Славянская фэнтези Вчера и сегодня

 

Можно сказать, что все мы были у истоков зарождения такого жанра, как славянское  фэнтези.

Лично я помню  объявление издательства «Змей Горыныч», где молодые люди в рекламной статье  писали о том, что хорошо бы, чтобы у нас тоже появились волшебные хроники о богатырях,  духах, богах славянских, сколько же можно читать книги о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Восприняла я  это с огромной радостью - наконец, и у нас будет что-то подобное, и рождались эти книги  на пустом месте, практически.

И к тому моменту  у меня были три  объёмных романа о наших богатырях Добрыне Никитиче («Воин грозного князя»), Илье  Муромце («Воин Грозного бога») и Алеше Поповиче («Воин на все времена»).

 
Чем это отличалось от былин и сказаний, хорошо всем известных?
 Жили  и воевали богатыри   в  древнем царстве у царя Гороха  по двум причинам:  сложные у меня были отношения с князем Владимиром, и  проще  они сегодня не стали,  и только древний славянский мир  можно было населить  духами, чудесными животными, волхвами и славянскими богами. А разве не так рождается сказка, сказочный роман?  Мне это казалось значительно интереснее, чем тот же 10 век, в момент правления князя Владимира. Славянская древность завораживала, манила, звала  за собой. Да и мало что тогда было написано, почти ничего, еще не
Да и действие разворачивалось в трех мирах – в небесах ( Ирий) на земле ( заповедный лес  и царский дворец) и  под землей  в Пекле, куда и попадали часто наши герои.

А вдохновил на это цикл В.Высоцкого « Песни о несчастных лесных жителях.

Песня-сказка о нечисти

В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх:
Воет воем, что твои упокойники,
Если есть там соловьи, то — разбойники.
Страшно, аж жуть!
В заколдованных болотах там кикиморы живут —
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты пеший, будь ты конный — заграбастают,
А уж лешие так по лесу и шастают.
Страшно, аж жуть!
А мужик, купец иль воин попадал в дремучий лес,
Кто зачем: кто с перепою, а кто сдуру в чащу лез.
По причине попадали, без причины ли,
Только всех их и видали — словно сгинули.
Страшно, аж жуть!
Из заморского из лесу, где и вовсе сущий ад,
Где такие злые бесы — чуть друг друга не едят,
Чтоб творить им совместное зло потом,
Поделиться приехали опытом.
Страшно, аж жуть!
Соловей-Разбойник главный им устроил буйный пир,
А от их был Змей трёхглавый и слуга его — Вампир.
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники!
Страшно, аж жуть!
Змей Горыныч взмыл на древо, ну раскачивать его:
«Выводи, Разбойник, девок — пусть покажут кой-чего!
Пусть нам лешие попляшут, попоют!
А не то я, матерь вашу, всех сгною!»
Страшно, аж жуть!
Все взревели как медведи: «Натерпелись — сколько лет!
Ведьмы мы али не ведьмы, патриотки али нет?!
Налил бельма, ишь ты, клещ, — отоварился!
А ещё на наших женщин позарился!..»
Страшно, аж жуть!
И Соловей-разбойник тоже был не только лыком шит —
Он гикнул, свистнул, крикнул: «Рожа, ты, заморский паразит!
Убирайся, — говорит, — без бою, уматывай
И Вампира, — говорит, — с собою прихватывай!»
Страшно, аж жуть!..
А вот теперь седые люди помнят прежние дела:
Билась нечисть грудью в груди и друг друга извела.
Прекратилося навек безобразие —
Ходит в лес человек безбоязненно,
Не страшно ничуть!

 И представляла и понимала я их именно в контексте  этих удивительных песен,  лесные жители  сразу ожили, стали родными и близкими. Романы стали  волшебными хрониками по следам сказок и славянских мифов. Но при всем при том они были  целостными и большими по объему творениями.  Ничего  больше не писала так легко, задорно и весело, как эту трилогию.

Чуть позднее, когда эти романы уже были готовы,   появился и сам заповедный лес с  Лешими, Русалками, Кикиморами и конечно Бабой Ягой и котом Баюном, Соловьем Разбойником и Змеем Горынычем.  Писать его было легко и весело, после этой трилогии.

У каждого из духов - героев появилось жизнеописание, но новым и для меня неожиданным было то, что  там практически не было людей.  Иногда  в заповедном и дремучем лесу появлялись основные герои, Василиса, Царь Горох, богатыри, Балда,  но у них не было главных  ролей, только второстепенные. Появилась возможность создать и проработать совсем другой мир, с его законами и порядками, и конечно я была уверена, что он будет интереснее и совершеннее, чем обычный мир. Ведь именно духи пытались его строить и  как-то сделать лучше, ярче.

