Ежедневный лист Талмуда. 1 мая

Давид не согрешил с БатШевой,
Давид справедливо поступил с Урия-Хеттийцем




Давид и Батшева [;]
Батшева (Вирсавия) — вдова Урии-хитийца, одного из военачальников войска царя Давида, после смерти которого стала женой царя Давида. Батшева была матерью царя Шломо (Соломона), сына и наследника Давида. История Давида и Батшевы описана в книге Шмуэля II (Шмуэль II, 11, 12).

Находясь на вершине своего духовного подъема, царь Давид попросил Всевышнего подвергнуть его испытанию, как когда-то праотца Авраама, чтобы, выдержав испытание, он бы смог достигнуть духовного уровня праотцев. «Владыка Вселенной, проверь и испытай меня» (Теилим 26:2), — попросил он в молитве. «Ты не устоишь в испытании», — предупредил его Б-г (Зоар 2, 107а). Но когда Давид стал настаивать, Творец согласился: «Испытаю тебя запрещенной близостью» (Санхедрин 107а).

К тому времени Давиду уже исполнилось 57 лет (Седер адорот акацар). В те дни сыны Израиля вели войну против аммонитян. 25 Нисана царь созвал войско, а в начале следующего месяца, 7 Сивана, отправил его в поход под командованием Йоава, но сам он, как обычно, остался в столице. И вот, 24-го Элуля, в тот же вечер, когда Давид обратился к Творцу с молитвой об испытании, он увидел с кровли царского дворца, как на одной из крыш города купается девушка, поразившая его своей красотой. И уже это было началом его греха, потому что ему не следовало вглядываться в запрещенное (II Шмуэль 11:1-2, Мальбим).

Царь послал разузнать о ней, и ему сообщили: «Это же Батшева, дочь Элиама, жена хитийца Урии».

Царь знал, что Элиам был сыном его ближайшего советника Ахитофеля, а значит, юная красавица приходилась Ахитофелю внучкой.

Давид издавна был знаком и с хитийцем Урией, в юности служившим оруженосцем знаменитого филистимлянского богатыря Гольята. Когда Давид сразил Гольята выстрелом из пращи, именно Урия протянул ему меч своего господина. В награду Давид обещал ему в жены еврейскую девушку (Кли якар). А когда Давид воцарился в Иерусалиме, Урия стал одним из тридцати семи богатырей, составляющих личную гвардию царя.

Много лет спустя во исполнение своего обета Давид повелел отдать ему в жены малолетнюю внучку Ахитофеля. И поскольку, как полагал Давид, Урия все еще не принял еврейства, а связь с неевреем не считается браком, Батшева, в сущности, оставалась незамужней и не нуждалась в разводе.

https://toldot.com/history/Batsheva.html


Батшева была предназначена в жены Давиду «со дня Творения». А его беда заключалась лишь в том, что «он съел недозрелый плод» — т.е., подвергнув себя испытанию, увидел ее раньше установленного им срока (см. Маарша, Санхедрин 107а).

И хотя Батшева была создана для Давида, все же прежде она была отдана Урии, ведь таков один из путей Творца: если женщина предназначена определенному человеку, но еще не пришел его срок, порой ее отдают другому, а когда приходит время ее суженого, первый муж устраняется (Зоар 1, 73б).

И сама Батшева видела в пророческих снах, что в будущем у нее родится от царя Давида сын, который сложит множество притч и песен. Каждый день она меняла нарядные платья, умащалась благовониями, украшала себя золотыми ожерельями — а когда убедилась, что Давид не замечает ее, поднялась на крышу своего дома. Только тогда Давид обратил на нее внимание.

Давид приказал слугам привести Батшеву и вступил с ней в близость, а затем отослал ее домой (II Шмуэль 11:4). В Талмуде говорится, что Давид попался на приманку дурного влечения, забыв важный закон: у человека есть маленький орган, который, если его кормить досыта, голоден, а если держать его на голодной диете, сыт (Санхедрин 107а).

А через некоторое время Батшева послала сообщить Давиду, что она забеременела. И было ясно, что она понесла плод именно от него, поскольку Урия ушел на войну 7 Сивана, около четырех месяцев назад (Мальбим, II Шмуэль 11:4-5).

(там же)


Получив такое известие, Давид повелел полководцу Йоаву прислать к нему Урию. А когда тот прибыл, царь расспросил его о ходе сражений и отправил домой к жене. Давид хотел устроить так, чтобы, переночевав дома, Урия затем решил, будто жена беременна от него. Таким образом Давид надеялся предотвратить конфликт с Ахитофелем, а возможно, даже мятеж против царя, похитившего жену у другого.

