Моё открытие острова Мадейра

        Исполнилось 20 лет, как я побывал на острове Мадейра. Этот остров, находящийся в Атлантическом океане, с XV века принадлежит Португалии. Российские туристы довольно редкие гости на этом острове. Прямых авиарейсов из Москвы туда нет.
        В туристской компании, куда я обратился, мне предложили 3 варианта перелёта с пересадками – через Лондон, через Франкфурт-на Майне или через Вену. Наиболее приемлемым для меня оказался последний вариант.
       Вылетел я 2 мая 2005 года из аэропорта ”Шереметьево” cамолётом А-319 авиакомпании “Аэрофлот” в 10-05, а коснулся взлётной полосы венского аэропорта “Швехат” в 12-20 или в 10-20 среднеевропейского времени.  Полёт продолжался 2 ч 15 мин. Погода в районе Вены была солнечной. К трапу самолёта подали широченный аэродромный автобус, который поглотил в себя, наверное, всех пассажиров самолёта.
        Аэропорт “Швехат” значительно больше и сложнее по конфигурации, чем “Шереметьево”.
        При переходе из терминала А в терминал С, откуда должен был состояться дальнейший вылет на о. Мадейра, я прошёл паспортный контроль. Суровый австрийский пограничный офицер проставил штемпель на португальской визе в моём паспорте.
        Самолёт до Мадейры также был типа А-319, но уже авиакомпании “Austrian”. Самолёт оторвался от земли в 12-43 среднеевропейского времени.
        После взлёта мы долго летели над Альпами. Небо было малооблачным. Очень красиво смотрелись заснеженные вершины гор, ледники, зеленые ущелья и долины с деревнями и небольшими городками. Время от времени штурман объявлял по радио на немецком и английском языках о разных объектах, видимых по левому или правому борту, например, одна из вершин Альп, большое озеро, крупный город или географическая зона. Так я узнал, что сначала мы летели над австрийскими, а затем над итальянскими Альпами, потом над равнинной итальянской провинцией Пьемонт. С воздуха было хорошо видно Лигурийское побережье Италии и часть Средиземного моря. Однако дальше, над французской Ривьерой небо было затянуто облаками и внизу ничего не было видно. Небо опять прояснилось, только когда мы летели уже над Испанией. Вскоре штурман объявил, что мы пролетаем над Мадридом, и город был хорошо виден из моего окна.
        На телемониторах в салоне самолёта демонстрация фильмов иногда прерывалась и тогда показывали карту Европы – сначала общую, а потом более крупно, на которой оранжевой линией был обозначен курс самолета и его местонахождение в данный момент. Затем появлялась таблица с некоторыми данными о полёте – высота, скорость, удалённость от аэропорта вылета, время, прошедшее после вылета, ориентировочное время до прилёта и температура за бортом. Потом опять показывали фильмы.         
        А мы летели всё дальше. Хорошо было видно западное побережье Португалии и полоса прибоя, после чего мы стали лететь уже над Атлантическим океаном. Океан сверху выглядит светло-голубым. Иногда видны проплывающие корабли и белая пена от винтов за ними. Над океаном мы летели около 1,5 часов. Наконец самолёт стал снижаться и впереди показался остров Мадейра с крутыми скалистыми берегами, о которые разбивался прибой. Аэропорт находится в восточной части острова и его бетонной полосы наш самолёт коснулся в 17-10 среднеевропейского или в 16-10 местного времени. Полёт из Вены до Мадейры продолжался 4 ч 25 мин.
       На острове средняя облачность. Температура воздуха по моим ощущениям 20-22 град. С. Выйдя из зала прилёта, я взял такси и приехал в свой отель “Галомар” ***, где мне был забронирован номер. Отель расположен в курортном посёлке Канису де Баикшу в 8 км (по прямой) от столицы острова г. Фуншала. Мой номер был одноместный, с телевизором, телефоном и совмещенным санузлом. Балкон обращен на юго-восток с видом на лужайку с финиковыми пальмами и дальше на океан. На горизонте видны 3 необитаемых острова.