Вот такой мир без людей со своим устройством странно понравился моим первым читателям, и обрастал новыми хрониками и новыми героям. Благо тогда появились многочисленные словари, были переизданы  объемные работы  А.Афанасьева и академика  Рыбакова, каких - то новых авторов, и работать было легко и весело,  они выдавали нам  недостающую информацию о славянской мифологии.

И после этой книги, в которой поместились все другие, и те,  еще  не  написанные,  они и стали формироваться, писаться, объединяться в циклы, где  не было сквозного сюжета, а повествование разворачивалось вокруг определенного персонажа.  В первой из них центром оказалась Баба Яга и Кот Баюн, потом появилась Кикимора Анфиса, Соловей Разбойник и Серый  Волк, Балда  и т.д. Туда заглядывал Кащей и молодые боги, они были тесно связаны со сменой времен года. И каждому из них приходилось биться с Кащеем, и запирать его в подземном мире, чтобы наступила весна, лето…
Действия проходили в трех мирах, реже в Ирии,  чаще на  земле и в подземном мире Пекле. А там уже было не обойтись без  Ния с Чернобогом и Велеса. Появлялись и молодые боги, связанные скорее со временами года – Коляда, Ярило, Купало, Овсень.
Чем был хорош этот  сказочный мир – там, как и во всех древних мифах не было  абсолютного зла.

 Зло конечно  врывалось в мир, и сами духи (Леший, Водяной, Кикимора, Соловей Разбойник) вовсе не всегда были добрыми, но объединившись, добро неизменно побеждало,  и каким-то образом устанавливался миропорядок. Там  формировались законы, при которых  не убивают просто так, без веской на то причины. Там  никто никого не ест, а поссорившиеся должны помириться и  действовать сообща.  В лесу (а кроме заповедного есть  дремучий и лес мертвых) по одному  не выжить. Все получается и дело спорится  только когда все вместе. И дружба в этом мире играет важную роль.

Так как у меня все время просили сказки для детей младшего школьного возраста, то появились  со временем и  отдельные сказки этакого воспитательного характера. Но они тоже вписались в жанр волшебных хроник.  « «Медвежонок Остап в заповедном лесу» проживает все времена года, знакомится со славянскими праздниками и богами,   сам принимает участие в том, что творится вокруг».  « Лунный лисенок и Медвежонок Остап» - повествование  о дружбе и  взаимовыручке  животных и духов, Снежные сказки заповедного леса, зодиакальные сказки « Тигры уходят, коты остаются» Но  действия их происходили примерно в одном пространстве,  хотя времена оказались разными.

Центральной книгой  этой серии стали волшебные  хроники « Царь Горох и кот Баюн  наступают».
Это первая книга, где главными  героями становятся люди - Царь Горох, его дочка Василиса, Дунай, другие богатыри, в частности Балда  - один из моих любимых героев,  шагнувший из сказки Пушкина. В этот мир перебрался богатырь Дунай, со временем он стал одним из главных героев.
Мне удалось написать биографию сказочного царя от его рождения и мужания до последних дней жизни. Хотя хронология его жизни часто нарушается, в зависимости от того, какое мифическое событие рассматривается,  и где оказываются герои и сам царь.

Создавать  этого образ было и легко и сложно одновременно. Кажется о нем многое уже известно, но приходилось восполнять существенные пробелы его биографии. Царь Горох  очень разный  в разных ситуациях – то хитрый и коварный, то забавный, то безрассудный.  Не могу отрицать, что  влияние

Л. Филатова, его знаменитой «Сказки про Федота Стрельца» было существенным, но это скорее проявилось  в  романе в стихах « Кот Лукоморья». А в волшебных хрониках я от того образа ушла довольно далеко.

Не обошлось и без  сказочных сюжетов – например, игра в кости с Водяным, когда царь проигрывает еще не рожденную  дочку, но  все души и герои заповедного леса, конечно же, придут на помощь царевне и спасут ее от безрассудного батюшки. Отдельная сюжетная  линия – это  отношения царя с ученым котом, которого ему добыл Дунай. Отношения между царем  и котом были сложными.   Кот быстро сбежал в заповедный  лес и поселился в избушке у Бабы Яги. Хотя порой, в тревожные дни ему приходилось во дворец возвращаться.  Но здесь все происходит по принципу, -духи  и даже черти полосатые для того и нужны, чтобы царь не отбился от руки и шел правильной дорогой.
№№№№№

Второй книгой из этой серии, где главную роль играют люди, стала книга «Герои на дороге не валяются». Мне стало  жаль, что такой классный герой, как Балда, тяготеющий к национальному герою больше, чем другие, оказался у Пушкина так  мало представлен.

