8. Коллективный разум и карго-культ
- Глядя на социальных насекомых - муравьёв и пчёл – видишь, что человек, так ценящий свою индивидуальность, ничуть не меньше них зависит от своего «муравейника» – общества, в котором живёт.
- И в обычной жизни общество влияет на человека очень ненавязчиво: никто, например, не заставляет человека одеваться модно. Он делает это сам и, часто, с большим желанием и интересом.
Но происходит это не добровольно – на него действует невербальное общественное мнение.
Это мнение касается не только одежды. Оно диктует требования к оценке явлений, событий и людей, собственному поведению, в общем – к образу мыслей.
Это – проявление коллективного разума, который не только дарит нам свои достижения, но и заключает наше понимание мира в своё мировоззрение.
Если коллективный разум группы людей находится на уровне каменного века, то эти люди, наблюдая события современной жизни, не понимая их действительного смысла, естественно, будут понимать их на уровне каменного века.
Так совсем недавно создавались карго-культы.
- Это когда, во время второй мировой войны, американцы организовали военные базы на островах Меланезии, сбрасывали им снабжение с самолётов, и кое-что перепадало туземцам?
- Да. Но культ возник, когда базы свернули, и с неба перестало падать что-либо полезное.
- Верно. Теперь вспомнил. Тогда туземцы стали делать соломенные идолы самолётов и требовать от духов предков продолжать кормить их от щедрот своих, полагая, что именно они осыпали их дарами в предыдущие годы.
На пороге палаты появился врач.
- Осталось десять минут до начала процедур – провозгласил он. – О чём сегодня у вас симпозиум?
- О карго-культе – хором отозвались собеседники.
- Замечательная тема – восхитился врач. – Присоединяюсь. Только сначала санитары уберут послеобеденные тарелки вашего карго-культа, чтобы они не смущали свободное течение мысли неуместным вопросом: а откуда они взялись?
- Не такие уж мы непонятливые – почти обиженно сказал Первый участник «симпозиума».
- Вероятно, в силу профессиональной деформации – сказал врач, - на примере карго-культа я вижу, как быстро возникает психоз и как долго он не проходит.
А для кого-то оказывается неизлечимым и проходит только вместе с пациентом.
- А мне это чем-то напоминает «манну небесную» - произнёс Второй участник «симпозиума». – Пища тоже падала с неба.
- Ну – сказал врач, - «манна небесная», за давностью лет – это чудо, а карго-культ, промелькнувший почти на наших глазах - это явное проявление вечно дремлющего паразитизма.
Как легко было убедить себя, что можно не пахать, не сеять, не собирать, а просто попросить духов предков, и они обеспечат тебя хлебом насущным.
В сущности, любая религия становится карго-культом, когда, не ведая, что такое Бог (а этого не представляют себе ни верующие, ни атеисты), верующие искренне молят Его о совершении чуда.
- И никого не убеждает то, что, для подавляющего большинства просящих, чуда не происходит – сказал Первый.
- Верующему достаточно того, что для кого-то чудо, всё-таки, произошло – пояснил врач. – То, что это бывает очень редко и, обычно - случайно, верующий, в силу настроя души, просто не принимает во внимание.
Первобытный человек, как всякое животное, был потребителем случайных даров окружающего его мира.
Чем больше он становился человеком, тем меньше случайность влияла на его жизнь.
Человек сам стал создавать свой мир.
Но о «Большом мире» он тоже не мог забыть, потому что мир человека, всё равно, существовал «внутри» этого «Большого мира». Какие бы законы ни писал человек, ни один из них не мог изменить Законы Природы.
Мир, создаваемый человеком, образовал Знание, а оставшийся неподвластным человеку, бесконечно большой мир вокруг него, стал Верой.
В отличие от меняющегося Знания, Вера остаётся постоянной психологической опорой человека, потому что, как бы ни увеличивались знания человека, непознанное так и останется бесконечно большим и поэтому - абсолютно устойчивым.
Вера – не обязательно – религия.
Есть ещё одна невероятная вещь - ощущение того, что ты есть на свете.
А это ощущение - и не Знание и не Вера.
- Можно снисходительно смотреть на меланезийцев, создавших карго-культ, но силы человеческого сознания, формирующие карго-культ, и сегодня живут в каждом из нас – сказал Первый. - Мы пользуемся результатами работы коллективного разума целой цивилизации, которую тысячелетия создавали сотни миллионов талантливых людей.
Сегодняшний мир технологически сложен. С его отдельными частями хорошо управляются специалисты, но в целом, по-настоящему, его не понимает никто. Поэтому для большинства из нас одинаково непонятны достижения и объяснения Науки и «таинственные» действия прорицателей и магов, у которых, между прочим, тоже бывают свои достижения.
В повседневной жизни, если мы, к примеру, хотим включить компьютер, то не молимся духам электричества, а, для начала, просто включаем вилку в розетку.
При этом, действительное понимание большинством из нас происходящих в мире процессов не превосходит понимания жителей Вануату, молящих идолов карго-культа о ниспослании халявы с небес.
Полагаю, что житель Вануату чувствует себя в своём мире значительно уютнее, чем мы – в своём.
- Результаты наших действий несколько успешнее действий наивных меланезийцев только потому, что мы пользуемся более правильным алгоритмом, который подарила нам наша цивилизация – добавил Второй.
- Ну вот – сказал врач, взглянув на часы, - настало время процедур. Пойдёмте. Может быть, и нас коснётся что-нибудь полезное.
Но и здесь мы до конца не понимаем, что же с нами происходит, поэтому, как во всяком карго-культе, гарантий тоже нет.
Свидетельство о публикации №225050201057