       На следующий день 3 мая, нормально выспавшись после длительного перелёта, я привёл себя в порядок и отправился на завтрак. Ресторан  расположен примерно в 100 м от отеля вверх по узкой и кривой улочке и состоит из нескольких залов.
      Позавтракав, я на рейсовом автобусе, поехал в Фуншал. Время поездки - примерно 25-30 мин.   
       На Мадейре довольно густая дорожная сеть. Дороги асфальтированные, но узкие, извилистые и иногда с очень крутыми спусками и подъёмами. Поразился искусству водителя автобуса, который ловко управлял, проходя повороты буквально в нескольких сантиметрах от других машин, стен домов, скалистых участков и обрывов.
       На острове есть и 4-х полосная автострада, проходящая от аэропорта до западного побережья. Она имеет относительно плавные повороты и проходит на некоторой удалённости и высоте от прибрежных городов и посёлков через многочисленные тоннели и мосты над ущельями.
        Совершил первую ознакомительную прогулку по городским улицам. Обратил внимание, что на стенах некоторых домов имеются рисунки, выполненные голубым цветом, похожие на изразцы на русских деревенских печах.
        Утром следующего дня погода была пасмурной и была такой весь день. После завтрака я опять отправился на автобусе в город. Пришёл к морскому причалу, где купил билет на прогулочную полуподводную лодку за полчаса до её отплытия. Однако билетов в этот раз было продано мало, поэтому плаванье отменили и деньги мне с извинениями вернули.
       Немного взгрустнув по этому поводу, я решил времени не терять и недалеко от порта, на набережной купил билет на воздушный шар.
       Шар диаметром около 15 метров поднимается каждые полчаса, даже при минимальном количестве пассажиров. Внизу кольцевая корзина-гондола, где размещаются пассажиры и двое сопровождающих.  Шар связан с землёй толстым стальным тросом, проходящим через середину гондолы.  Трос на земле с помощью лебедки постепенно отпускают и шар с гондолой поднимаются метров на 300. По мере подъёма вид открывается замечательный, жаль только, что было пасмурно. Смотреть вниз через центральный круг, где проходит трос, несколько страшновато. Пассажиров было человек 5-6. Рядом со мной находилась французская пара и я попросил мужчину снять меня моей видеокамерой, что он и сделал. Я выполнил и его ответную просьбу и снял его с подругой его фотоаппаратом. После благополучного приземления я отправился по главной улице в западном направлении, по пути снимая всё, что находил интересным и красивым. После я вернулся к остановке своего автобуса и уехал в свой посёлок.
       На следующий день 5 мая после завтрака я опять поехал в Фуншал.
       На этот раз я поднялся по подвесной канатной дороге в 6-ти местной закрытой кабине  в горный посёлок Монте, расположенный в 5 км от Фуншала на высоте 550 м. Минут через 15 я высадился на верхней станции.
        В расположенный рядом тропический ботанический сад я пока не пошёл. Чуть ниже, у подножия католической церкви некий смуглый человек, похоже выходец из бывшей португальской Вест-Индии, замечательно играл на каком-то необычном музыкальном инструменте. Немного дальше, на большой площадке перед скалистой стеной ещё один музыкант играл на аккордеоне.       
