Размышления при чтении Иудейской войны Иосифа Флав
На сцену выходит Нерон , хотя и небрежно , как персонаж .
Не герой , каким Нерон себя воображал , и не только он , но и народ Римской империи тоже считал себя геройским вполне , а Нерон - тот , о ком говорят до сих пор , как об исчадии ада . Нерон , о котором говорят до сих пор как о воплощённом антихристе , выведен Иосифом Флавием скромно . События , произошедшие с Нероном , как бы происходят сами собой , без привязки к его скандальной личности .
Последний из потомков Цезаря , последний из патрициев Рима .
Тем не менее - его смерть - естественное продолжение правления Августа . По моему мнению . Ибо не может родиться такое чудовище без корней , без атмосферы , которой пытался противостать Август , но не смог . Он смог изгнать Овидия , и прославить Вергилия , создавшего миф о том , почему Рим правит . И Рим правит до сих пор . Пришли другие мифы . Но Рим всё тот же . И римские боги тоже . Потому что Римской империи единственной конец приходит на пришествие Иисуса Христа . В этом вечность Рима . То есть пришёл из вечности .
И уйдёт в вечность . Это вневременное явление - Рим .
Символ ног Колосса , приснившегося Навуходоносору .
Ног , символизирующих неустойчивость Римского мира .
Состоящих из железа и глины - железобетонных .
Недаром бетон был символом Рима в каком то смысле .
Созданный их вулканического туфа - застывшей лавы вулкана .
Символа выхода подземных богов на поверхность земли .
И глины - символа человечности . То , что ненавидит Бог .
Когда семя подземных богов входит в человеческий материал как маковое семя . Создавая цивилизацию , во главе которой стоят полулюди , полудемоны . Ибо власть над землёй уже человеку принадлежит , данная ему Богом , Творцом человека .
Но не демонам преисподней . Это их , а не человека , власть пьянит . Это они борются за власть друг с другом .
Подземный бестиарий . И Нерон - их создание .
Это их полное проявление в человеческой плоти .
Как и в плоти Тиберия , который усыновил Нерона .
Это бестии домогаются плоти невинных детей .
И всей плоти кругом . Чтобы смерть внутри них получила энергию жизни , даруемого Богом всякой человеческой плоти .
Нерон , который именовал себя « добрым демоном Вселенной « , родился ровно через 9 месяцев после смерти Тиберия .
То есть был зачат ровно в день смерти Тиберия .
Как бы демон , находящийся в Тиберии подготовил себе тело для воплощения . Не важно даже , кто был его земным отцом .
Рыжебородый оттого , что повстречался с братьями Диоскурами , и в результате этой встречи чёрные волосы на его теле стали рыжими . Так говорит семейный миф . И отец Нерона так и предполагал , что от него и его жены вырастет чудовище .
Приносящее ужас и горе для человечества . Так и сказал .
Астролог предрёк , что мальчик станет царём , но убъёт свою мать . Мать воскликнула : « Пусть убьёт , лишь бы правил . ! «
Такая вот семейка « эвдемонов « - « добрых демонов « .
« Услышьте меня , боги преисподней ! « , - взывал Нерон на конкурсе поэтов в Элладе . « Пусть ночь длится вечно .
И совершаются бесчисленные злодеяния под покровом Ночи ! « , - заклинал он . То , что Нерон представлял из себя воплощённого демона , говорят сами за себя эти его слова :
« Наконец – то я поживу по человечески !!! « .
Не стесняясь между такими же демонами во плоти .
Бесчисленные оргии - это для демона и значит пожить по человечески . То есть обладая плотью и получая своеобразное наслаждение . Нам , людям , не понять .
Тиберий растлевал бессчисленое количество детей , и даже младенцев , находясь на Капри на вилле , посвящённой им Зевсу .
Римские боги были отринуты . Воплотились боги Эллады .
Бестии внутри римских иператоров домогались жизни жёстко и без правил . Даровав потому своим « избранникам « империй - право на отъятие жизни у любого человеческого существа , которого только пожелает . И Нерон , точнее , зверь внутри него , приказывал составлять из людей горящие факелы , бросая людей на арену на съедение хищникам , на потеху римской публики .
Римская публика требовала именно таких зрелищ .
Поэтому посещение Колизея , выстроенного Флавиями , на средства , полученные от разрушения Иерусалимского Храма , было бесплатным , с раздачей хлеба . Хлеб и зрелища .
Как и был описан римский народ , жаждущий хлеба и зрелищ .
Притом кровавых зрелищ , и хлеба из Египта .
Именно такие зрелища , театр , на сцене которого актёры могли потерять жизнь в страшных муках на потеху публике .
Цирк вместо церкви - вот что строят подземные боги .
Не нынешний цирк . А цирк , где люди сражаются со зверями по настоящему . И иллюстрируют все виды смерти .
Что такое гладис ? Это и меч римского воина .
Но это и мужской орган , гарантирующий рождение другого человека , хотя и с помощью женщины .
Римлянин , имеющий гладис , ощущал себя в полной мере хозяином рождённых от него детей . И имел власть над жизнью и смертью детей , и римская канализация была наполнена младенцами , отец которых не признал их .
Тоже род человеческих жертвоприношений , совершаемых в клоаке - истинном « святилище « подземных богов .
Исполненного человеческих испражнений и крови .
И Тибр , протекающий через Рим , был исполнен крови убитых , и человеческими испражнениями . А Тиберий - сын Тибра .
Со своими превосходящими всякое представление оргиями .
Исполненными также морями крови и человеческих испражнений .
Как и всякая война . Как и осаждённый Римом Иерусалим .
Ставший « святилищем « подземных богов .
Ибо изгнали Подателя Жизни Иисуса Христа .
Так , всякая война является « святилищем « подземных богов , наполненная человеческими кровью и испражнениями .
Ибо люди отвергли подателя Жизни - Иисуса Христа .
Война неизбежно появляется там , где изгоняют Христа .
Императоры заменяют Его . Уже не люди , а сверхчеловеки .
И Иосиф Флавий шаг за шагом описывает осаду Иерусалима .
Со всеми подробностями . Но нет свидетельств тех , кто погиб .
Они остались безмолвными жертвами . Но жертвами кого ?
