II. Разговор о вере с именуемыми по Спасову соглас

Для не знающих, что есть Спасово согласие, нужно прежде объяснить, каких принадлежащие к оному держатся религиозных понятий и действий. Спасово согласие не имеет священства, но управляется простыми и неосвященными стариками, а по случаю и старухами, равно как и все перекрещеванцы. Разность их от перекрещеванцев состоит в том, что они принимают приходящих от Православной Церкви не перекрещевая, но точию с отрицанием ересей; и, однако же, о Церкви Православной разумеют согласно с перекрещенцами, т. е. не исповедуют в церковных тайнах благодати святого Духа, ниже в самом крещении. А «глухая нетовщина» много имеет и от своих нетовцев различия: службы не исправляет, без крещения надеется спастись – слезами, и другие многие различные несообразности. Но нам теперь слово не о ней; разговор состоял со спасовыми о различии приятия от ереси. Доказывая нам, т. е. поморцам, что крещение еретиков трехпогруженцев приемлется без повторения, спасовы указывали на 7 правило Второго Вселенского Собора и Шестого Вселенского Собора на правило 95. Этим они обессилили наши доказательства от соборного уложения Филарета патриарха Московского, на которое поморцы всего более опираются, так что нам оставалось не нетовщину обличать, зачем они принимают церковное крещение, а скорее себя оправдывать за перекрещивание; в оправдание и приводили мы правило Василия Великого 47-е, где еретиков трехпогруженцев повелевается перекрещивать, и Киприанов Собор, повелевающий всякого еретика крещати. Могли бы мы, правда, указать спасовым, что и в 7-м пр. Второго Вселенского Собора и в 95 Шестого, на которых они утверждаются, повелено миром помазывати приходящих от ереси, чего у них, спасовых не бывает, но в толкователях на 95 правило Шестого Вселенского Собора велит и без помазания приимати, на что нетовцы и могли бы в ответ нам сослаться: посему приводить свидетельство о миропомазании было неудобно. Наконец мы нашли указание весьма сильное для поражения нетовщины: и в тех случаях, когда приходящих от ереси в Церковь миром не помазывали, все же, однако, по проклятии ересей, молитвами иерейскими и возложением рук навершали недостающее в еретическом крещении и миропомазании, как говорит правило Тимофея Александрийского: «возложением руку пресвитерску и молитвою весть приходити Дух Святой». А этого у спасовых нет: потому и разговор мы повели именно об этом.

«Первый чин еретиков, спросили мы, приемлемый под крещение, прежде крещения проклинает ереси или нет?» Они сказали: «Проклинает». – «А второй прежде помазания?» Они сказали: «Также проклинает». Мы спросили: «Еретики сии пред крещением, или пред миропомазанием чрез проклятие ересей получили оставление грехов и дар св. Духа, или не получили?» Они ответили: «Нет». – «Так видите, – сказали мы, – проклятие ересей не есть еще вход в Церковь и подаяние даров сыноположения и обручения даров святого Духа; проклятие есть выход из ереси, а не вход в Церковь; и вход в Церковь и сообщение даров сыноположения и обручения иное есть действие, или крещением, или миропомазанием, или возложением руку священническу и молитвами подаемое. Вы в Церкви Российской в крещении исповедуете ли оставление грехов?» Они сказали: «Нет». Получается ли в ней дар сынотворения и обручения?» Говорят: «Нет» – «Когда к вам приходит кто-либо от Церкви, чрез какое действие эти дары у вас принимает? Покажите форму вашего приема; – как вы приемлете и чем восполняете то, чего в Церкви не преподано?» Им показать было нечего, потому что иерея нет, и действия никакого нет, чрез что бы подать дары святого Духа. И начали отказываться от показания чиноприема разными образы. Хотя и до жарких слов дошло со стороны слушателей, однако все-таки они приема форму не показали.

Вот таковым-то образом все церковные хулители благодати, подаемой во святой Церкви отмещутся, а у себя ничего не имеют, ни таинств, ни ключей неба, ни раздаяния даров святого Духа. Все хлопочут, учат, к себе зовут, – у нас Церковь, у нас спасение; а на деле и личины-то образа церковного нет.


Рецензии