Сознание

УДК 159.9
А.В. БАГАЕВ
ИЛЛЮЗИИ ЛИЧНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЖИЗНИ
НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА,

Мы имеем дело не с миром, а с нашими мыслями о нем. Проецируемые «Тексты» на мир и есть наша жизнь.

В философии постмодернизма и герменевтике мир рассматривается как текст. В каче-стве текста выступает также любой фрагмент мира, в том числе человек. Лингвистический подход к человеку согласуется с коммунологическими тенденциями современной культуры.
Проблема состоит в том, чтобы определить действительное положение человека в ми-ре и улучшить его состояние. Необходимо осознать, что наши убеждения отличаются от объ-ективной реальности, окрашиваемой позитивными и негативными эмоциями. Важно понять, что мы реагируем не на жизнь, а на содержание собственной психики. Стремления быть добрым, умным, богатым, здоровым, идущие от стереотипов общества, становятся мотивами наших действий. А задача адекватного существования связана с принятием своей жизни как есть.
Современное состояние человека – это пренебрежение настоящим в погоне за буду-щим. Комфортное существование человека, делающего ставку на деньги, вещи, собствен-ность, благосклонность близких, начальства, государства, общества, «всесилие» своего здо-ровья, не имеет действительно прочных оснований. Бесконечные ожидания и иллюзии по поводу «правильной жизни», проживания «как все» - обесценивают текущие усилия по вы-полнению конкретных дел. Напротив, свободное и творческое проявление потенциала чело-века, преодолевающего все страхи и неврозы, связанные с инфантильным отношением к ми-ру – эффективный путь к гармоничному развитию системы «общество-культура-природа». Таким образом, осознание своих проекций, спокойное и действенное отношение к миру – залог радости и полноты бытия для любого человека.
Стереотипы общества, одобрение и критика чужого мнения, собственное представле-ние о своей судьбе формируют «идеал» в сознании человека. Стремление предать себе важ-ность и величие в глазах окружающих людей составляет главный механизм в жизни человека [1]. Наряду с чувством собственного величия складывается «презренное Я» - плод «неудач и рухнувших надежд», несостоявшихся желаний. Раскол идеала и негативной самооценки приводит к кризису личности. Взятие ответственности на себя преодолевает неврозы и высокие требования к жизни. Именно слепота к жизни не позволяет обрести подлинного понимания происходящего и решать текущие и перспективные задачи. Принятие себя таким, каков человек в реальности – необходимое условие духовного оздоровления. Осознание своих внутренних механизмов, их изменение — необходимый этап катарсиса, оздоровления. Встав на путь действительного самопознания и развития, человек разоблачает свои иллюзии: непомерные требования от жизни, судьбы как «благородные» стремления — на деле лишь оправдание собственной никчемности и лени. Обвинение мира «во всех тяжких» (не «те» работа, спутник жизни, родители, здоровье, красота, ум, судьба…) — лишь снятие с себя ответственности за выполнение текущих необходимых дел! Отрезвление когда-нибудь наступит для каждого — дело в его качестве, не было бы так поздно.
У каждого человека есть так называемая «зона комфорта» - это не только повседнев-ная среда обитания (семья, круг общения, работа, увлечения, дом, пространство обитания), но и определенное сознание, мышление, эмоции, психика в целом [2]. Естественное взросле-ние предполагает постоянное расширение жизни (приобретение образования, профессии, семьи). Более важным аспектом проблемы «зона комфорта» является, прежде всего, расширение сознания! Качество нашей жизни напрямую связано с уровнем развития сознания (инстинктивное, интеллектуальное, интуитивное). Инфантильность и деградация личности становятся препятствием на пути гармонизации жизни. Необходимость управления своей жизнью и формирование умений работы над собой – эффективное условие повышения качества нашей жизни.
Счастье – это жизнь «здесь и сейчас», когда все устраивает как есть, это развитие осознанности, понимания, четкости мышления. Напротив, ожидание «счастья» в будущем  - иллюзия существования и продвижения человека. Для нахождения смысла и цели жизни не-обходимо быть искренним с самим собой, чтобы быть тем, кем мы должны быть по своей внутренней природе, талантам и дарованиям [3]. Обнаружить свое призвание – значит дви-гаться в нужном направлении по своим интересам и максимальной пользе обществу. Осоз-нанности своего пути сопутствуют уверенность и активность, преодоление стереотипов «правильной жизни» дает подлинное развитие биологической, социальной и духовной со-ставляющих человека. Именно целостное существование превращает жизнь в игру; дает то-тальное погружение в процесс. Тогда будут гармонично развиваться энтузиазм и мотивация в работе, физическое и духовное здоровье, ум и творчество в познании, честность и взаимо-помощь в отношениях людей. Главное – чувствовать себя частью общего и искренне слу-жить ему.
