Профличность

УДК 159.9
А.В. БАГАЕВ
СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ
НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Человек выступает как текст, который создают, изменяют, развивают, используют, «утилизируют». Субъектами действий могут быть общество, природа, искусственная среда (техника, культура) и сам человек. В этом смысле работа с текстом аналогична «работе» со-временного социума над человеком: его воспринимают, хранят, преобразуют, воспроизводят, «забывают». В связи с этим возникает проблема профессионализма (тотальное присутствие субъекта) как текста. Качество «текста» - в разработке путей повышения эффективности личности.
Еще в подростковом возрасте должны быть заложены навыки планирования, управления и организации своей жизни. Это необходимо для всех сфер жизни человека. 1) Личное развитие (самообразование, знание о человеке; управление собой, временем, финансами, эмоциями; АТ – аутогенная тренировка, НЛП – нейролингвистическое программирование; добро, чувство прекрасного, оптимизм, уверенность, творчество, воля, дисциплина). 2) Профессиональное развитие (выбор работы, карьерный рост, финансы и увеличение доходов, обучение, любимое дело). 3) Гармоничные отношения с близкими (муж, жена, дети, другие родственники), с друзьями, знакомыми, коллегами, конкурентами (мастер общения, ораторское искусство, выбор партнера, идеальная семья, разрешение конфликтов); уважение, психологическая поддержка, коллективизм. 4) Порядок в доме (ведение домашнего хозяйства – пространство счастья). 5) Культурное развитие (хобби, увлечения, интересы; общение, искусство, возможности интернета, путешествия…). 6) Здоровый образ жизни (режим дня: питание, отдых, сон, физкультура-спорт, общение с природой).
Рассмотрим формирование профессиональной личности по 6 сферам жизни. 1. Личное развитие. Целеполагание должно удовлетворять следующим условиям [5]: 1) цели имеют личный, индивидуальный характер («мои»), 2) носят позитивный, осмысленный характер (полезны для общества), 3) цели измеримы и конкретны, 4) имеют свойство гибкости (корректировка), 5) они перспективны, интересны, 6) цели соответствуют ценностям, 7) существует баланс целей по сферам жизни, 8) реалистичность целей (сроки, объемы!), 9) требуют усилий, действий, одержимости и упорства!
Саморегуляция человеком своей жизни включает в себя: выполнение посильных за-дач, конкретных дел; наличие инструкции-образца, эмоциональное подкрепление, речевое сопровождение, эффективные упражнения и тренинги. Выработанные позитивные, новые привычки требуют времени, дисциплины. Для этого необходимо тщательное планирование, вера в себя, немедленные и регулярные действия!
Осознанное отношение к своей жизни предполагает видение ее целиком: что человек хочет иметь, каким быть в конце своей жизни по всем указанным выше сферам. Определение своего призвания, мечты, любимого дела (что я оставлю после себя?) [1]. Эти мечты (выражающие фундаментальные ценности), связанные с любимым делом (что могу делать хорошо, востребовано, нравится), превращаются в конкретные цели. Далее идет тщательное планирование своей жизни: планирование всей жизни, 10 лет, года, месяца, недели, дня. Планы не являются жестким обязательством: они корректируются с развитием человека, учитывают непредвиденные обстоятельства, позволяют контролировать все аспекты жизни человека, освобождают силы и время человека на семью, творчество и любимую работу; планы на жизнь и год придают осмысленность и уверенность в делах текущего дня [2].
Важным моментом становления профессиональной личности (для себя, общения, профессии) является повышение самооценки, уверенности и оптимизма. Для этого необхо-димо вести записи в «Дневнике успехов», отмечая все большие и малые достижения в жизни. В текущей жизни мы отмечаем все «хорошие дела» дня (даже маленькие), особенно связанные с хобби, увлечениями, которые с пользой развивают нас как профессиональную личность, повышают настроение, дают позитивные эмоции, энергию для будущих дел и свершений.
Лучше с утра начать делать важнейшее, большое дело, вырабатывая в себе привычки успешных людей: достижение великих целей регулярными действиями [3]. Четкое и ясное представление целей, визуализация уже достигнутого результата придают нам уверенности и силы, преодолевают страх и лень. 3-4 недели на выработку новой привычки требует настойчивости, дисциплины, регулярности действий и веры в себя!
«Концепция Я» (образ Я), закрепившееся в нашем сознании, может измениться! Так называемая «зона комфорта» [4] претерпевает расширение для превращения нашей жизни в шедевр! Действенным методом для этого служит пример успешных людей («учитесь у Учи-телей!»). «Инвентаризация» своего окружения, формирующего нас как личность, во многом способствует формированию профессиональной личности.
