Повседневность

УДК 159.9
А.В. БАГАЕВ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА,
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА

Человек выступает как текст, который создают, изменяют, развивают, используют, «утилизируют». Субъектами действий могут быть общество, природа, искусственная среда (техника, культура) и сам человек. В этом смысле работа с текстом аналогична «работе» со-временного социума над человеком: его воспринимают, хранят, преобразуют, воспроизводят, «забывают». В связи с этим возникает проблема повседневности (тотальное присутствие субъекта) как текста. Качество «текста» - в разработке путей повышения эффективности личности.
Все, с чем контактирует человек, наличествует в нем лишь как проекции его ума. Ре-альность для человека – это результат его восприятия мира. Всю жизнь мы имеем дело с на-шим сознанием и умом, а не с реальностью. Речь идет не об отрицании объективного харак-тера действительности, а в ее «нагруженности» позитивными и негативными эмоциями в процессе восприятия событий жизни. Данный феномен прежде всего характерен для повсе-дневности.
Мифологичность, религиозность, мистичность характерны и для современной повсе-дневности. Повседневность, включая в себя чувственно-эмпирическое и идеальное, может рассматриваться как поле проявлений способностей и возможностей человека. Физическое, интеллектуальное и духовное измерение повседневности нуждается в совершенствовании. Вместе с тем, социум детерминирует повседневность через выполнение заданных ролей. Упорядоченность повседневности выражается через чувства защищенности, уверенности. Ритуализация и монотонность повседневности, с одной стороны, пересекаются с религиоз-ностью человека, с другой стороны, профанность и приземленность обыденной жизни про-тивостоит трансцендентному, божественному. Однако, духовная составляющая человека не исключается из повседневного бытования.
Следование стереотипам в повседневности, тем не менее, сменяется творчеством, ин-новациями. Так возникает новое, изменяется бытие повседневного. Стандартное, повторяю-щееся и неизбежное в повседневности вырабатывает в сознании позитивное отношение к жизни, преодолевая беды, страдания, проблемы, необычное. Иррационализм повседневности (страхи, надежды, скука, бессознательное) еще малоизученная сфера в современной науке.
Узость сознания повседневности, погруженного в свои текущие заботы, подлежит в современности тенденции расширения своих границ. Тем не менее, уникальность человека проявляется не только в достижениях, но и повседневной жизни! Спонтанность, естествен-ность повседневности всего ближе к пониманию экзистенциональной сущности человека. Скрытые (для внешнего наблюдателя) смыслы повседневности как раз и наполняют ее под-линным существованием. Непосредственность, практичность, прагматизм, обязательность повседневности придает ей известную прочность и оправданность. Однако, повседневности присуще потерянность, озабоченность, публичность, что не делает ее тотально негативной. Конформизм, усреднение индивидуальности в повседневности приводит к утрате целостно-сти и осмысленности личности. Не случайно, психоанализ отмечает неврозы «обыденной жизни». В этом случае, нервное напряжение преодолевается следующими способами: вытес-нение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублима-ция, отрицание. Таким образом, культура социума выступает ограничителем проявлений повседневности.
Повседневность определяется в основном удовлетворением потребностей. Именно современное общество сделало потребление генератором поведения человека. «Пограничные ситуации», в которых человек обнаруживается, характерны, в большей степени, повседневности. «Проектирование» (Ж.П. Сартр) жизни, в т. ч. повседневной, предполагает и ответственность за каждое действие. Абсурдность повседневности преодолевается, на наш взгляд, коммуникацией, перемещением Я к Другому, альтруизмом. Заинтересованность, творчество, активность человека в мире поднимает качество и повседневности.
Повседневность в профессии, быту и отдыхе имеет существенные различия. Тем не менее, есть общие закономерности повседневности, основанные на ее самоуправлении (дея-тельность, потребности, сознание, способности) [1].