И чего ? Попытаемся понять , читая внимательно
Иосифа Флавия , священника из Иудеи , ставшего римлянином .
Чтобы остаться живым . Чтобы оставить свидетельство .
Он пишет : « Когда Нерону доложили о событиях в Иудее , ощущая страх и смущение , но наружно старался быть высокомерным и показывал себя гневным , говоря : « Во всём происшедшем виновата больше небрежность полководца , чем храбрость врагов « . Он остановился на Веспасиане , как на единственном человеке , способном совладать с критическим положением и могущем предпринять такую серьёзную войну - человеке , выросшем и поседевшем в сражениях , подчинившем силой оружия римскому скипетру неведомую до сих пор Британию , и доставивший таким образом отцу Нерона Клавдию триумф , не заслуженный им собственными подвигами .
( Нерон - приёмный сын Клавдия , мать которого и отравила незадачливого императора ) .
( Нужно учитывать всегда то , что Иосиф говорит о Флавиях , под покровительство которых он пришёл , приняв фамилию Флавий , не объективно ) . Видя в этом выборе хорошее предзнаменование , принимая также во внимание солидный возраст избранника в связи с его военной опытностью , имея в его сыновьях залог верности его , и замечая в этих юношах опору доблести отца быть может , наконец , и потому , что Бог всё это предопределил , - он послал Веспасиана принять начальство над войсками в Сирии . ( Веспаиан - римлянин и по крови , и по воспитанию , что называется , до мозга костей .
Хотя не из рода Юлиев . Так сказать , из простой семьи . )
Веспасиан послал из Ахайи , где он находился вместе с Нероном , своего сына Тита в Александрию , чтобы взять оттуда пятый и десятый легионы , сам он отправился через Геллеспонт и сухим путём прибыл в Сирию , где собрал римские силы и многочисленные союзные отряды соседних царей .
Победив Цестия иудеи до того возгордились своим неожиданным успехом , что никак не могли умерить свой пыл , и , точно ВООДУШЕВЛЁННЫЕ СЧАСТЛИВЫМ РОКОМ , все настойчивее стояли за дальнейшее ведение войны . Кто только способен был носить оружие , бросился , недолго думая , в поход , предпринятый против Аскалона , отдалённого от Иерусалима в 520 стадий . Во главе компании стояли Нигер Перейский , Сила Вавилонянин и ессей Иоанн . В городе находились лишь одна когорта пехоты и один эскадрон всадников . Новички в борьбе с опытными солдатами , пешие против конных воинов в полных доспехах , руководимые больше гневным инстинктом , чем предусмотрительностью , воюя против солдат , привыкших повиноваться слову команды и дейстовать по одному мановению , - иудеи были легко преодолены . Ряды , стремившиеся к стене , теснили друг друга до тех пор , пока все , преследуемые конницей , не рассеялись по всей равнине . В результате 10000 иудеев и среди них двое предводителей , Иооанн и Сила , легли на поле сражения .
Это сильное поражение не смирило , однако , гордости иудеев , скорее это несчастье усилило их смелость .
В Антиохии , столице Сирии , которая по своей величине и благосостоянию занимает , бесспорно , третье место среди городов римского мира , Веспаиан принял свою армию .
Здесь он соединился с царём Антипой , который во главе всей своей армии ожидал его прибытия . Отсюда он поспешил в Птолемаиду , где его встречали граждане Сепфориса из Галилеи
Они ещё до прибытия Веспасиана заключили союз с Цестием Галлом , получив от него гарнизон .
Галилея , разделяющаяся на Верхнюю и Нижнюю , окружена Финикией и Сирией . Западную его границу составляют Полемаида и Кармил , некогда галилейский горный хребет , а ныне тирский .
На юге она тянется по границам Самарии и Скифополиса вплоть до Иорданских вод . По восточной её границе расположены Иппина , Гадара , Гавлан и царство Антипы , на севере её замыкают Тир .
Нижняя Галилея простирается в длину от Тивериады до Завулона , недалеко от прибрежной полосы Птолемеиды , а в ширину она расстилается от деревни Ксалос по Большой равнине до Вирсавы ; здесь же начинается ширина Верхней Галилеи … вся страна плотно заселена ; ни одна частица не остаётся не занятой ; скорее она чересчур даже пестрит городами , и население в деревнях до того многочисленно , что в самой незначительной деревне числится свыше 15000 жителей . Если даже по величине Галилея уступает Перее , то по силе и значению необходимо отдать преимущество Галилее , потому что она вся возделана и имеет вид огромного сплошного сада . Перея же в большей своей части бесплодна , используется преимущественно для культуры оливкового дерева , винограда , пальм и обильно орошаются горными потоками . Перея простирается в длину от Махерона до Пеллы , а в ширину - от Филадельфии до Иордана . Пелла лежит на северной границе , западную же границу образует Иордан , на юге Перея граничит с землёй моавитян , а на востоке - с Аравией , Сильбонитидой с областью Филадельфии и Геразой . Страна самаритян лежит между Галилеей и Иудеей . Она начинается у деревни Гинеи на большой равнине и кончается у Акробатского округа . Природа её совершенно тождественна с Иудеей . Обе эти страны богаты горами и равнинами , легко обрабатываемы , плодородны , засажены деревьями и изобилуют плодами в диком и культурном виде . Естественное орошение здесь хотя не очень богатое , но зато бывают обильные дожди . Текучие воды все чрезвычайно пресны , а благодаря обилию хорошего корма скот здесь обладает большой молочной производительностью . В центре Иудеи лежит Иерусалим , иные не без основания называют город « пупом страны « . Прибрежная полоса Иудеи тянется до Птолемаиды . Иудея разделена на 11 кругов , над которыми как царская столица владычествует Иерусалим , возвышающийся над страной как голова над телом . Города распределены по округам : Гофна , Акробата , Тамна , Лидда , Эммаус , Пелла , Идумея , Эн Гади , Иродион и Иерихон , Ямния и Иоппия , Гамала , Гавлан , Батанея , Трахонея , принадлежавшие к области царя Антипы . Трахонея начинается у Ливанских гор и истоков Иордана и простирается в ширину до Тивериадского озера , а в длину - от деревни Арфы до Юлиады . Население этой страны составляет смесь иудеев и сирийцев .