        Сначала я хотел спуститься вниз на 2-х местных санях “тобаган”, толкаемых двумя местными мачо, но передумал. На туристской карте я увидел обозначенную прогулочную тропу от Монте вдоль ущелья, ведущей к леваде. Решил отправиться по этой тропе и не пожалел. Тропа то поднималась вверх, то опускалась вниз. Вскоре я увидел, что такое левада. Это небольшой оросительный канал, текущий в бетонном русле-жёлобе прямоугольного сечения. Внешний борт этого жёлоба шириной примерно 40-45 см и является пешеходной тропой. Иногда край левады находился прямо над пропастью. И хотя такие места огорожены небольшими поручнями, всё равно проходить тут страшновато. В одном месте левада проходила через небольшой водопад, разделяющий ущелье. С такого водопада часть воды попадает в леваду и течет по нему дальше в обе стороны. Возле водопада левада прикрыта бетонной будкой, так что пешеходы могут пройти, не намокнув. В этом районе очень приятный горно-лесной воздух. Встретил на тропе троих молодых англичан и обменялся с ними несколькими фразами на англо-немецком. В конце концов левада привела меня в какую-то деревню, где она куда-то пропала. Дальше я долго шел вниз по асфальтовой дороге и, наконец, пришел в Фуншал, откуда на автобусе уехал в свой отель.
        6 мая погода была на мою радость солнечной. Позавтракав, я опять поехал в Фуншал и купил в порту билет на каравеллу “Санта Мария де Коломбо”. Она была построена на Мадейре в 1998 г. по рисункам и гравюрам XV века.
        При посадке на борт всех пассажиров, в т.ч. и меня, отдельно фотографировали, посадив на плечо большого попугая ара. На судне был еще один попугай, а также небольшой пёсик, который потом обходил всех пассажиров и обнюхивал их сумки. Пассажиров было человек 30, команда каравеллы – 4-5 матросов, одетых как пираты XV века. По обоим бортам находились 2 небольшие старинные пушки.
       Сначала каравелла выходила из гавани с помощью двигателя. Выйдя в открытый океан, двигатель заглушили, а так как дул попутный ветер, то двое матросов поднявшись по верёвочным лестницам на мачты, опустили и закрепили белые паруса с большими фигурными крестами красного цвета. Один из матросов выстрелил из пушки. Каравелла поплыла на запад на расстоянии примерно 1-1,5 км от берега.
        Спустя некоторое время ветер ослабел и капитан опять распорядился запустить двигатель, а матросы подтянули паруса. Через несколько километров, подплыв к высоким, обрывающимся прямо в океан скалам, каравелла замедлила ход. Летом, в жаркую погоду и при слабом волнении океана каравелла обычно здесь бросает якорь и для пассажиров организуется купанье, для чего с борта опускают лестницу и на воду бросают несколько спасательных кругов на верёвках. Однако сейчас каравелла развернулась и поплыла обратно, но уже гораздо ближе к берегу.      
         Я спустился в трюм, где обнаружил туалеты, небольшой бар и длинный застеклённый стол – музей, где выставлены старинные сабли, клинки, монеты, курительные трубки, амулеты и еще какие-то предметы старины. Там же в трюме у стен стояли деревянные бочки, швабры, ведра и канаты, свернутые в бухты. Я опять поднялся на палубу. В это время двое матросов стали обходить пассажиров с подносами и угощать всех стопкой мадеры и национальным кексом с мёдом и пряностями.
        Вскоре каравелла вернулась в гавань. Каждому мореплавателю вручили его фотографию, вклеенную в рекламный проспект (см. фото перед произведением).
       Пользуясь солнечной погодой, я решил опять подняться в пос. Монте. Вчерашних музыкантов там, к сожалению, не было, но я с огромным удовольствием прогулялся по ботаническому саду, цветущим паркам и живописным аллеям. Воздух был насыщен непередаваемыми ароматами тропических растений.
       Погуляв, я решил спуститься вниз на тобагане, но эти сани 2-х местные, напарника или напарницы мне не нашлось, а платить одному за 2 места (20€) мне не захотелось. Поэтому вниз, в город я поехал на рейсовом автобусе, а там, пересев на другой автобус, вернулся в свой отель.
      7 мая день был опять солнечным. Приехав в Фуншал, я немного походил по некоторым улицам и паркам города, зашел в несколько магазинов. Обратил внимание на памятник Христофору Колумбу, который останавливался на этом острове перед дальнейшим плаваньем за океан. Потом пришел в порт, где с высокой каменной обзорной площадки на пирсе сделал съёмку самого старого и роскошного отеля “Reid’s Palace” *****, в котором когда-то отдыхали такие знаменитости как У.Черчилль,  Б.Шоу, члены европейских королевских семей и др. Примерно такого же уровня клиенты отдыхают там и сейчас. Каждого именитого гостя с семьёй в аэропорту всегда встречает микроавтобус от отеля.
