Профличность 2

УДК 159.9(075)
ББК 88я7
                Багаев А.В.
Нижегородский государственный технический университет                им.Р.Е. Алексеева
                г. Нижний Новгород, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Цель исследования – разработать целостную концепцию формирования профессиональной личности будущих специалистов технического вуза, проявляющуюся в различных сферах деятельности, и получить ее экспериментально-психологическое подтверждение.
Задачи работы.
1. Разработка понятия «профессиональная личность».
2. Анализ структурных компонентов профессиональной личности.
3. Исследование психологического механизма и условий формирования профессиональной личности.
4. Определение сфер проявления профессиональной личности.
5. Выявление стадий формирования профессиональной личности.
6. Организация экспериментальных исследований и подтверждение их итогов с позиций формирования профессиональной личности.
Эксперимент проводился на базе НГТУ им. Р.Е. Алексеева в Институте ядерной энергетики и технической физики (студенты 2 курса, дневное отделе-ние) с сентября (1-е тестирование (констатирующий эксперимент) по пяти па-раметрам, см. приложение) по ноябрь (2-е тестирование, формирующий эксперимент) 2016 г.. Группа 15 САЭ («Атомные электростанции», специалитет, 18 человек) – экспериментальная группа (ЭГ), группа 15 МТ («Медицинская техника», бакалавриат, 16 человек) – контрольная группа (КГ). Между 2 и 1 тестированием к гр. ЭГ применены программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, творчества (креативности), нравственности (далее – А); программа формирования «Успех предсказуем» (Б); проведены сочинение «Мои ценности, планы на будущее и их реализация» (В); игра КВН «Профессиональная личность» (Г) (авторские методики).
В рамках эксперимента использовались методы: эмпирический анализ (беседа, наблюдение (1, 2 этапы исследования), продукты деятельности (проведение и анализ сочинения «Мои ценности… »)), психолого-диагностический (проведение тестирования), сравнение (анализ результатов исследования).
В работе использованы методики: диагностика творчества (М. И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б. С. Алишев, JI.A. Волович), интеллекта (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик), коммуникации (Р. В. Овчарова), эмоций (Б.И. Додонов), нравст-венности (Н.Е. Щуркова).
Формирующий метод включал в себя: программы «Формирование профессиональной личности»: интеллекта (В.П. Иванова), эмоциональной устойчивости (Агаев Натиг Фарман оглы), коммуникативных навыков (Шукурова И.В.), творчества (креативности) (Еремина Л.И., Нагорнов Ю.С., Нагорнова А.Ю.), нравственности (Ахмедова З. Т.); «Успех предсказуем» (Бр. Трейси), игра КВН «Профессиональная личность» (авторская методика).
Описание программ. Интеллект. Работа над совершенствованием учебного занятия строится из трех последовательных и взаимосвязанных этапов: подготовки к учебному занятию, его проведения и самоанализа. Развивающая цель учебного занятия реализуется в двух направлениях: 1) развитие памяти, техническое мышление, наблюдательность, грамотная техническая речь, познавательные интересы и т.д., которые проявляются на уровне сформированности знаний, умений и навыков; 2) развитие чувств самореализации – в волевом настрое, дисциплине, коллективизме. Используется проблемное обучение, программированное с использованием карточек – заданий (тестов), различная самостоятельная работа со схемами и таблицами, решение технических задач и осуществление связи теоретического и практического обучения, интернет.
Формирование эмоциональной устойчивости. Разработка педагогических условий повышения эмоциональной устойчивости личности студентов на ин-дивидуальном, межличностном и организационном уровнях должна способствовать повышению показателей физического и психического компонентов качества жизни, снижению уровня эмоционального выгорания.
Эффективность реализации педагогических условий повышения эмоцио-нальной устойчивости личности студентов в образовательном пространстве вуза зависит от исходного уровня их эмоционально-личностного статуса, физического и психического компонентов качества жизни и мотивации на успех.