Веспасиан прислал вспомогательные отряды сепфорянам .
Иосиф ( Флавий , избранный полководцем ) напал на город и понял , что НЕ В СОСТОЯНИИ ПОБЕДИТЬ СЕПФОРЯН НИ СИЛОЙ , НЕ ДОБРЫМ СЛОВОМ . Между тем Тит быстрее , чем можно было ожидать в зимнее время , переплыл из Ахайи в Александрию и принял под своё командование военную силу .
Быстро продвигаясь вперёд , он скоро достиг Птолемеиды , где нашёл своего отца , и присоединил к находившимся при нём двум превосходным легионам ( пятому и десятому ) приведенный им с собой пятнадцатый легион . Сюда прибыли ещё 18 когорт , из Кесарии пять когорт с конным отрядом и пять других отрядов сирийских всадников . Был составлен ещё сильный вспомогательный корпус от царей : Антиох , Антипа и Соем выставили каждый по 2000 пеших стрелков и 1000 всадников , аравитянин Малх послал 1000 всадников и 5000 пехоты , так что соединённая армия достигала 60000 человек пехоты и конницы . В этот счёт не вошёл ещё обоз . Если же бросить взгляд на военное устройство ( римской армии ) в целом , то нужно прийти к убеждению , что это обширное царство приобретено ими благодаря их способностям , а не получено как дар счастливой случайности . Ибо не только когда война уже наступает , они начинают знакомиться с оружием , - нет , точно рождённые и выросшие с оружием , они никогда не перестают упражняться им , а не выжидают случаев .
Их упражнения отличаются тем же неподдельным жаром , серьёзностью , как действительные сражения , в их рядах никогда не происходит замешательства и ничто их не выводит из обычного боевого порядка , страх не лишает их присутствия духа , а чрезмерное напряжение не истощает сил .
( Как выяснилось позже , это было не так .
Но император с империем в руках - правом отнять жизнь у любого , на то он и император , чтобы словом и делом направить солдат в нужное русло . Хотя не всегда это удаётся , и император вынужденно уступает стихийной силе солдата .
И не всегда может сопротивляться ей . Дисциплина часто уступает силе наживы и ярости , в чём можно убедиться в записках самого Иосифа Флавия об Иудейской войне . )
Жизнь лагеря подчиняется установленному порядку .
Вставания со сна возвещаются трубными сигналами , всё совершается только по команде . С наступлением утра солдаты группами являются с приветствием к центурионам , эти - к трибунам , с которыми тогда все офицеры представляются полководцу . Полководец , по обычаю , объявляет им пароль дня , а также приказы для сообщения их своим подчинённым .
Соблюдается тот же порядок и в сражении , так что они имеют густыми массами делать быстрые движения к наступлению или к отступлению . По первому мановению снимаются шатры , быстро навьючивают мулов и других животных и стоят уже , словно состязающиеся в бегах за ареной , совершенно готовыми к походу . Выстраиваются ряды . Вестник , стоящий у правой руки полководца , троекратно спрашивет : всё ли готово к бою .
Солдаты трижды восклицают : « Да , готово ! « . Тогда они вступают в путь и продвигаются молча , в стройном порядке .
Авангард образует всегда легион , назначающийся по жребию .
В самих сражениях ничто не происходит без предварительного совещания , каждое движение имеет основанием своим предначертанный план , и , наоборот , за каждым решением следует всегда его исполнение . Оттого они так редко совершают ошибки и каждый промах легко поправляется вновь .
Победе , доставшейся счастливой случайностью , они охотнее предпочитают поражение , если только последнее является следствием заранее составленного плана . Они держатся того мнения , что успех , приобретённый не по вине действующих лиц , порождает неосмотрительность , в то время как всестороннее обдумывание , если даже иной раз не достигает своей цели , имеет , однако , своим последствием энергическое стремление к предупреждению неудач в будущем , затем случайная удача не имеет виновником того , на долю которого она выпадает , между тем как печальные результаты , не оправдывающие прежних расчётов , оставляют по крайней мере утешение в том , что дело было правильно задумано . Упражнения оружием направлены у них к тому , чтобы закалить не только тело , но и дух , для достижения этой цепи действуют также и страхом : их законы карают смертью не только дезертирство , но и менее важные проступки . Беспощаднее закона была ещё личная карательная власть полководцев , только щедрость наград , выдаваемых храбрым воинам , образует противовес , благодаря которому они не кажутся столь жестокими по отношению к провинившимся . Зато и повиновение командирам так велико , что всё войско в мирное время представляет вид парада , а на войне - одного - единственного тела - так крепко связаны между собой ряды , они всегда готовы к действию . Если только они стоят в боевом порядке , то никогда не отступают ни перед количественным превосходством сил , ни перед военной хитростью , ни перед препятствиями , представляемым местностью , ни даже перед изменой счастья , ИБО ОНИ ВЕРУЮТ В СВОЮ ПОБЕДУ . Нужно ли удивляться , что народ , который всегда рассуждает , прежде чем что - либо предпринимает , который для осуществления своих предприятий имеет такую могущественную армию , - что этот народ расширил свои пределы , к востоку до Евфрата , к западу до океана , на юге до тучных нив Ливии , а на севере - до Дуная и Рейна ? Иной не без основания даже скажет , что владения всё ещё не так велики , как того заслуживают владельцы .
Веспасиан , сопровождаемый отборной пехотой , всадниками и броненосцами , вслед за ним ехали принадлежавшие к легионам всадники , которых каждый легион имел 120 , затем шли мулы , навьюченные осадными машинами и другим военным снаряжением, после появлялись легаты , начальники когорт с трибунами , окружённые отборным войском , за ними несли знамёна и посреди них орла , которого римляне имеют во главе каждого легиона .
Как царь птиц и сильнейшая из них , орёл служит им эмблемой господства и провозвестником победы над всяким врагом , против которого они выступают . За этими святынями войска шли трубачи , и тогда лишь двигалась главная масса войска тесными рядами , по 6 человек в каждом , сопровождаемая одним центурионом , который , по обыкновению , наблюдал за порядком .
Веспасиан достиг границы Галилеи , где разбил свой стан .