Однако, вопреки приказу возвратиться домой, Урия остался ночевать во дворце, со слугами царя, объяснив Давиду: «Сыны Израиля и мой господин Йоав стоят станом в поле, а я войду в свой дом, чтобы есть и пить, и спать с женой своей?! Клянусь твоей жизнью, что я такого не сделаю!» (II Шмуэль 11:9-11).

После этого Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо к Йоаву. В этом письме царь повелел: «Поставьте Урию в место самого жестокого сражения и отступите от него, чтобы он был сражен и умер» (II Шмуэль 11:14-15).

Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура по убитому, он взял Батшеву в жены (II Шмуэль 11:18-27).

(там же)


Давид не согрешил! [;]
В Талмуде есть несколько обсуждений этой истории мудрецами. В трактате Шабат читаем такое высказывание: «Сказал раби Шмуэль бар Нахмани от имени раби Йоханана: “Каждый, кто говорит, что Давид согрешил, — ошибается”» (Шабат, 56а).

Далее приводятся различные высказывания мудрецов, которые, опираясь на стихи из Танаха, обосновывают свое мнение о том, что грех Давида не был таким однозначным, как может показаться при чтении текста Танаха.

Указывается, что, ослушавшись приказа царя, Урия, действительно, подлежал смертной казни (Шабат 56а). Мудрецы считают, что Давид поступил неправильно, «убив Урию мечом аммонитян», так как он должен был судить его как бунтовщика в Санхедрине — верховном суде мудрецов Торы.

То, что Урия был бунтовщиком, мудрецы учат из слов, сказанных им Давиду: «…и господин мой Йоав, и слуги господина моего стали станом в поле…» (Шмуэль II, 11:11). Раши объясняет, что бунт Урии заключался в том, что в присутствии царя он назвал Йоава своим господином, тогда как в разговоре с царем должен был сказать «твой раб Йоав». И действительно, читая слова Урии, обращенные к Давиду, легко увидеть, что он говорил с царем весьма дерзко

Но Давид предоставил ему возможность почетной смерти, попытавшись, вместе с тем, скрыть свой позор и предупредить возможные обвинения. После его смерти царь рассчитывал взять Батшеву в жены, чтобы все заключили, что она забеременела уже после свадьбы (Мецудат Давид, II Шмуэль 11:15).

В этой истории Давид считал себя правым, так как сделал всё разрешенным образом (Мальбим, II Шмуэль 12:1).

И даже если Урия и принял еврейство, как многие утверждали, все равно к моменту встречи с Давидом Батшева была разведена. Ведь каждый, кто уходил на войну в дни царствования Давида, вручал своей жене разводное письмо — на случай, если он будет убит без свидетелей или просто пропадет без вести, чтобы жена не осталась агуной — «соломенной вдовой». И если муж не возвращался с войны, то жена считалась разведенной с момента вручения разводного письма (Раши, Шабат 56а). И уж тем более, это постановление скрупулезно соблюдалось в доме внучки Ахитофеля, который и посоветовал Давиду ввести такое правило в его войске.

Но, если бы такого разводного письма не было, то близость Давида и Батшевы, действительно, считалась бы супружеской изменой, и после нее, согласно закону Торы, Батшева была бы запрещена как для Урии, так и для Давида.

Раскаяние Давида [;]
Вскоре после того, как Батшева родила царю сына, к нему пришел пророк Натан — будто бы для того, чтобы посоветоваться с царем об одном сложном судебном деле. Натан спросил, как следует поступить с богачом, владеющим многочисленными стадами крупного и мелкого скота, если он отобрал у бедняка единственную овечку.

«Такой человек достоин смерти! — вскричал чуткий ко всякой несправедливости Давид. — И он должен заплатить вчетверо за то, что поступил немилосердно!»

«Ты — тот человек! — возгласил Натан, а затем передал царю слова Творца: — Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: Я помазал тебя на царство в Израиле, и Я избавил тебя от руки Шауля. …Отчего же ты пренебрег словом Господа, сделав злое в Моих глазах: хитийца Урию ты убил мечом, а его жену взял себе в жены?!»

«Согрешил я перед Б-гом», — ответил Давид. А пророк сказал: «Господь снял твой грех — ты не умрешь. Но поскольку этим поступком ты дал повод врагам Б-га хулить Его, умрет родившийся у тебя сын» (II Шмуэль 11:27-12:14).

