Человек
Современное развитие науки и техники существенно меняет жизнь человека. Естественно, характер спасения также должен быть иным, иначе он не спасается.
Чтобы сегодня определить путь спасения человека, необходимо понять, зачем Бог его создал и как он устроен? В этом состоит цель данного исследования, но поскольку эта задача весьма сложная при этом на Вселенских Соборах антропология не рассматривалась, то истинность её решения проблематична. В связи с этим такое исследование представляет собой поиск истины, который основан на обобщении и систематизации современного опыта, вполне позволяющего повысить уровень познания природы человека.
Что говорится в книге Бытие о создании человека?
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему...» (Быт. 1, 26).
Что такое «образ» и «подобие»? Образ это общее восприятие чего-либо. У нас же нет восприятия Бога, поэтому образ в этой ситуации является нашим общим осознанием Бога. Какие Его свойства являются образом? Бог нам представляется Всемогущим невидимым Духом, который управляет миром.
«Бог есть Дух...» (Ин. 4, 24).
Это означает, что Он не видим и везде присутствует.
«...Рожденные от Духа есть дух» (Ин. 3, 6).
«...И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живою» (Быт. 2, 7).
Бог вдунул дух в человека, который есть дыхание его жизни, т.е. он управляет его жизнью. Без духа человек представляет собой животное, не имеющее самоуправления. Таким образом, человек есть дух. Если Бог Дух управляет миром, то человеку как духу Бог дал для управления душу и тело, чтобы он выполнял Его волю, которая состоит в обуздании гордыни.
Что же такое «подобие»?
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его...» (Быт. 1, 27).
О «подобии» не сказано, поскольку оно образуется, на пути покаяния. Этот процесс именуется «обожением».
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 15-17).
«Едемский сад» это совершенное состояние души человека, которое он должен хранить. Если он вкусит плод древа познания добра и зла, то «смертью умрет». «Смерть» необходимо понимать как утрату духа, который по существу, теряет свою силу, когда в душе образуются греховные силы под влиянием «змея», находящегося в ней по воле Бога. Обычно же человек, обуздавший страсти по существу, не умирает, а переходит в духовный мир.
Вполне очевидно, что Адам вкушает плод не по своей воле, а под влиянием могущественного дьявола и, естественно, становится его рабом. В процессе грехопадения душа человека заражается страстями, которые вытесняют дух, поэтому у него нет свободы. Присутствие же змея в душе человека попущено Богом, следовательно это не испытание Адама, как обычно толкуется эта ситуация и не грехопадение, а путь духовного развития человечества, изначально установленный Богом.
Как происходило вкушение запретного плода?
Прежде всего, отмечено, что «змей был хитрее всех зверей...» (Быт. 3, 1).
Это означает, что змей не просто говорил, но еще и влиял на состояние Евы, чтобы дерево привлекло её. В результате она с интересом воспринимала его.
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6).
Адам тоже ел, поскольку Ева передала ему своё состояние. Так что они не способны были решать вкусить или нет запретный плод.
Изгоняя их из рая «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).
Тело человека это способ его существования в физическом мире, поэтому, естественно, телу необходимо соответствующее внимание для успешного спасения, поэтому любое чрезмерное его ущемление недопустимо.
Такая же общая позиция раскрывается в Книге Иова, который строго следуя заповедям Бога, успешно прошел все испытания и предложил вывод:
«...Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21).
(Иов жил в 2000 году до н.э).
Следование такому выводу остро необходимо современному человеку, чтобы его спасение было успешным.
Люди времен Моисея не были способны понять запрет на вкушение плода, поскольку их уровень знаний был очень низкий. Моисей родился в 1600 году до рождества Христа. Господь беседовал с ним на горе Синай и дал ему законы для людей Израиля, которых Он вывел из Египта.
Если бы запрет был трагедией, то Бог не призвал бы людей:
«...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Быт. 1, 28).
Понимание этого открывается, если осознавать, что Бог управляет поведением человека и все Его действия совершенны.
«Древо добра и зла», «древо жизни», Херувим с пламенным мечом, охраняющий путь к «древу жизни», все это символика внутреннего мира человека, но как сегодня её понять? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть реальную духовную практику современного христианина.
Он вполне осознает, что рождается с множеством страстей, которые побуждают грешить. При этом если он не преобразует их в благодатные силы, то не спасается. Следовательно, он уже должен понимать, что вкушение запретного плода это начало пути познания добра и зла.
Бог также предупреждает, что «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7).
Естественно, до начала спасения человек не способен был это делать, но ему необходимо было стремиться к этому, поскольку пришествие Христа предсказывалось и сегодня это понятно.