Войско , которое под предводительством Иосифа стояло лагерем невдалеке от Сепфориса , у города Гариса , лишь только услышало , что римляне уже стоят у них за спиной и готовы драться , не выждав столкновения с ними и даже не видя их ещё в глаза , немедленно рассеялось по всем сторонам . Иосиф , оставшись с очень немногими , счёл себя чересчур слабым для встречи неприятеля , от его внимания не ускользнул также упадок духа , овладевших иудеями , и то обстоятельство , что они большей своей частью , если бы могли довериться римлянам , охотно вошли бы в соглашение с ними . Исполненный мучительных предчувствий насчёт исхода войны вообще , он решил на этот момент по возможности уйти от опасности и вместе с оставшимися верными ему людьми бежал в Тивериаду .
Иосиф ясно сознавал , к какому концу поведут начинания иудеев .
Сам же он , хотя вполне мог надеяться на прощение римлян , готов был лучше сто раз умереть , нежели изменой своему отечеству и бесчестием возложенного на него достоинства полководца благоденствовать среди тех , которых он был послан побороть . Веспасиан , решившись разрушить Иотопату , туда , как он узнал , бежала большая часть неприятеля …
Иосиф прибыл из Тивериады в Иотапату и своим появлением вновь воскресил упадший дух иудеев . Перебежщик принёс Веспаиану весть о прибытии Иосифа . Веспасиан с радостью выслушал эту весть считая её чрезвычайно счастливым предзнаменованием .
Он усматривал перст Божий в том , что тот из его врагов , который слыл самым талантливым , самовольно попал в ловушку.
Иотапата почти вся расположена на отвесной скале ; со всех сторон ниспадают столь глубокие пропасти , что , когда всматриваешься в эти бездны , глаз от утомления не проникает до глубины , только с северной стороны , где город спускается по склону горы , он бывает доступен . Веспасиан хотел побороть и природу местности , и отвагу иудеев , он решил поэтому усилить осаду и собрал начальников для обсуждения способа нападения . Веспасиан велел расставить кругом метательные машины , и решил держа город в осаде , заморить его голодом .
Иосиф сделал вылазку во главе отборных бойцов , обратив в бегство неприятельские аванпосты , протеснился до самого лагеря римлян , бросил пылающие головни . Повторяя то же самое на второй и третий день , Иосиф ещё несколько дней и ночей подряд провёл в безуспешной борьбе .От этих вылазок римляне терпели много вреда . Веспасиан приказал своим тяжеловооружённым воинам отступать перед нападением иудеев и не вступать больше в бой с людьми , ищущими смерти .
По продолжительности времени и многочисленности вылазок Веспасиану могло казаться , что он сам находится в осаде .
Один из защитников стены выстрелил в Веспасиана и ранил его в стопу . Ближайшие к Веспасиану немало встревожились , душевная тревога сообщилась всему войску , оставив осаду , в страхе и отчаянии столпились вокруг него . Тит первым прибыл на место . Отец успокоил сына и солдат . Каждый теперь хотел как мститель полководца быть первым в бою , и , воодушевляя друг друга боевыми кликами , они вместе с неукротимой яростью ринулись против стены . Хотя люди Иосифа один за другим падали , поражённые катапультами и баллистами , они тем не менее не давали себя прогнать со стены , а кидали горящие головни , куски железа и камни . Но терпя потери за потерями .
Действия « скорпионов « и катапульт губили многих .
В том месте , где кипела битва , вся стена текла кровью …
Утром Веспасиан повёл своё войско на приступ .
Иосиф приказал защитникам заткнуть себе уши , чтобы не испугаться боевых кликов легионов . Пусть каждый пойдёт НА БОЙ НЕ ВО ИМЯ СПАСЕНИЯ СВОЕГО ГОРОДА , А МСТИТЬ ТЕПЕРЬ УЖЕ ЗА ЕГО ГИБЕЛЬ ! В завязавшемся рукопашном бою с римлянами они совершили чудеса силы и мужества .
Ежедневно мнигие из них погибали . Убив часовых , они тихо заняли город . Вслед за ними трибун Секст Цереалий и Плацид ввели в город свои войска . Крепость была занята , враг стоял посреди города . Римляне , помня свои страдания во время осады , не знали теперь ни жалости , ни пощады , они убивали народ , оттесняя его с крутой крепости вниз . Стиснутые на узких улицах , они были задавлены бросившимися на них с крепости вниз .
Это побуждало многих , даже самых отборных солдат Иосифа , на самоумерщвление . Не будучи в состоянии убить хотя бы одного римлянина , они , чтобы по меньшей мере не быть убитыми неприятелем , собирались на краю города и сами себя закалывали . Те из боевой стражи , которые , при первом открытии неприятеля в стенах города , успели спастись в одну из северных башен , некоторое время сопротивлялись , но , окружённые , наконец , со всех сторон , они добровольно отдали себя на заклание ворвавшимся солдатам . В тот день римляне уничтожали только те МАССЫ людей , которые попадались им на глаза . В следующие же дни они осматривали все норы и лазейки , и преследовали скрывавшиеся в пещерах и подземных ходах , не щадя при этом людей любого возраста и оставляя в живых только женщин и младенцев , они собрали всего 1200 пленных . Общее же число убитых при взятии города и предшествовавших сражениях составляло 40 000 .
Веспасиан приказал срыть город до основания и сжечь все его укрепления . Так пала Иотапата на 13 - ом году царствования Нерона . Римляне , будучи сами ожесточены против Иосифа , и , зная о том , что взятия его в плен сильно желал также и полководец , придававший этому чуть ли не решающее значение для войны , разыскивали его повсюду , как между мёртвыми , так и во всех потаённых уголках города . Но Иосиф , вслед за взятием города , точно сопуствуемый провидением , пробрался сквозь ряды неприятеля и вскочил в глубокую цистерну , сообщавшуюся в одну сторону с незаметной снаружи просторной пещерой , где он нашёл 40 знатных людей , снабжённых припасами на более или менее продолжительное время . Днём он скрывался здесь ; по ночам же выходил наружу , чтобы отыскать путь к бегству …
Женщиной , взятой в плен , он был выдан римлянам . Веспасиан поспешил послать двух трибунов , Павлина и Галликана , чтобы те склонили его к выходу из пещеры . Они не могли его убедить .