Успех в любом деле – это немедленные, регулярные действия, превращающееся в привычку и доведенные до намеченной цели, результата. Привыкание к успеху вырабатыва-ет привычки успешных действий, доведенных до автоматизма. Увеличение количества и качества результатов превращает человека в профессиональную личность, в победителя жизни. Созданный образ «успешного человека», выполняющего любое дело последовательно, быстро и качественно, реализуется в жизни. Ясное представление о том, чего человек хочет, выражается в записанные цели и планы, в перечне конкретных шагов с приоритетами и последовательностью дел, в списке средств, необходимых для достижения результатов. Конкретные сроки мотивируют на немедленные и регулярные действия. Предварительное планирование стратегических и ежедневных дел «запускает» механизмы подсознания на нахождение эффективных методов реализации задуманного, генерирует творческие, новые и нестандартные идеи.
2. Профессиональное развитие. Для достижения результатов и успехов на работе тре-буется фокусировка на лучших своих способностях. Концентрация сил и времени на том, что хорошо получается, даст максимальный эффект для всей жизни. Для планирования своей деятельности можно использовать метод «объем запланированного результата», с записью цифр, сроков и конкретных результатов [6]. Философия повседневности обнаруживает ценность нескольких часов дня, данных нам для действительно важных дел и саморазвития (много времени занимают «работа», транспорт, самообслуживание: сон, еда, гигиена, разговоры и пр.). Поэтому при планировании дня необходимо четко обозначить фиксированные по времени события, расположить по приоритетам и последовательности важные дела, оставляя время на самообслуживание и отдых, вносить корректировки в план и оценивать результаты дня [7].
Планирование жизни непосредственно связано с ее упорядочиванием, т. е. наведением порядка в вещах, времени, финансах, мыслях, окружении [8]. Становление профессиональной личности предполагает постоянное обучение не только специализированным знаниям своего дела, но и образование себя – личностное развитие по всем 6 сферам указанных выше. В связи с этим к методам эффективной самоорганизации можно отнести: 1) интенсивное выполнение дел с фиксированием времени на их выполнение (мотивация: сделал – награда), 2) выработка привычки (3-4 недели освоение нового), 3) тайм-менеджмент (планирование и распорядок дел), 4) обучение других самоорганизации с тем, чтобы повысить личную эффективность, 5) работа в команде единомышленников (влияние позитивного примера на подражание успешных действий и результатов).
3. Гармоничные отношения. Человек, а тем более профессиональная личность – это его коммуникации. От их качества, продолжительности, степени влияния зависит уровень жизни. Как и в мире вещей и процессов, отношения людей также должны иметь цель, план, действия и свои результаты! Общие закономерности коммуникаций пригодны (функционируют, действуют!) как в семье, так и в профессиональной сфере. Определение назначения общения, конкретных и конечных целей отношений детерминирует выстраивание плана достижения этих целей, устанавливает права и обязанности сторон, выясняет необходимые ресурсы и средства, фиксирует немедленные и регулярные действия по выполнению договоренностей.
Планирование всей жизни для конкретного человека предполагает составление такого же «глобального» плана для создания и развития семьи, бизнеса, общества в целом. В плане определены общие ценности в отношениях и конкретные цели; формы и сценарии поведения (взаимопонимание, приемлемость, власть). Успешная профессиональная личность прежде всего «профессиональна» в семье! Уметь быть вместе, поддержка друг друга эмоционально, интеллектуально, физически, материально приносит неисчерпаемый заряд энергии для творческих свершений в развитии семьи, бизнеса, общества в целом. Выработка позитивных семейных привычек (ритуалов), в соответствии с целями и планами супругов и детей, создают взаимопонимание, мир, добрые отношения. Слова поощрения, стремление к вниманию, преподнесение даже маленьких подарков, помощь во всем, доверительные отношения – мощные методы создания и развития семьи на основе любви!
Договоренности в отношениях предполагают следование определенным правилам в условиях возможных разногласий, конфликтов. Умение слушать другого и быть спокойным; избегание взаимных упреков, обвинений, негативных слов – путь сохранения позитивных отношений. Обсуждение разногласий требует соблюдение определенных правил: тактично-сти, вежливости, донесение до другой стороны своих мыслей в адекватной форме, разбор вопросов в соответствующей обстановке, на каждый вопрос – одно обсуждение.
