Псалом 57. Нечестивые чужими стали от утробы
Этот псалом посвящён обличению сынов человеческих и тех, кто предался дьяволу.
«Руководителю хора. Не истли. Давида михтам». Глагол «истлить» встречался в Священном Писании в контексте Великого потопа, потому, что в нём произошло великое разделение людей на тех, кто жив, и на тех, кто растлевает Землю и саму жизнь. Этот глагол как грань, разделяющая две участи человека на земле – или в жизнь, или в смерть. Подобное надписание псалма говорит о том, что в нём отражается какое-то кризисное состояние автора. К сожалению, слово «михтам» не ясно. Такие слова встречаются в Писаниях.
«Верно ли, что безмолвие правоты вы изрекаете, прямое судите, сыны человеческие?». «Безмолвие правоты» в значении – немота правды. В мире человеческой несправедливости правда как бы онемела, ибо люди заставляют правду стать немой. Смысл начала стиха таков – есть ли среди вас таковые, кто выскажет безмолвную правду? Ответ: нет. Мы узнаём это из 11-го псалма: «Исчезли верные среди сынов человеческих».
«Даже в сердце беззаконие делаете на земле, злодеяния рук ваших взвешиваете». Кто делает беззаконие в сердце? Только те, кто искренне предан беззаконию, кто его полюбил. «На земле» - это так же и в стране, т.е. масштаб беззакония велик. «Злодеяния рук» это такое злодейство, которое связано с насилием. «Взвешиваете» - это состояние соперничества, кто кого превзойдёт в злодеяниях в борьбе за власть, за богатство. Это состязание тщеславностей. От этого предостерегал Давид в 36-м псалме: «Не ревнуй делающим беззаконие», потому, что конца и края этому состязанию и борьбе нет, ибо всегда найдётся кто-то, кто хитрее и богаче тебя. (Вспомним «бизнесменов» 90-х…)
«Нечестивые чужими стали от утробы, заблуждаются от чрева, говорят ложь». Вопрос: почему Бог судит людей ещё до рождения, которые пока лишены возможности спасения. Как может заблуждаться младенец и говорить ложь, хотя ещё бессловесен? Давид говорит в 21-м псалме: «Бог мой Ты от чрева матери моей». Господь сказал пророку Иеремии: «Прежде, чем Я слепил тебя в утробе, Я познал тебя. Прежде, чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5). Фараону Бог сказал: «Ради того Я поставил тебя, ради того, чтобы явить тебе силу Мою, чтобы изъяснить Имя Моё по всей земле» (Исх.9) Св.отцы: «Не предведение Божье сделало фараона злым, а Иеремию святым. Напротив того, Господь, как Бог, предузнал только каковыми они будут». Слова о нечестивых, что они стали злыми ещё от утробы, могут ещё иметь тот смысл, который явился в тотальном развращении людей перед Великим Потопом. Жёны из рода Каина рождали своим мужьям из рода Сифа, бывшим сынам Божьм, детей только каинского духа, ибо всей утробой эти жёны служили дьяволу и рожали мужьям их врагов – древних великанов нефилимов и гиборимов. И вот с такими падшими людьми Давид сравнивает тех, кого видит вокруг себя: «Они восстают на Яхвэ и на помазанника Его» (Пс.2). Отсюда смысл надписания «не истли» - не дай, Боже, мне иметь с ними какую-либо долю.
«Яд их подобие яда змея, как аспида глухого, затыкающего ухо своё, который не слышит голоса нашёптывающих, самого мудрого заклинателя заклинаний». Того самого змея, который соблазнил прародителей в раю. Слово «яд» имеет два значения: собственно яд и жгучая ярость. Рядом с нами на земле всегда есть такой яд злобы от времён грехопадения. Аспид – это может быть просто змея, и она упоминается для параллелизма членов стиха: содержание первой части и второй части стиха, это почти одно и то же. Этот приём помогает в переводе при уяснении контекста высказывания. Этот змей глухой и затыкающий ухо. А почему? В сюжете грехопадения сатана в образе змеи должен был воздействовать на чувства жены. Воздействовал он через слух. И заповедь о не вкушении от запретного древа тоже была дана человеку на слух. Пока эта заповедь звучала, человек был бессмертен. В послушании Богу была длительность Вечной Жизни, в слышании заповеди человек хранил себя от лукавого. Поэтому и от змея не речь, а звук сперва вошёл в сознание жены и заглушил звучание заповеди. Змей создал звуковую помеху. Если бы человек эту помеху осознанно преодолел, то стал бы ближе к Богу в своём духовном развитии. Тем не менее, до грехопадения и после него, человек может через любой внешний шум и голоса слышать заповедь Божью. Таким образом, речь искусителя была вторичной по отношению к помехам и шумам, которые он произвёл, перед тем как искусить человека. Св. Писание даёт это понять через змея, ибо сам змей, как тварь, не имеет речевого аппарата, но он издавал тот самый звук помех, расчищая дорогу, после чего дьявол и проник в сознание человека. По-еврейски змей – «нахаш». В корне этого слова есть значение шипеть, а также – ворожить, волхвовать. Это важно, потому, что мы в современном мире, особенно в городах, имеем звуковые помехи со всех сторон в избытке. Итак, всё это рассуждение к тому, чтобы понять, а почему змей не просто глух, а даже побуждает себя постоянно затыкать свои уши. Потому, что змей-дьявол тщательно хранит и оберегает своё душевное пространство, как человек в послушании Богу, так змей – в непослушании Богу. Как сказано в книге Иова о левиафане: «Дух да не проникнет в него» (Иов 41:8). Далее, «нашёптывающие» это, во-первых – заклинатели змей, во-вторых – мудрые советники. Мудрый советник понимает, что его совет должен дойти до разума того, к кому обращён, поэтому он старается говорить очень убедительно, вкладывая в уши. А дьявол не слышит этого «голоса нашёптывающих», этого искусного «заклинателя заклинаний». Т.е. дьявол не позволяет никакому звучанию проникнуть в свой мир. Теперь можно представить каким особым содержанием наполняются слова о том, что Христос сошёл в ад как глашатай, ибо в ад может проникнуть только родственное ему. Христос уже не проповедовал, но всем возгласил Своё Воскресение, в том числе и духам не покорившимся, т.е. допотопным изобретателям зол во дни Ноя. Тогда и открылся смысл жизни каждого человека и души праведников вышли из ада, а не покорившиеся остались в Аваддоне. Это пространство мёртвых душ. До этого события дьявол не позволял никому и ничему чуждому ему проникнуть в его мир. Ад = для своих. Итак, дьявол глух к всякому воздействию на себя со стороны и даже затыкает уши свои.