Для современного духовного осмысления природы человека необходимо понимать библейскую историю убийства Авеля.
«Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8).
Бог сказал ему: «...ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.4, 12).
«И пошел Каин от лица Господня...» (Быт.4, 16).
Каин, отрицая Бога, начал познавать физический мир. Авель же был устремлен к служению Богу и познанию духовного мира. Когда Авель был убит, Ева «родила сына, и нарекла ему имя Сиф, потому что говорила она, Бог положил мне другое семя вместо Авеля» (Быт. 4, 25).
«У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4, 26).
Итак, образовалось два пути познания жизни, духовный, признающий Бога и научный, отвергающий Его. Последнее столетие наука с огромной силой влияет на разум людей, лишая их веры в Бога. Бог это попускает, чтобы люди учились понимать, что вера должна процветать с развитием науки. Примером взаимодействия духовного и научного познания являются выводы, к которым приходит современная нейрохирургия мозга человека. Оказывается, что речевой центр мозга обладает силой, которая позволяет управлять всем телом. Например, если человек говорит себе, что он не в состоянии выполнить какую-либо работу, то его тело подчиняется этим словам. Если же человек не смотря даже на возраст, говорит себе: «я молод, я способен», то его нервы оживают и получают энергию для деятельности. Таким образом, человек может управлять своим словом состоянием всего тела. Этот опыт вполне согласуется со Священным Писанием:
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).
«Язык – огонь… язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело» (Иак. 3, 6).
Можно также вспомнить:
«...Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3, 2).
Христос призвал:
«Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15).
Можно предполагать, что если ввести в речевой центр мозга слова покаяния, веры, а также Иисусовой молитвы, то спасения будет успешно происходить. По существу опытные монахи это делают.
Например, Варсанофий Великий советует:
«О молитве же и псалмопении (скажу, что) надобно петь не только умом, но и устами...» (Преподобных отцов Варсанофия и Иоанна. Руководство к духовной жизни.) стр. 117.
Для того чтобы углубить представление о взаимодействии Бога с человеком необходимо рассмотреть следующий призыв апостола Павла к филиппийским христианам:
«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению. Все делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2, 12-13).
Что такое послушание? Это основа спасения. Его сущность состоит в доверительном взаимодействии со старцем, обуздавшем страсти и пробудившем свой дух. Обычно к послушанию стремятся люди, желающие возродить свой дух. Когда же послушание невозможно, то апостол призывает мобилизовать все духовные силы, именуемые страхом Божиим.
При этом еще и с трепетом, т.е. с наибольшей силой.
Что такое страх Божий? Существует две формы страха. Первая форма этого душевного состояния образуется, когда человеку необходимо решить какую-либо сложную проблему и он, осознавая способность с ней справится, мобилизует необходимые для этого силы. Обычно, состояние собранности и организованности характерно для христиан при решении сложных духовных проблем, поэтому оно именуется страхом Божьим.
Словом «страх» также обозначается состояние боязливости, которое пробуждается у человека, когда он осознает свою неспособность решить надвигающуюся сложную проблему. Перенесение смысла боязливости на понятие «страх Божий» недопустимо, поскольку в этом случае отрицается любовь Бога к человеку, которая является основой христианства. Таким образом, понять, «что Бог производит» в людях «и хотение и действие по Своему благоволению» не просто. Сверхзадача человека состоит в обретении веры в то, что всё делает Бог. Эта вера образуется в послушании и постоянном осознании всех успехов на пути спасения, которые Христос дарует. Когда же Бог попускает реализацию страстей, то человек не должен отождествлять с ними своё «я», поскольку он есть дух, а не страсти. Не учитывая это, он начинает ошибочно мыслить, что у него есть свобода в любых действиях.
Апостол Павел говорит:
«Вы всегда были послушны», т.е. выполняли то, что он предлагал делать, а он, по существу, сообщал требование Бога. В связи с этим реальным наставником является Бог. Это очень важно осознавать во время отсутствия апостола, чтобы не подчиняться страстям, а быть послушником Бога. Следовательно, на уровне действий у человека есть только две возможности, но в обоих случаях он не свободен. Чтобы это окончательно понять, необходимо вспомнить, что он является человеком, если пробужден его дух. Дух же всегда следует Богу, а страсти обуздываются в покаянии. Если же человек подчинен страстям, то это не его выбор, а попущение Бога.
На пути спасения Бог попускает искушения во благо человеку, который должен стремиться преодолевать их и благодарить Бога. Если же успеха нет, то это означает, что Бог направил его на путь покаяния, чтобы искушения побеждались с помощью Христа.
