ТИХО В ЛЕСУ...

               

«Введение

     Добрый мой читатель!
     Прежде чем начать своё произведение, позвольте рассказать некоторые моменты кажущиеся мне наиболее важными для понимания того, что я предлагаю.
     Началось всё банально, с фильма «Служебный роман», где Толя Новосельцев спел смешной куплет под мелодию замечательного композитора Шатрова И.А. («На сопках Маньчжурии»). Там было примерно так:

«Тихо в лесу,
Только не спит барсук.
Уши свои он повесил на сук,
И тихо танцует вокруг»…

     Тогда, много лет назад, мне это показалось смешным, не более, а полгода назад я вспомнил эти куплеты и подумал, а почему бы не продолжить «дело рук человеческих»? И я попробовал сочинить несколько куплетов с маленькой историей других животных...»
    
Из предисловия современного нам самодеятельного поэта к своему произведению.

   
  Много лет назад моё внимание чем-то привлекла неказистая пожелтевшая фотография из семейного альбома. Возле стены какого-то барака группа людей, одетых в поношенные халаты и пижамы. Нестарые серьёзные мужчины с простыми лицами, женщины с крестиками на незатейливых полотняных косынках.
 
   - Это военный госпиталь в Чите. – ответила на мой вопрос тётушка, историк, директор местной сельской школы. - Команда выздоравливающих. 1905-й год. Там вон дед Онисько сидит…

   Сколько пошлятины и даже откровенной похабщины сложено на музыку прекрасного русского вальса «На сопках Маньчжурии» помимо множества вариантов текста, авторы которых пытались достойно отразить события, ставшие толчком к созданию этого музыкального произведения! Даже Эльдар наш, свет Рязанов - который, в отличие от всех этих поэтов-сортириков, мастеров туалетного жанра, мог, обязан был понимать к чему прикасается и что дерзнул перелицовывать - отметился на этой теме, вставив в свой фильм совершенно побочную там, необязательную, песенку. И теперь все видевшие «Служебный роман» - т.е. на сегодняшний день абсолютное большинство сознательного населения страны – при звуках вальса «На сопках Маньчжурии» сразу начинают подпевать:
                Тихо вокруг
                Только не спит барсук.
                Уши свои он повесил на сук
                И тихо танцует вокруг...
 
В Мокшанском полку числилось около четырёх тысяч человек. В том числе 61 музыкант полкового оркестра. После десяти дней кровопролитных боёв под Мукденом, прикрывавший отступление русских войск полк оказался в окружении. Когда заканчивались боеприпасы и по всем меркам положение становилось безнадёжным, уже контуженный командир, полковник Павел Петрович Побыванец, повёл полк на прорыв. Под развёрнутым знаменем и под музыку марширующего в общем строю полкового оркестра.
 
                Шквальный огонь
                Встретил пехоты цепь,
                Дыбом пред ней вставала земля,
                В небе рвалась шрапнель…
 
Прорыв удался. Смертельно раненный при этом командир был вынесен солдатами и скончался в санитарном эшелоне. По его завещанию, тело было перевезено офицерами полка в Златоуст, откуда 214-й Мокшанский отбыл на фронт и 25 мая 1905 г. захоронено в ограде Симеоновской церкви привокзального поселка. В советское время могила была утрачена, в девяностые годы на предполагаемом месте захоронения был установлен памятник, фактически кенотаф…
Оркестр отметили почётными серебряными трубами, шестеро выживших музыкантов получили солдатские Георгиевские кресты, капельмейстер Илья Алексеевич Шатров, дирижировавший оркестром в той атаке, был удостоен чина коллежского регистратора и награждён офицерским боевым орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
Понёсший тяжёлые потери полк был выведен на переформировку и больше в той войне участия не принимал.
 
Написанный И.А. Шатровым и посвящённый павшим друзьям вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» впервые исполнен в апреле 1908 года в парке города Самары, куда полк был передислоцирован после войны.
 