«Конституция семьи» определяет следующие вопросы: кто глава семьи, отношения в семье (пути выхода из конфликтов), семейный бюджет, права и обязанности членов семьи (работа, дом, культура, здоровье). Учет особенностей каждого члена семьи, спокойные речь и интонации – неотъемлемые качества профессиональной личности. В любом спорном во-просе необходимо определиться «чья территория?», «кто должен решать этот вопрос?». Ви-дение совместного, позитивного будущего; предвкушение счастливой, крепкой семьи помо-гает преодолеть текущие противоречия с минимальными потерями.
Возникает парадокс: успешное сообщество то, которое имеет «записанные правила», стратегические и текущие цели и планы, которые регулярно претворяются в жизнь как «доб-рая привычка» к гармоничному развитию и процветанию. Так почему подавляющее боль-шинство семей «живет» (читай – просто существует) в неопределенности, стихийности, шаблонности, в неосознаваемом следовании стереотипам, навязанных СМИ и какой-либо идеологией? Конечно, «здоровые» привычки и традиции придают стабильность, экономят энергию, силы, время. Но для XXI века информационных технологий учет и планирование времени, денег, средств является неотъемлемой задачей! Кроме того, необходимо учитывать особенности психологии мужчин и женщин.
4. Дом. Пространство обитания также нуждается в «профессиональном, личностном» подходе. Поддержание чистоты, порядка, уюта, эстетики дома – важные компоненты разви-тия профессиональной личности и его семьи. Дом – место работы и отдыха, творчества и общения, мощное средство для эффективного развития. В философском смысле дом – рас-ширение нашего тела (органопроекция Э. Каппа, всеединство В.С. Соловьева) и нуждается в заботливом уходе. С другой стороны, дом – некоторая «зона комфорта», консервирующая наше развитие. Для преодоления стереотипов и выхода на новый уровень существования есть следующие эффективные методы [9]: изменение образа жизни, новые знакомства, курсы и тренинги, дела (иностранный язык, общение, музыка), новые информация, поездки, одеж-да, мебель.
Тема «дом» предполагает формирование навыка гармоничной организации своего пространства и пространства других людей (близких, друзей, сотрудников, клиентов). Управление «домом» (фирмой, страной, человечеством) имеет общие закономерности функ-ционирования и развития: постановка целей, планов, обеспечение необходимых ресурсов, немедленные и регулярные действия для достижения результатов.
5. Культурное развитие. Данная сфера предполагает расширение и углубление разви-тия профессиональной личности. Именно здесь широкий простор творческой реализации человека (хобби, увлечения, интересы; общение, искусство, возможности интернета, путешествия…). Самообразование и приобретение новых навыков (культура!) – важный фактор формирования эффективных изменений в личной, профессиональной и семейной (отношения) сферах. Культура – генератор новых потребностей, желаний (мечта), ценностей (цели-результаты), энергий и позитивных эмоций. Культурная сфера обладает потенциальными возможностями для выхода из «зоны комфорта» в жизнь более высокого уровня и качества. Складывание новой «концепции Я» (образа я) происходит во многом благодаря творческим силам культуры.
6. Здоровый образ жизни. Физическое и эмоциональное состояние человека – залог реализации намеченных целей и долгой, счастливой жизни! Здоровье складывается из режи-ма дня: питание, отдых, сон, физкультура-спорт, общение с природой. Профессиональный подход в данной сфере опирается на науку и предполагает достижение намеченных целей и планов. Гармоничное эмоциональное состояние обеспечивается аутогенной тренировкой, нейролингвистическим программированием, повышением самооценки и уверенности.
Профессиональное становление – это процесс, длящийся всю жизнь. Профессиональ-ный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и об-щим становлением личности. Этапы профессионального пути по Сьюперу: 1) этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться "Я-концепция" (проигрываются раз-личные роли, проявляются какие-то интересы), 2) этап исследования (от 15 до 24 лет). Юно-ши и девушки определяются в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, 3) этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности (смена места работы или специальности, сохранение выбранного рода занятий; творчество), 4) этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет), 5) этап спада (после 65 лет).
Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту: 1) идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, 2) формирование трудолюбия и приобретение основных трудовых навыков (от 10 до 15 лет). Школьники учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, 3) приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выби-рает профессию и начинает себя к ней подготавливать, 4) становление профессионала (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, 5) работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры, 6) размышления о про-дуктивном периоде профессиональной деятельности  (после 70 лет).
Этапы профессионального пути по Е. А. Климову связаны с процессом образования особого типа системных отношений [38]. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными факторами.
