Шашмурин Николай Фёдорович. Конструктор танков

     Имя Николая Фёдоровича Шашмурина широко неизвестно. В последнем издании Военного энциклопедического словаря о нём нет ни строчки. Между тем, его вклад в Победу переоценить невозможно: во многом благодаря ему наша армия получила те танки, которые справедливо нарекли танками Победы.

     Николай Шашмурин родился в 1910 году. Получил отличное и высшее профессиональное образование. В 1937 году пришёл работать на Кировский завод и 50 лет отдал созданию того, что раньше называлось "броневой щит Родины".

     Молодой конструктор Николай Шашмурин не только ввёл немецкое слово "торсион", но и вопреки яростному сопротивлению авторитетов Кировского завода, в первую очередь всесильного Жозефа Котина, добился внедрения торсионной подвески на проектировавшиеся тяжёлые машины. Сегодняшние танки немыслимы без такой подвески, а тогда... Николая Фёдоровича обвиняли во всех смертных грехах, чуть не отдали его в лапы НКВД. Заработав нервное потрясение, рано поседев, молодой инженер получил уважительное прозвище "дед".

     Красная Армия встретила войну, имея 636 тяжёлых танков КВ конструкции Котина. В принципе КВ непоражаемы,они могли прорвать любую противотанковую оборону, выиграть любой дуэльный поединок с любым танком того времени, но...никакой заметной роли ни в начале войны, ни в тяжёлом 1942 году не сыграли. В чём же дело? КВ от рождения имел слабую коробку передач, и это делало его совершенно небоеспособными, танки становились замертво, проехав порой несколько километров.

     И с началом войны этот недостаток приводил к роковым последствиям, но если танк оказывался на поле боя в качестве полноценной боевой машины, а не "грудой металла" и тогда КВ-1 громил врага так, что немцы в панике разбегались, только заслышав рёв его дизеля. Вот и получилось, что в сражениях за Харьков и в Крыму танковые части оказались подготовлены ещё хуже, чем в июне 1941 года. Фактически Красная Армия оказалась без бронетанковой техники,т.к. запуск Т-34 не был ещё массовым, а тысячи КВ стояли мёртвым грузом.

     Положение спас Николай Шашмурин, он сделал, казалось бы, невозможное и научил КВ-1 ездить,спроектировав прекрасную коробку передач, тяжёлый танк КВ-1, еле ползавший, стал буквально "летать". Танку была присвоена литера "С" - скоростной, именно КВ-1 сыграли важную роль в Курской бите. О надёжности коробки Шашмурина говорит такой факт: при передислокации 5-1 танковой армии КВ-1С прошли своим ходом 400 км и с марша вступили в бой!

     Шашмурину предложили стать Главным конструктором Челябинского Кировского завода, он отказался предпочтя работу Конструктора с большой буквы работе Главного конструктора, больше административной, хотя и престижной.

     Николаем Фёдоровичем был разработан и внедрён в производство способ отливки танковой трансмиссии из чугуна, что ранее считалось невозможным. Он нашёл способ отказаться от дорогостоящих и дефицитных легированных сталей при изготовлении многих ответственных узлов, впервые использовав закалку низкоуглеродистых сталей токами высокой частоты. Отдавая всё время серийному производству, Шашмурин выкраивал буквально минуты для перспективного проектирования. В годы войны им была детально разработана теория проектирования танков на предельных параметрах.

     Интересна история создания танков серии "ИС". Когда Сталину показали танк ИС-2,, вождь сказал, как отрезал: "Это танка Победы! С ним будем завершать войну". машину приняли на вооружение осенью 1943 года. По суммарной трудоёмкости тяжёлый танк ИС-2 не превышал средний танк Т-34, а по боевой мощи превосходил все танки мира того периода. Одна деталь: этот танк был легче немецкого "тигра" на 11 тонн, а по бронезащищённости превосходи в 1,5 раза! И сделал этот танк Николай Фёдорович Шашмурин лишь частично реализовав в нём свои представления о танке предельных параметров. Однако, во всех справочниках авторство относят Николю Духову, хотя НИколай Леонидович в то время был исполняющим обязанности Главного конструктора ЧКЗ, но практически занимался другими машинами.

     Николай Шашмурин проектировал ИС-2, а Николай Духов совместно с Л.Трояновым и м.Балжи - два красивых, но опять, увы, бесполезных танка ИС-3 и ИС-4. Снова упёрлись в трансмиссию, взятую не с Ис-2, а со стороны. Несмотря на то, что ИС-3 и ИС-4 уже в 1944 году несколько сотен, участия в боях они так и не приняли.

     Хотя после Победы "дед" создал уникальный во всех отношениях танк ИС-7, который на долги годы мог бы стать основным и самым мощным танком Советской Армии, но в силу ряда причин не случилось, а жаль. Вершиной же послевоенного творчества Николая Шашмурина стал плавающий танк ПТ-76, не превзойдённый в своей простоте и выдающимся боевым характеристикам ни зарубежными конструкторами, ни отечественными.

     Я не хочу сказать, что только Николай Шашмурин "спас" отечественное танкостроение, нет, но он был одним из тех, кто выковал Меч Победы, и только благодаря таким людям, как он, на постаменте в Карлхорсте, где была принята капитуляция Германии, стоит не американский "Шерман", не английский "Кромвель", а наш символ Победы - тяжёлый танк ИС-2.

     В последние годы жизни Николай Фёдорович, получая мизерную пенсию и давно не обладая богатырским здоровьем, сумел собрать уникальные материалы по истории танкостроения на Кировском заводе, привёз их в Москву и передал в дар Музею на Поклонной горе. Он подготовил интереснейшую и острую в свое праведной полемике рукопись по теме, которую знает лучше всего - истории танкостроения в СССР. Но кто сейчас эту рукопись обработает и издаст? Он давно перестал стучать во все двери, предлагая свои бесценные архивы и опыт. Он просто работал, работал и работал, продолжал жить по предельным параметрам, надеясь, что созданное и собранное им будет всё-таки востребовано Россией.

        Источник: Российская газета. Сергей Птичкин. Учитель танков.

     Николай Фёдорович Шашмурин участвовал в создании тяжёлых танков: СМК, КВ, КВ-1, КВ-85, ИС-1, ИС-2, Ис-2Ш, Ис-7. В последующем: один из разработчиков плавающего танка ПТ-76, бронетранспортёра БТР-50П, трелёвочного трактора КТ-12, колёсного трактора К-700.

     Николай Фёдорович Шашмурин - доктор технических наук (1974, по совокупности работ, без защиты диссертации). Читал лекции в ЛПИ им. М.И.Калинина.

           Награды и премии:
           Сталинская премия 2-й ст. (1943, за танк КВ-1С,
           Сталинская премия 1-й ст. (1948, за создание нового образца тяжёлого
           танка,
           орден Ленина,
           орден Отечественной войны 1-й ст. (1945)
           орден Красной Звезды (1942).

     Умер Николай Фёдорович Шашмурин в 1996 году в посёлке Куженкино Бологовского района Тверской области.

        Источник: Википедия.


Рецензии