В последующие десятилетия вальс приобрёл огромную популярность, сравниться с которой может, пожалуй, лишь популярность марша Прощание славянки. На музыку И.А. Шатрова было написано множество различных текстов. Один из первых вариантов:
 
Страшно вокруг,
Ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.
 
Белеют кресты
Далёких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.
 
Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючия слезы…
 
Стараниями поэтов самого разного уровня тексты постоянно множились, оставаясь, в соответствии с музыкой вальса, в той же минорной тональности.
Самый распространённый в дореволюционное время вариант –
 
…Вовек не забыть
Нам этой ужасной картины,
И то, что Россия могла пережить
Беды и позора годины!
 
В китайской земле
На дальних равнинах Востока
Осталися тысячи наших лежать
По воле несчастного Рока…
 
Даже варианты времён советской формации, в которых, по традиции тех лет, невозможно было обойтись без дежурного плевка в «рабское прошлое», отражали трагизм темы – нужна или нет была та война, напрасны или нет жертвы, вопрос отдельный, но, как ни суди, мы имеем, простите за пафос, пример настоящего солдатского подвига:
 
Пусть погибли вы в боях с врагами,
Подвиг ваш к борьбе нас зовет,
Кровью народной омытое знамя
Мы понесем вперед.
. . . . .

Мы пойдем навстречу новой жизни,
Сбросим бремя рабских оков.
И не забудут народ и отчизна
Доблесть своих сынов.

Спите, бойцы, слава навеки вам!
Нашу отчизну, край наш родимый
Не покорить врагам!

Ночь, тишина, лишь гаолян шумит.
Спите, герои, память о вас
Родина-мать хранит!
 
Родина – это, по сути, мы. Потомки героев, наследники их дел и хранители их памяти.

     Так вот и храним…
 
Но, возможно, Вы, читатель, устали уже от этого ненужного пафоса, от моего надоедливого резонёрства и ура-патриотической патетики – ничего страшного. Наберите в поисковике Яндекса «тихо в лесу, только не спит барсук» и тисните «найти». Там вас ждёт россыпь искромётного юмора, жизнеутверждающее многообразие объяснений минорной тональности бессмертного музыкального произведения и массовой бессонницы лесных обитателей. Объяснений самого разного направления – зоологического, анатомического, проктологического, психоделического, орально-генитального и так далее.
Прослушивайте и почитывайте, наслаждайтесь и вспоминайте с благодарностью деятелей нашего искусства и культуры.

Фото из интернета.


Рецензии
Здравствуйте, Николай. Поздравляю Вас, неутомимого патриота, с юбилеем Победы.
По поводу эссе. Какое время, такие и песни. Мне всегда думалось, что война не только выявляет героев и обнажает нравственную составляющую человека. Великое страдание может стать толчком к созданию музыкальных и поэтических шедевров. Так было после войны с Наполеоном, после Великой Отечественной. Но вот идёт четвертый год противостояния новому фашизму, а ярких произведений, которые могли бы стать любимыми всенародно, нет. То ли творцы измельчали, то ли истинному патриотизму дорогу не дают. В кинематографе, вместо рассказа о современных подвигах, пародии на старые фильмы. Певички безголосые тщетно пытаются душевно спеть песни военных лет. И выглядит это страшней, чем циничная песенка про барсука. Её пьяный неудачник поёт, а дурь, которую нам преподносят с главных телеканалов, на всю страну транслируют вполне себе трезвые люди, считающие себя элитой и задающие вектор духовного развития молодёжи.

