Размышления при чтении Иудейской войны Иосифа Флав

2  .  05  Размышления  при  чтении  «  Иудейской  войны  «  Иосифа  Флавия  .  3  .

На  сцену  выходит  Нерон  , хотя  и  небрежно  , как  персонаж  .
Не  герой  , каким  Нерон  себя  воображал  , и не  только он  ,                но и народ  Римской  империи  тоже  считал себя  геройским  вполне   ,   а  Нерон   -  тот  ,  о ком  говорят  до  сих пор  ,    как  об исчадии  ада  . Нерон  , о котором  говорят  до сих пор      как  о воплощённом  антихристе  ,  выведен  Иосифом  Флавием  скромно  .  События  , произошедшие с  Нероном  , как  бы  происходят  сами  собой  , без привязки к его скандальной  личности  .
Последний  из  потомков  Цезаря  , последний  из  патрициев Рима  .
Тем  не  менее  - его смерть  - естественное  продолжение  правления  Августа  .  По моему  мнению  .   Ибо  не  может родиться  такое чудовище  без  корней  ,      без  атмосферы  , которой  пытался  противостать  Август  ,       но  не  смог  . Он  смог  изгнать  Овидия  ,  и  прославить  Вергилия  , создавшего  миф  о том  , почему  Рим  правит  . И  Рим  правит  до сих пор  . Пришли  другие мифы  .                Но  Рим  всё тот  же  . И  римские  боги  тоже  .  Потому  что  Римской  империи  единственной  конец  приходит  на  пришествие  Иисуса  Христа  .  В  этом  вечность  Рима  .  То есть  пришёл  из вечности  .
И  уйдёт в вечность  .  Это вневременное  явление  - Рим  .
Символ  ног  Колосса  , приснившегося  Навуходоносору  .
Ног  , символизирующих неустойчивость  Римского мира  .
Состоящих  из  железа  и  глины  -  железобетонных  .
Недаром  бетон  был символом  Рима  в  каком  то смысле  . 
Созданный  их вулканического туфа  - застывшей    лавы  вулкана  .
Символа  выхода  подземных  богов  на  поверхность  земли  .
И  глины  - символа  человечности  .  То  , что ненавидит  Бог  .
Когда  семя  подземных  богов  входит  в  человеческий  материал      как  маковое  семя  .  Создавая  цивилизацию   , во  главе  которой  стоят  полулюди  , полудемоны  .  Ибо  власть  над  землёй  уже  человеку  принадлежит  , данная  ему  Богом  , Творцом  человека  .
Но  не  демонам  преисподней  . Это их , а  не  человека   ,  власть  пьянит  . Это они  борются  за  власть  друг  с другом  .
Подземный  бестиарий  .  И  Нерон  - их  создание  .
Это  их полное  проявление  в  человеческой  плоти  .
Как и в плоти  Тиберия  , который  усыновил  Нерона  .
Это  бестии  домогаются  плоти невинных детей  .
И  всей плоти  кругом  .  Чтобы  смерть внутри  них  получила           энергию  жизни  , даруемого  Богом  всякой  человеческой  плоти  .

Нерон  , который  именовал  себя  «  добрым  демоном  Вселенной  «  , родился  ровно  через  9  месяцев  после  смерти  Тиберия  .
То есть  был  зачат  ровно  в  день смерти  Тиберия  .
Как  бы  демон  , находящийся  в  Тиберии  подготовил себе    тело                для  воплощения  .     Не  важно  даже  , кто  был его  земным  отцом .
Рыжебородый  оттого  , что  повстречался  с  братьями  Диоскурами , и  в результате  этой  встречи  чёрные  волосы  на  его теле  стали  рыжими  . Так  говорит  семейный  миф  .  И  отец  Нерона  так                и предполагал  , что  от него и его  жены  вырастет  чудовище  . 
Приносящее  ужас  и  горе  для  человечества  .  Так  и сказал  .
Астролог  предрёк  , что мальчик  станет  царём  , но  убъёт свою мать  .  Мать воскликнула  :  «  Пусть  убьёт  , лишь бы  правил  . !  «
Такая  вот семейка  «  эвдемонов  «  -  «  добрых демонов  «  .
«  Услышьте  меня  , боги  преисподней  !  «  , - взывал   Нерон                на  конкурсе  поэтов в Элладе  .  «  Пусть  ночь  длится  вечно  .
И  совершаются  бесчисленные  злодеяния  под покровом  Ночи  !  « , -      заклинал  он  .  То  , что  Нерон  представлял  из  себя  воплощённого  демона  , говорят сами  за  себя  эти  его слова  :
«  Наконец – то   я  поживу  по  человечески  !!! «  .
Не  стесняясь  между  такими  же  демонами  во плоти  .
Бесчисленные  оргии  -  это  для  демона  и значит  пожить                по человечески  . То есть обладая  плотью и  получая  своеобразное  наслаждение  .  Нам  , людям  , не  понять  .
Тиберий  растлевал  бессчисленое  количество  детей  , и даже  младенцев  , находясь  на  Капри  на  вилле  , посвящённой  им  Зевсу  .
Римские  боги  были  отринуты  .  Воплотились  боги  Эллады  .
Бестии  внутри  римских иператоров  домогались  жизни  жёстко                и  без правил  .  Даровав  потому  своим  « избранникам  «  империй  -  право  на  отъятие  жизни  у  любого  человеческого  существа  ,   которого  только  пожелает  .  И  Нерон  , точнее  , зверь внутри  него  , приказывал составлять из людей  горящие  факелы  , бросая  людей  на  арену  на  съедение  хищникам  , на потеху  римской  публики  .
Римская  публика  требовала  именно таких  зрелищ  .
Поэтому  посещение  Колизея  , выстроенного  Флавиями  ,                на средства  , полученные  от разрушения  Иерусалимского  Храма  ,  было бесплатным  , с раздачей  хлеба  . Хлеб и зрелища  .
Как  и  был описан  римский  народ  , жаждущий  хлеба и зрелищ  .
Притом  кровавых  зрелищ  , и  хлеба  из  Египта  .
Именно такие  зрелища  , театр , на  сцене  которого  актёры  могли  потерять жизнь в  страшных  муках  на  потеху  публике  .
Цирк  вместо  церкви  -  вот что  строят  подземные  боги .
Не  нынешний  цирк  .  А  цирк  ,  где  люди  сражаются  со  зверями                по настоящему  .  И  иллюстрируют все  виды  смерти  .
Что такое  гладис  ?  Это  и  меч  римского воина  .
Но  это  и  мужской  орган  , гарантирующий  рождение  другого  человека  , хотя  и  с  помощью  женщины  .
Римлянин  , имеющий  гладис  ,  ощущал  себя  в полной  мере  хозяином  рождённых  от него  детей  . И  имел власть  над жизнью                и  смертью  детей  ,  и  римская канализация  была  наполнена  младенцами  , отец  которых не признал их  .
Тоже  род  человеческих  жертвоприношений  , совершаемых                в  клоаке  - истинном  «  святилище  «  подземных  богов  .
Исполненного  человеческих испражнений  и  крови  .
И  Тибр  , протекающий  через  Рим  , был исполнен  крови  убитых  ,                и  человеческими  испражнениями  .  А  Тиберий  - сын  Тибра  .
Со своими  превосходящими  всякое  представление  оргиями  .
Исполненными  также  морями  крови  и  человеческих испражнений  .
Как  и  всякая  война  .  Как  и  осаждённый  Римом  Иерусалим  .
Ставший  «  святилищем  «  подземных  богов  .
Ибо  изгнали  Подателя  Жизни  Иисуса  Христа  .
Так  , всякая  война  является  «  святилищем  «  подземных  богов  , наполненная  человеческими  кровью и  испражнениями  .
Ибо  люди  отвергли  подателя  Жизни  -  Иисуса  Христа  .
Война неизбежно появляется  там  ,  где  изгоняют  Христа  .
Императоры  заменяют  Его  .  Уже  не  люди  , а  сверхчеловеки  .
И  Иосиф  Флавий  шаг  за  шагом  описывает  осаду  Иерусалима  .
Со всеми  подробностями  .  Но нет свидетельств  тех  , кто погиб .
Они остались  безмолвными  жертвами  .  Но  жертвами  кого  ?
