VII. О именуемой глухой нетовщине, или Спасовом со

Нетовщина во многих обретается губерниях, а наиболее в Казанской, Симбирской, Самарской и Саратовской, – здесь находится ее корень. Учение нетовщины о Церкви православной, о таинствах, о явлении пророков Илии и Эноха, о духовном антихристе ничем не различествует от учения всех перекрещеванцев. Разница в том лишь заключается, что в нетовщине приходящих от Православной Церкви не перекрещевают, и это делается, как ниже будет показано, не из уважения к правильности православного крещения, которое у них, как и у всех беспоповцев, за крещение не почитается, а по иным соображениям. Затем от прочих беспоповских согласий Нетовщина имеет следующие отличия: исповеди не бывает, в службе – вечерни, утрени, часов, молебнов не совершается, а только читается псалтирь с молитвами и канонами, да кладутся поклоны по лестовке; еще наружной строгостью жизни нетовщина превосходит другие беспоповские согласия, требует воздержания с похулением Божией твари, как то: но есть ничего, приготовленного в дрожжах с хмелем, картофеля и прочего; а наипаче заповедует не носить ничего пестрого, не только цветистого, но и простой сельской пестряди, или выбойки. Это последнее правило составляет, кажется, сущность всего учения нетовщины, как ниже от формы чиноприема в сию секту видно будет. Нетовские ревнители и поговорку имеют: «На ком рубаха пестра, знай душа его антихристова сестра»; и еще: «Что ни пестринка, то сидит бесинка».

Нетовщиной прозвали эту секту покрещеванцы за то, что нет у ней ни единого таинства, и самого даже крещения. А когда нетовщина в препирательстве бывает угнетена от покрещеванцев, что и церковного крещения не признает, и своего не имеет, без крещения же, по Господню слову, внити в Царствие Божие невозможно (от Иоанна Зач. 8): нетовцы обыкновенно ответствуют: «уж как Спас! на Спасову милость полагаемся!» Отсюда происходит другое название секты: Спасово согласие, которое дают себе сами нетовцы; они любят также называться: по спасовой милости.

В оправдание свое, что не имеют крещения, нетовцы указывают на те места из поучений святых отец, где говорится, что слезами очищаются грехи и именуются слезы как бы вторым крещением. Этим хотят оправдать и утешить себя нетовцы в лишении крещения; а того не рассудят, что слезами в покаянии очищаются грехи, соделанные по крещении и первого крещения сие второе – слезами заменить не может.

В своем учении о таинстве крещения нетовцы показуют недоуменность и колебание между словом Иоанна Дамаскина, воспрещающего повторение православного крещения и называющего сие повторение христораспинательством (книга 4, глава 9), и соборным изложением Филарета патриарха Московского, повелевающего всех еретиков крещение не в крещение вменяти, и крещенных сим крещением перекрещивати. Последуя соборному положению патриарха Филарета, нетовцы крещение Православной Церкви за крещение не приемлют, а боясь греха христораспинательства, по слову Иоанна Дамаскина, и повторять оное опасаются. Таким образом, их недоумение избавляет их от греха повторять крещение над крещенными в Православной Церкви, хотя таковых и не признают они истинно крещенными. Но как поступать со своими новорожденными младенцами? Сами крестить – боятся второго апостольского правила, в Церковь Православную нести – боятся мнимой ереси, без крещения оставить – боятся Христова прещения: «аще кто не родится водою и Духа не внидет в царствие небесное" (Ин.3:5), – да и от людского укора будет невыносимо В такой великой крайности решаются нетовцы на то, что крестят младенцев у православных священников, на таковой случай есть у них и поговорка: «Хоть еретик да поп»; но при этом употребляют предосторожности, чтобы православное крещение, почитаемое у них еретическим, не вменилось в крещение: когда младенца понесут в церковь, к тому времени припасают они блинов, лепешек и раздают старикам и старухам, – просят помолиться, чтобы крещение не вменилось в крещение. И за это, что нетовцы, хоть с крайним лицемерием, даже кощунством отдают своих детей на крещение православным священникам, терпят они великое от покрещенцев укорение. В ответ им нетовцы имеют готовое слово, обличающее всю их грубость и невежество: «Хоть и сатана (крестит) да в ризах, а не простой мужик, дорого три погружения». Зрите ревнители раскола, да какого нечестия, кощунства и ожесточения доходят собратья ваши по отчуждению от Церкви в препирательствах даже между собою.

Кроме указанного лицемерного обращения к Церкви за получением невменяемого в крещение крещения, нетовцы всячески стараются избегать с нею каких бы то ни было сношений, особенно же стараются спасти своих покойников от церковного погребения. Церковных вообще называют они мирскими и кто с ними находится в сношении, тот по их выражению мирщит. Самый раскол нетовцы, также и перекрещенцы, скрывают под именем удаления от мира.

Молодых людей нетовцы не принимают в свое согласие: «Погоди, говорят, ты еще не вынесешь, в мир уйдешь», т. е. в церковь, венчаться. Не принимают и женатых, пока у них родятся дети, а имеют их в числе оглашенных, потому что и тем нужно ходить к священнику за молитвой, да и детей родить в их удаленном от мира обществе почитается неприличным.

Переход в нетовщину совершается таким образом: приходящий должен надеть непременно одноцветную рубашку (больше белую); нижнее платье, пояс и вся вообще одежда непременно также должна быть одноцветная, а маковка на голове прострижена. Потом старик спрашивает: со усердием ли приходишь и без сумнения к нашей Соборной и Апостольской Церкви? – Приходящий ответствует: без сумнения и с усердием. За сим от него требуется обещание наблюдать их обычай, «рубах пестрых не носить и мешков пестрых не шить». Приходящий обещевается и кладет начал – семь поклонов. Тем весь чиноприем и ограничивается. Начал, составляющий в нем главное действие, не есть какой-либо таинственный обряд, а только обряд входа в церковь, или в келию; но у беспоповцев вообще, за неимением священства, он заменяет многие священные действия, как-то: оглашение перед крещением и прием от иных согласий, не подлежащих перекрещиванию. Обещание не шить пестрых мешков нетовцы взяли из древних уставов общежительных. В них требовалось к приненным от мира вещам и пестрым влагалищем не иметь пристрастия исшедшему из мира; но и там, в вопросах к приходящему иноку того не положено; а нетовцы это поставили главным требованием приходящему в их глаголемую церковь и многих несведущих, темных людей прельщают, показуя себя в таких ничтожных мелочах ревнителями строгой жизни.

От нетовщины произошло, как отрасль ее, самокрещенство. Некоторые из нетовцев, убедившись, что принять крещение необходимо, но на принятие обрядов перекрещенских, пения, служб, исповеди, не соглашаясь, желая, напротив, сохранить свои собственные, начали сами себя крестить; отсюда и название самокрещенцы. Общество их называется иначе бабушкиным согласием, потому что при самокрещении не употребляется никакого обряда, а совершается только погружение, подобно тому, как действуют при крещении повивальные бабки.

Две описанные мной секты: нетовщина и самокрещенство, достаточно показывают, до каких нелепостей дошел раскол в своем отчуждении от Церкви. Аввакум, Никита, Лазарь оторвались от Церкви под изветом акибы за введение ею тмочисленных ересей; а их последователи, не умея показать законной причины, за что отделяются от Церкви, виной отделения поставляют (как видно из их приема) пестрые рубахи и мешки, и того ради крещения себя лишают, и странно некако сами себя крещают. Бедные, слепотствующие люди!


Рецензии