IV. Беседа о том же предмете, сиречь о хиротонии,

Семен Семенович с Иларионом Георгиевичем предложили нам вопрос: «По заповеди Христовой для спасения человеческого необходимо священство: почему оного не имеете?» – От прямого вопроса деваться было некуда, да и не любил и действовать не по совести, уклоняться намеренно в сторону от предметов рассуждения; притом же и сам я уже проповедовал тогда вечность Церкви и молился Богу, чтобы открыл, где Святая Его Церковь обретается. Посему я прямо ответствовал вопросителям, что неимение священства есть наша скудость, и мы сознаем этот недостаток свой; мы сознаем, что Церковь Христова должна пребывать вечно, но не знаем, где она обретается; хотим быть при Церкви, но не хотим без познания и уверения пристать к какой бы то ни было; думаем, что пока Бог откроет, лучше так молиться и просить Бога, нежели пристать к Церкви, которая нам кажется ненадежной. Если у вас обретается истинная, вечная, неодоленная вратами адовыми Церковь, докажите нам от писания и тогда мы согласны будем пристать к ней. Беспоповцы все подтвердили мое предложение. Таким образом, Семену Семенову истязовать нас за неимение священства стало нельзя; а нужно было доказывать правильность своей Церкви и иерархии.

Я почал разговор от Евангелия, от обетований Христовых о вечности Церкви. Скоро дошла речь до прекращения иерархии у старообрядцев на двести лет. Семен Семеныч стал оправдывать сей перерыв примером Церкви ветхозаветной: как здесь во время плена Вавилонского огнь сеновный претерпел временное изменение в воду; так будто бы и благодать новозаветного священства в Церкви Грекороссийской на время претерпела изменение, была что-то ино, – не святой, не освящающей, недействующей, недостаточной к пресуществлению таинств, но потом та же недействующая благодать, пришедши к ним, пред их жертвенник, в приеме митрополита Амвросия, получила силу, действо, вид, аки чрез воскресение. Наш ответ был таков: благодать оставляет еретиков, а не изменяется в несвятость, в бессилие и недейсгвие; ежели приписывать благодати Божией изменение на бессвятие, бессилие, бездействие: это будет хула на благодать Святого Духа. О сем предмете много было представлено доводов, свидетельств и примеров. Семен Семеныч как ни старался защитить себя, но должен был сознаться, что почитать Духа благодать изменяемой невозможно. Тогда он решился дать беседе иной ход, чему я, со своей стороны, не препятствовал.

Разговор поведен был от начала проповеди Христовой. Я спросил Семена Семеныча: «Христос обещал, что создаст Церковь и врата адова не одолеют ей; по сему непреложному Господню обетованию Церковь и должна быть неодоленна: а если неодоленна, то должна быть и вечна?» Семен Семеныч ответил: «Так точно». Я сказал: «Вечность тогда только может принадлежать Церкви, когда пребудет она в целости неразрушимой, такова, какою создана?» Он опять подтвердил: «Так точно». Я продолжал: «Притчей о десяти мнасах, данных рабам, Господь показал, какову Церковь, с каковыми чинами и дарами силы Духа созиждет. Феофилакт святой в Благовестнике ту притчу толкует на три чина священства – епископа, пресвитера и диакона, их же глаголет ни больше лепо быти, ни меньше». Семен Семеныч подтвердил и это. Я спросил далее: «Обетование Христово дать мнасы когда исполнилось совершенно?» Семен Семеныч сказал: «Христос апостолом повелел не вступать в проповедь, но сидеть в Иерусалиме, д;ндеже облекутся силою свыше. По этому явно, что в день Пятидесятницы апостолы получили все дары Духа». Я сказал: «Так; и той благодати излиянной на апостолов, по их кто были приемницы?» Он ответил: «епископы». «Справедливо, – говорю; – епископам вполне преподана благодать хиротонии и по их главам, от единого на другого аки река изливалась». Потом спрашиваю: «А пресвитеры не могли других хиротонисать?» Он ответил: «Не могли». «Они подобны, – говорю я, – от реки заливам: к ним приходящие пиют благодать и насыщаются, но струя от них не истекает, понеже не могут иным той преподательной силы, юже сами источают, преподать». Семен Семеныч сказал: «Так, иереи не имут воздательной благодати». Я продолжал: «Та благодатная река протекала по главам епископов тысящу лет; тогда римский папа за введение ереси отсечен от соединения церковного и благодатная струя тамо в Римской Церкви, дальше не потекла». Семен Семеныч сказал: «Так». «А у восточных, – спрашиваю, – и в России потекла дальше, или нет»? Он отвечал: «Да, до Никона патриарха дотекла та струя». – «А сюда ближе, – спросил я, – по Никоне патриархе, потекла ли та благодатная струя в Церкви Греческой и Российской?» – «Нет, – говорит, – не потекла: ереси преградили ей течение»7. Я спрашиваю: «потекла ли к вам?» Помявшись несколько времени, Семен Семенович сказал: «И к нам не потекла». – «Что же, – спрашиваю, – совсем она высохла?» Он отвечал: «Нет, не высохла». Тогда говорю я: «В Российской и Греческой Церкви, со времен Никона патриарха, благодатная струя хиротонии не течет, и у вас ее нет, и не высохла: так где же она»? Семен Семеныч по некотором молчании громким, выразительным голосом воскликнул: «Не знаю»!..

Беспоповцы сознают, что благодати хиротонии нет у них; поповцы, сколько ни мнутся, а должны также сказать с Семеном Семенычем, что и к ним не потекла та благодатная струя и где целых двести лет она шумит течением, не знают! Это не знаю, услышишь, кого ни спроси из старообрядцев о хиротонии, – поповца, или беспоповца. Где в последние двести лет преподается власть вязать и решить грехи? Не знаю! Где сохраняется данная епископам власть освящать миро? Не знаю! Где преподается благодать священнодействия? Не знаю! От этого не знаю старообрядцам, одно избавление – в приятии православия; а иначе освободиться от незнания старообрядцу невозможно, и громкий возглас Семена Семеновича: не знаю, будет звучать, доколе раскол будет существовать...


Рецензии