И  чего  ?  Попытаемся  понять  , читая  внимательно 
Иосифа  Флавия  , священника  из  Иудеи  , ставшего  римлянином  .
Чтобы остаться  живым  . Чтобы  оставить свидетельство  .
 Он  пишет  :   «   Когда  Нерону  доложили  о  событиях в  Иудее  , ощущая  страх    и  смущение  , но наружно старался   быть высокомерным      и  показывал  себя  гневным  , говоря  :  «  Во всём  происшедшем  виновата  больше  небрежность полководца  , чем  храбрость врагов « . Он  остановился  на  Веспасиане  , как  на  единственном  человеке  , способном  совладать  с  критическим  положением  и  могущем  предпринять такую серьёзную  войну  -  человеке  ,  выросшем     и поседевшем  в  сражениях  , подчинившем  силой  оружия  римскому  скипетру  неведомую  до сих пор  Британию  , и  доставивший таким  образом  отцу  Нерона  Клавдию  триумф  ,                не  заслуженный  им  собственными  подвигами  .
( Нерон  - приёмный  сын  Клавдия  , мать которого                и отравила  незадачливого   императора    )  .
 (  Нужно  учитывать всегда    то  ,     что  Иосиф  говорит  о  Флавиях  ,  под покровительство  которых      он пришёл  ,   приняв  фамилию  Флавий ,  не  объективно   )  .     Видя  в этом  выборе  хорошее  предзнаменование  , принимая  также  во внимание  солидный  возраст  избранника  в  связи  с  его  военной опытностью  ,                имея       в  его сыновьях  залог  верности его ,      и  замечая                в этих  юношах     опору  доблести  отца  быть  может  , наконец  ,                и  потому  ,    что  Бог  всё  это предопределил  ,  -                он  послал  Веспасиана  принять начальство  над  войсками  в  Сирии  .  (  Веспаиан  - римлянин  и  по крови  , и  по воспитанию  ,  что называется  , до мозга  костей  .
Хотя  не  из  рода  Юлиев  .  Так  сказать  , из простой  семьи  .  )
Веспасиан  послал  из  Ахайи ,  где  он находился  вместе  с  Нероном  , своего сына  Тита  в  Александрию  ,  чтобы  взять  оттуда  пятый                и  десятый  легионы  , сам  он  отправился  через  Геллеспонт                и  сухим  путём  прибыл  в Сирию  , где  собрал  римские  силы                и  многочисленные  союзные  отряды  соседних  царей  .
Победив  Цестия  иудеи  до  того  возгордились  своим  неожиданным  успехом  ,  что никак  не  могли  умерить свой  пыл  , и  , точно  ВООДУШЕВЛЁННЫЕ  СЧАСТЛИВЫМ  РОКОМ  ,  все  настойчивее  стояли  за  дальнейшее ведение  войны  . Кто  только  способен  был носить  оружие  , бросился  , недолго  думая  , в  поход  ,  предпринятый  против Аскалона  ,  отдалённого  от Иерусалима  в  520  стадий  .                Во главе  компании  стояли  Нигер  Перейский  ,  Сила  Вавилонянин                и ессей  Иоанн  . В  городе  находились лишь одна  когорта  пехоты                и  один  эскадрон  всадников  .  Новички  в  борьбе  с опытными  солдатами  , пешие  против конных  воинов  в полных  доспехах  ,  руководимые  больше  гневным  инстинктом  , чем  предусмотрительностью  , воюя  против солдат  , привыкших повиноваться  слову  команды     и  дейстовать  по  одному  мановению  ,  -  иудеи  были  легко  преодолены  .  Ряды  ,                стремившиеся  к  стене  , теснили  друг  друга   до тех пор  ,                пока  все  , преследуемые  конницей  , не  рассеялись   по  всей  равнине  .  В  результате  10000  иудеев  и среди  них  двое   предводителей  ,  Иооанн и  Сила  ,  легли  на  поле  сражения  .
Это  сильное  поражение  не  смирило  , однако  , гордости  иудеев  , скорее  это несчастье  усилило  их смелость  .
В  Антиохии  , столице  Сирии  ,  которая  по своей  величине                и  благосостоянию  занимает  , бесспорно  , третье  место  среди  городов  римского  мира  , Веспаиан  принял свою  армию  .
Здесь он соединился  с  царём  Антипой  , который  во  главе  всей  своей  армии  ожидал его прибытия  .  Отсюда он поспешил                в  Птолемаиду  ,   где  его встречали  граждане  Сепфориса  из  Галилеи 
Они  ещё  до прибытия  Веспасиана  заключили  союз  с  Цестием  Галлом  , получив  от него  гарнизон  .
Галилея  ,  разделяющаяся  на  Верхнюю и  Нижнюю  , окружена  Финикией  и  Сирией  .  Западную его  границу  составляют  Полемаида                и  Кармил  , некогда  галилейский  горный  хребет  ,  а  ныне  тирский .
На  юге  она  тянется  по границам  Самарии  и  Скифополиса   вплоть   до  Иорданских  вод  .  По  восточной  её  границе  расположены  Иппина  ,  Гадара  , Гавлан и  царство  Антипы  , на  севере  её  замыкают  Тир  .
Нижняя   Галилея  простирается  в длину  от  Тивериады  до  Завулона  ,  недалеко  от  прибрежной  полосы  Птолемеиды  , а  в ширину  она  расстилается  от  деревни  Ксалос  по  Большой  равнине  до  Вирсавы  ;  здесь  же  начинается  ширина  Верхней  Галилеи  …  вся  страна  плотно  заселена  ;  ни  одна  частица  не  остаётся  не  занятой  ;  скорее  она  чересчур  даже  пестрит  городами  , и  население                в  деревнях  до  того многочисленно  , что в  самой  незначительной  деревне  числится  свыше  15000  жителей  . Если  даже  по величине  Галилея  уступает  Перее  , то  по силе  и  значению  необходимо  отдать  преимущество  Галилее  , потому  что  она  вся  возделана            и  имеет  вид  огромного  сплошного  сада  .  Перея  же  в  большей  своей  части  бесплодна  ,  используется  преимущественно                для  культуры  оливкового  дерева  , винограда  , пальм  и обильно  орошаются  горными  потоками  .   Перея  простирается  в  длину                от  Махерона  до  Пеллы  , а  в ширину  -  от  Филадельфии                до  Иордана  . Пелла  лежит на  северной  границе  , западную                же  границу  образует  Иордан  , на  юге  Перея  граничит  с  землёй  моавитян  , а  на  востоке  -  с  Аравией  , Сильбонитидой                с  областью  Филадельфии  и  Геразой  . Страна  самаритян  лежит  между  Галилеей  и  Иудеей  . Она  начинается  у  деревни  Гинеи                на  большой  равнине  и  кончается  у  Акробатского  округа  . Природа  её  совершенно  тождественна  с  Иудеей .  Обе  эти  страны  богаты  горами  и равнинами  , легко  обрабатываемы  , плодородны  , засажены  деревьями  и  изобилуют  плодами  в  диком  и  культурном  виде  .  Естественное  орошение  здесь  хотя  не  очень  богатое  ,                но  зато  бывают  обильные  дожди  . Текучие  воды  все  чрезвычайно пресны  , а  благодаря  обилию  хорошего  корма  скот  здесь  обладает  большой  молочной  производительностью  .  В  центре  Иудеи  лежит  Иерусалим  , иные  не  без основания  называют город     « пупом  страны  «  .  Прибрежная  полоса  Иудеи  тянется   до  Птолемаиды  .  Иудея  разделена  на  11  кругов  , над которыми    как  царская  столица  владычествует  Иерусалим  , возвышающийся   над  страной  как  голова  над телом  .  Города  распределены         по округам    :  Гофна  , Акробата  , Тамна  , Лидда  , Эммаус  , Пелла  ,  Идумея  , Эн  Гади  , Иродион  и  Иерихон  , Ямния  и  Иоппия  , Гамала  , Гавлан  , Батанея  , Трахонея  ,  принадлежавшие  к  области  царя  Антипы  .  Трахонея  начинается  у  Ливанских  гор  и  истоков  Иордана                и  простирается  в ширину  до  Тивериадского  озера  ,    а  в длину  -               от деревни  Арфы  до  Юлиады  . Население  этой  страны                составляет  смесь   иудеев   и  сирийцев  .
