Искривленная шея души
Христиане бывают много заняты тем, чтобы говорить о своем духовном состоянии, анализировать свою веру, оценивать ее величину, качество и т.д. Но вера – это средство, инструмент, который соединяет нас с Богом. Это трос, которым Бог нас вытаскивает из пучины, это веревка, с помощью которой мы заставляем звучать колокол, это ключ, которым мы открываем дверь, это очки, благодаря которым мы видим.
Так смотрите через очки, но не на очки! Ну, или пусть соотношение будет один к сотне или тысяче: один раз гляньте на очки, пока надеваете их, а остальные тысячу раз – через них. Я свои очки на минус три использую именно так. А в нашей христианской практике я слышу сто разговоров о духовном состоянии или вере и один – о Христе. В телеграме читаю сто постингов о христианстве, практической жизни, вопросах богословия, узком пути и один – о Христе.
Утопающий хватается за трос, но приближаясь к берегу, смотрит на того, кто держит другой конец троса. И выбравшись на твердую почву, благодарит спасителя, а не целует трос. Позвонив в колокол, пономарь не наслаждается видом веревки, благодаря которой он извлек звук, но улыбается звону. Открыв ключом дверь, мы не кричим на всех перекрестках о ключе, так и не пройдя через дверь, но кладем ключ в карман и проходим через дверь.
В этом смысле три сестры из 1Кор.13 (вера, надежда, любовь) имеют общую природу: они все устремлены к объекту заинтересованности и не заморачиваются по поводу процесса устремления. Никто из них не рефлексирует: «А правильно ли я устремляюсь?» Это как роза и соловей у Новеллы Матвеевой: «Она цвела без жеста и без позы, он пел без фразы. Просто брал – и пел».
Вот Моисей велел евреям смотреть на медного змея. И вера была в смотрении на змея, а не в смотрении на себя, смотрящего на змея. Вот хананеянка и несколько секунд ее контакта с Иисусом. В чем ее вера, да еще и великая? Она не тратила время на рефлексию «а правильно ли я верю и есть ли у меня веры хотя бы с горчичное зерно», она кричала к Иисусу о том, что было у нее на сердце. Большая вера – это когда ты смотришь на Иисуса большими глазами.
Когда вы надеетесь – скажем, на ответ «да» от начальника – вы думаете про его «да» или «нет» и про последствия этого для вас, но не про то, «а правильно ли я надеюсь». Когда вы любите, вы думаете о том, кого любите, полностью поглощены им, наслаждаетесь черточками его лица, плывете в потоке отношений с ним, но не смотрите на себя по дороге – «а правильно ли я люблю». Если вы раскладываете любовь и общение на составляющие и консультируетесь по их поводу с экспертами («а уместно ли мне сейчас поцеловать мою жену», «а каким должен быть этот поцелуй», «а что делать после поцелуя»), то вы не любите.
В вере, надежде и любви есть точка заинтересованности и пунктир нашего внимания, устремленного к этой точке. Но веря, надеясь, любя – мы всегда думаем о точке, а не о пунктире. Этим отличается первоклассник в музыкальной школе, который играет отдельные ноты, и мастер, который исполняет произведение. Кстати, некоторые заканчивают музыкальную школу и колледж, но так и продолжают играть или петь ноты, а не произведения. Постоянно это наблюдаю.
Изучая иностранный язык, мы сначала учим его по частям – и каждая из этих частей на отдельных этапах является нашей целью. Но овладев грамматикой, усвоив лексический минимум, научившись произносить слова, мы используем язык для того, для чего учили его – для общения. Пользуемся отдельными словами и правилами, но не задумываемся об этом и сосредотачиваемся на собеседнике.
Путать средство с целью – это признак эгоизма, результат тотальной повернутости грешника на себя. Мы все рождаемся с врожденным вывихом шеи души – которая предрасположена смотреть на себя. Поэтому на фотографиях мы ищем прежде всего себя. Лютер назвал это incurvatus in se – искривление на себя. Поэтому одиннадцатая глава Послания Евреям – которая о вере, продолжается двенадцатой – которая о смотрении на Иисуса.
01.05.2025
Свидетельство о публикации №225050100702