Адепт (или фаза адепта), объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. В зави-симости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковремен-ной (простой инструктаж).
Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Моло-дой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.
Интервал (или фаза интернала) - это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справлять-ся с основными профессиональными функциями.
Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).
Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессио-нальном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране).
Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.
Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возрастного развития, частично совпадают с кризисами профессионального развития.
Профессионализация – это процесс формирования личности профессионала [22]. Раз-личают следующие этапы профессионализации: поиск и выбор профессии, освоение профессии, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессиональной деятельности. Личность развивается профессионально от процесса приспособления до изменения содержания и условий труда. Профессионализация имеет не только позитивные стороны (совершенствование знаний, умений, навыков, рост профессиональных способностей), но и негативные (взгляд на мир глазами профессии, выгорание).
Прогрессивная стадия развития профессиональной личности связана с мотивами и структурой профессиональной деятельности. Мотивация как система внутренних побужде-ний направляет личность на достижение целей, регулирует структуру и функции деятельно-сти. Существуют различные способы удовлетворения потребностей через профессиональную деятельность. Степень удовлетворения потребностей личности определяется уровнем включенности профессионала в работу, наличием смысла труда, эффективностью работы.
Внутренняя мотивация реализуется в процессе труда как чувство удовлетворенности, радости, актуализации ЗУН, роста профессиональных способностей. Внешняя мотивация (вне содержания труда) ориентирована на материальные выгоды, социальное признание [23]. Итак, в процессе деятельности происходит самоутверждение человека как профессионала. Это зависит от личных особенностей, условий обучения и труда, организации деятельности. Причем, общие знания трансформируются в профессиональные, практические. Используемая на практике информация придает личности целостность, а надежность, качество труда, производительность определяют эффективность ее профессиональных качеств.
Важно признать, что «продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессий, последующее теоретически и практически научно глубоко отработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общелично-стным развитием молодых людей, значительно облегчат их включение в деятельность, кото-рая станет главной в их жизни, и дадут каждому из них возможность искать алгоритм пове-дения, ведущий к выработке своего индивидуального стиля деятельности и к высокому про-фессионализму» [30, c.8].
Структура акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства включает следующие аспекты [31, с. 12-13]: образовательный (диагностика и развитие ЗУН в общем, профессиональном и непрерывном образовании), профессиональный (возможности и результаты трудовой деятельности), креативный  (реализация инновационного потенциала и оценка социальной значимости продуктов творчества), рефлексивный (эффективные коммуникации и самосознание) как системообразующий фактор. «Профессионализм – устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области труда» [31, с. 16].
Итак, профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в опреде-ленных социокультурных условиях. Причем существует индивидуальный цикл профессио-нального развития, имеющий свое психологическое содержание.
Библиографический список
1. Козлов, Н.И. Планирование жизни [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/planirovanie_zhizni. Дата обращения 17.04.2015
2. Козлов, Н.И. Как и зачем ставить цели на год [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. Режим доступа: Дата обращения 17.04.2015
3. Трейси, Брайан. Достижение максимума [Электронный ресурс] / Бр. Трейси. Режим доступа: http://www.koob.ru/tracy/tracy_dostizhenie_maksimuma. Дата обращения 17.04.2014
4. Саторин, И. Зона комфорта [Электронный ресурс] / И. Саторин. Режим доступа: http://progressman.ru/2011/04/cage/. Дата обращения 17.04.2014
5. Кэнфилд, Джек. Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей / Кэнфилд Джек, Лес Хьюитт, Марк Виктор Хансен [Электронный ресурс]. Режим доступа:  Дата обращения 17.04.2015
6. Козлов, Н.И. Объем запланированного результата [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. Режим доступа: Дата обращения 17.04.2015
7. Козлов, Н.И. Планирование дня [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/planirovanie_dnya Дата обращения 17.04.2015
8. Козлов, Н.И. Порядок в жизни – направление дистанции [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. Режим доступа: Дата обращения 17.04.2015
9. Павлова, Е. Выход из зоны комфорта как условие развития личности [Электронный ресурс] / Е. Павлова. Режим доступа: Дата обращения 17.04.2015
10. Рыжов, В.В. Личность: творчество и духовность: монография [Текст] / В.В. Рыжов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского университета, 2012. – 489 с.
11. Матрешина, Е.Б. Понятие и критерии профессиональной личности юриста [Текст] / Е.Б. Матрешина // Психология креативности: сборник научно-практических статей. Выпуск 8 / под ред. Г.В. Сорокоумовой. – Н. Новгород, УРАО НФ, 2о13. – С. 101 – 108.