Веспасиан  прислал  вспомогательные  отряды  сепфорянам  .
Иосиф  (  Флавий  , избранный  полководцем   )  напал на  город                и  понял  , что НЕ  В СОСТОЯНИИ  ПОБЕДИТЬ  СЕПФОРЯН  НИ СИЛОЙ  ,             НЕ  ДОБРЫМ  СЛОВОМ  . Между  тем  Тит  быстрее  , чем  можно  было  ожидать  в  зимнее время  , переплыл  из  Ахайи                в  Александрию  и  принял под своё  командование  военную силу  .
Быстро  продвигаясь вперёд  , он скоро  достиг  Птолемеиды  ,                где  нашёл своего  отца  , и  присоединил  к  находившимся  при  нём  двум  превосходным  легионам  (  пятому  и  десятому  )  приведенный                им  с  собой  пятнадцатый  легион  .  Сюда  прибыли  ещё  18  когорт  ,  из Кесарии  пять когорт  с  конным  отрядом  и  пять  других  отрядов  сирийских всадников  . Был составлен  ещё  сильный  вспомогательный  корпус  от  царей  :  Антиох  , Антипа  и  Соем  выставили  каждый                по  2000 пеших  стрелков  и  1000  всадников  , аравитянин  Малх  послал   1000  всадников  и  5000  пехоты  , так  что соединённая  армия  достигала  60000  человек  пехоты  и  конницы  . В  этот                счёт не  вошёл  ещё  обоз  . Если  же  бросить   взгляд  на  военное  устройство ( римской  армии   )   в  целом  , то нужно  прийти                к  убеждению  , что  это  обширное  царство  приобретено ими  благодаря  их способностям ,    а  не получено как  дар счастливой  случайности  . Ибо не  только  когда  война  уже  наступает  ,                они  начинают  знакомиться  с  оружием  , -   нет  , точно  рождённые  и  выросшие  с оружием  , они никогда     не перестают  упражняться  им  , а не  выжидают  случаев  . 
Их упражнения  отличаются  тем  же  неподдельным  жаром  , серьёзностью  , как  действительные  сражения  , в  их рядах           никогда  не происходит  замешательства  и  ничто  их не  выводит     из  обычного  боевого порядка  , страх не  лишает  их присутствия  духа  , а  чрезмерное  напряжение  не  истощает  сил  .
(  Как выяснилось  позже  , это  было не так  .
Но  император  с  империем  в руках  -  правом  отнять  жизнь                у  любого  , на то  он  и  император ,  чтобы  словом  и делом    направить солдат  в нужное  русло  . Хотя не  всегда  это удаётся   ,   и император  вынужденно уступает  стихийной  силе  солдата  .
И не  всегда  может сопротивляться  ей  .  Дисциплина      часто  уступает  силе  наживы  и  ярости  , в  чём  можно убедиться                в  записках  самого  Иосифа  Флавия  об Иудейской  войне  .  ) 
Жизнь  лагеря  подчиняется  установленному  порядку  .
Вставания  со сна  возвещаются  трубными  сигналами  , всё  совершается  только по команде  . С  наступлением  утра  солдаты группами  являются  с приветствием  к  центурионам  , эти  -                к трибунам  , с  которыми  тогда  все  офицеры  представляются  полководцу  . Полководец  , по  обычаю  , объявляет  им  пароль  дня  ,  а  также приказы  для  сообщения  их своим  подчинённым  .
Соблюдается  тот  же  порядок  и в сражении  , так  что они  имеют  густыми  массами  делать  быстрые  движения  к  наступлению                или   к отступлению  . По  первому  мановению снимаются  шатры  , быстро навьючивают  мулов  и  других животных  и  стоят  уже  , словно состязающиеся в  бегах  за  ареной  , совершенно  готовыми                к  походу  . Выстраиваются  ряды  . Вестник  , стоящий  у  правой  руки полководца  , троекратно спрашивет  :  всё  ли  готово  к  бою .
Солдаты  трижды  восклицают  :  «  Да  , готово  !  «  .  Тогда  они  вступают  в  путь  и  продвигаются  молча  , в  стройном  порядке  .
Авангард  образует всегда  легион  , назначающийся  по  жребию  .
В  самих  сражениях  ничто не  происходит  без предварительного  совещания  , каждое  движение  имеет основанием  своим  предначертанный  план  ,  и  , наоборот  ,  за  каждым  решением  следует всегда  его  исполнение  . Оттого  они  так редко  совершают ошибки  и каждый  промах  легко поправляется  вновь  .
Победе  , доставшейся  счастливой  случайностью  , они  охотнее  предпочитают  поражение  , если  только  последнее  является  следствием  заранее  составленного плана  .  Они  держатся  того мнения  ,  что успех  , приобретённый  не  по вине  действующих лиц  , порождает  неосмотрительность  , в  то время  как  всестороннее  обдумывание  , если  даже  иной  раз не  достигает своей  цели  , имеет  , однако  , своим  последствием  энергическое  стремление                к  предупреждению  неудач  в будущем  , затем  случайная  удача                не  имеет виновником того  , на  долю  которого она  выпадает  ,   между  тем  как  печальные результаты  , не  оправдывающие  прежних расчётов  , оставляют  по крайней  мере  утешение                в  том  , что  дело было правильно  задумано  .  Упражнения  оружием  направлены    у них к  тому  ,  чтобы  закалить не  только  тело  ,                но  и  дух  , для  достижения  этой  цепи  действуют также                и  страхом      :  их  законы  карают  смертью  не  только  дезертирство  , но  и менее важные  проступки  .  Беспощаднее  закона  была  ещё  личная  карательная  власть  полководцев  ,  только  щедрость  наград  , выдаваемых  храбрым  воинам  ,  образует противовес  , благодаря  которому  они  не  кажутся  столь  жестокими  по  отношению  к  провинившимся  .  Зато и  повиновение  командирам  так  велико  , что всё  войско  в   мирное  время  представляет  вид парада  , а  на  войне  -  одного  - единственного  тела  -  так  крепко  связаны  между  собой  ряды  , они всегда  готовы                к   действию  .  Если  только  они  стоят  в  боевом  порядке  ,   то никогда  не  отступают  ни  перед  количественным  превосходством  сил  , ни  перед военной  хитростью  , ни  перед  препятствиями  , представляемым местностью  , ни  даже  перед  изменой  счастья  ,  ИБО  ОНИ ВЕРУЮТ В  СВОЮ  ПОБЕДУ  .  Нужно  ли  удивляться  ,  что  народ  ,  который  всегда  рассуждает  , прежде  чем  что  - либо  предпринимает  ,  который  для  осуществления  своих  предприятий  имеет  такую  могущественную армию  , -  что  этот  народ  расширил  свои  пределы  , к  востоку  до  Евфрата  , к  западу                до  океана  , на  юге  до тучных  нив  Ливии  , а  на  севере  -  до  Дуная         и  Рейна  ?   Иной  не  без основания  даже  скажет  , что владения                всё  ещё  не  так  велики  ,  как  того  заслуживают  владельцы  .
Веспасиан  , сопровождаемый  отборной  пехотой  , всадниками                и  броненосцами  ,  вслед  за  ним  ехали  принадлежавшие  к  легионам   всадники  , которых каждый  легион  имел  120  ,  затем  шли  мулы  , навьюченные  осадными  машинами  и  другим  военным  снаряжением,  после  появлялись  легаты  , начальники  когорт  с  трибунами     ,  окружённые  отборным  войском  , за  ними несли  знамёна  и  посреди    них   орла  , которого  римляне  имеют  во  главе  каждого  легиона  .
Как  царь птиц  и  сильнейшая  из них  , орёл  служит  им  эмблемой  господства  и  провозвестником  победы  над всяким  врагом  , против  которого  они выступают  . За этими  святынями  войска  шли  трубачи  , и  тогда  лишь  двигалась  главная  масса  войска  тесными  рядами  , по  6  человек  в  каждом  , сопровождаемая  одним  центурионом  , который  , по  обыкновению  , наблюдал  за  порядком  .
Веспасиан  достиг  границы  Галилеи  ,  где  разбил свой  стан  .