Он боялся , что его вызывают только для казни . Веспасиан отправил к нему третьего трибуна , близкого знакомого Иосифа и давнего его друга , Никанора . Тот говорит , что полководец зовёт его к себе не для казни , он предпочитает даровать ему жизнь как храброму воину . Никогда , прибавил он , Веспасиан для коварных целей не послал бы к нему друга , да и сам он никогда не согласился бы прийти для того , чтобы обмануть друга . Иосиф всё ещё оставался нерешительным , и солдаты , придя в ярость , приготовились уже бросить огонь в пещеру , но начальник их удержал , потому что считал для себя делом чести захватить Иосифа живым . В это время в памяти Иосифа выступали ночные сны , в которых Бог открыл ему предстоящие бедствия иудеев и будущую судьбу римских императоров .
Иосиф ( как и Иосиф , попавший в Египет , и возвысившийся в нём во многом благодаря тому , что имел дар - разгадывать сны ) понимал толкование снов и умел отгадывать значение того , что открывается божеством в загадочной форме , вместе же с тем он , как священник и происходивший от священнического рода , был хорошо посвящён в предсказания священных книг .
Охваченный как раз в тот час божественным вдохновением и объятый воспоминанием о недавних страшных сновидениях , он обратился с тихой молитвой к Всевышнему и так сказал в своей молитве : « так как Ты решил смирить род иудеев , который Ты создал , так как всё СЧАСТЬЕ перешло теперь к римлянам , а мою душу Ты избрал для откровения будущего , то я добровольно предлагаю свою руку римлянам и остаюсь жить.
Тебя же я призываю в свидетели , что иду к ним не как изменник , а как Твой посланник . « После этого он выразил Никанору своё согласие . Но , когда скрывавшиеся вместе с ним иудеи заметили , что он уступил просьбам римлян , все и воскликнули :
« Тяжело будут вопиять против тебя отеческие законы , дарованные нам самим Богом , КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ИУДЕЯМ ДУШИ , СМЕРТЬ ПРЕЗИРАЮЩИЕ ! Ты желаешь жить , Иосиф , и решаешься смотреть на свет Божий , сделавшись рабом ? Как скоро забыл ты себя самого ! Сколько по твоему призыву умерло за свободу ! Слава храбрости , которая тебя окружала , была , таким образом , ложью , ложью была также и слава о твоей мудрости , если ты надеешься на милость тех , с которыми ты так упорно боролся , и если ты , будь даже эта милость не сомнительна , соглашаешься принять её из их рук ! Однако , если ты , ослеплённый СЧАСТЬЕМ римлян , забываешь сам себя , то мы должны заботиться о славе отечества . Мы предлагаем тебе нашу руку и наш меч : хочешь умереть добровольно , то умрёшь ты как вождь иудеев , если же недобровольно , то умрёшь как изменник ! « . С этими словами они обнажили мечи и грозили заколоть его в случае , если он сдастся римлянам . Боясь насилия над собой , но , убеждённый вместе с тем , что он совершит измену против божественного повеления , если умрёт до возвещения сделанных ему откровений , Иосиф пытался урезонить их доводами разума : « Зачем , друзья мои , мы так кровожадны к самим себе ? Или почему мы хотим разорвать тесную связь между душой и телом ? Говорят , что я сделался иным - верно !
Но это и римляне хорошо знают . Прекрасно умереть на поле битвы , - но умереть как солдат на войне , то есть от рук победителя . Если бы я бежал от меча римлян , то я действительно заслужил бы быть умерщвлённым собственным мечом , собственными руками , но если у них является желание спасти врага , то тем естественнее мы должны пощадить себя . Одинаково труслив как тот , который не хочет умереть , когда нужно , так и тот , который хочет умереть , когда не нужно . И кроме того , самоубийство противоречит природе всего живущего , и это преступление перед Богом . ( САМОУБИЙСТВО - ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД БОГОМ , говорит священник ! ) И не сознаёте ли вы , что человек навлекает на себя Божий гнев , если он преступно отвергает Его дары ? От Него мы получили наше бытие , Ему мы и должны предоставить его прекращение . Наше тело смертно и сотворено из бренной материи , но в нём живёт душа , которая бессмертна и составляет частицу божества . Если кто растрачивает или плохо охраняет имущество , то он считается недобросовестным и вероломным . Разве вы не знаете , что те , которые отходят от земной жизни естественной смертью , отдавая Богу Его дар , те люди удостаиваются вечной славы , прочности рода , потомства , а их души остаются чистыми и безгрешными , и обретут святейшее место на небесах , откуда они по прошествии веков вновь переселятся в непорочные тела , но души тех , которые безумно наложили на себя руки , попадают в самое мрачное подземное царство , а Бог , Отец их , карает этих тяжких перступников ещё в их потомках .
У нас самоубийцы должны быть оставлены непогребёнными до заката солнца , в то время как мы считаем своей обязанностью хоронить даже врагов наших .
Но отчаяние сделало их глухими ко всяким вразумлениям , они уже давно ПОСВЯТИЛИ СЕБЯ СМЕРТИ , а потому только ожесточались .
И в этом положении Иосифа не покинуло его благоразумие .
В надежде на милость Божью он решил рискнуть своей жизнью и сказал : « Раз решено умереть , то давайте предоставим жребию решить , кто кого должен убивать . Тот , на кого падёт жребий , умрёт от рук ближайшего за ним , и таким образом мы все по очереди примем смерть один от другого и избегнем необходимости убивать себя ; будет , конечно , несправедливо , если после того , как другие уже умрут , один раздумает и останется в живых . « По счастливой случайности , а , может быть , по божественному предопределению , остался последним именно Иосиф . А так как он хотел ни самому быть убитым по жребию , ни запятнать свои руки кровью соотечественника , то он убедил и последнего сдаться римлянам и сохранить себе жизнь . Иосиф был приведён Никанором к Веспасиану .