Анализ современного состояния человека включает в себя: уровень восприятия дейст-вительности, степень осознанности, дальновидность, мудрость [4]. Революция сознания предполагает развитие внутреннего мира личности, для которой «жизнь существует прямо сейчас» и «жизнь спонтанна».
«Правильно» думать и жить «как все» в различных социальных группах порождает «шаблонную» личность, для которой мир понятен и привычен. Такой человек ориентируется только на коллективные ожидания, а собственные устремления для него закрыты. Бесконечные соответствия социальным ролям и статусам, ориентация на одобрение группы создает только иллюзию комфортного существования, принося лишь эфемерное удовлетворение. Осознание того факта, что жизнь может быть какой угодно формирует сознательную личность, которая ответственно сама выбирает как ей жить. В таком случае, радость от «здесь и сейчас», удовлетворение от самого процесса творчества, занятие своим делом с любовью преодолевают бесконечные зомбирование и манипуляции стереотипов общества. «Современному человеку постоянно необходимо размышлять об обстоятельствах, в которых мы проводим жизнь. Современный человек должен сам управлять собой, иначе будут скрыто, а значит и более изощренно управлять им самим» [5, с. 296].
Жизнь человека во многом определяется людьми, которые его окружают. Это означа-ет, что качество общества детерминировано эффективностью коммуникаций между людьми и ее практической значимостью. Бесконечные ожидания от другого человека приводят к конфликтам, когда естественная установка на восприятие другого каков он есть, не работает. Стремление «внедрить в голову партнера правильную жизнь» ведет к проблемам общества.
Итак, осознанность собственных иллюзий, стереотипов «правильной жизни» общест-ва – необходимый этап достижения гармоничной жизни. Средствами для этого выступают: свобода, творчество, ответственность, принятие себя «здесь и сейчас». Активность, уверен-ность, пребывание в «процессе» - важные условия для развития сознания и управления своей жизнью.
«Текстовыми» основами современной культуры являются социальные установки, убеждения, стереотипы и ожидания. Мы считаем, что реализация успеха как для любой лич-ности, так и для социума в целом возможна только при опоре на чувство собственного дос-тоинства, на повышение самооценки. Действительно, оптимистичные люди: 1) думают и говорят о своих больших целях и как их достичь каждый день (и делают ежедневно что-либо для осуществления этих целей!), 2) во всем и всегда ищут только позитивное, 3) в различных ситуациях (в т. ч. негативных) извлекают полезное, рассматривают как ценный опыт, изме-няются и стремятся к новому, 4) подкрепляют свой мозг позитивными эмоциями через об-щение и музыку, книги и фильмы, любое другое любимое дело.
Итак, диалектика оптимизма и достигнутых целей поднимает человека на новый уро-вень, формирует чувство «Я все смогу!», развивает здоровый перфекционизм. В этом и со-стоит счастье: своими талантами принести максимальную пользу обществу.
Чтение «текста жизни» обнаруживает следующие составляющие успеха: 1) мир в ду-ше, 2) здоровье, 3) позитивные отношения, 4) финансовая свобода, 5) высокие цели и идеа-лы, 6) самосознание и самопознание, 7) самореализация [6].
Фонетикой, грамматикой и синтаксисом успешной жизни любого человека должно стать понимание и реализация «законов ментального мастерства»: 1) контроль и ответствен-ность над жизнью – мера позитива, 2) причина-следствие («что посеешь, то и пожнешь»), 3) вера (убеждениями смотрим на мир и творим его), 4) ожидание – выполняемое пророчество, 5) притяжение (подобное притягивает подобное: люди, ситуации), 6) соответствие (что внут-ри, то и снаружи – нужно быть внутри чем-то, чтобы сделать снаружи что-то), 7) материали-зация мыслей (визуализация: я то, о чем думаю).
В современной культуре и социуме надо жить своим «текстом», найти свое «Люби-мое Дело», быть самим собой, находясь в гармонии с Целым. Для определения своих целей необходимо подумать и записать свои: 1) 5 высших ценностей, 2) 3 высших цели, 3) предста-вить ситуацию: «что я бы делал, если осталось 6 месяцев для жизни», 4) «что делать, если я получил 1 миллион долларов», 5) «что я хотел делать всегда, но боялся», 6) что нравится де-лать, 7) самая смелая мечта. Выполнив это задание человек перейдет от ситуации «захотеть чего-то хотеть» к осознанию своей мечты и осуществлению «текста-шедевра» (жизни).