Войско  , которое    под предводительством  Иосифа  стояло  лагерем       невдалеке  от  Сепфориса  , у  города  Гариса  , лишь  только  услышало ,   что римляне  уже  стоят  у  них  за  спиной  и готовы  драться  ,                не  выждав  столкновения  с  ними  и  даже  не  видя  их  ещё  в  глаза  , немедленно рассеялось  по всем  сторонам  . Иосиф  , оставшись                с очень немногими  , счёл  себя  чересчур  слабым  для  встречи                неприятеля  , от его внимания  не  ускользнул  также  упадок  духа  , овладевших  иудеями   ,  и  то  обстоятельство  , что они  большей  своей  частью  , если  бы  могли  довериться  римлянам  , охотно  вошли  бы  в  соглашение  с  ними  .  Исполненный  мучительных предчувствий  насчёт  исхода  войны  вообще  , он  решил  на  этот момент  по возможности  уйти  от  опасности  и вместе                с  оставшимися  верными  ему  людьми  бежал  в  Тивериаду  .
Иосиф  ясно  сознавал  , к  какому  концу  поведут  начинания  иудеев .
Сам  же  он  , хотя  вполне  мог надеяться  на  прощение  римлян  , готов  был  лучше  сто  раз  умереть  , нежели  изменой  своему  отечеству  и  бесчестием  возложенного  на  него  достоинства  полководца  благоденствовать  среди  тех  , которых  он  был  послан  побороть  .  Веспасиан  , решившись  разрушить  Иотопату  ,  туда  ,  как  он  узнал  , бежала  большая  часть  неприятеля  …
Иосиф  прибыл  из  Тивериады  в  Иотапату  и  своим  появлением          вновь  воскресил  упадший  дух  иудеев  . Перебежщик  принёс  Веспаиану  весть  о  прибытии  Иосифа  .  Веспасиан  с  радостью  выслушал   эту  весть  считая  её  чрезвычайно  счастливым  предзнаменованием  .
Он усматривал перст  Божий  в  том  ,  что  тот  из его врагов  , который  слыл  самым  талантливым  , самовольно попал  в  ловушку.
Иотапата  почти вся  расположена  на  отвесной  скале    ;    со всех сторон  ниспадают  столь  глубокие  пропасти  , что  ,   когда  всматриваешься  в эти  бездны  , глаз  от  утомления  не  проникает   до  глубины  , только с северной  стороны  , где  город спускается                по  склону  горы  ,  он  бывает  доступен  .   Веспасиан  хотел побороть  и  природу  местности  , и  отвагу  иудеев  , он  решил  поэтому  усилить осаду  и  собрал  начальников  для  обсуждения  способа  нападения  .  Веспасиан  велел  расставить  кругом  метательные  машины ,   и решил  держа  город  в  осаде  , заморить  его  голодом  .
Иосиф  сделал  вылазку  во  главе  отборных  бойцов  ,  обратив                в бегство  неприятельские  аванпосты  , протеснился  до самого  лагеря  римлян  ,  бросил  пылающие  головни   . Повторяя  то  же  самое  на  второй  и  третий  день  ,  Иосиф  ещё  несколько  дней                и  ночей  подряд  провёл  в  безуспешной  борьбе  .От  этих  вылазок  римляне  терпели  много  вреда  .  Веспасиан  приказал  своим   тяжеловооружённым  воинам  отступать  перед нападением  иудеев  и  не  вступать  больше  в бой  с  людьми  , ищущими  смерти  .
По  продолжительности  времени  и  многочисленности  вылазок  Веспасиану  могло  казаться   , что  он  сам  находится  в  осаде  .
Один  из  защитников  стены  выстрелил   в  Веспасиана  и  ранил его     в  стопу  .  Ближайшие  к  Веспасиану  немало встревожились  , душевная  тревога  сообщилась всему  войску  , оставив  осаду  ,                в  страхе  и  отчаянии  столпились вокруг него  .  Тит  первым  прибыл на  место  .  Отец  успокоил сына  и солдат  .  Каждый  теперь  хотел как  мститель  полководца  быть первым  в бою  ,  и  , воодушевляя  друг  друга  боевыми  кликами  , они вместе  с  неукротимой  яростью  ринулись против  стены  .  Хотя  люди  Иосифа  один  за  другим  падали  , поражённые  катапультами  и  баллистами  , они  тем                не  менее  не  давали  себя  прогнать со   стены  , а  кидали  горящие  головни  ,  куски  железа  и  камни  .  Но терпя  потери  за  потерями .
Действия  «  скорпионов  «  и  катапульт  губили  многих  .
В  том  месте  , где  кипела  битва  , вся  стена  текла  кровью  …
Утром  Веспасиан  повёл своё войско  на  приступ  .
Иосиф   приказал  защитникам  заткнуть  себе  уши  ,  чтобы                не  испугаться  боевых  кликов  легионов  .  Пусть каждый  пойдёт                НА  БОЙ  НЕ  ВО ИМЯ СПАСЕНИЯ   СВОЕГО  ГОРОДА  ,  А  МСТИТЬ ТЕПЕРЬ УЖЕ  ЗА  ЕГО  ГИБЕЛЬ  !   В  завязавшемся  рукопашном  бою                с  римлянами  они  совершили  чудеса  силы  и  мужества  .
Ежедневно  мнигие  из них  погибали  .    Убив   часовых  , они  тихо  заняли  город  . Вслед  за  ними   трибун  Секст  Цереалий  и  Плацид                ввели  в  город свои  войска  . Крепость  была  занята  , враг  стоял  посреди  города  . Римляне  , помня  свои  страдания  во время  осады  , не  знали  теперь  ни  жалости  , ни  пощады  ,  они убивали  народ  ,  оттесняя  его  с крутой  крепости вниз  . Стиснутые  на  узких  улицах  ,  они  были  задавлены  бросившимися  на  них  с  крепости  вниз  .
Это побуждало многих  , даже  самых отборных солдат  Иосифа  ,                на  самоумерщвление  . Не  будучи в  состоянии  убить  хотя  бы  одного римлянина  , они  , чтобы  по меньшей  мере  не  быть  убитыми  неприятелем  , собирались на   краю  города  и  сами  себя  закалывали  .  Те  из  боевой  стражи  , которые  , при  первом  открытии  неприятеля  в  стенах  города  ,  успели  спастись                в  одну  из  северных  башен  , некоторое  время  сопротивлялись  ,                но  , окружённые  , наконец  , со всех сторон  , они  добровольно  отдали  себя  на  заклание  ворвавшимся  солдатам  .  В  тот  день римляне  уничтожали  только   те  МАССЫ  людей  , которые  попадались им  на  глаза  .  В  следующие  же  дни  они  осматривали    все  норы  и  лазейки  ,  и  преследовали  скрывавшиеся  в  пещерах                и  подземных  ходах  ,  не  щадя  при  этом  людей  любого  возраста                и  оставляя  в  живых  только  женщин  и  младенцев  , они  собрали  всего  1200  пленных .  Общее  же  число  убитых  при  взятии города       и  предшествовавших  сражениях  составляло  40 000  .
Веспасиан приказал срыть  город до  основания  и сжечь все  его  укрепления  . Так  пала  Иотапата  на  13  - ом  году  царствования    Нерона  .  Римляне  , будучи  сами  ожесточены  против  Иосифа  ,                и  ,  зная  о  том  , что взятия  его в  плен  сильно  желал  также                и  полководец  , придававший  этому  чуть  ли  не  решающее  значение  для  войны  , разыскивали  его повсюду  ,  как  между  мёртвыми  ,  так  и  во всех потаённых  уголках  города  .  Но  Иосиф , вслед  за  взятием  города  , точно  сопуствуемый  провидением  , пробрался  сквозь                ряды  неприятеля  и вскочил  в  глубокую  цистерну  , сообщавшуюся                в  одну  сторону  с  незаметной  снаружи  просторной  пещерой  , где  он нашёл   40  знатных  людей  , снабжённых  припасами  на  более     или  менее  продолжительное  время  .  Днём  он скрывался  здесь  ;          по  ночам  же  выходил  наружу  , чтобы  отыскать путь к  бегству  …
Женщиной  , взятой  в  плен  , он  был выдан  римлянам .   Веспасиан     поспешил  послать  двух  трибунов  , Павлина  и  Галликана  , чтобы  те  склонили  его к  выходу  из  пещеры  .  Они  не  могли  его  убедить  .
