Антоний Шутов
По приезде в Климоуцы, опасаясь, как бы Антоний не уклонился от свидания с нами, и особенно с Михеичем, я послал к нему приглашение от лица Андрея Шульгина, – что он приехал и желает повидаться. Антоний пришел, и, как впоследствии оказалось, действительно пришел только потому, что не знал о приезде Михеича. Я вышел к нему один и занялся с ним разговором. Антоний беседовал со мной откровенно, даже не оправдывал много своего скороспешного поступка, да и не мог оправдывать предо мною, потому что мне было вполне известно несомненное его убеждение в предпочтительном достоинстве беспоповства пред поповством. Однако на мое предложение возвратиться опять в беспоповцы, Антоний не находил для себя удобным согласиться, опасаясь, что в таком случае его примут за неосновательного человека (как оно и было): «а притом, – говорил, – я теперь уже и поуверился», то есть в правоте поповцев. Полагая, что сердце его лучше смягчится, если Михеич попросит у него извинения, я сказал ему, что и Михеич сюда приехал. Антоний ответил: ну что же что приехал ? Я просил повидаться с ним. Антоний не хотел, и едва-едва успел я убедить его на это. Михеич вошел, стал ему кланяться и просить прощения, обещаясь все исполнить, чего он пожелает, лишь бы воротился в Пруссию. Антоний сказал ему только: снявши голову, опять ее не наставишь! Встал и ушел. Этим он явно показал, сколько на него подействовал жестокий и несправедливый поступок Михеича. Михеич прожил в Климоуцах неделю; потом уехал обратно в Пруссию и с тех пор никогда уже с Антонием не видался. Вот какой сделался разрыв дружбы двух кладбищенских друзей! Я остался в Климоуцах и прожил там месяца четыре слишком. Как только проводили мы Михеича, Антоний вдруг явился к нам в гости, и не было той недели, чтобы он у нас не побывал раз или два. Однажды он принес нам в подарок от Павла белокриницкого яблок более меры,– едва донес, запыхался.
Вскоре после отъезда Михеича, когда Антоний уже несколько раз побывал у насъ, я по какой-то надобности послал к нему о. Иoacaфa еще с одним жившим у нас беспоповцем. О. Иоасафъ нашел Антония в хлебной, занимающего должность хлебника (впрочем, ему дан был и помощник). Антоний встретил о. Иоасафа словами: «Вот, про меня говорят, что я перешел в Белую-Криницу ради епископства; а я, видишь, в какой должности,– в хлебне служу: значит, я перешел не из желания быть епископом!». О. Иоасаф был человек не плохой, – вдруг ответил Антонию на его слова такой речью: «Ну, что про это, о. Антоний, говорить? Неужто мы такие люди, чтобы подать на себя подозрение в честолюбии? Перешли, да и прямо в епископы! Вот побудем денька два хлебником, да в келарне послужим денька два, да за вратаря побудем с денек, да и в церковных чинах по недельке в каждом побудем: а потом и в епископы! Нас и нельзя будет подозревать, что мы перешли ради чести епископского сана». На эти слова Антоний не ответил ничего.
Был однако случай, когда Антоний едва не распрощался с Белой-Криницей. В Белокриницком монастыре был обычай во время братской трапезы читать Четии–Минеи, собранные из великих Миней Димитрием Ростовским, в которых имя Спасителя печатано с двумя гласными буквами в начале: Иисус, хотя, разумеется, старообрядцы читали и здесь по своему – Исус. Вот против этого-то чтения Четиих-Миней в трапезной и восстал Антоний со всею ревностью. Он говорил Павлу, что трапезное чтение начинается по благословению священническому, оно подобно чтению церковному: как же можно читать книги, в которых написано Иисус! И до того Антоний возревновал, что готов был совсем уйти из Белокриницкого монастыря, если его не послушают. Сколько Павел ни был в своих мнениях настойчив, особенно когда дело касалось принятого в монастыре порядка, однако из опасения, как бы Антоний не возвратился опять к беспоповцам и не наделал неприятной для Белокриницкого монастыря молвы, он уступил Антонию и отменил чтение Четиих-Миней за трапезою. Антоний, после этого своего подвига, бывши у нас, рассказывал о нем с похвалою себе.