Формирующая программа учитывает особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у студентов в образовательной среде вуза; выявляет взаимосвязи эмоционально-личностного статуса студентов с компонентами качества жизни, мотивацией студентов и направлением развития личности; оценивает эффективность педагогических условий повышения эмоциональной устойчивости личности студентов.
Развитие коммуникативной компетентности. Профессиональная среда накладывает определенный отпечаток на речь, а владение ею, способность эффективно общаться являются показателем образованности и воспитанности, важнейшей составляющей культуры человека вообще. Организация системы деловых, ролевых игр, дискуссий дает развитие коммуникативной компетентности студентов (например, в рамках игры КВН «Профессиональная личность», дискуссий на семинарах). Интерактивные методы обучения укрепляют межличностные отношения, способствуют росту мотивации к учению, развитию коммуникативных качеств (организаторские способности, культура общения, эмпатия) и содействуют усвоению знаний о сущности общения и коммуникативных отношений.
Творчество. В профессиональном обучении студентов технических специ-альностей могут использоваться следующие технологии креативного развития личности: технология активного обучения (групповая дискуссия, мозговой штурм и его виды; метод синектики, метод морфологического анализа и др.); технология технического творчества (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера; технология решения творческих заданий; технология творческого проектирования; технология исследовательской деятельности; игровые интерактивные технологии (тренинги, например, в рамках «Психологического факультатива», проводимого автором с 2014 г. по настоящее время в НГТУ им. Р.Е. Алексеева); игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры) и пр.
Нравственные качества студентов технического вуза. Педагогическая система формирования нравственных качеств студентов технического вуза представляет собой механизм взаимодействия компонентов целостного педагогического процесса, предполагающая реализацию стратегии, тактики и техники формирования нравственных качеств и включающая совокупность компонентов (целевого, содержательного, технологического, диагностического, рефлексивного, управленческого). Формируемые качества: высокий профессионализм и духовность, проявляющиеся в высоких моральных качествах, в активной творческой деятельности на благо общества.
Программа «Успех предсказуем» (Бр. Трейси) способствует росту профес-сионализма личности. Формирование профессионала состоит из этапов: про-работка принципов (Мечтайте о великом. Выработка ясного направления. Берите ответственность на себя. Делайте любимое дело.), определение целей, планирование, выполнение конкретных упражнений (!), анализ результатов.
Процесс практического осуществления исследования состоял из несколько этапов.
1 этап. Информационный (сентябрь 2016 г.). В рамках образовательного процесса (в форме лекций) студенты ЭГ получили информацию по (А, Б, В, Г); были сделаны необходимые объяснения (с использованием наглядности: изображение на доске схем, таблиц, терминов, структуры материала); приведены аргументы и примеры из истории и современности; были получены вопросы, замечания и даны им соответствующие комментарии. Параллельно с 1 этапом проходил следующий этап.
2 этап. Практический (сентябрь – октябрь 2016 г.). На практических занятиях (семинарах), «Психологическом факультативе» (руководитель Багаев А.В. – автор данной работы) и в рамках выполнения домашних заданий (в т. ч. СРС - самостоятельная работа студентов) были отработаны (А, Б, В, Г) в виде докладов (А, В) с последующим комментированием и получением вопросов; обсуждения (А, Б, В, Г); в форме выполнения упражнений (индивидуально и коллективно через общение); в виде игры КВН.
Написание сочинения «Мои ценности, планы на будущее и их реализация» в форме домашнего задания является плановым в моем курсе «Философия» (разделы: учение о ценностях, деятельность, творчество, антропология, социальная философия, футурология). Практику предваряет этап 1.
3 этап. Итоговый (ноябрь 2016 г.). К гр. ЭГ, КГ применены тесты 1-5 (см. приложение), обработаны результаты, сделаны выводы и предложены рекомендации для будущих исследований и применения на практике.