Он  боялся  , что его вызывают  только  для  казни  .    Веспасиан  отправил  к нему  третьего  трибуна  , близкого  знакомого  Иосифа       и  давнего  его  друга , Никанора  .  Тот говорит  , что  полководец  зовёт  его  к  себе  не  для  казни  , он предпочитает  даровать ему  жизнь как  храброму  воину  . Никогда  ,  прибавил  он  , Веспасиан               для  коварных  целей  не  послал  бы   к нему  друга  , да  и  сам  он  никогда  не  согласился  бы  прийти  для  того  ,  чтобы  обмануть  друга  .  Иосиф  всё  ещё  оставался  нерешительным  ,  и  солдаты  , придя  в  ярость  , приготовились  уже  бросить  огонь  в пещеру  ,                но  начальник  их  удержал  , потому  что считал  для  себя  делом  чести  захватить  Иосифа  живым  .  В  это время  в  памяти  Иосифа  выступали  ночные  сны  , в  которых  Бог открыл  ему  предстоящие  бедствия  иудеев  и  будущую  судьбу  римских  императоров  .
Иосиф    (  как  и  Иосиф  ,   попавший  в  Египет  ,  и  возвысившийся          в  нём  во многом  благодаря  тому  , что имел дар  - разгадывать                сны   )  понимал  толкование  снов  и  умел  отгадывать  значение  того  ,   что  открывается  божеством  в  загадочной  форме  , вместе                же  с тем  он  , как  священник  и  происходивший  от  священнического  рода  , был  хорошо  посвящён  в  предсказания  священных  книг  .
Охваченный  как  раз  в  тот  час  божественным  вдохновением                и  объятый  воспоминанием  о недавних страшных  сновидениях  ,                он  обратился  с  тихой  молитвой  к  Всевышнему  и  так  сказал                в  своей  молитве  :  «  так  как  Ты  решил  смирить  род  иудеев  ,  который  Ты  создал  , так как  всё  СЧАСТЬЕ  перешло  теперь                к  римлянам  , а  мою  душу  Ты  избрал  для  откровения  будущего  ,   то я  добровольно  предлагаю свою руку  римлянам  и  остаюсь  жить. 
Тебя  же  я  призываю в свидетели  , что иду  к  ним  не  как  изменник  ,           а  как  Твой  посланник  . «   После  этого  он  выразил  Никанору  своё  согласие  .  Но  ,  когда  скрывавшиеся  вместе  с  ним  иудеи  заметили  , что  он  уступил  просьбам  римлян  , все  и  воскликнули  :
« Тяжело будут  вопиять  против  тебя  отеческие  законы  , дарованные  нам  самим  Богом  ,  КОТОРЫЙ  СОЗДАЛ   ИУДЕЯМ  ДУШИ  ,  СМЕРТЬ ПРЕЗИРАЮЩИЕ  !   Ты  желаешь жить , Иосиф  ,  и решаешься  смотреть  на  свет  Божий  , сделавшись рабом  ?  Как  скоро  забыл                ты  себя  самого  !  Сколько  по  твоему  призыву  умерло  за  свободу  !  Слава  храбрости  , которая  тебя  окружала  , была  , таким                образом  , ложью  , ложью  была  также  и  слава  о  твоей  мудрости  , если  ты  надеешься  на  милость тех  , с  которыми  ты  так  упорно  боролся  ,    и  если  ты  ,  будь  даже  эта  милость  не  сомнительна  , соглашаешься  принять её  из  их  рук  !  Однако  , если  ты  , ослеплённый  СЧАСТЬЕМ  римлян  ,  забываешь сам  себя  ,  то  мы  должны  заботиться  о славе  отечества  . Мы  предлагаем  тебе    нашу  руку  и наш  меч :  хочешь  умереть  добровольно  , то умрёшь  ты  как  вождь  иудеев  , если  же  недобровольно  , то умрёшь  как  изменник  !  «  . С  этими  словами  они  обнажили  мечи  и  грозили  заколоть его  в  случае  , если  он  сдастся  римлянам  .  Боясь насилия  над собой  , но  , убеждённый  вместе  с тем  , что  он совершит  измену  против  божественного  повеления  , если  умрёт  до  возвещения  сделанных ему  откровений  , Иосиф  пытался  урезонить их доводами  разума  :  «  Зачем , друзья  мои  , мы  так  кровожадны                к  самим  себе  ?  Или  почему  мы  хотим  разорвать  тесную  связь  между  душой и  телом  ?  Говорят  , что я сделался  иным  - верно  !
Но  это и  римляне  хорошо  знают  . Прекрасно  умереть                на  поле  битвы  , -  но  умереть  как  солдат на  войне  , то есть                от  рук   победителя  .  Если  бы  я бежал  от меча  римлян  ,                то я  действительно  заслужил  бы  быть умерщвлённым  собственным  мечом  , собственными  руками  , но если  у  них      является  желание  спасти врага  , то тем  естественнее  мы  должны  пощадить себя  .  Одинаково  труслив  как  тот  ,  который  не  хочет  умереть  , когда  нужно  , так  и  тот  , который  хочет  умереть  ,  когда  не  нужно  .  И  кроме  того  , самоубийство  противоречит  природе  всего  живущего  ,  и    это  преступление  перед  Богом  . (  САМОУБИЙСТВО   - ПРЕСТУПЛЕНИЕ  ПЕРЕД  БОГОМ  , говорит  священник  !  )   И  не  сознаёте  ли  вы  , что человек  навлекает      на  себя  Божий  гнев  , если  он преступно  отвергает  Его  дары  ?   От  Него  мы  получили  наше  бытие  , Ему  мы  и  должны  предоставить  его прекращение  .  Наше  тело смертно  и сотворено     из  бренной  материи  , но в  нём  живёт  душа  ,  которая  бессмертна  и  составляет  частицу  божества  . Если  кто  растрачивает  или  плохо  охраняет  имущество  , то  он считается  недобросовестным       и  вероломным  .   Разве  вы не  знаете  , что те  , которые  отходят  от  земной  жизни    естественной  смертью  , отдавая  Богу  Его  дар  , те  люди  удостаиваются  вечной славы  , прочности  рода  , потомства  ,  а  их души  остаются  чистыми  и  безгрешными  ,                и  обретут  святейшее  место на  небесах  , откуда  они  по прошествии  веков  вновь переселятся  в  непорочные  тела  ,                но  души  тех  ,  которые  безумно наложили  на  себя  руки  , попадают в  самое  мрачное  подземное  царство  ,  а  Бог ,  Отец  их  ,  карает  этих  тяжких перступников  ещё  в  их потомках  .
У нас  самоубийцы  должны  быть  оставлены  непогребёнными                до  заката  солнца  , в  то время  как  мы  считаем  своей  обязанностью  хоронить даже  врагов наших  .
Но  отчаяние  сделало их  глухими  ко всяким  вразумлениям  , они  уже  давно  ПОСВЯТИЛИ  СЕБЯ  СМЕРТИ  , а  потому  только  ожесточались  .
И  в  этом  положении  Иосифа  не  покинуло его  благоразумие  .
В  надежде  на  милость  Божью  он  решил  рискнуть своей  жизнью       и  сказал  :  «  Раз  решено  умереть  , то давайте  предоставим  жребию решить  , кто кого  должен  убивать  . Тот  , на  кого  падёт  жребий  , умрёт  от рук  ближайшего  за  ним  , и  таким  образом     мы  все  по  очереди  примем  смерть  один  от  другого  и  избегнем  необходимости  убивать себя  ;  будет  , конечно  , несправедливо  ,  если  после  того  , как  другие  уже  умрут  , один  раздумает                и останется  в живых  . «  По счастливой случайности  , а  , может  быть  ,  по  божественному  предопределению  , остался последним  именно  Иосиф  .   А  так  как  он  хотел  ни  самому  быть убитым                по  жребию  , ни запятнать свои  руки  кровью соотечественника  ,                то   он  убедил и последнего  сдаться  римлянам  и  сохранить себе  жизнь  .  Иосиф  был приведён  Никанором  к  Веспасиану  .