Искусство общения и управления – высшее творчество, особенно в повседневности. Универсальность методов искусства управления отражена в эффективности их применения. Схема управленческого процесса включает: цель взаимодействия, психологические особен-ности и культурный уровень, технология поведения, качество используемой информации и др. План управление ситуацией затрагивает: определение обстоятельств, сбор фактов и их систематизация, установление психологически благоприятной среды в общении.
Анализ собственного поведения и места в обществе, знание своих возможностей и их применение – начало процесса самовоспитания человека. Личность складывается из психо-физиологической, интеллектуальной и творческой компонент. Конформизм позволяет легче приспосабливаться к динамике поведения социума. С другой стороны, духовное одиночество вырождает все ценное в человеке и не заменит полноту непосредственного общения. Человек – это не только замкнутая в теле сущность, но и все пространственно-временные связи личности с миром. Поэтому самовоспитание должно стать не уделом только единиц, а установкой каждого человека. Психологическая поддержка и разумная дисциплина – эффективные средства для самосовершенствования. Анализ должен касаться всех аспектов проявлений человека с той целью, чтобы повысить качество жизни. В связи с этим, психология, обращение к сверхестественному, самовнушение и др. являются каналами самосовершенствования.
В повседневной жизни человек принимает решения на основе предположительных умозаключений, а не научных данных [2]. Интеракционизм исходит для существования лю-бого сообщества из определения ситуации, коммуникации, функций. В повседневности можно выделить следующие компоненты: использование значащих символов (языка), формирование абстрактного мышления, развитие личности, складывание социальной организации. Личность формируется через диалог, опыт общения. Реальное поведение складывается из мысленного «проигрывания» ролей.
Изучение повседневности (эмоции, представления, мышление, чувства, взаимоотно-шения, стереотипы, психология, установки массового сознания, поведение, формы жизни) имеет конечную цель упорядочивание, осмысление, одухотворение жизни. Забота, рутин-ность, аморфность повседневности преодолевается привнесением творческого, индивиду-ального, необычного.
Бытовые вещи, способы общения, формы времяпрепровождения задают смысл и гра-ницы повседневности. Этнометодология, феноменологическая социология и символический интеракционизм являются наиболее эффективными направлениями в исследовании феноме-на повседневности. Постоянное воспроизводство мыслей, слов, действий, поступков, обще-ния – необходимый атрибут повседневности. Организация и события повседневности обла-дают рутинностью и повторяемостью. Минимальные затраты энергии на принятие решений и их использование – показатель повседневности. Напряжение сознания возникает в состоя-ниях творчества, инновации.
Обыденное сознание лежит в основе практичности повседневности. «Типизация» упорядочивает повседневность. Обыденное знание содержит «рецепты решения повседнев-ных проблем». Практическая компетентность (знания, дела) решает повседневные нужды. Понимание другого в общении – необходимое условие повседневности. Это создает соци-альную реальность. Важно, что установки-предположения должны в основном совпадать у всех членов группы или социума.
«Научная картина мира» надстраивается на здравом смысле и опыте повседневности. Эмоциональная окрашенность «внутреннего времени» связана с планированием и осуществ-лением своей жизни. Повседневности противостоят миры детства, мечты, науки, искусства, религии, сна, душевной болезни. Мнения, предрассудки, практическое знание обыденного сознания противоположно научному знанию. В повседневности каждому возрасту задан свой статус, поведение, выполнение функций. Массовое сознание и обыденное образуют диалектическое единство. Мещанин, обыватель, рядовой человек – главные представители повседневности.
