Довольно, польским интервентам выступать в России

Протоиерей Павел Ходзинский, декан Богословского факультета ПСТГУ, – 1 июня 2017 года изволил выпендриться на защите своей диссертации по теологии.

Собственно, это его характерная черта, можно сказать, манера – вести себя на публике подобным образом, раздувая облака угара вокруг своей персоны, – пускай, все мы разные, – но прямо сейчас мы обсудим конкретный случай.

Засвидетельствуем, что же именно он сказал:

«На защите, возражая оппонентам, я говорил о том, что одним из методов, признанных научными, является самонаблюдение в том или ином виде. Такой метод широко применяется, например, в психологии. Так вот теология ; это своего рода саморефлексия Церкви».

Ох уж эти экуменистические бесы, с их психологизмом!

Что же. Если Павел Владимирович действительно был готов защищаться на языке психологии и философии, – по сути, междисциплинарный подход, на стыке двух гуманитарных дисциплин, соответственно, мы и будем рассуждать в определённом предметном поле.

Вот только, подходит ли это самое "поле", которое можно назвать от силы лишь экспериментальным, к теории и аргументации богословских исследований?

Не так давно, уже и в публичном пространстве поднимался вопрос: возможно, целесообразным будет ввести в школьную программу обязательный предмет – "логика"?

Безусловно, это так, и наш следующий опыт с высказыванием Павла Ходзинского будет аргументом к необходимости этого решения.

Разберём каждое слово, отпущенное деканом Богословского факультета ПСТГУ в рамках потуги ума, а затем проведём перекрёстный анализ и параллельное сравнение, чтобы дойти до сути, – и тогда, мысль протоиерея предстанет таковой, какова она и есть.

И посмотрим, будет ли  предложение использовать данное предметное поле как своеобразную "подложку" для богословских исследований столь заманчивым после произведённых логических операций.

Приступим!

1) "На защите",  – прекрасно: Павел Владимирович признаёт, что отпускает мысли вслух, подчиняясь протоколу защиты научных диссертаций в Российской Федерации.

2) "Возражая оппонентам", – и понимает, что его аргументация будет важна только в рамках защиты, то есть, аккредитации научной работы.

3) "Я говорил о том, что одним из методов, признанных научными, является самонаблюдение в том или ином виде", – опа!

Ошибочка вышла.

Павел Владимирович не владеет даже тезисным пониманием предмета, – научного предмета, науки в широком смысле, в значении "вида деятельности", принадлежности к чему-то, что подчиняется внутренним законам, – законам, из которых и формируются критерии научных исследований.

Что же есть "самонаблюдение", если обратится к этимологии слова?

Слово "самонаблюдение" образовано от двух частей: "само-" и "наблюдение".

1. Само-: Этот приставочный элемент указывает на действие, которое касается самого себя. В данном контексте это подразумевает, что наблюдение происходит за собственными мыслями, чувствами или поведением человека.

2. Наблюдение: Это слово происходит от латинского "observatio", что означает "внимательное рассмотрение" или "наблюдение". В русском языке оно связано с глаголом "наблюдать", который указывает на процесс восприятия чего-либо с целью получить информацию.

Таким образом, "самонаблюдение" можно понимать как процесс внимательного рассмотрения и анализа собственных внутренних состояний, мыслей и действий. Это явление часто применяется в психологии и философии для саморазмышления и понимания своих реакций и мотиваций.

Самонаблюдение как метод научного исследования вызывает интересные вопросы о соответствии критериям эмпиристических методов. Рассмотрим это подробнее.

1. Эмпиризм.

Эмпиризм подразумевает, что знания получаются через опыт и наблюдение. В этом контексте самонаблюдение можно рассматривать как форму эмпирического метода, поскольку оно включает в себя активное восприятие и анализ собственных внутренних состояний и реакций. Однако, важно отметить, что самонаблюдение является субъективным процессом, и его результаты зависят от интерпретации наблюдателя.

2. Объективность и воспроизводимость.

Критерии научного исследования требуют, чтобы данные были объективными и воспроизводимыми. Самонаблюдение, будучи личным и субъективным опытом, может не соответствовать этим критериям. Результаты одного человека могут не быть универсальными для других, и они могут быть подвержены искажению из-за предвзятости или эмоционального состояния наблюдателя.

3. Методологические ограничения.

В рамках научного исследования самонаблюдение может использоваться в качестве вспомогательного метода, но оно обычно не является основным способом получения данных. Чаще всего в научной практике применяются количественные методы, которые позволяют собрать более объективные и проверяемые данные.

4. Применение в психологии.

В психологии самонаблюдение может быть полезным инструментом для понимания себя и своих реакций, особенно в контексте терапии или саморазвития. Однако, в научных исследованиях обычно используются более строгие методы, такие как опросы, эксперименты и наблюдения, которые обеспечивают большую надежность и валидность данных.

«Такой метод широко применяется, например, в психологии.»

Вот именно, Павел Владимирович. В этом-то всё и дело: хотя самонаблюдение может быть полезным для личного роста и понимания, оно не полностью соответствует критериям эмпиристических методов и научного исследования в строгом смысле.

«Так вот теология; это своего рода саморефлексия Церкви.»

Что есть Церковь Христова?

Помните, замечательные слова апостола Павла:

«И вы – тело Христово, а порознь – члены.» (1Кор. 12:27)

Нет, Павел Владимирович.

Церковь это не секта, которая хвалится собой.

Церковь – это Тело Христово. Она создана Иисусом Христом ради богообщения, духовной жизни, ради спасения человеков, во Имя Христово, ради любви Его к нам, по промыслу Божиему о человеке.

Чтобы человек, созданный по образу, стал и по подобию Его.


«Наше ли дело, лезть в чужие дела?»

Бог поругаем не бывает.

А вы в России, господа.
В уделе Матери Божией, под Её омофором, злодействуете.


«Знает каждый дурак,
Если себе не враг,
Ссориться не стоит с теми
Кто сильней».

Ведь Кто сильней?


Нет, евреи, вы не замените русских в России, и не удастся экуменистическим бесам эта сладкая для них затея подмены понятий в русской богословской мысли.

Бог поругаем не бывает.

Да и, обращаясь к одному иллюстративному фильму о сюжете из русской истории, хочется напомнить:

– России эти поляки, – уже поперёк горла.

Если уж они сами так упорно встают по отношению к русской истории именно в направлении 180 градусов, уподобляясь, видимо, своему историческому опыту, который они так и не смогли пережить.


2025


Рецензии