Тит   в особенности  , по  благородству  своему  проникся  сочувствием    к  его  долготерпению  в  несчастье  и  сожалением  к  его  возрасту  . Воспоминание   о  недавних геройских  подвигах  Иосифа  в  руках неприятеля  навели  его  на  размышления  о  СИЛЕ  СУДЬБЫ  ,                о быстрой  переменчивости  СЧАСТЬЯ  НА  ВОЙНЕ  и  непостоянстве  всего  , что наполняет  жизнь человеческую  .  Тит  также  больше  всех  хлопотал  перед своим  отцом  о спасении  Иосифа  .  Иосиф      выразил  желание  поговорить с Веспасианом  наедине  .  Тот приказал  всем  удалиться  , за  исключением  Тита  и  двух друзей  .  Иосиф  сказал  :  «  Ты  думаешь  , Веспасиан  , что во  мне  ты  приобрёл  только  лишь  военнопленника  , но я  пришёл к  тебе  как  провозвестник  важнейших  событий  . Если  бы  я не  был послан  Богом  , то   я  бы  уже  знал  ,  чего  требует  от меня  закон  иудеев                и  какая  смерть  подобает  полководцам  ?   Ты  хочешь  послать   меня  к  Нерону  ?  Зачем  ?  Разве  долго  ещё  его преемники  удержатся  на  престоле  до  тебя  ?  Нет  , ты  , Веспасиан  , БУДЕШЬ  ЦАРЁМ  И  ВЛАСТИТЕЛЕМ  ;  , ты  и  вот  этот  , твой  сын  !    Прикажи  теперь  ещё  крепче  заковать меня  и  охранять  меня  для  тебя  ,                потому  что  ты  , Цезарь  , будешь  не  только  моим  повелителем  , но и   ВЛАСТЕЛИНОМ  НАД  ЗЕМЛЁЙ  И  МОРЕМ  ,  И  ВСЕМ  РОДОМ  ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ  .  Я  же  прошу  только  об усилении  надзора  надо мной  , дабы  ты  МОГ  КАЗНИТЬ  меня  , если  окажется  , что                я  ПОПУСТУ  ГОВОРИЛ ИМЕНЕМ  БОГА  « .  Веспасиан  , как  казалось  ,  первое  мгновение  недоверчиво  отнёсся  к  этим  словам  ,  считая                их  за  увёртку  со стороны  Иосифа  для  спасения  себе  жизни  ,                но  мало  помалу  им  овладело  доверие  , так  как  БОГ  ВОЗБУДИЛ          В  НЁМ  МЫСЛЬ  О  ЦАРСТВЕ  и  указал  ему  ещё  другими  знамениями  ,  что скипетр перейдёт к  нему  .  При  этом  он  узнал  , как  безошибочно  ещё  раньше  Иосиф  предсказывал  будущее  ,  предвидел  раньше  падение  Иотапаты  и  своё  собственное  пленение  .
Оставив  Иосифа  хотя  и  под арестом  , Веспасиан  всё  таки  подарил   ему  великолепную одежду  , разные  драгоценности  и  продолжал  ласково  обращаться  с ним  .   Между  тем  изгнанные  неприятелем    из своих родных  пепелищ  во время  мятежей  ,  а  также  беглецы             из  опустошённых  городов  собрались в немалом  количестве  ,                и  вознамеривались  опять  укрепить  разрушенную  Цестием  Иоппию  , чтобы  сделать её  убежищем  для  себя  .  Но  так как  проникнуть    в   страну   ,  завоёванную неприятелем  , было небезопасно  ,                то они  обратились к  морю  . Они  построили  огромное  число  разбойничьих  судов  и  грабили  на  пути  между  Сирией  , Финикией                и  Египтом  , и таким  образом  сделали  эти  моря  опасными                для  плавания  . Веспасиан  , услышав  об  их  похождениях  , послал                в  Иоппию конницу  и  пехоту  . Жители  из страха  перед  римлянами  бежали  на корабли  .  Иоппия  не  имеет  природной  гавани  ,                так  как  она  окаймлена  неровным  , круто  спускающимся  берегом ,   на  концах  высокие  утёсы  и  ниспадающие  в  море  скалы  .
Здесь показывают ещё  следы  оков  Андромеды  .
Северный  ветер  , дующий  здесь против  берега  и  нагоняющий                на  противостоящие  скалы  свирепые  волны  , делает рейд                ещё  более  опасным  , чем  открытое  море  . На  этом  рейде  находились  жители  Иоппии  ,  когда  с наступлением  утра  поднялась  сильная  буря  (  так  называемый  мореплавателями  в  тех водах    чёрный  северный  ветер  .  Одни  из  судов  она  разбила  друг  о  друга  , а  другие  - о скалы  . Многие  ,  страшася  каменистого  берега  , занятого  ещё  к  тому  же  неприятелем  , старались всеми  силами   выйти в открытое  море  , но  были  поглощены бушующими  волнами  .  Некуда  было  бежать  , не  было спасения  и  на  месте    :  ветер  гнал  из моря  , римляне  не  пускали  их в  город  .
При  громких  воплях  матросов  суда  каждый  раз сталкивались     между  собой  и  со страшным  треском  разбивались  друг  о  друга  .
Моряки частью уносились  набегавшими  волнами  , частью погибали  при  крушении  кораблей  .  Иные  сами  закалывали  себя  мечами  , предпочитая  этот  род  смерти  гибели  в  морской  пучине  .
Большинство  , однако  , унесённое волнами  , было разбито                о  прибрежные  скалы  . Море  было  окрашено кровью  , и  берег   был усеян  множеством  трупов  , ибо выброшенные  живыми  на  берег  были  уничтожены  стоявшими  здесь римлянами  . Число  трупов , выброшенных  морем  , достигало  4200  . Завоёванный  без  меча  город  римляне  сравняли  с землёй  . 
Весть  о  судьбе  Иотапаты   прибыла  в  Иерусалим  .
Между  прочим  рассказывали  , что при  взятии города  погиб  также  Иосиф  .  Эта  весть  наполнила  Иерусалим  великой  скорбью  .
В  то время  когда  в отдельных  домах  и семействах  всякий  из  погибших  оплакивался  своими  , плач  же  о  полководце  был  общий  .
30  дней  кряду  длился  траур в городе  . Многие  приглашали  флейтистов  , которые  звуками  своей  музыки с опровождали                их  заунывные  песни  .  Но когда  рассеялся  вымысел  о смерти      Иосифа  ,  а  выяснилось  , что  он  жив  , находится  в руках римлян                и  пользуется таким  обращением  со стороны  римских военачальников  , какого не  может  ожидать военнопленный  ,                то  ожесточение  иудеев  против  живого  Иосифа  было так                же  велико  ,  как  прежнее  их  сочувствие  к  мнимо  умершему  .                Уже  одно  поражение  ожесточило  их  ,  но  ЗЛАЯ  СУДЬБА  сделала                их ещё  более  непримиримыми  , то несчастье  , которое  людей  благоразумных  заставляет  подумать о  собственной  безопасности  и  позаботиться    о  предохранении  себя  от  подобных  же  бед  ,  подстрекало  их  на  новые  опасности  , конец  одного  бедствия  был  для  них всегда  началом  другого  .  Ненависть  и ярость  против  римлян  удвоилась ещё  тем  , что они  хотели  выместить  на  них свою  злобу  против  Иосифа  .  Так  бушевали  страсти в  Иерусалиме .  Веспасиан  , желая  обозреть  царство  Антипы  (  сам  царь пригласил  его к  себе  с  войском  для  того  , чтобы  встретить  их во всём  великолепии  своего  дома  ,  а   с  другой  стороны  , чтобы  с  помощью  римлян   укрепить  свой  шаткий  престол  )    отправился  из  Кесарии  Приморской  в  Кесарию  Филиппову  . Здесь он  дал своему  войску                20  -  дневный  отдых  , провёл и  сам  всё  это время  в  постоянных  пиршествах  ,  и  принёс  Богу  благодарственные  жертвы  за свои  победы  .  Но  когда  ему  было возвещено  о  волнениях  в  Тивериаде                и  отпадении  Тарихеи  , принадлежавших  владениям  Антипы  ,                то  он  признал  своевременным  предпринять  поход  .
Он  желал  также  воздать  благодарность  Антипе  .
Поэтому  он отослал  своего сына  Тита  в  Кесарию  длля  того  ,  чтобы  расположенное  там  войско переместить  в  Тивериаду  .