Ежедневность должна быть индивидуально воспринята, пережита, оценена, организо-вана, преобразована. Субъективная сторона повседневности связана с эмоциональными пе-реживаниями и оценкой происходящего. В повседневности необходимо ставить самим цели и делать то, что действительно хотим делать. С детства существуют навязанные цели и образ жизни. Нет понимания того, что происходит. Философия – язык, структура изменения наше-го сознания и жизни (своей и общей). Необходимо самому сделать выбор и самому отвечать за свою жизнь. Жизнь по принуждению – удел большинства. Поэтому надо решать свои про-блемы, а не строить из себя жертву обстоятельств и судьбы [3]. Жить – значит находиться постоянно в «процессе», наслаждаться «моментом», как игра, тотально осознавать то, что есть, интуитивно переживать реальность, нежели рационально. Существование «здесь и сей-час», когда нет жертвы настоящего будущему и есть счастье, но не бег за недостижимым для большинства. Внимание на «сейчас», на наилучшее выполнение текущих дел – осмыслен-ность и оправданность нашей жизни. Ожидания от людей, вещей, жизни чего-то нереально-го, когда реальность «здесь и сейчас». Недостижимость иллюзорного приводит к разочаро-ваниям [4]. Напротив, стремление к развитию личности имеет несколько перспектив [5]: из-бавление от страданий, повышение жизненного уровня, обретение истинного блага, позна-ние тайн жизни, появление нового «увлечения» и круга общения. В конечном счете, знание себя и мира помогает эффективно управлять психикой, мышлением, жизнью. Планирование и организация своей и общественной жизни ведет к конкретным действиям для улучшения системы «общество-культура-природа».
К путям повышения эффективности личности относится [6]: 1) выяснение областей и объектов беспокойства (отношения с людьми, работа, здоровье), 2) описание желаемой ре-альности, 3) их анализ, сравнение и выводы по принятию решений и конкретные действия, 4) самопрограммирование на достижение желаемой реальности, 5) осознание того, что беспокойства лишь мысли человека, а не сама реальность. В этом случае, факторами, организующими нашу жизнь, можно считать [7]: 1) планирование будущего, 2) ежедневная работа в данной сфере, 3) приобретение опыта через постоянные действия в выбранном направлении, 4) внимание на свой круг общения и собственные идеи, способствующие развитию, 5) изучение информации по сфере своего развития, 6) организация жизненного пространства (структурирование и порядок сфер проявлений человека), 7) повышение мотивации через осознание будущих результатов деятельности, 8) самоорганизация своей жизни (семья, работа, досуг, здоровье), 9) повышение уверенности через систематические действия «здесь и сейчас», 10) трудолюбие, старание и упорство как необходимые качества для развития человека.
В развитии личности очень важно достигать целей в опоре на мотивацию. Осознание причин (ожидаемых результатов) побуждает нас к действиям. При этом каждое действие подлежит сортировке по времени на категории [8]. Эффективности наших дел помогает чет-кая цель, планирование для деления большой работы на адекватные части. В конечном счете управление своей жизнью означает управление нашими ресурсами (пространство, время, знания, общение, здоровье).
В большинстве случаев, эффективности жизни «мешают» негативные эмоции, для преодоления которых можно использовать следующие приемы [9]: переключение внимания, обесценивание переживаний, устранение двойственности, активная деятельность, позитив-ное мышление. Вынести бремя подлинной свободы может лишь человек, руководствующий-ся разумом, долгом, моралью, человек конструктивный и творческий, способный выразить себя в созидании новых вдохновляющих идей, целей и идеалов, человек волевой и настойчивый, который может добиться претворения в жизнь новых проектов будущего [10].
Практика показывает, что все успешные люди руководствовались следующими прин-ципами: мечтайте о великом, выработка ясного направления жизни, взятие ответственности на себя, делать то, что любишь делать, совершенствование во всем, работать долго и упорно, обучение всю жизнь, вкладывание средств в свое развитие, изучение в своем деле каждой детали, посвящение себя служению другим, честность с самим собой и другими, установка высших приоритетов и целеустремленная их реализация, репутация быстрого и надежного работника, готовность к спадам и подъемам, практика самодисциплины во всем, раскрытие врожденных творческих способностей, забота о физическом здоровье, решительность и ори-ентация на действия, неудача и страх – недопустимый вариант, будьте настойчивы во всем [11].