Тит в особенности , по благородству своему проникся сочувствием к его долготерпению в несчастье и сожалением к его возрасту . Воспоминание о недавних геройских подвигах Иосифа в руках неприятеля навели его на размышления о СИЛЕ СУДЬБЫ , о быстрой переменчивости СЧАСТЬЯ НА ВОЙНЕ и непостоянстве всего , что наполняет жизнь человеческую . Тит также больше всех хлопотал перед своим отцом о спасении Иосифа . Иосиф выразил желание поговорить с Веспасианом наедине . Тот приказал всем удалиться , за исключением Тита и двух друзей . Иосиф сказал : « Ты думаешь , Веспасиан , что во мне ты приобрёл только лишь военнопленника , но я пришёл к тебе как провозвестник важнейших событий . Если бы я не был послан Богом , то я бы уже знал , чего требует от меня закон иудеев и какая смерть подобает полководцам ? Ты хочешь послать меня к Нерону ? Зачем ? Разве долго ещё его преемники удержатся на престоле до тебя ? Нет , ты , Веспасиан , БУДЕШЬ ЦАРЁМ И ВЛАСТИТЕЛЕМ ; , ты и вот этот , твой сын ! Прикажи теперь ещё крепче заковать меня и охранять меня для тебя , потому что ты , Цезарь , будешь не только моим повелителем , но и ВЛАСТЕЛИНОМ НАД ЗЕМЛЁЙ И МОРЕМ , И ВСЕМ РОДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ . Я же прошу только об усилении надзора надо мной , дабы ты МОГ КАЗНИТЬ меня , если окажется , что я ПОПУСТУ ГОВОРИЛ ИМЕНЕМ БОГА « . Веспасиан , как казалось , первое мгновение недоверчиво отнёсся к этим словам , считая их за увёртку со стороны Иосифа для спасения себе жизни , но мало помалу им овладело доверие , так как БОГ ВОЗБУДИЛ В НЁМ МЫСЛЬ О ЦАРСТВЕ и указал ему ещё другими знамениями , что скипетр перейдёт к нему . При этом он узнал , как безошибочно ещё раньше Иосиф предсказывал будущее , предвидел раньше падение Иотапаты и своё собственное пленение .
Оставив Иосифа хотя и под арестом , Веспасиан всё таки подарил ему великолепную одежду , разные драгоценности и продолжал ласково обращаться с ним . Между тем изгнанные неприятелем из своих родных пепелищ во время мятежей , а также беглецы из опустошённых городов собрались в немалом количестве , и вознамеривались опять укрепить разрушенную Цестием Иоппию , чтобы сделать её убежищем для себя . Но так как проникнуть в страну , завоёванную неприятелем , было небезопасно , то они обратились к морю . Они построили огромное число разбойничьих судов и грабили на пути между Сирией , Финикией и Египтом , и таким образом сделали эти моря опасными для плавания . Веспасиан , услышав об их похождениях , послал в Иоппию конницу и пехоту . Жители из страха перед римлянами бежали на корабли . Иоппия не имеет природной гавани , так как она окаймлена неровным , круто спускающимся берегом , на концах высокие утёсы и ниспадающие в море скалы .
Здесь показывают ещё следы оков Андромеды .
Северный ветер , дующий здесь против берега и нагоняющий на противостоящие скалы свирепые волны , делает рейд ещё более опасным , чем открытое море . На этом рейде находились жители Иоппии , когда с наступлением утра поднялась сильная буря ( так называемый мореплавателями в тех водах чёрный северный ветер . Одни из судов она разбила друг о друга , а другие - о скалы . Многие , страшася каменистого берега , занятого ещё к тому же неприятелем , старались всеми силами выйти в открытое море , но были поглощены бушующими волнами . Некуда было бежать , не было спасения и на месте : ветер гнал из моря , римляне не пускали их в город .
При громких воплях матросов суда каждый раз сталкивались между собой и со страшным треском разбивались друг о друга .
Моряки частью уносились набегавшими волнами , частью погибали при крушении кораблей . Иные сами закалывали себя мечами , предпочитая этот род смерти гибели в морской пучине .
Большинство , однако , унесённое волнами , было разбито о прибрежные скалы . Море было окрашено кровью , и берег был усеян множеством трупов , ибо выброшенные живыми на берег были уничтожены стоявшими здесь римлянами . Число трупов , выброшенных морем , достигало 4200 . Завоёванный без меча город римляне сравняли с землёй .
Весть о судьбе Иотапаты прибыла в Иерусалим .
Между прочим рассказывали , что при взятии города погиб также Иосиф . Эта весть наполнила Иерусалим великой скорбью .
В то время когда в отдельных домах и семействах всякий из погибших оплакивался своими , плач же о полководце был общий .
30 дней кряду длился траур в городе . Многие приглашали флейтистов , которые звуками своей музыки с опровождали их заунывные песни . Но когда рассеялся вымысел о смерти Иосифа , а выяснилось , что он жив , находится в руках римлян и пользуется таким обращением со стороны римских военачальников , какого не может ожидать военнопленный , то ожесточение иудеев против живого Иосифа было так же велико , как прежнее их сочувствие к мнимо умершему . Уже одно поражение ожесточило их , но ЗЛАЯ СУДЬБА сделала их ещё более непримиримыми , то несчастье , которое людей благоразумных заставляет подумать о собственной безопасности и позаботиться о предохранении себя от подобных же бед , подстрекало их на новые опасности , конец одного бедствия был для них всегда началом другого . Ненависть и ярость против римлян удвоилась ещё тем , что они хотели выместить на них свою злобу против Иосифа . Так бушевали страсти в Иерусалиме . Веспасиан , желая обозреть царство Антипы ( сам царь пригласил его к себе с войском для того , чтобы встретить их во всём великолепии своего дома , а с другой стороны , чтобы с помощью римлян укрепить свой шаткий престол ) отправился из Кесарии Приморской в Кесарию Филиппову . Здесь он дал своему войску 20 - дневный отдых , провёл и сам всё это время в постоянных пиршествах , и принёс Богу благодарственные жертвы за свои победы . Но когда ему было возвещено о волнениях в Тивериаде и отпадении Тарихеи , принадлежавших владениям Антипы , то он признал своевременным предпринять поход .
Он желал также воздать благодарность Антипе .
Поэтому он отослал своего сына Тита в Кесарию длля того , чтобы расположенное там войско переместить в Тивериаду .
Старейшие и знатнейшие граждане бежали в римский лагерь и припали к Веспасиану с мольбой : « Принять их милостиво и не наказывать весь город за безрассудство немногих людей . Пусть пощадит он дружественно расположенное к римлянам население и накажет только зачинщиков восстания , по вине которых они до сих пор , при всём своём желании , не могли сдаться . « . Как он убедился , что жители мирно настроены , прибыл со своим войском в город . Жители отворили ему ворота .