«Боже, сокруши зубы их во рту их, челюсти скимнов разбей, Господи». Выражение «сокруши» и «разбей» нельзя понимать как насильственные действия над дьяволом, потому, что Господь не благоволит бороться с сатаной силой. Он сказал Иову о левиафане: «Коснувшийся его меч не устоит: он полагает железо как солому, гнилым деревом медь, не обратит его в бегство сын лука, в солому превращаются для него камни пращи» (Иов 41:18). Поэтому, что касается зубов, вспоминаем псалом 3: «Зубы нечестивых Ты сокрушаешь». Речь идёт о той злобе, которая направлена на праведника за праведность. Псалом 36: «Умышляет нечестивый на праведника и скрежещет на него зубами своими». Скрежет зубов это символическое обозначение адских мук. Поэтому «сокруши зубы» это прошение защитить от нападения адских сил.
«Да протекут они как вода, пройдут себе мимо, напрягут стрелы свои и будут они как обрезанное». «Протекут» в значении – появятся и растают. Вода – это самый многозначный символ Св. Писания. Свойство воды – протекать вниз при малейшей возможности, поэтому один из символов воды – царство мёртвых. «Напрягут стрелы» - изготовяться к стрельбе. «Обрезанное» дано во множественном числе. Вероятно, это части крайней плоти, которые обрезают по Завету Моисея, т.е. обрезки омертвелые, сморщенные, бесполезные и безжизненные. Таковы суть грешники.
«Да пройдёт он как слизняк тающий, как выкидыш женщины не увидит солнца». Когда слизняк ползёт по поверхности, то он оставляет влажный след, на который тратит свою влагу и силы. Так же и нечестивый – след его тает и сам он исчезает. Главная мысль здесь говорит о том, что дьявольские силы имеют существенное воздействие на сей мир. Чем ближе завершение всемирной истории, тем активнее дьявольские силы. Однако, в псалмах объясняется, что в результате всего эти силы всё равно утекут как вода, уподобятся обрезкам, не оставят следа как улитка и не смогут иметь реальных жизненных сил как выкидыш. Все эти образы формируются вокруг определённой идеи – дьявольские сущности в этом мире есть, но реального бытия в них нет.
«Прежде чем ощутят котлы ваши горящий тёрн, заживо яростью Он размечет их». Котёл это символический образ города, в котором люди благоденствуют, варятся как мясо. Так было с Иерусалимом перед пленом. Пророк Иезекииль: «Говорят: (жители) ещё не близко, будем строить домы. Он (город) – котёл, а мы – мясо» (Иез.11). Жители Иерусалима вроде бы всё предусмотрели, заготовили топливо, всяческие ресурсы жизни и себя поместили в сбалансированную комфортную среду, чтобы в ней вариться. Но внезапно приходит Господь. Есть много терминов для отображения гнева Господня. Одно из сильных – горячая ярость. «Он размечет их», т.е. все котлы и всю комфортную жизнь. «Придёт Господь наш и не умолчит, огнь пред Ним поест и вокруг Него огонь размечется крепко» (Пс.49). Такой огонь, принявший Жертву Христову, как жертву всеприношения, сойдёт и размечет и Иерусалим и всю Иудею.
«Возвеселится праведник, когда увидит отмщение, стопы свои омоет в крови нечестивого». Звучит не по христиански – кому-то плохо, а мне хорошо. Но дело в том, что где милость Божья, то там же и суд Божий. У Бога это одно и то же, и следует вместе. Мы же, люди, воспринимаем это как отдельные желания и действия Бога. Так вот, когда суд и милость Божьи необходимо назвать одним термином, их называют – отмщение, и это не то, что вызывает злорадство, это лишь указание на событие милости и суда. Вот о таком событии возвеселится праведник. Далее, об омовении в крови. Это не имеет ничего общего с ритуальным омовением ног. Но кровь нечестивого человека пролита на землю, и как, и от чего она может омыть стопы праведника? От того, что ещё страшнее, чем пролитая кровь человека – от достигнутого в злодеяниях предела. Таковы законы священной войны, где человек может убивать человека, являя тем самым Божье отмщение, т.е. – суд и милость, ибо стопами своими человек ходит по земле, которая проклята в делах человеческих, по слову Божьему. Невозможно даже представить себе, какое же злодеяние должен совершить человек на проклятой земле, кровь которого могла бы что-либо на этой земле омыть, в данном случае стопы праведного. На греческий язык не решились перевести по контексту – «стопы», и перевели как «руки свои омоет в крови нечестивого». Когда Мессия пришёл на землю, то на ней творились злодейства.
«И скажет человек: подлинно есть плод праведнику, подлинно есть Бог, судящий на земле». Праведник знает, что есть плод праведности и настанет время, в пришествии Мессии, когда так сможет сказать всякий человек.
Свидетельство о публикации №225050100565