Итак, в бытность мою в Климоуцах, по переходе Антония в Белокриницкий монастырь, он часто посещал меня и всегда мы беседовали мирно. Только однажды он вызвал меня с укоризною сказать ему, что он не по убеждению отступил от своего согласия. Причина тому была такая. Антоний позволил себе быть орудием недобросовестных действий Павла белокриницкого на мои религиозные убеждения: он осмелился предложить мне от лица Павла такие же обещания, какими, очевидно, и сам увлекся. Но когда я ревностно и с укором ему отразил предложение, Антоний предо мной извинился, и впредь обещался так не поступать. Между тем пора мне было ехать в Пруссию, в свой монастырь, из которого Михеич уже вышел и поселился отдельно. Пред отъездом Антоний пришел проститься со мной. Мы расстались мирно. Я только просил Антония, чтобы он погодил принимать хиротонию: «когда еще ты не принял сан епископа, – говорил я, – тебе удобнее рассуждать, на которой стороне истина; а по приятии сана ты связан будешь тем саном, и едва ли хватит у тебя настолько сил, чтобы тогда свободно рассуждать». Антоний, по-видимому, на мое предложение был согласен. Но если бы и хотел его исполнить, мог ли он выстоять против Павла? Когда он еще не был в его руках, и тогда не мог отклонить от себя его влияние; а теперь он оставался в полной власти у него. И действительно, несколько месяцев спустя по моем отъезде из Австрии, я услышал, что Антоний уже поставлен в епископа и послан в Россию.
Вы спросите, может быть: почему Павлу так хотелось послать Антония епископом в Россию? разве он не видел из поступка Антония по поводу Четиих-Миней, как крепки в нем беспоповские убеждения? О убеждениях Антония Павел мог думать, что со временем он оставит их; а пользы от него в России Павел мог надеяться большой. Он, конечно, предполагал, что когда Антоний, бывший казначей столь знаменитого у беспоповцев Преображенского Кладбища, приедет в Россию архиереем, за ним беспоповцы потекут рекой. Но эта надежда не оправдалась. Беспоповцы не только не потекли за Антонием рекой, но даже никто из них, кроме некоей Тихоновны, его кумы, к поповцам не перешел. А это случилось по следующим причинам. Во-первых, Антоний был определен в казначеи на Преображенское Кладбище не по желанию самих кладбищенских и не за какие-нибудь услуги Кладбищу, а только из уважения к Федору Алексеевичу Гучкову. Во-вторых, он никакой начитанности книжной не имел, даже и грамота его не соответствовала кладбищенской, как это беспоповцам хорошо было известно: он не умел прочитать по надстрочным знакам не только канона, но и псалма; над его чтением все кладбищенские, кто слышал, смеялись. Повернее читать его учили уже в Австрии в беспоповском монастыре. Вообще, к его начитанности кладбищенские и все московские беспоповцы никакого доверия не имели, потому и переход его никого в религиозных убеждениях поколебать не мог. А притом вспыльчивость его и привычка употреблять иногда слова неприличные многих от него отвращали. Известна была еще его наклонность к честолюбию: она-то и заставляла его изменять даже свои религиозные убеждения, что доказывается его переходом без всякого рассмотрения из православных в беспоповцы, потом из беспоповщины в поповщину, и всем его поведением в отношении к Окружному Посланию. Имел Антоний и добрый нрав – не копить денег, что, как слышно, было в нем до самой его кончины.
Нужно прибавить еще, что истребленная Павлом в Белой-Кринице моя выборка из «Щита» об Австрийском священстве, скоро появилась в печати (было напечатано в Пруссии, в нашей типографии, пять тысяч экземпляров) и проникла в дальние концы России: она также много способствовала тому, что удержала беспоповцев от последования примеру Антония, и даже некоторых из поповцев уклонила в беспоповщину.
По поставлении Антония в епископа, я виделся с ним дважды в Москве, – последний раз у Бровкина случайно: туда я пришел к Илариону Егоровичу Ксеносу, туда же приехал неожиданно и Антоний. При обоих свиданиях Антоний был со мною любезен.
Вот, что я знаю об Антонии, то вам и написал. Воспользуйтесь написанным, как благорассудите.
Свидетельство о публикации №225050101467