        Вернувшись в “Галомар” и пообедав у себя в номере, я позагорал на лужайке перед отелем вместе с другими отдыхающими под шелест пальмовых листьев и лёгкий шум океанского прибоя. Затем, гуляя по улице возле отеля, я случайно обнаружил проход к океанскому побережью в виде узкой каменистой лестницы и взял этот факт на заметку.
        В нашем посёлке, где в основном только одни отели, небольшие виллы, пункты проката автомобилей и рестораны, я обнаружил небольшую лавку, именуемую “мини-меркадо”, где купил банку пива, бутылку местного вина, виноград  и сувениры для своих родственников.
       Немного отдохнув в номере, я опять отправился загорать на побережье. Спустился вниз по обрывистому склону по зигзагообразной тропе из бетонных плит и камней. На уступах склона растут дикий бамбук и кактусы с плоскими стеблями. Плавать я не рискнул, а лишь ополоснулся в океанской воде и даже попробовал её на вкус.
       Затем на веранде у своего отеля я сел в лифт и спустился вниз. Там находится рыбный ресторан “Атлантис”, клуб подводного плавания, а также пляж в виде бетонных плит и лестниц для спуска в воду. Здесь же есть и небольшой детский бассейн, наполненный океанской водой.
        Вечером хотел зайти в “Атлантис” и отведать чего-нибудь деликатесного, но, к сожалению, все места уже были заняты.
        Наступило 9 мая, последний день моего пребывания на острове. В России отмечали День Победы. Но в Португалии это обычный рабочий день. Сытно позавтракав, я прогулялся по прибрежной веранде. Потом спустился на лифте вниз к искусственному пляжу, а потом вернулся в номер и стал собирать вещи.
        Перед уходом внимательно осмотрел номер, убедившись, что никто не забыт и ничто не забыто. Затем я сдал администратору отеля карточку гостя, ключ от номера, получил свой паспорт и заказал на 11-30 такси в аэропорт.
        Примерно к этому времени ко входу в “Галомар” за мной подъехало такси. Я погрузил свой чемодан и мы поехали в аэропорт.
        Посадка в самолёт на Вену задержалась на 35 минут. Наконец подали аэродромный автобус, который подвёз нас к самолёту А-321 австрийской авиакомпании “Lauda”. Моё место оказалось опять у окна по правому борту. Самолёт был загружен полностью и было довольно много русских, хотя на острове я встречал их очень редко. Лайнер взлетел в 13-44 местного времени. На развороте я увидел с воздуха свой отель “Галомар” и мысленно попрощался с ним. Потом самолёт пролетал над островами, которые были видны из отеля. Острова действительно выглядят необитаемыми. Самолёт стал подниматься выше и океан оказался скрытым облаками.
        Кормили и поили нас на борту также хорошо, как и во время прилёта. Судя по объявлениям штурмана и возникающей на дисплее карте маршрута, мы летели обратно немного севернее, чем сюда. Пролетали над Лиссабоном, Андоррой, Тулузой, Греноблем, французскими и швейцарскими Альпами, Женевским озером, Цюрихом, Зальцбургом и, наконец, в 18-34 по среднеевропейскому времени приземлились в венском аэропорту “Швехат”. Полёт продолжался 3 ч 50 мин.
       Вылет из Вены на Москву состоялся в 20-45 среднеевропейского времени, а приземлился самолёт в аэропорту Шереметьево в 0-55 уже московского времени 10 мая. Этот перелёт продолжался 2 ч 10 мин.
       Вот таким осталось в моей памяти посещение португальского острова Мадейра 20 лет тому назад.


Рецензии