Кроме того, рациональная организация обучения для человека любого возраста явля-ется одним из путей повышения эффективности личности. Данный процесс базируется на следующих началах: развитие личности, эффективное решение проблем в обучении, разви-тие мотивации к обучению, организованность в учебе и жизни, планирование текущей и долгосрочной работы, распределение времени, управление работоспособностью, развитие знаний, умений и навыков в обучении и профессии.
Адаптация личности к социуму происходит непрерывно, особенно в современности. Социализация затрагивает такие аспекты как: изменение образа жизни и режима дня, обще-ственная работа и мероприятия, подготовка и освоение профессии, самостоятельность и от-ветственность.
Важную роль в «текстовом» существовании человека играет межличностное общение и преодоление возможных конфликтов, усвоение большого количества информации, организация бытовой жизни (адаптация к жизни в мегаполисе) и досуга: культура, спорт, саморазвитие.
Человек – это текст, который можно бесконечно совершенствовать. Как это сделать -убедительно показано в книге Брайана Трейси «Достижение максимума». Ниже приведены главы с комментариями из этого произведения.
1) Сделайте свою жизнь шедевром (мир в душе, здоровье, взаимоотношения, работа и финансовая свобода, высокие цели и идеалы, самосознание и самопознание, самореа-лизация).
2) 7 законов ментального мастерства (контроль, причина и следствие, вера, ожидания, притяжение, соответствие, материализация мыслей).
3) Гениальная программа (Я-концепция, программирование мозга на успех, законы при-вычки, практики, эмоций; построение своей ментальной жизни).
4) Гениальный разум (законы подсознательной деятельности, концентрации, подстанов-ки).
5) Гениальный навык (правила определения и постановки целей; 12-шаговая система достижения цели – революция собственной жизни).
6) Гениальная сила – мозг.
7) Гениальное решение (ответственность, контроль, свобода; преодоление негативизма в жизни: вина, конфликты и др.).
8) Гениальная цель - мир в душе (стресс и его преодоление).
9) Мастерство человеческих взаимоотношений («нет»! – критики, жалобам, оправдани-ям; мужчины и женщины).
10) Основы родительского мастерства.
11) Высшее мастерство – сила любви.
Итак, повседневность нуждается в осознании и исследовании в различных своих про-явлениях: психика, общение, быт, профессиональная работа, отдых. А пути повышения эф-фективности личности (знания, планирование жизни, систематическая работа, мотивация, позитивные эмоции) способствуют преодолению рутинности и монотонности повседневно-сти.
Библиографический список
1. Шюц, А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1993. № 2. С.129-137.
2. Ковалев, А. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция // Режим доступа (дата обращения 17.02.2014)
3. Саторин, И. Как стать умнее // Режим доступа (дата обращения 17.04.2014)
4. Саторин, И. Осознанность и пробуждение сознания // Режим доступа http://progressman.ru/2009/04/osoznannost/ (дата обращения 17.04.2014)
5. Саторин, И. Перспективы развития личности и сознания // Режим доступа http://progressman.ru/2009/09/perspektivy/ (дата обращения 17.04.2014)
6. Саторин, И. Повышение эффективности личности // Режим доступа (дата обращения 17.04.2014)
7. Саторин, И. По следам Стива Павлины (часть 1):  Развитие дисциплины и личной эффективности // Режим доступа http://progressman.ru/2010/12/sp1/ (дата обращения 17.04.2014)
8. Саторин, И. По следам Стива Павлины (часть 1): тайм-менеджмент // Режим доступа http://progressman.ru/2010/12/sp2/ (дата обращения 17.04.2014)
9. Саторин, И. Лечение депрессии // Режим доступа http://progressman.ru/2009/10/lechenie-depressii/ (дата обращения 17.04.2014)
10. Шишминцев, А.Н. Философский анализ жизнедеятельности современного массового человека // Режим доступа (дата обращения 17.04.2014)
11. Трейси, Б. 21 секрет успеха миллионеров / Пер. с англ. К. Смирнова, Худ. оформл. фирма «Колибри», 2001.


Рецензии