Апостол Павел также пишет:
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек!» (Рим. 7, 19-24).
«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности… Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6, 18).
По существу, для современного человека суждение, что он свободен в своих действиях, должно быть тщательно продуманным. Если оно ошибочно, то может оказаться разрушительным. В том случае когда «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13) то у человека естественно нет свободы. Что же касается «ропота и сомнения», то он свободен управлять этими чувствами. Но это требует высокой собранности и внимания, когда нет наставника. В послушании же всё протекает проще, поскольку ученик мыслит, что он совершает необходимые действия по воле духовного наставника. При этом апостол Павел напоминает, что он, будучи наставником, следует воле Бога относительно послушника.
В чём ещё проявляется свобода человека?
Естественно, он не робот и его основная задача состоит в укреплении веры, что все, происходящие с ним изменения «производит» Бог, используя силы души и силу разума. Силы души разделяются на страстные (греховные) и благодатные. Что же касается силы разума, то она совершает в основном вспомогательные действия, поэтому не имеет своей направленности, т.е. свободна. Многие исследователи антропологии ошибочно обозначают её понятием «свободная воля» и мыслят, что человек свободен совершать любые действия, забывая о цели Бога.
В современных духовных исследованиях можно встретить также утверждение, что понятие «свободная воля» есть свобода в любых действиях человека. В реальности свободная воля это слабая сила, которой пользуется разум для решения доступных для него проблем. Её особенность состоит в том, что она не имеет конкретной направленности как, например душевные силы доброта или тщеславие.
Выше в исследовании призыва ап. Павла было показано, что человек способен посредством силы разума управлять, например такими состояниями души как «страх Божий». Ему не сложно стремиться понимать советы апостола. Более того, он может исключать такие чувства как «ропот и сомнения», которые могут появляться, когда он действует безошибочно. Человек также способен каяться, верить в Евангелие и, наконец, творить Иисусову молитву. Всё это желательно со всей тщательностью осмысливать, чтобы быть успешно спасаться.
В завершение исследования природы человека необходимо рассмотреть ту третию часть его жизни, которая связана со сном и сновидениями. Проблема состоит в том, что эта функция существенно влияет на характер нашей жизни. При этом она не исследована достаточно глубоко и системно.
Из физиологии известно, что сон состоит из двух чередующихся фаз глубокой и парадоксальной.
Каждая фаза длится в среднем 1,5 часа. Сущность глубокой фазы состоит в расслаблении всех функций организма с целью приведения их в равновесное состояние.
В чем состоит смысл парадоксальной фазы сна?
В течение дня человек пробуждает много страстей, но не все реализуются. Поскольку они являются разрушительной силой, их необходимо нейтрализовывать. Именно для этого существует парадоксальная фаза сна. Посредством неё страсти реализуются в сновидениях.
С другой стороны, чтобы помочь человеку уничтожать страсти, Бог вочеловечился и распялся на кресте. В результате Христос освобождает каждого человека от расплаты за свои грехи, если он раскаивается перед Ним. Ни наука и ни одна религия кроме Христианства не способны решать такую задачу.
Если пробужденная страсть не угасает, то она вытесняется в подсознание, влияя разрушительно на физиологические функции, что становится причиной разных болезней. В условиях современной жизни уровень реализации страстей в парадоксальной фазе весьма низкий. Чтобы в настоящее время человеку защититься от нереализованных страстей, необходимо тщательно исследовать каждый прожитый день и покаянием гасить все пробудившиеся страсти.
Если у человека очищается полностью подсознание от нереализованных страстей, то время его сна уменьшается до 1,5 часа, поскольку остается только одна глубокая фаза. В такой ситуации парадоксальная фаза преобразуется в способ познания духовного мира.
Апостол Павел об этом пишет:
«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12,2-4).
Итак, основой всех страстей является гордыня и если человеку дается возможность её победить, то он, преобразуясь в совершенного Ангела, восходит на небо, чтобы ангельский мир процветал. Естественно, Богу известно, почему это необходимо. Мы же можем предполагать, что люди на небе это посланники Бога, в которых проявляется Его святая воля, высоко чтимая Ангелами.
Пророку Исаие было дано Богом знание о падении трети Ангелов, которое по существу раскрывает смысл создания человека:
«В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы… Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14, 11-15).
А М И Н Ь !
30 АПРЕЛЯ 2025 г.
____________
(Иллюстрация: икона "Сошествие Христа во ад", написанная иконописцами Виктором Криворотовым и монахиней Василиссой. Греция, Пелопоннес, Нестани, монастырь Пресвятой Богородицы «Горгоэпикоос» (Скоропослушницы)).
Свидетельство о публикации №225050101704