Старейшие  и  знатнейшие  граждане  бежали  в  римский  лагерь                и  припали  к  Веспасиану  с  мольбой  :  «  Принять  их милостиво                и не  наказывать  весь  город  за  безрассудство  немногих  людей  . Пусть  пощадит  он  дружественно  расположенное  к  римлянам  население  и накажет  только  зачинщиков  восстания  ,  по вине  которых  они  до сих  пор  ,  при всём  своём  желании  ,  не  могли  сдаться  . «  . Как  он убедился  , что  жители  мирно настроены  ,   прибыл со своим  войском  в город  . Жители  отворили  ему  ворота  .
И  , выйдя  навстречу  , приветствовали  его как  спасителя                и  благодетеля  . В  угоду  царю  он воспретил  солдатам  грабить             и  совершать насилия  против  жителей  ,  он  пощадил  также  стены  , так  как  царь  ручался  за  верность  города  в будущем  . Таким  образом  Веспасиан  возвратил  Антипе  город  .
(   Видим  также  , что война  была  гражданской  . Далеко                не всё  население     придерживалось  убеждений  мятежников  .                Но вынуждены  были  иметь с ними  общую судьбу  .   Это проблема  любой  войны  :   подстрекаемые  немногими  и  как  бы  нехотя  ,                но подчиняясь     их воле   .  Так  что  война  за пределами  воли   большинства  . И  вообще  исходит  из  других причин  , которые  скрыты  часто  . И римляне  по существу  останавливали  гражданскую  войну  среди  иудеев  , имея  от  этого  доход  себе                в  виде  ограбленных  местностей   ,     на  которых  гражданская  война  происходила   .   Использование   взаимной  ненависти                в  целях    своего   неминуемого  обогащения  .  Да  ,  за  ненавистью идёт  ограбление  ненавидящих   . Это  духовный  закон  . )
 Продолжая  дальше  свой  поход  , Веспасиан  на  пути  между  Тивериадой  и  Тарихеей  разбил  лагерь  .  Веспасиан  услышал  ,                что  большая  толпа  иудеев  собралась на равнине  перед  городом  ,                и  выслал  против  них         своего сына  с  шестистами  отборных всадников  . Когда  увидел  ,  что неприятель  значительно превышает его   в  количестве  ,        Тит  приказал  доложить отцу  ,  что нуждается  в  подкреплении  . Но  , заметив  , что  большинство  всадников  готово напасть      ещё   до прибытия  вспомогательных   отрядов  , в  то время  как  некоторые  всё  таки  втихомолку  побаивались  численного превосходства  иудеев  , он  стал на  такое  место  , откуда       все  могли  его слышать  , и сказал  :                «  Римляне  !  В  самом  начале   моей речи  я  должен   напомнить                вам  о вашем  происхождении  ,  чтобы  вы  знали  , кто вы и  кто                те  ,  с  которыми  вам  предстоит  бороться  .  От  наших  рук  до сего времени  не  ушёл ни  один народ    на  всём  земном  шаре  , иудеи  же  ,  чтобы  сказать  что  - нибудь       в  их пользу  , хотя  обессилены  ,                всё  же  не  утомлены  .   Было  бы  недостойно , если  бы  мы  устали  от наших  удач  ,  в  то время  , когда   те  стойко  выдерживают                свои  неудачи  .  Я  с  удовольствием  вижу   хотя   ,  что вы  , насколько  можно  заметить  , бодро настроены  ,   но  я  всё  таки  боюсь  ,                что  численность  врага  может  внушить  тому  или  другому  тайный  страх  .  А  потому  пусть каждый  ещё  раз подумает                о  том  ,  кто  он   и  против  кого  будет сражаться  ;  пусть вспомнит  также  , что  хотя  иудеи  чрезвычайно  смелы  и  презирают смерть  , но  зато  они  лишены  всякой  военной  организации  , неопытны                в  сражениях  и могут  быть названы  скорее  беспорядочной  толпой  , чем  войском  .  Что я  в  противоположность этому  должен  сказать  о  вашей военной  опытности  и тактике  ?
Потому  же   мы  только  и  упражняемся  так  с  оружием  в  мирное  время  ,  чтобы на  войне  не  нужно  было нам  считаться  силами                с  неприятелем  . Иначе  какая  польза  от  этих постоянных  боевых  упражнений  ,  если  мы  будем  сражаться  с неопытными                в   одинаковом  с  ним  числе . Вспомните  дальше  , что вы  боретесь                в  полном  вооружении  против  легковооружённых  воинов  ,                на  лошадях  против  пеших ,   под  командой  предводителя                против плохо  управляемой  толпы  ,    и  что  эти  преимущества  значительно  умножают  вашу  численность  , тогда  как названные  недостатки   намного  уменьшают  силы  врага  .  Сражения  ,                наконец  ,  решаются  не количеством  людей  , если  они  даже  способны     к  бою  , но  храбростью  , когда  она  воодушевляет                хотя  бы       менее  значительные  отряды  .  Отряды  легко  могут  образовать тесно  сомкнутые  ряды  и  помогать  друг  другу  ,                между  тем      как  не  в меру  большое  войско  страдает больше                от  собственной   многочисленности  , чем  от врагов  .  Иудеями  руководят  смелость  и отвага  - последствия  отчаяния  ,                которые  хотя  успехом  поддерживаются  , но  при малейшей  неудаче  всё  таки  гаснут    ;    НАС  ЖЕ  ВЕДУТ  ХРАБРОСТЬ ,  ДИСЦИПЛИНА                И  ТОТ  БЛАГОРОДНЫЙ  ПЫЛ  ,  КОТОРЫЙ  В  СЧАСТЬЕ  ОБНАРУЖИВАЕТ  МОЩНУЮ  СИЛУ   ,
НО  И  ПРИ  НЕУДАЧАХ  ПРОЯВЛЯЕТ  КРАЙНЮЮ УСТОЙЧИВОСТЬ 
(  противопоставление  счастья  и неудачи  позволяет  определить  счастье  в  повествовании  Иосифа  Флавия  как  удачу  ) .
Независимо  от  этого  ВЫ  БОРЕТЕСЬ  ЗА  БОЛЕЕ  ВЫСОКИЕ  БЛАГА  ,  ЧЕМ  ИУДЕИ  :  ибо  пусть    ИУДЕИ  СРАЖАЮТСЯ  ЗА  СВОБОДУ                И  ОТЧИЗНУ  ,  но  для  вас  что может  быть выше  , чем 
СЛАВА  и стремление  опровергнуть мнение  ,  будто  ВЫ  ,  ВЛАСТИТЕЛИ  МИРА  ,  нашли  в  иудеях  достойных  противников  ?
Мы не  должны  ещё  забывать  , что нам  , во всяком  случае  ,                не  угрожает опасность  , ибо  близки  те  , которые  придут нам                на  помощь  , а  их  очень много  . Но  мы  сами  МОЖЕМ  ПОЖАТЬ ЛАВРЫ  ЭТОЙ  ПОБЕДЫ  , а  потому  должны  предупредить  подкрепления  для  того  , чтобы  не пришлось вместе  с  ними  делить успех  , который  вследствие  этого сделается  ещё  значительнее  .
Я  полагаю  , этот час  будет иметь  решающее  значение                для  моего  отца  , для  меня  , для  вас  :  достоин  ли  мой  отец  своих прежних  подвигов  , его  ли  я  сын  и  мои  ли  вы  солдаты  ! 
Он  привык  всегда  побеждать  , и  потому  я  не  позволю  себе  предстать  перед  его  глазами  побеждённым  . А  вы  ? 
Разве  вам  не  будет  стыдно  дать  себя  победить  ,  когда                ваш предводитель  будет предшествовать  вам  в  опасности  ?                А я  , знайте  это  намерен  так  именно  поступить  :  я  первый  ударю  в  неприятеля  ,  вы  только не отставайте  от меня  .
Будьте  убеждены  ,  что  Бог  будет покровительствовать  моему  нападению  ,  и  верьте    что  мы  в рукопашном  бою  достигнем  больше  ,  чем  стрельбой  издали  .  «  . 
Тит на  коне  первый  грянул      на   неприятеля  , за  ним  с  воинскими  кликами  бросились остальные  .
Иудеи  выдерживали  некоторое время  нападение  .  Но  под ударами  копий  и  страшным  натиском  лошадей  они  всё  таки скоро  отступили  и  были  растоптаны  . ПОД  НЕУКРОТИМОЙ  РЕЗНЁЙ            они  рассеялись  . ТИТ  УБИВАЛ  , УМЕРЩВЛЯЛ   .
