было ясно предсказано десять лет назад в Послании Собора русских епископов за рубежом (31 октября - 13 ноября 1959 г.): Ее «нововведения... и литургические отступления... в конечном итоге приведут ее к более тесному сближению с протестантским миром и постепенно приведут к ее ассимиляции им». Она станет, по словам покойного архиепископа Виталия Джорданвилля, своего рода «восточно-обрядовым англиканством»

В конце концов, способны ли сомнительные «преимущества», которые Митрополия извлекает из своих переговоров, компенсировать их ужасные последствия? Давайте только задумаемся: Митрополия, теперь обладающая «канонической ясностью», становится тем самым покровительницей гонений на христиан в СССР — ибо она признает авторитет иерархов, поддерживающих эти гонения, и вряд ли посмеет отрицать официальные заявления тех, от кого она получила свою «каноничность». (Можно вспомнить, как Советское правительство эффективно заставило замолчать Всемирный совет церквей в 1961 году, отправив представителей Московского Патриархата присоединиться к нему и противодействовать любым голосам протеста против его преследований религии.) Иерархи Митрополии не будут обязаны давать свою декларацию лояльности Советскому правительству, но теперь они будут едины с иерархией, которая получила свое собственное признание от Советского правительства, признавшись (вместе с митрополитом Сергием в 1927 году), что радости и успехи Советского Союза были их радостями и успехами, а его неудачи их неудачами — признание, которое находит сегодня выражение в бессмысленном повторении ведущими московскими иерархами даже самой абсурдной советской пропаганды. И на этом правительстве, которое является конечным источником «автокефалии» Митрополии, лежит анафема, провозглашенная в 1918 году тем самым Патриархом Тихоном, на которого Митрополия теперь пытается опереться как на некогда благоприятствовавшее в конечном итоге автокефальной Американской Православной Церкви.

Итак, наконец, для тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, духовные альтернативы этих времен становятся все более отчетливыми. Сама история Митрополии указывает, в каком направлении ей следует повернуться, если она действительно предпочитает Православие и подлинную каноничность мирскому признанию. Единственный раз, после ее первого раскола в 1927 году, когда она знала мир, порядок и «каноническую ясность», был, когда (1936-46) она была послушной дочерью всей Русской Зарубежной Церкви; причиной беспорядков внутри Русского Православия в Америке — помимо работы советских агентов — всегда была прежде всего сама Митрополия с ее постоянной внутренней неопределенностью и переменами в мыслях и преданности.

Однако, похоже, что период неопределенности для Митрополии закончился. Она, по-видимому, приняла свое решение, и оно не на стороне мира и порядка, поскольку теперь многие из ее собственной паствы обеспокоены, а некоторые покидают ее юрисдикцию; и не в интересах американского Православия, которое будет расти только на основе здравого и принципиального Православия, а не теневой политики и мирового «признания»; и не способствует православному единству, поскольку это пощечина Русской Зарубежной Церкви, чей авторитет она дважды признала и дважды отреклась, и реакцию других национальных юрисдикций в Америке (в частности, гораздо более крупной Греческой архиепископии) еще предстоит увидеть; и ее претензии на достижение «каноничности» не имеют никакого смысла в Церкви, когда эта «каноничность» даруется агентами самых решительных врагов Церкви.

Если этот позорный акт действительно будет совершен, воздух, несомненно, будет наполнен бесчисленными аргументами его апологетов; но ни один из них не устоит перед совестью Церкви Христовой. Воистину, как выражено в недавнем Послании Синода Зарубежных Епископов, «на таком согласии не может покоиться благодать Божия».

———Недавние постановления и заявления Русской Зарубежной Церкви по вопросу «автокефалии» Митрополии будут опубликованы на английском языке в январско-февральском номере журнала «Православная жизнь», который можно заказать в Свято-Троицком монастыре, Джорданвилль, Нью-Йорк, 13361.


ЕЩЕ ДВА ГРЕЧЕСКИХ СВЯЩЕННИКА ПОКИДАЮТ ГРЕЧЕСКУЮ АРХИЕПАРХИЮ, ПЕРЕХОДЯ В РОССИЙСКИЙ СИНОД.

НЕ ПО СВОИМ НАМЕРЕНИЯМ Русская Православная Церковь Заграницей стала в эти критические для мирового Православия времена настоящим маяком и убежищем для православного духовенства и верующих всех национальностей, которые стремятся изучать и проповедовать истины Православного Христианства в гармонии с полностью православной иерархией. Такая ситуация возникла просто по природе событий. Целые Православные Церкви поддаются сотне форм мирского влияния, приводя к забвению Православия и к прямому отступничеству; и православные епископы в каждой Церкви и юрисдикции либо берут на себя руководство этим самоубийственным движением, либо поддерживают то, что к настоящему времени, несомненно, стало предательским молчанием. Разрозненные голоса монахов, духовенства и мирян во многих странах умоляют о верности подлинному Православию; но среди иерархов только епископы Русской Зарубежной Церкви высказываются в том же духе, и таким образом, по умолчанию других епископов, стали поборниками Православия сегодня.