Получены следующие результаты по двум тестированиям.
1. Интеллект. Среднее значение по ЭГ1 (1-е тестирование) – 26, КГ1 – 25,5, ЭГ2 (2-е тестирование) – 30, КГ2 – 28. Итог: уровень общих умственных способностей ЭГ стал высокий (13 и ниже – низкий, 14-18 – ниже среднего, 19-24 – средний, 25-29 - выше среднего, 30 и больше – высокий), прирост 4 бала; особенности - увеличение показателей КГ связано с естественным развитием студентов в учебной деятельности и жизни. Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Инертность мышления и переключаемость – это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых. Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания опреде-ляются заданиями №8 и 13. Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве. Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.
2. Эмоциональная устойчивость. Среднее значение по ЭГ1 – 249 193 10 768, КГ1 – 942 391 687 10, ЭГ2 – 687 10 391 492, КГ2 – 7 10 86 913 249. Обработка и интерпретация результатов. В анкете переживанию, поставленному испытуемым на первое место, присваивается оценка в 10 баллов, далее — по убывающей (9, 8, 7 и т.д.). Таким образом, представляется возможным выявить эмоциональную направленность испытуемых. Итог: в соответствии с гипотезой исследования, что формирование профессиональной личности будущих специалистов технического вуза осуществляется целостным развитием прежде всего нравственных ценностей, у ЭГ тенденция приоритета альтруистических, во-левых, познавательных, эстетических эмоций. Формирующие программы способствуют росту эмоциональной устойчивости.
3. Нравственность. Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся. ЭГ1 – 15, КГ1 – 14, ЭГ2 – 18, КГ2 – 16 балов. Итог: у ЭГ увеличение показателей нравственных качеств, заботы о других, учет их мнения. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более. Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
4. Коммуникативные навыки. ЭГ1 – 0,60, КГ1 – 0,58, ЭГ2 – 0,72, КГ2 – 0,62 балов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей студентов. Итог: у ЭГ увеличение показателей (0,1-0,45 – низкий, 0,46-0,55 – ниже среднего, 0,56-0,65 – средний, 0,66-0,75 - уровень выше среднего, 0,76-1 - высокий). Особенности – содержание технических специальностей, влияющих на сформированность коммуникативных навыков.
5. Творчество. ЭГ1 – 0,9, КГ1 – 0,85, ЭГ2 – 1,5, КГ2 – 1,1 балов. Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем кри¬териям (особенности!): чувство новизны; критичность; способность преоб¬разовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагаю¬щий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осу¬ществляемой испытуемыми. Итог: у ЭГ увеличение показателей (1-1,5 средний уровень развития творческих способностей, низкий — от 0 до 1; высокий — от 1,5 до 2.).
Применение программы «Успех предсказуем» (Бр. Трейси) способствует росту профессионализма личности, что отразилось увеличением соответст-вующих показателей и в качестве содержания сочинений у группы ЭГ.
Анализ содержания сочинений студентов «Мои ценности, планы на буду-щее и их реализация» показал у ЭГ увеличение показателей сформированности компонент профессиональной личности по результатам тестов ЭГ2.
Игра КВН «Профессиональная личность» развивает личностные компоненты (в т. ч. профессиональные) у ЭГ, что отразилось увеличением соответствующих показателей между вторым и первым тестированием.
Общий итог: программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, творчества (креативности), нравственности; программа формирования «Успех предсказуем», указанные сочинение и игра КВН дают у ЭГ увеличение показателей.
Рекомендации для будущих исследований и применения на практике состоят в следующем. На наш взгляд, перспективы данного исследования заключаются в дальнейшей разработке формирующих программ, применения более совершенных тестов и их системы обработки результатов, добавлении других компонент профессиональной личности (например, мотивационная, волевая), в увеличении выборки (условие репрезентативности), в анализе показателей первых и последних курсов обучения в вузе, в динамике показателей одной группы на протяжении всего периода обучения, а также в исследовании первых лет профессиональной жизни на предприятиях.