Ирина Басова-Новикова   09.05.2025 14:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! И Вас также с этим главным нашим общенародным Праздником!
Да уж, горько признавать, однако никуда не денешься – угнетающее впечатление производят наши СМИ. И кинематограф в этом ряду – далеко не самый проблемный участок. Там хоть есть еще старые ленты, есть и вполне достойные современные фильмы и даже сериалы – но как гнусно всё это подаётся телевидением! Произведение, выстроенное автором по определённой схеме, создаёт эмоциональный ряд, исподволь подводящий зрителей к взлёту, к очищению – но в самый неподходящий момент будто специально включают рекламу – и вместо взлёта, вместо катарсиса получите эмоциональный облом. Всё возвышенное мгновенно сметено сообщением о двадцатипроцентной скидке на наполнитель для кошачьих туалетов или длинным перечнем самых бескорыстных банков, каждый из которых рвётся осчастливить нас кредитом и наиболее выгодным процентом по вкладам. У меня упорно возникает подозрение, что главная цель, которой добиваются такими примитивными приёмами наши Базилио и Алисы - это не втюхать зрителям срочно свой «продукт», а постепенно превратить их, зрителей, в неспособных логически мыслить буратин с клиповым мышлением, которые сами толпами ринутся на их поле чудес и сами превратят державу в так милую их сердцу страну дураков. Одни рубят капусту, другие на полную используют воспитательный потенциал СМИ в своих попытках переделать веками непокорный народ под свои примитивные буржуйские интересы, третьи пламенно вещают, что хуже некуда и пора уже вперёд, в светлое советское прошлое, не желая понимать, что именно их предшественники довели страну до «лихих девяностых», разбазарив на свои утопические проекты многовековые наработки и козыри России… А война идёт, а время утекает… Вчера вот только унялись, не разбивали фильмы и передачи рекламой на мозаику. Я, конечно, не сплошь смотрел, но явно отметил изменение. Один раз только и засёк, что НТВ не удержалось – патетически продекламировав в очередной раз «Реквием» сверкнуло-таки названием банка-спонсора. Видно щедро платят за рекламу на хорошем разогреве. А сегодня с утра всё по-прежнему – пиво (безалкогольное якобы), банковские проценты и средства от запора - будто опять некому привести в чувство всех этих проходимцев и торгашей. Кошмар, если вдуматься.
А про «народное творчество» этого сортирно-заборного направления я почему завёлся – каждый раз, пытаясь найти первоисточник, выходил на Рязанова. Смотрели в яндексе эти шуточки? Песенки ансамбля «Красная плесень» и прочих «народных» творцов? Отзывы благодарных читателей и слушателей? Уму непостижимо – беспамятство, переходящее в кощунство, имеет своим истоком глупую шутку одного из признанных представителей «культурной элиты». Ляпнул такой светоч, снял невидимые запреты – и понеслась… Вот уж точно, «нам не дано предугадать как слово наше отзовётся…»

Николай Судзиловский   10.05.2025 14:25   Заявить о нарушении
По поводу рекламы согласна. Суют в детские мультики, в военные песни, в проповеди священников. Так и хочется рекламируемые товары их хозяевам в одно место засунуть. Хотя... Вчера канал "Культура" три часа без рекламы транслировал "Солярис", пришлось на всё это время отложить и кофе, и звонки, и проверку домашки у младшего. Ничего не поделаешь! Тарковский. И пусть весь мир подождёт...

Ирина Басова-Новикова   11.05.2025 23:14   Заявить о нарушении
«Солярис» давно смотрел, но, насколько помню, тот самый эмоциональный ряд выстроен в нём таким образом, что вынь этот стержневой процесс – и произведения не останется. Совсем. И тогда большинство просто выключит ящик, чтобы не бухтел, мешая пить кофе и проверять домашку, а меньшинство – старые поклонники, столкнувшиеся неожиданно с таким изнасилованием - засунут рекламщику его товары не в одно, а сразу во все места, а потом ещё и утопят вместо Му-му, спасённой проникшим даже в тургеневские времена агентом одного из этих бескорыстных банков.

Кстати, как Вам начало мая? Мне такой вариант - три через четыре - так понравился, что я, кажется, готов ради его сохранения круглый год терпеть выходки ошалевшей природы без единой матерной реплики и даже без призывов повесить, наконец, этого Вильфанда на Красной площади. Хотя, возможно, отдохнув и отоспавшись заскучал бы и на пару дней увеличил продолжительность рабочей недели. Но это уж потом.

Николай Судзиловский   12.05.2025 04:01   Заявить о нарушении