Ситуация, в частности, американского Православия в последнее время начала приводить все большее число верующих к выводу, что другие юрисдикции становятся безнадежным делом: уже находясь на пути к прямому отступничеству, они не проявляют никаких признаков возвращения к подлинному Православию. Последней надеждой американского Православия стала Русская Зарубежная Церковь. Среди православных греческого происхождения игумен Пантелеимон и Свято-Преображенский монастырь в Бостоне стали первыми, кто нашел убежище в Русской Зарубежной Церкви. Затем, в январе 1968 года, отец Никита Палассис из Сиэтла стал первым приходским священником, покинувшим Греческую Архиепископию из-за вопроса Православия и вошедшим в Российский Синод; за ним последовали несколько священников и диакон из двух сирийских юрисдикций и Русской митрополии, но хотя многие греческие священники симпатизировали отцу Никите, никто из них не последовал за ним до самого недавнего времени. В августе этого года отец Иеремия Мониос, молодой священник Греческой православной церкви Успения Пресвятой Богородицы во Флинте, штат Мичиган, стал первым, кто последовал за отцом Никитой, оставив свой приход, чтобы устроиться чертежником, одновременно служа помощником в русском приходе. В письме в The Logos он указал, что поступил так, потому что «Иаковос больше не является православным архиепископом», а «те, кто следует за епископом-еретиком, являются его соработниками и виновны в той же ереси». В ноябре за ним последовал еще один молодой греческий священник, отец Питер Каррас из Греческой церкви Святого Димитрия в Торонто.

Что касается этих двух священников, отец Евсевий Стефану, редактор The Logos, сам не слишком дружелюбный критик архиепископа Иаковоса, который, тем не менее, остается в Греческой архиепископии, написал в своей редакционной статье в декабре следующее: «Печально видеть, что Греческая Православная Церковь в Америке лишилась своих самых христолюбивых священников. Другие представители духовенства могут сидеть сложа руки в расчетливом молчании и безразличии из-за потери отца Карраса в Архиепископии. Но мы выражаем серьезную обеспокоенность решением священника, чья чистота духа, священническая преданность и добросовестность хорошо известны в Церкви... Что происходит? Неужели мы все направляемся в Русскую Зарубежную Церковь, чтобы спасти наше Православие?»

Собственная политика отца Евсевия по-прежнему заключается в попытке изменить Греческую архиепископию изнутри; он указывает в той же редакционной статье, что если архиепископ Иаковос является еретиком, то он должен быть судим и низложен – кем? Его образцом и соучастником в разрушении Православия, Патриархом Афинагором? Запуганными епископами, находящимися под их началом? Коммунистически-экуменистско-модернистским доминированием «всеправославного» собрания, которое по самому своему составу (т. е. по приказу Московского Патриархата) не может даже пригласить епископов самой подлинно Православной Церкви в мире? Лучшие греческие священники, как признает отец Евсевий, просто теряют всякую надежду на то, что Греческая Архиепископия может остаться или фактически оставаться больше Православной.

Также важно, что тот же отец Евсевий, который в раннем выпуске «Логоса» дал волю поспешной и неосведомленной диатрибе против «епископов в изгнании», с тех пор посвятил значительное место сочувственным заявлениям о Русской Зарубежной Церкви. Это, по-видимому, знак того, что сегодняшнее дело православного «традиционализма», «пробуждения» или как бы мы ни называли борьбу за сохранение или восстановление Православия, если в нем есть хоть капля подлинности, должно быть тем более обращено к Русской Зарубежной Церкви, чем реалистичнее оно смотрит на остальное современное Православие.

Еще предстоит увидеть, насколько пророческим окажется заголовок редакционной статьи отца Евсевия: «Все ли мы направляемся к Русскому Синоду?» Отец Евсевий признает, что сам он не готов сделать этот шаг «по крайней мере, в настоящее время»; но как долго еще, по мнению чтущего Православие, будет существовать правдоподобная альтернатива этому пути?

Следующий текст, напечатанный здесь полностью, лучше, чем любые комментарии, раскрывает кризис совести, который в настоящее время поразил лучших членов Греческой архиепископии.

ПРОЩАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ ЕГО ПРЕПОДОБИЯ ПИТЕРА КАРРАСА
(Священник Греческой Православной Церкви Св. Димитрия, Торонто).
9 НОЯБРЯ 1969 ГОДА.

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ о Христе,

Сегодня мы собрались, чтобы почтить блаженную память нашего отца во святых Нектария, Чудотворца, поклониться его мощам и умолять его ходатайствовать за нас, чтобы Господь даровал нам Свое Царствие.