Применение на практике результатов исследования обеспечивается использованием формирующих программ в образовательном процессе (особенно по дисциплинам гуманитарного цикла), в мероприятиях вуза (культурные, патриотические, оздоровительные, научные), в студенческих практиках по специальностям обучения. Организаторами формирования профессиональной личности будущих специалистов технического вуза могут выступать ППС (профессорско-преподавательский состав вуза), ОВР (отдел воспитательной работы), администрация институтов и факультетов, НТБ (научно-техническая библиотека), профсоюзы, представители предприятий и отраслей производства.
Выводы. Психологические особенности студентов технических специаль-ностей включают в себя: предприимчивость, коммуникабельность, адаптацию к новым условиям, развитие невербального интеллекта, низкий уровень эмоциональности при общении, критическое отношение к миру. Предложены программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, творчества (креативности), нравственности, программа «Успех предсказуем», описана организация игры КВН «Профессиональная личность», проанализировано содержание сочинений студентов «Мои ценности, планы на будущее и их реализация». Проведение и результаты эксперимента дают у ЭГ увеличение показателей сформированности компонент профессиональной личности.
Выводами исследования являются ответы на поставленные во введении задачи.
Итак, профессиональная личность – это носитель общественных отношений и высших ценностей, активно и ответственно познающий и изменяющий мир; профессионально ставящий цели, планирующий немедленные и регулярные текущие и стратегические действия.
К структуре профессиональной личности относятся следующие блоки: 1) гносеологический потенциал (ЗУН, мировоззрение), 2) аксиологический потенциал (ценности, установки, смысложизненные ориентиры, возможность управления жизнью), 3) творческий потенциал (интеллект, мотивация, эмоции, воля, Я-концепция), 4) художественный потенциал (развитость «эстетического человека»), 5) коммуникационный потенциал (взаимопонимание и успешность общения), 6) профессиональный потенциал (профпредпочтения, владение «ремеслом»), 7) духовный потенциал (высшие ценности человека). Механизмом формирования профессиональной личности выступает духовность, интегрирующая все другие компоненты личностного потенциала (творчество, интеллект, коммуникация, эмоции).
Психологический механизм развития профессиональной личности - система факторов, условий, обеспечивающих взаимодействие свойств личностного потенциала в различных сферах деятельности. Причем, духовно-нравственный потенциал является психологическим механизмом (важнейшим условием) формирования профессиональной личности. К условиям становления профессионализма можно отнести: развитие общих психических свойств (память, внимание, интеллект), процесс самоопределения (в т. ч. профессиональный выбор), профессиональная пригодность, самоактуализация и личностный рост. Психологические условия формирования профессиональной личности: семья, сама личность, система образования, общественная среда.
Сферы проявления профессиональной личности: 1) Личное развитие (самообразование, знание о человеке; управление собой, временем, финансами, эмоциями; АТ – аутогенная тренировка, НЛП – нейролингвистическое программирование; добро, чувство прекрасного, оптимизм, уверенность, творчество, воля, дисциплина). 2) Профессиональное развитие (выбор работы, карьерный рост, финансы и увеличение доходов, обучение, любимое дело). 3) Гармоничные отношения с близкими (муж, жена, дети, другие родственники), с друзьями, знакомыми, коллегами, конкурентами (мастер общения, ораторское искусство, выбор партнера, идеальная семья, разрешение конфликтов); уважение, психологическая поддержка, коллективизм. 4) Порядок в доме (ведение домашнего хозяйства – пространство счастья). 5) Культурное развитие (хобби, увлечения, ин-тересы; общение, искусство, возможности интернета, путешествия…). 6) Здо-ровый образ жизни (режим дня: питание, отдых, сон, физкультура-спорт, общение с природой).