12. Сохан, Е.В. Формирование социальной креативности специалистов в новых экономических условиях: Автореферат дис…кандидата социологических наук [Текст] / Е.В. Сохан. – Н. Новгород, 2013. – 22 с.
13. Питерс, Т. Преврати себя в бренд! [Электронный ресурс] / Т. Питерс. Режим доступа: Дата обращения 17.04.2015
14. Трейси, Брайан. Что нужно делать? [Электронный ресурс] / Бр. Трейси. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UwssQkObRqM Дата обращения 17.04.2014
15. Шеина, М.Е. Психологические условия коммуникативно-личностного развития студентов в процессе профессиональной подготовки: дис…кандидата псих. наук. – Н. Новгород, 2011 [Электронный ресурс] / М.Е. Шеина. Режим доступа: 
 Дата обращения 17.04.2015
16. Майлс, Т. Пирамида эффективности [Электронный ресурс] / Т. Майлс. Режим доступа: Дата обращения 17.04.2015
17. Шарипов, Ф.В. Педагогика высшей школы: Учебное пособие [Текст] / Ф.В. Шарипов. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. – 326 с.
18. Орлова, К.Е. Психологические условия построения студентами профессиональной перспективы на этапе вузовской подготовки: автореферат дис…кандидата псих. наук [Текст] / К.Е. Орлова. – Н. Новгород, 2012. – 24 с.
19. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 208 с.
20. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.
21. Войко, Р.А. Профессиональное становление личности студента в высшей школе  / Р.А. Войко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №4(12), 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/voyko.pdf  Дата обращения 17.04.2015
22. Климов, Е.А. Психология профессионала: Учеб. пособ [Текст] / Е.А. Климов. – М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 509 с.
23. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
24. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
25. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. тр / М-во образов. РФ, Ярославский Гос. ун-т им. П.Г. Димидова; Под ред. А.В. Карпова. – Ярославль: Ярославский Гос. ун-т, 1999. – С. 76-97.
26. Трейси, Брайан. Точка фокуса [Текст] / Пер. с англ. Н.И. Кароваева / Бр. Трейси. - Мн.: «Бизнесе», 2003. - 132 с.
27. Пачина, Н.Н. Акмеология развития полипрофессиональной компетентности: дис. …доктора псих. наук, спец. 19.00.13 – Кострома, 2013 [Электронный ресурс] / Н.Н. Пачина. Режим доступа: 
Дата обращения 17.04.2015
28. Таперов, Ю.М. Акмеологические факторы индивидуальной динамики профессионального развития специалиста: дис. …кандидата псих. наук, спец. 19.00.13 – Москва, 2012 [Электронный ресурс] / Ю.М. Таперов. Режим доступа:    Дата обращения 17.04.2015
29. Исаева, Д.А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости: дис. …кандидата псих. наук, спец. 19.00.13 – СПб, 2013 [Электронный ресурс] / Д.А. Исаева. Режим доступа:
 Дата обращения 17.04.2015
30. Бодалёв, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Бодалев. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
31. Деркач, А.А. Акмеология. Учебник [Текст] / А.А.Деркач. — М.: изд-во РАГС, 2004. — 168 с.
32. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография [Текст] / Н.В. Кузьмина, В.Н. Софьина. СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. - 200с.
33. Буева, Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность [Текст] / Л.П. Буева // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С. 5.
34. Багаев, А.В. Место и роль духовности в экономической жизни общества: автореф. дис…канд. филос. наук: 09.00.11 [Текст] / А.В. Багаев. – Н. Новгород: НГАСУ, 2006. – 35 с.
35. Хорни, К. Невроз и личностный рост: борьба за самоосуществление. Перевод Е.И.Замфир [Текст] / К. Хорни. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. – 239 с.
36. Ялом, И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории / Пер. с англ. Е. Филиной [Текст] / И. Ялом. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 288 с. (Серия “Искусство консультирования”).
37. Маркова, М.Ю. Развитие мотивации профессионального образования студентов в процессе осознания и структуризации жизненных целей: дис. …кандидата псих. наук, спец. 19.00.13 – Казань, 2013 [Электронный ресурс] / М.Ю. Маркова. Режим доступа:  Дата обращения 17.04.2015
38. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб¬ ное пособие [Текст] / Е.А. Климов. — М.: Московский психолого-соци¬альный институт: Флинта, 2003. — 320 с.


Рецензии