Проводив Натана, Давид написал псалом-молитву: «Перед Тобой одним согрешил я и злое в Твоих глазах сотворил — оправдай Своим словом, оправдай на суде» (Теилим 51). «Очисти меня, будто иссопом [т.е. как излечившегося от проказы — комм. Радака] — и буду чист, омой меня — и стану белее снега, — просил Давид. — Дай мне ощутить веселье и радость, и воспрянут мои кости, сокрушенные Тобой. Отверни Свое лицо от моих заблуждений, и все мои грехи сотри. Чистое сердце сотвори во мне, Б-г, и дух истины обнови во мне. Не отсылай меня от Себя и духа Своей святости не отнимай у меня. Верни мне радость избавления и благородный дух поддержи во мне. Буду обучать грешных Твоим путям, и заблудшие к Тебе возвратятся». «Жертвоприношение Б-гу — сокрушенный дух, — написал Давид в заключительных строках этого псалма. — Разбитое и удрученное сердце Б-г не отвергнет» (Теилим 51).

И сразу же после ухода Натана младенец опасно заболел. Царь молил об исцелении, постился и проводил ночи, лежа на голом полу.

На седьмой день от рождения младенец умер. Давид увидел, что слуги перешептываются и, поняв, что произошло, спросил: «Что, умер ребенок?» «Умер». Тогда Давид встал с земли, умылся, переменил одежды и пошел поклониться к шатру, где хранился Ковчег Завета. Вернувшись домой, он попросил поесть.

У него спросили: «Почему ты так поступаешь? Почему, когда ребенок был еще жив, ты постился и плакал, а когда он умер, встал и стал есть?» «Пока ребенок был жив, — объяснил Давид, — я постился и плакал, так как думал: кто знает, может быть помилует меня Б-г, и ребенок останется жить. А теперь он умер… Разве я смогу возвратить его? Я приду к нему, но он ко мне не вернется» (II Шмуэль 12:15-23).

(там же)


Давид и Бат-Шева
Книга Млахим 1, глава 1.

Давид и Бат-Шева
Рассказ о женитьбе Давида на Бат-Шеве изложен в книге Шмуэля (II, гл. 11) исключительно с точки зрения Давида. Мы не знаем ничего об отношениях Бат-Шевы с ее первым мужем, не знаем, как она сама относилась к тому, что ее, замужнюю женщину, забрали в дом к Давиду. Пророк не приходит к ней с упреком, и мы не знаем, была ли на ней вообще вина. И даже позже, когда заболеет и умрет их первый ребенок, мы ничего не узнаем о реакции Бат-Шевы. О ней ничего не сказано, — кроме, возможно, одного маленького намека.

Мы знаем, что у Давида был советник Ахитофель, о котором говорится, что его мудрости народ верил почти как Богу. И этот советник во время восстания Авшалома (Шмуэль II, гл. 15) предал Давида и перешел на сторону его сына. Писание не объясняет нам, почему он это сделал, но если мы внимательно прочтем два стиха из книги Шмуэля, которые обычно не соединяют между собой, мы увидим эту причину:

«И послал Давид разузнать об этой женщине; и сказали: это же Бат-Шева, дочь Элиама, жена Урии Хетийца [одного из воинов Давида]» (Шмуэль II, 11:3).

«Вот имена храбрецов, которые были у Давида: […] Элиам, сын Ахитофеля, Гилонянина» (Шмуэль II, 23:8-34).

Из сопоставления этих стихов выясняется, что Бат-Шева была дочерью Элиама, сына Ахитофеля. Таким образом мы можем предположить, что решение Ахитофеля перейти на сторону Авшалома было обусловленно оскорблением, которое Давид нанес семье Элиама и самой Бат-Шеве – оскорблением, которое Ахитофель многие годы не мог простить Давиду.

Интересно обратить внимание на связь между наказанием, которое пророк предрекает Давиду за грех с Бат-Шевой, и советом Ахитофеля.

Вот что говорит Давиду от имени Бога пророк Натан:

Так сказал Господь: вот, Я наведу на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих на глазах у тебя, и отдам ближнему твоему; и будет он спать с женами твоими пред солнцем (открыто); Ибо ты сделал это тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и при солнце. (Шмуэль II, 11:11-12)

Толчком же к исполнению этого пророчества является именно совет Ахитофеля:

«И Ахитофель сказал Авшалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом; и услышит весь Израиль, что ты стал ненавистен отцу своему; и крепче станут руки тех, которые с тобою. И раскинули Авшалому шатер на кровле, и вошел Авшалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля» (Шмуэль II, 16:21-22).

Ясно, что Бат-Шева не могла сопротивляться царской воле. И можно предположить, что все происшедшее не было ее виной, а ощущалось скорее как унижение. В этом смысле ее судьба перекликается с судьбой Михали: Бат-Шеву тоже насильно забирают от мужа и отдают царю.



Рецензии