И , выйдя навстречу , приветствовали его как спасителя и благодетеля . В угоду царю он воспретил солдатам грабить и совершать насилия против жителей , он пощадил также стены , так как царь ручался за верность города в будущем . Таким образом Веспасиан возвратил Антипе город .
( Видим также , что война была гражданской . Далеко не всё население придерживалось убеждений мятежников . Но вынуждены были иметь с ними общую судьбу . Это проблема любой войны : подстрекаемые немногими и как бы нехотя , но подчиняясь их воле . Так что война за пределами воли большинства . И вообще исходит из других причин , которые скрыты часто . И римляне по существу останавливали гражданскую войну среди иудеев , имея от этого доход себе в виде ограбленных местностей , на которых гражданская война происходила . Использование взаимной ненависти в целях своего неминуемого обогащения . Да , за ненавистью идёт ограбление ненавидящих . Это духовный закон . )
Продолжая дальше свой поход , Веспасиан на пути между Тивериадой и Тарихеей разбил лагерь . Веспасиан услышал , что большая толпа иудеев собралась на равнине перед городом , и выслал против них своего сына с шестистами отборных всадников . Когда увидел , что неприятель значительно превышает его в количестве , Тит приказал доложить отцу , что нуждается в подкреплении . Но , заметив , что большинство всадников готово напасть ещё до прибытия вспомогательных отрядов , в то время как некоторые всё таки втихомолку побаивались численного превосходства иудеев , он стал на такое место , откуда все могли его слышать , и сказал : « Римляне ! В самом начале моей речи я должен напомнить вам о вашем происхождении , чтобы вы знали , кто вы и кто те , с которыми вам предстоит бороться . От наших рук до сего времени не ушёл ни один народ на всём земном шаре , иудеи же , чтобы сказать что - нибудь в их пользу , хотя обессилены , всё же не утомлены . Было бы недостойно , если бы мы устали от наших удач , в то время , когда те стойко выдерживают свои неудачи . Я с удовольствием вижу хотя , что вы , насколько можно заметить , бодро настроены , но я всё таки боюсь , что численность врага может внушить тому или другому тайный страх . А потому пусть каждый ещё раз подумает о том , кто он и против кого будет сражаться ; пусть вспомнит также , что хотя иудеи чрезвычайно смелы и презирают смерть , но зато они лишены всякой военной организации , неопытны в сражениях и могут быть названы скорее беспорядочной толпой , чем войском . Что я в противоположность этому должен сказать о вашей военной опытности и тактике ?
Потому же мы только и упражняемся так с оружием в мирное время , чтобы на войне не нужно было нам считаться силами с неприятелем . Иначе какая польза от этих постоянных боевых упражнений , если мы будем сражаться с неопытными в одинаковом с ним числе . Вспомните дальше , что вы боретесь в полном вооружении против легковооружённых воинов , на лошадях против пеших , под командой предводителя против плохо управляемой толпы , и что эти преимущества значительно умножают вашу численность , тогда как названные недостатки намного уменьшают силы врага . Сражения , наконец , решаются не количеством людей , если они даже способны к бою , но храбростью , когда она воодушевляет хотя бы менее значительные отряды . Отряды легко могут образовать тесно сомкнутые ряды и помогать друг другу , между тем как не в меру большое войско страдает больше от собственной многочисленности , чем от врагов . Иудеями руководят смелость и отвага - последствия отчаяния , которые хотя успехом поддерживаются , но при малейшей неудаче всё таки гаснут ; НАС ЖЕ ВЕДУТ ХРАБРОСТЬ , ДИСЦИПЛИНА И ТОТ БЛАГОРОДНЫЙ ПЫЛ , КОТОРЫЙ В СЧАСТЬЕ ОБНАРУЖИВАЕТ МОЩНУЮ СИЛУ ,
НО И ПРИ НЕУДАЧАХ ПРОЯВЛЯЕТ КРАЙНЮЮ УСТОЙЧИВОСТЬ
( противопоставление счастья и неудачи позволяет определить счастье в повествовании Иосифа Флавия как удачу ) .
Независимо от этого ВЫ БОРЕТЕСЬ ЗА БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ БЛАГА , ЧЕМ ИУДЕИ : ибо пусть ИУДЕИ СРАЖАЮТСЯ ЗА СВОБОДУ И ОТЧИЗНУ , но для вас что может быть выше , чем
СЛАВА и стремление опровергнуть мнение , будто ВЫ , ВЛАСТИТЕЛИ МИРА , нашли в иудеях достойных противников ?
Мы не должны ещё забывать , что нам , во всяком случае , не угрожает опасность , ибо близки те , которые придут нам на помощь , а их очень много . Но мы сами МОЖЕМ ПОЖАТЬ ЛАВРЫ ЭТОЙ ПОБЕДЫ , а потому должны предупредить подкрепления для того , чтобы не пришлось вместе с ними делить успех , который вследствие этого сделается ещё значительнее .
Я полагаю , этот час будет иметь решающее значение для моего отца , для меня , для вас : достоин ли мой отец своих прежних подвигов , его ли я сын и мои ли вы солдаты !
Он привык всегда побеждать , и потому я не позволю себе предстать перед его глазами побеждённым . А вы ?
Разве вам не будет стыдно дать себя победить , когда ваш предводитель будет предшествовать вам в опасности ? А я , знайте это намерен так именно поступить : я первый ударю в неприятеля , вы только не отставайте от меня .
Будьте убеждены , что Бог будет покровительствовать моему нападению , и верьте что мы в рукопашном бою достигнем больше , чем стрельбой издали . « .
Тит на коне первый грянул на неприятеля , за ним с воинскими кликами бросились остальные .
Иудеи выдерживали некоторое время нападение . Но под ударами копий и страшным натиском лошадей они всё таки скоро отступили и были растоптаны . ПОД НЕУКРОТИМОЙ РЕЗНЁЙ они рассеялись . ТИТ УБИВАЛ , УМЕРЩВЛЯЛ .