Технология революции собственной жизни состоит из 12-шаговой системы:
1) Ясное и четкое осознание цели,
2) Выработка убеждения и веры в достижение цели,
3) Запись цели,
4) Список преимуществ из достижения цели (создание прочной мотивации),
5) Сохранение исходного положения,
6) Установка предельного срока,
7) Список препятствий и путей их преодоления,
8) Сбор дополнительной информации для достижения цели,
9) Список людей для взаимопомощи,
10) Составление детального плана по важности и хронологии дел,
11) Использование визуализации,
12) Заранее принятое решение – никогда не отступать!
Для достижения собственных целей помощь могут оказать методы современной пси-хологии. Так, например, в гештальт-психологии (Перлз) используют принципы [7]: 1) отри-цание авторитетов, 2) целостность личности, 3) взаимодействие со средой, 4) выражение собственных чувств, эмоций, 5) нахождение в настоящем («здесь и сейчас»), 6) мудрость те-ла (близость к природе). Здесь целью является: найти себя индивидуального и уникального, переход от «должен» к «хочу» (выбор, ответственность). Путешествие вглубь себя сопрово-ждается экспериментированием над собственной жизнью.
В данной психологии преодолевают следующие механизмы защиты: 1) слияние (соз-нание «мы» - потеря индивидуальности, ответственности), 2) интроекция – безоценочное принятие чужих чувств, мыслей, поведения, 3) проекция – перенос «внутреннего» на «внешнее» (человек видит только то, что в его голове), 4) ретрофлексия – возвращение чувств, действий к себе (вина, гнев), 5) дефлексия – уход от контакта.
В гуманистической психологии (Маслоу) высшей потребностью человека является самоактулизация, вовлеченность в Дело, осуществление своего призвания. В клиент-центрированной психологии (Роджерс) оздоровление личности базируется на условиях [8]: 1) эмпатия (временное проживание жизни Другого), 2) уважение к человеку, 3) конгруэнт-ность (психотерапевт должен быть самим собой – не делать что-то с клиентом, а быть с ним!).
В экзистенциальной психологии (Ялом) сосредотачиваются на выборе своего бытия, подлинном существовании [9]. Человек оценивается и находится в процессе становления по уровню решения проблем смерти и бессмысленности, свободы и одиночества. В историо-графии экзистенциализма можно отметить следующее понимание человека. У Ницше стрем-ление к власти рассматривается как самореализация индивида в полном смысле слова (под-тверждение собственного бытия, мужество быть). «Понимающая психология» основана на свойстве сознания интенциональности как пути конструирования реальности (Гуссерль). Хайдеггер определяет онтологию человека через [9, с. 9]: 1) «падение», самоотчуждение, растворение в публичном, 2) «заброшенность» (мир на меня влияет, но не определяет; я – главная причина, а не обстоятельства), 3) «проект» как открытие возможностей, 4) тревога – страх самого себя чтобы сбыться (уникальность и незавершенность одиночного бытия). Сво-бода выбора самого себя (Сартр) и бунт против собственной судьбы и абсурда мира (Камю) дополняют психологический портрет «потерянного» поколения.
Интересны размышления Л. Бинсвангера, считающего «мир безумца – его собствен-ный мир, который психотерапевт должен понять» [9, с. 18]. Проблема норма – патология (здоровье – болезнь) в экзистенциальной психологии рассматривается в более глубокой плоскости. Действительно, овладение человеком чуждых сил («Бесы» Ф.М. Достоевского, современные идеологии, СМИ?) исключают свободный выбор и подлинное существование. Тем не менее, для «невротика» «быть собой» - это соответствие самому выбранному идеалу, который противоречит и далек от ощущения собственного «ничтожества». Напротив, в дан-ном исследовании проводится идея о собственном определении своей жизни, преодолеваю-щей потерю «Я».
Путем, разрешающим противоречия эгоизма, конформизма и безликости, является эк-зистенциальная коммуникация. Так, М. Босс отмечал необходимость спонтанности и откры-тости человека, его участия в жизни Другого (аналог Соборности А. Хомякова и Всеединства В. Соловьева) [9, с. 22]. Поэтому есть необходимость в выработке эффективных стратегий для выживания в противоречивом, отчужденном и безумном современном мире. К таким стратегиям можно отнести идеи М. Бубера о конструкции «я-ты-мы», в которой человек – это его подлинные отношения [9, с. 36]. Весмый вклад в понимание человека и гармонизацию его жизни также внесли Р. Лэнг, Р. Мэй, В. Франкл и другие [9, с. 39].
Итак, приведенные концепции сближаются в главном: оптимизм и вера в человека, открытость в выражении своих чувств, активность, творчество, свобода и самосовершенст-вование. Подлинные «шедевры-тексты» нашей жизни пишутся постановкой великих целей и их осуществлением!