Стадии формирования профессиональной личности: оптант, адепт, адап-тант, интернал, мастер, авторитет, наставник (по Е. А. Климову).
 Программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, творчества (креативности), нравственности; формирующая программа «Успех предсказуем», сочинение «Мои ценности, планы на будущее и их реализация»; игра КВН «Профессиональная личность» (авторские методики) повысили уровень профессионализма будущих специалистов технического вуза (по результатам эксперимента).
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: формирование профессиональной личности будущих специалистов технического вуза осуществляется целостным развитием личностных компонентов. Ведущим ядром личности выступают ее нравственные ценности, а целостным фактором являются смысло-жизненные ценности.

Список использованной литературы
1. Агаев, Натиг Фарман оглы. Педагогические условия повышения эмоциональной устойчивости личности студентов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Агаев Натиг Фарман оглы; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1359.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консульти-рование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 208 с.
3. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
4. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
5. Ахмедова, З. Т. Формы и методы профессионально-нравственнго воспитания студентов в учебном процессе технического вузуа / З.Т. Ахмедова // Теория и практика общественного развития. – 2011. - № 4. – С. 149-150.
6. Багаев, А.В. Проектирование образовательной деятельности в психологии / А.В. Багаев // Социальные и гуманитарные науки: образование и общество: Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 25-26 апреля 2015: В 2 т. Т. 2. – Н.Новгород: НФ УРАО, 2015.  – С. 101-105. 0,3 п.л.
7. Багаев, А.В. Психологические аспекты организации жизнедеятельности / А.В. Багаев // Российский студент – гражданин, личность, исследователь: Материалы региональной студенческой конференции, Н.Новгород, 26 марта 2015 г., НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Н.Новгород, 2015.  С. 133-134. 0,04 п.л.
8. Багаев, А.В. Психологические занятия в вузе: опыт работы и перспективы / А.В. Багаев // Всероссийская научно-методическая конференция «Инновационные технологии в образовательной деятельности». 4 февраля 2015 г. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород: ФГБОУ НГТУ, 2015. – С. 277 – 281. (0,5 п.л.)
9. Багаев, А.В. Психологические условия формирования профессиональной личности  / А.В. Багаев // Социальные и гуманитарные науки: образование и общество: Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 25-26 апреля 2016: В 2 т. Т. 2. – Н.Новгород: НФ УРАО, 2016.  – С. 101-105. 0,3 п.л.
10. Багаев, А.В. Место и роль духовности в экономической жизни общества: автореф. дис…канд. филос. наук: 09.00.11 [Текст] / А.В. Багаев. – Н. Новгород: НГАСУ, 2006. – 35 с.
11. Белоусов, Н.М. Преподавание электротехники: Метод. пособие / Н.М. Белоусов, Толчеев О.В. – М.: Высш. шк., 1988. – 191 с.: ил.
12. Бодалёв, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Бодалев. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
13. Буева, Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность [Текст] / Л.П. Буева // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С. 5.
14. Васильев, А.А. Развитие технического мышления студентов среднего профессионального образования / А.А. Васильев,  Горин Л.Н. // Вестник НГИЭИ. Научный журнал. №8(39) август 2014 г. С. 11-18.
15. Васильев, А.А. Развитие мышления студентов технических специально-стей / А.А. Васильев,  Горин Л.Н., Игошин Д.Н. // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №4 http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
16. Войко, Р.А. Профессиональное становление личности студента в высшей школе  / Р.А. Войко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №4(12), 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/voyko.pdf  Дата обращения 17.04.2015
17. Деркач, А.А. Акмеология. Учебник [Текст] / А.А.Деркач. — М.: изд-во РАГС, 2004. — 168 с.
18. Еремина, Л.И. Технологии креативного развития студентов технических специальностей / Л.И. Еремина, Ю.С. Нагорнов, А.Ю. Нагорнова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С.78-81;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30879 (дата обращения: 16.07.2016).


Рецензии