  Иудеи  , однако  ,  напирая  всей  своей  массой  ,  всё  таки протеснились в город  .  Внутри  тотчас  же  поднялся  между                ними  большой  разлад  . Коренные  жители  , дорожа  своим  имуществом  и  городом  , уже  с  самого  начала  не  сочувствовали  ,  а тем  более  теперь  , после  поражения  , иногородние  же  , собравшиеся  со всех разрушенных  до  того   городов  и  которых  было очень много  , хотели  принудить коренных  к  мятежу  . В  своём  страстном  споре  они  так  неистово  кричали    и шумели  , точно  были  близки  к тому  , чтобы  взяться  за  оружие .
Когда  Тит    услышал  этот гул  , он воскликнул  :  «  Товарищи   , удобный  час  настал  !  Чего  мы  медлим  , когда  сам  Бог  отдаёт нам  в руки иудеев  ?  Ловите  победу  !   Вы  разве  не  слышите  крика  ?
Те  ,  которые  бежали  от  нашего меча  ,  спорят  между  собою  !
Город  в наших руках  , если  только мы  поспешим  . Но  ,  кроме  поспешности  , от нас  требуется  напряжение  силы  и  отвага  ,                ИБО НИЧТО ВЕЛИКОЕ   НЕ  ДАЁТСЯ   БЕЗ РИСКА   !    Мы  должны  предупредить    примирение врагов , которое  нужда  легко может ускорить  .  «  С  этими  словами  он вскочил на  своего коня  и  бросился  в озеро  , через которое  в  сопровождении  других первый  вторгся                в город  . Его смелость навела  панику  на  людей  , стоявших на стене .
Никто  не  отважился  оказывать сопротивление  .  Велика  была  резня      в  городе  . После  того  как  виновные  были  убиты  , Тит  сжалился  над жителями  и приказал  прекратить резню  .
Тит отправил  вестника  , чтобы  принести  отцу                РАДОСТНУЮ  ВЕСТЬ .
Веспасиан  немедленно появился  сам  , вышел на  берег  ,                и  приказал построить плоты  для  преследования  убежавших  . Некоторые  полагают  Генисаретское  озеро как жилу  Нила  ,                так  как  в нём  живут  такие  же  рыбы  , какие  найдены                в озере  возле  Александрии  .
Велико и  разнообразно  было побоище  , пока  остаток  воинов                не  был  оттеснён   к  берегу  .  Всё  озеро  было окрашено  кровью                и  полно трупов  , ибо  ни один  человек  не вышел живым  .
Так  кончилось это морское  сражение  . Погибло тогда  6500  человек .
По  окончании битвы  Веспасиан  сел в  Тарихее  на  судейское  кресло  ,  чтобы  отделить людей  , нахлынувшись извне  и  вовлекших всех                в войну  от  жителей города  , и  чтобы  совместно с начальниками    решить вопрос  о том  , следует  ли  их оставить в живых  .
Все  считали  помилование  их  делом  опасным  :  как люди                без родины  ,  они  , наверное  , не останутся  в покое  и  будут                в  состоянии  принудить к  войне  силой  даже  тех  , у  которых                они найдут приют .
Веспасиан  также  признавал  , что  они  не  достойны  пощады  ,                и  что  они своим  спасением  воспользуются  во вред освободителям .
Он  поэтому останавливался  только  над   тем  , каким  способом  удобнее  будет их  извести  . Убив  их на  месте  , он  должен  был опасаться  нового  восстания  коренных жителей  .
(  А  Флор  , зачинатель  возмущения  , делал  , напротив  то , что  должно  было возбудить  иудеев  ,  чтобы  извести  их  всех  .  )
Которые  (  думает  Веспасиан  )   без сомнения  не  допустили                бы  добровольно  ЗАКЛАНИЯ  столь  многих  просящих  , кроме  того  , он  сам  не  мог   себе  позволить  напасть на  людей  , которые  , доверившись  его слову  ,   передали  себя  в  его руки  .
(  НО  ВСЁ  ЖЕ  ПОЗВОЛИЛ  !    потому что  )    его  друзья  взяли                верх  над  ним  , сказав  :  против  иудеев  всё  позволительно ,                и всегда  нужно  полезное  предпочесть  достойному  , если  нельзя                то и  другое  соединить вместе  . Таким  образом  , Веспасиан                в  двусмысленных словах  обещал пришельцам  пощаду  ,  но  позволил  им  выступить  только  по  дороге  к  Тивериаде  . 
СО  СЛАДКОЙ  ВЕРОЙ  В  СВОЮ МЕЧТУ  , ничего  дурного не  подозревая  , открыто неся  с  собой  свои  пожитки  ,  они  выступили                по  УКАЗАННОМУ    ИМ  ПУТИ  .  Римляне  же  между тем заняли  всю  дорогу  до  Тивериады  для  того , чтобы  никто не  завернул в сторону  , и  заперли  их  в городе  .  Вскоре  туда  явился  Веспасиан  , который  приказал всем  собраться  в  ристалища  .  Здесь  он  приказал  стариков  и слабых  в  числе  1200  убить  , из молодых  выбрал  6000  сильнейших  , чтобы  отослать  их  Нерону  на  Истм  .
(  Нерон в это время  был  на  Истмийском  перешейке  в  Коринфе  .
Где  проходили  знаменитые  Истмийские  игры  .
Где  Нерон  даже  победил  на  колеснице  в  67  году  .
Хотя  выпал из  колесницы  , повредив  позвоночник  .
Судьям  не помешало  присудить ему  первое  место  .
В  ответ он отменил налоги  .  Но  после  его смерти  победу  отменили  . Не  знаю  , отменили  ли  победу  Тиберию  , учавствовавшему  в  4  году  в  Олимпийских  играх  .
Хотя  конкурентов  не  было  . Он соревновался  сам  с  собой  .
Такой  вот спорт  высших достижений  ! 
Который  начинался  у  Нерона  тем  , что он  на  колеснице  носился  по  Ватикану  того времени  . Как  назывался  холм  древних  колдунов .
Веспасиан  отправил  пленников  на  Истм  к  Нерону  .
Где  тот  давал празденство  городу  с  гладиаторскими  боями  .
Где  пленные  должны  были  сражаться  с  зверями  и  друг  с другом  .)
 Остальную  МАССУ  , около  30400  Веспасиан    продал  ,                за  исключением  тех  , которых  ПОДАРИЛ  Антипе  .                Царю он предоставил  поступить     с людьми  , бежавшими                из его  области  , как  ему  заблагорассудится .
Они  , впрочем , были  царём  также  проданы  .
Остальная  МАССА  из  Трахонеи  , Иппа  и  Гадары  состояла  преимущественно  из  бунтовщиков  , беглецов  и других  людей  , которые  были  вовлечены  в  войну  постыдными  делами  , совершёнными  ими  ещё  во время  мира  .

Рим  и  Иерусалим  .
Рим  победил  Иерусалим  ? 
Или  до времени  был отдан  Иерусалим  Риму  , как  Вавилону                и  Ассирии  до  этого  ? 
Это видимая  история ,   невидимая  состоит в  посмертной  участи  .
Если  это  совершилось  по  Божьей  воле  , то  умершие    и  пойдут                на  лоно  Авраамово  , где  Авраам  будет совершать над ними суд  .
Суд справедливый  . Ибо  они  хотят  только  справедливости  .
Но  Авраам  справедливый  ,  и  к  тому  же  весьма милостивый  .
Когда  я  описывала  судьбу  богатого  человека  в  истории                с  Лазарем  в  своём  романе  «  История  предательства  длиною                в три  тысячи  лет  «  я  описала  его  судьбу  после  слов  Авраама                так  , как  я  её  представляла  , опираясь на  то  , что Авраам  весьма милостив  , так  как  добивался  милости  даже  для  Содома  .
Проблема  состояла в Содоме  , в  нём  не  нашлось  десяти праведников  , достаточных для  совершения  молитвы  .
Авраам  и  выбран  потому  , что  он  неимоверно  милостивый  .
И  ,  по  мидрашам  , ничего  не делал  для  себя  .
Это  называется  «  билядай  «  -  «  ничего  для  себя  «  .
Так  что  у  погибших  весьма  милостивый  судья  .


Рецензии