Иудеи , однако , напирая всей своей массой , всё таки протеснились в город . Внутри тотчас же поднялся между ними большой разлад . Коренные жители , дорожа своим имуществом и городом , уже с самого начала не сочувствовали , а тем более теперь , после поражения , иногородние же , собравшиеся со всех разрушенных до того городов и которых было очень много , хотели принудить коренных к мятежу . В своём страстном споре они так неистово кричали и шумели , точно были близки к тому , чтобы взяться за оружие .
Когда Тит услышал этот гул , он воскликнул : « Товарищи , удобный час настал ! Чего мы медлим , когда сам Бог отдаёт нам в руки иудеев ? Ловите победу ! Вы разве не слышите крика ?
Те , которые бежали от нашего меча , спорят между собою !
Город в наших руках , если только мы поспешим . Но , кроме поспешности , от нас требуется напряжение силы и отвага , ИБО НИЧТО ВЕЛИКОЕ НЕ ДАЁТСЯ БЕЗ РИСКА ! Мы должны предупредить примирение врагов , которое нужда легко может ускорить . « С этими словами он вскочил на своего коня и бросился в озеро , через которое в сопровождении других первый вторгся в город . Его смелость навела панику на людей , стоявших на стене .
Никто не отважился оказывать сопротивление . Велика была резня в городе . После того как виновные были убиты , Тит сжалился над жителями и приказал прекратить резню .
Тит отправил вестника , чтобы принести отцу РАДОСТНУЮ ВЕСТЬ .
Веспасиан немедленно появился сам , вышел на берег , и приказал построить плоты для преследования убежавших . Некоторые полагают Генисаретское озеро как жилу Нила , так как в нём живут такие же рыбы , какие найдены в озере возле Александрии .
Велико и разнообразно было побоище , пока остаток воинов не был оттеснён к берегу . Всё озеро было окрашено кровью и полно трупов , ибо ни один человек не вышел живым .
Так кончилось это морское сражение . Погибло тогда 6500 человек .
По окончании битвы Веспасиан сел в Тарихее на судейское кресло , чтобы отделить людей , нахлынувшись извне и вовлекших всех в войну от жителей города , и чтобы совместно с начальниками решить вопрос о том , следует ли их оставить в живых .
Все считали помилование их делом опасным : как люди без родины , они , наверное , не останутся в покое и будут в состоянии принудить к войне силой даже тех , у которых они найдут приют .
Веспасиан также признавал , что они не достойны пощады , и что они своим спасением воспользуются во вред освободителям .
Он поэтому останавливался только над тем , каким способом удобнее будет их извести . Убив их на месте , он должен был опасаться нового восстания коренных жителей .
( А Флор , зачинатель возмущения , делал , напротив то , что должно было возбудить иудеев , чтобы извести их всех . )
Которые ( думает Веспасиан ) без сомнения не допустили бы добровольно ЗАКЛАНИЯ столь многих просящих , кроме того , он сам не мог себе позволить напасть на людей , которые , доверившись его слову , передали себя в его руки .
( НО ВСЁ ЖЕ ПОЗВОЛИЛ ! потому что ) его друзья взяли верх над ним , сказав : против иудеев всё позволительно , и всегда нужно полезное предпочесть достойному , если нельзя то и другое соединить вместе . Таким образом , Веспасиан в двусмысленных словах обещал пришельцам пощаду , но позволил им выступить только по дороге к Тивериаде .
СО СЛАДКОЙ ВЕРОЙ В СВОЮ МЕЧТУ , ничего дурного не подозревая , открыто неся с собой свои пожитки , они выступили по УКАЗАННОМУ ИМ ПУТИ . Римляне же между тем заняли всю дорогу до Тивериады для того , чтобы никто не завернул в сторону , и заперли их в городе . Вскоре туда явился Веспасиан , который приказал всем собраться в ристалища . Здесь он приказал стариков и слабых в числе 1200 убить , из молодых выбрал 6000 сильнейших , чтобы отослать их Нерону на Истм .
( Нерон в это время был на Истмийском перешейке в Коринфе .
Где проходили знаменитые Истмийские игры .
Где Нерон даже победил на колеснице в 67 году .
Хотя выпал из колесницы , повредив позвоночник .
Судьям не помешало присудить ему первое место .
В ответ он отменил налоги . Но после его смерти победу отменили . Не знаю , отменили ли победу Тиберию , учавствовавшему в 4 году в Олимпийских играх .
Хотя конкурентов не было . Он соревновался сам с собой .
Такой вот спорт высших достижений !
Который начинался у Нерона тем , что он на колеснице носился по Ватикану того времени . Как назывался холм древних колдунов .
Веспасиан отправил пленников на Истм к Нерону .
Где тот давал празденство городу с гладиаторскими боями .
Где пленные должны были сражаться с зверями и друг с другом .)
Остальную МАССУ , около 30400 Веспасиан продал , за исключением тех , которых ПОДАРИЛ Антипе . Царю он предоставил поступить с людьми , бежавшими из его области , как ему заблагорассудится .
Они , впрочем , были царём также проданы .
Остальная МАССА из Трахонеи , Иппа и Гадары состояла преимущественно из бунтовщиков , беглецов и других людей , которые были вовлечены в войну постыдными делами , совершёнными ими ещё во время мира .
Рим и Иерусалим .
Рим победил Иерусалим ?
Или до времени был отдан Иерусалим Риму , как Вавилону и Ассирии до этого ?
Это видимая история , невидимая состоит в посмертной участи .
Если это совершилось по Божьей воле , то умершие и пойдут на лоно Авраамово , где Авраам будет совершать над ними суд .
Суд справедливый . Ибо они хотят только справедливости .
Но Авраам справедливый , и к тому же весьма милостивый .
Когда я описывала судьбу богатого человека в истории с Лазарем в своём романе « История предательства длиною в три тысячи лет « я описала его судьбу после слов Авраама так , как я её представляла , опираясь на то , что Авраам весьма милостив , так как добивался милости даже для Содома .
Проблема состояла в Содоме , в нём не нашлось десяти праведников , достаточных для совершения молитвы .
Авраам и выбран потому , что он неимоверно милостивый .
И , по мидрашам , ничего не делал для себя .
Это называется « билядай « - « ничего для себя « .
Так что у погибших весьма милостивый судья .
Свидетельство о публикации №225050101806