Мой Балда  попадает сначала в заповедный лес, по дороге к царю. Он быстро наводит там порядок, помогая Лешему, управляется со всеми чертями (это его функция и у Пушкина), а потом попадает в царство Гороха. Он   взаимодействует  с богатырями, с которыми управиться значительно труднее, чем с чертями, это надо признать. Только у Балды все получается.

В третьей части хроник появляются славянские боги « Найди своего Медведя» - история бога Велеса, в тот момент, когда он оказался на земле,- в лесу,  на острове Буяне и в подземном мире

Конечно, я не предполагала, что   так много путей развития будет в славянском  фэнтези.  Книги о богатырях плавно переросли в цикл романов о Рюриковичах, от  древних князей до Дмитрия Донского.  Но это уже более серьезные вещи, и по времени они охватывают несколько периодов правления русских князей, которые не только от Рюрика, но явно и от царя Гороха ведут свой род.

Книги о Велесе стали основой для  Славянской саги – «Чаща Сварога», - сюжет развивается от начала времен, до первых князей. Там есть отдельное повествование и Славене, и Волхве, о Световите,  и Диве и это не предел.
А цикл «Хроники заповедного леса» периодически пополняется и сказками для детей и взрослых. Неожиданно популярной стала « Моя любимая Кикимора». Это сказки для взрослых, которые не перестали верить в чудеса.

Должна заметить, что именно Кикимора, как  связующее звено между миром людей и духов играет важную роль во всех хрониках.  Но она сильно отличается от того образа, который заложен в мифах изначально. Она шагнула и в  21 век тоже, и стала вполне симпатичной героиней современных сказок.

Мне вообще странно слышать высказывание о том, что научная фантастика  - это для взрослых, а фэнтези  для детей и подростков. Все это проверялось первоначально на старшеклассниках, в гимназии, где я работала почти 15 лет и на студентах, приходивших на практику в наши классы. Зная о моем писательстве, они просили что-то почитать. И продолжения именно этого цикла ждали больше, чем других вещей, как мне казалось более для них подходящих.
Как правило, ориентируясь  на возрастную категорию, я давала им все-таки другие романы, мне казалось, что  они должны их заинтересовать больше,  но в итоге все сходилось как раз на волшебных хрониках, и до сих пор следят в сети, спрашивают,  не появилось ли чего-то нового.
Конкурировать с ними могут только  книги, написанные на основе Античных мифов, цикл «Геката - богиня ночи», «Атлант и Зевс», «Лабиринт Минотавра»,» Созвездие близнецов»  и тд.

Но если Славянские мифы менее изученные и  менее  распиаренные понятно почему,  читаются и  остаются востребованными, то вот с греческими мифами, которые я очень люблю со студенческих лет, история для меня не очень понятная, уж столько всего  написано, что казалось бы пора остановиться. Но по количеству покупок и прочтений вижу, что это совсем не так. И более того, сегодня, в смутные времена, когда опять появляется язык иносказания, именно Троянская война становится той темой, которая позволяет нам более определенно высказаться по поводу тех или иных событий, ведь, как известно, в мире нет ничего нового,  и все повторяется.
В последнее время, когда возникают стихотворения  по темам, о которых я говорила, неоценимую роль оказывает ИИ, очень многие  песни, записанные и озвученные при его помощи, переворачивают суть  происходящего в повествовании и  становятся наглядной иллюстрацией именно в мире фэнтези. И там очень и очень много чего можно еще сделать.

Вот и вчера записала еще  одну такую песню, и сама очень удивилась, насколько актуален для нас сегодня древний миф.

Опять идёт Троянская война,
И эллины мою терзают Трою,
И царь Приам, давно лишился сна,
В долине мёртвых все его герои.
Остался только Гектор и Язон,
Предатель вор, готовится в убийцы.
Но эллины теснят со всех сторон.
И кто там с ними в этот час сразится.

Да, Афродита как всегда за нас,
И Аполлон Кассандру ждёт в объятья.
Но много их, коварство в этот час,
Всех победит, Еленино проклятье
Нас сделает слабей, молчит Парис,
Он то ли жив, а то ли нет, не ясно,
Цари, детей бросавшие своих,
Пытаются тут победить напрасно.

Ночь так темна, рассвета нет в душе.
И за Патрокла мстит Ахилл жестоко.
Нам страшно, мы измаялись уже,
И снова снится этой бури рокот.
Но статуэтку жрец опять отдаст,
Сам принесёт к воротам Одиссею.
И боги снова будут не за нас.
Но жги коня троянского скорее.

И царь Микен и Менелай молчат.
Зачем нужна нам вздорная Елена?
А Гектор погибает от меча,
И больше нам не вырваться из плена

И вдруг сам Зевс сжигает корабли,
И эллины на берегу теснятся,
И алая заря горит вдали,
И даже боги устают сражаться.


Рецензии