Библиографический список
1. Саторин, И. Сделка с дьяволом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://progressman.ru/2013/04/dd/. Дата обращения 17.04.2014
2. Саторин, И. Зона комфорта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://progressman.ru/2011/04/cage/. Дата обращения 17.04.2014
3. Саторин, И. По следам Стива Павлины (часть 3): смысл и цель жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://progressman.ru/2010/12/sp1/. Дата обращения 17.04.2014
4. Саторин, И. Этапы развития личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://progressman.ru/2009/08/levelup2/. Дата обращения 17.04.2014
5. Михайличенко, Д.Г. Субъективация современного человека в контексте технологий массовой манипуляции [Электронный ресурс]. Режим доступа:  Дата обращения 17.04.2014
6. Трейси, Брайан. Достижение максимума [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru/tracy/tracy_dostizhenie_maksimuma. Дата обращения 17.04.2014
7. Бурлачук, Л.Ф. Теория гештальт-терапии [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата обращения 17.04.2014
8. Бурлачук, Л.Ф. Теория клиент-центрированной психотерапии [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата обращения 17.04.2014
9. Бурлачук, Л.Ф. Философско-психологические модели генезиса невроза и теории экзистенциальной психотерапии [Электронный ресурс]. Режим доступа:  Дата обращения 17.04.2014


Рецензии
Алексей, убедительная, серьезная работа. Читала вдумчиво, вникала, пыталась постичь. Достойный научный труд, с интересом!

Виктория Романюк   01.05.2025 14:00     Заявить о нарушении
Виктория, спасибо за отклик! :)

Алексей Багаев 2   02.05.2025 10:24   Заявить о нарушении