Мы здесь, в приходе Св. Димитрия, увидели благодать, которую Господь даровал Св. Нектарию, и полюбили его. Было время, когда великий Чудотворец был неизвестен в Торонто. Сегодня наша церковь заполнена теми, кто пришел выразить свою любовь и уважение к этому новоявленному светилу. Однако было бы большой ошибкой почитать святителя Нектария как чудотворца и забывать благодать, которую он имел как иерарх нашей Церкви.

Святитель Нектарий был пастырем стада нашего Господа и боролся с врагами Церкви. Вся его жизнь была посвящена проповеди слова Божия, чтобы дети Божии не были сбиты с пути и не оставили путь спасения, «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», членами которой мы являемся. Он учил, что только в Церкви мы можем найти нашего Господа, или, как он сам говорит: «В Церкви обитает Святой Дух и обильно дарует плоды Его Всесвятой Благодати. В Церкви развивается Божественная любовь к Богу, совершенная любовь и преданность Ему и непрестанное стремление к вечному единению с Богом».

Однако сатана не хочет видеть совершенную любовь и преданность нашему Господу и по этой причине непрестанно стремится отделить нас от Церкви. Святая Церковь Господа нашего постоянно подвергалась нападкам со стороны ее врагов, пытавшихся отдалить чад Божьих от их Небесного Отца. Однако Господь наш заверил нас, что «врата ада» не одолеют Церковь. Церковь никогда не будет побеждена. В этом мы уверены. Однако неизвестно, останемся ли мы и те, кто последует за нами, в святом ковчеге спасения. В значительной степени вопрос о том, сможем ли мы противостоять тем, кто хочет отделить нас от Господа нашего Иисуса Христа, зависит от того, сможем ли мы распознать врага.

Это была задача, которую взял на себя святой Нектарий. Это задача, которую мы тоже должны выполнить, если мы хотим оставаться верными нашему Господу. Недавний маневр, который широко использовал сатана, заключается в том, чтобы убедить людей, что пока человек верит в Высшую Силу, неважно, принадлежит ли он к Церкви нашего Господа или является ли он римским католиком, протестантом, иудеем или индуистом. Таким образом, верующие христиане верят, что Благодать, которую они обрели в Царстве Божием, существует и в другом месте. Часто те, кто из-за своего личного неверия потерял Благодать Божию, вместо того, чтобы покаяться и стремиться обрести благословение Божие, отделяют себя от веры своих отцов и принимают странные учения. Эти люди потеряли Благодать Божию и не могут отличить черное от белого, царство сатаны от Царства Божиего.

В таком положении оказываются многие православные христиане. Чтобы сделать ситуацию еще хуже, эти люди подвергаются воздействию так называемых православных епископов, священников и богословов, которые подтверждают свою веру в то, что нет никакой разницы между царством сатаны и Царством Божьим. Все это делается во имя Экуменического движения.

В последнее время нас завалили различными образовательными материалами из офисов архиепископа Иаковоса, которые пытаются убедить нас, что когда мы говорим, что верим «в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», мы не имеем в виду Православную Церковь, а все так называемые христианские церкви, которые существуют по всему миру. Эту новую доктрину можно найти в заявлениях архиепископа, в материалах воскресной школы и в «Православном наблюдателе», официальном издании архиепископии.

Архиепископия не только учит, что Православная Церковь не является «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью» нашего Господа, но и намеревается показать, что никаких различий не существует, постоянно принимая участие в «экуменических богослужениях». Протесты исходят со всего православного мира, но Греческая архиепископия никого не слушает. Волк надел овечью шерсть и уводит ягнят от стада. Однако пастух, вместо того чтобы раскрыть личность и опасность волка, обнимает его и называет «братом».

Во время моего рукоположения я знал, какой политики придерживается архиепископия, но я верил, что каким-то образом смогу противостоять этой попытке отделить нас от благодати Божией. Я был вашим священником более трех лет. Вместе мы боролись за строительство этой церкви. Вместе мы стремились воспитывать себя и наших детей в Православной вере. Вместе мы росли во Христе. С большой грустью я вынужден сказать вам, что я сделал шаг, который для многих из вас будет означать, что мы будем разделены. Я полюбил вас всех и молюсь, чтобы вы также любили меня. Именно потому, что я люблю вас всех, я должен сказать вам, что человек, которого мы назвали нашим архиепископом, не является пастырем Церкви. Он приступил к программе, которая оттолкнет многих людей от Церкви. Доктрина о том, что Православная Церковь не является «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью» нашего Господа, является ересью. Те, кто следует этой доктрине, отказались от веры наших Отцов и больше не могут считаться православными.

Я благодарю нашего Господа, Который открыл мне существование истинных пастырей, епископов Русской Православной Церкви Заграницей. Они дали мне разрешение основать приход под покровительством святителя Нектария на благо тех христиан в Торонто, которые не желают участвовать в этой атаке на Православную Церковь. Я заверяю вас, что я никогда не перестану молиться, чтобы наш Господь руководил и защищал вас и ваших детей.

Бог да просветит нас. Аминь.


Рецензии