Осколок
Он не любил особо вспоминать о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, хотя имел боевые награды, которые бабушка Аня (Анна Кирилловна в девичестве Тимошенко) иногда нам, мне и моему младшему брату Олегу, показывала и каждый раз бережно складывала их обратно в деревянную шкатулку, затем прятала среди вышитых рушников, документов и других ценных и дорогих сердцу семейных вещей и реликвий в большой кованый сундук, стоящий прямо на земляном полу у стены в просторной светлой комнате, украшенной такими же большими полотенцами из белоснежной ткани с красивым разноцветным орнаментом.
- Дедушка, расскажи о войне! - упрашивали мы его частенько, когда спасаясь от полуденной жары, прятались в тени листвы ветвей деревьев грецкого ореха.
Сидя на траве, привалившись спиной к пристенку только что побеленной известью хаты - мазанки, дед Анисим привычными движениями ловко сворачивал изящную самокрутку из обрывка пожелтевшей страницы старой газеты, доставал из глубокого кармана широких серых брюк кисет, брал оттуда сильными грубыми от физической сельской работы пальцами щепоть собственноручно выращенного самосада и набивал им под завязку, до самых краев, так называемую, “козью ножку”. Чиркал спичкой. Прикуривая, глубоко затягивался. Надсадно кашлял, выпуская облако ароматного сизого дыма.
- Да, что там... Командир как крикнет: “ Вперёд! В атаку ! За Родину!! За Сталина!! Ура!!!” И все побежали вперёд...
- Ну, а ещё? Расскажи ещё что-нибудь! За что орден дали? - не унимались мы.
- Та немцев у полон взял… Часы забрал у ихнего офицера. А командир мне говорит, что бы ему отдал. А я их о камень со всей силы и вдарил !
Потом рассказывал нам, что на фронте белый хлеб давали тем, у кого больной желудок был. Я помню, что у деда была язва. Для него родители часто посылали на Украину в фанерных ящиках по почте тщательно обернутые в вату бутылки с медицинским этиловым спиртом и облепиховым маслом. А обратно к нам приходили посылки с Украины с различными деликатесами: подсолнечным маслом, семечками, сладкими красными яблоками, сухофруктами, грецкими орехами, смальцем, салом и кровяной колбасой.
Еще мы узнали от дедушки Анисима, что награждали и деньгами за ратные подвиги на войне. Деньги эти солдаты пересылали своим семьям.
Помню, мама говорила, что деда призвали в армию, когда была 3,5 месячная Советско – финляндская война 1939-1940 годов, но пока их эшелон шёл до места назначения, война эта закончилась. В июле 1941 года под Киевом дед попал в плен, из которого бежал. Добравшись до села, скрывался в лесах с местными партизанами, а с приходом наших войск, явился в военкомат и договорившись через свояка военкома был вновь мобилизован на фронт. Храбро воевал. Даже хотели представить к званию Героя Советского Союза, но при условии, что тот вступит в партию. Дед отказался.
Позже с появлением у меня персонального компьютера и подключением его к сети Интернет, рассекречиванием после 2007 года документов, хранящихся в архивах Министерства Обороны, я узнал, что дед мой Прокопенко Анисим Семёнович в Красной Армии с 21 апреля 1944 года. Призван Шполянским райвоенкоматом Киевской области.
Воевал в звании красноармейца и занимаемой по штату должности ручного пулемётчика ( в его владении был ручной пулемёт ДП - 27 системы Василия Алексеевича Дегтярёва) на 3-ем Белорусском Фронте. Боевой путь прошел от города Орша, совсем немного не дойдя до Кёнигсберга.
В наградных списках военнослужащих, награждённых медалью “За отвагу” согласно Приказа по 1104 стрелковому полку 331 Стрелковой Смоленской Краснознаменной Дивизии № 018 от 3 июля 1944 года под номером 47 значится имя “красноармейца-пулемётчика 3 стрелкового батальона ПРОКОПЕНКО Анисима Семёновича за то, что 24.06.44 года в бою за деревню Батраковцы огнём личного оружия уничтожил до 10 гитлеровцев”.
Для наших родных и потомков на всякий случай сообщаю, что Оригинал документа находится в Центральном архиве Министерства обороны РФ (доступен для посещения гражданами РФ), Фонд: 33, Опись: 690155, Ящик/дело: 4333.
Согласно Приказа под грифом “Секретно” войскам 31 Армии 3 Белорусского фронта № 0129 от 22.08.1944 года в списке из числа 13 награжденных солдат и офицеров Орденом Красного Знамени по 331 Стрелковой Смоленской Краснознаменной Дивизии ордена Суворова 2 степени по действующей Красной Армии девятым по счёту значится и имя моего деда красноармейца Прокопенко Анисима Семёновича.
Из Наградного листа следует, что “При прорыве обороны противника 30.6.44 года тов. ПРОКОПЕНКО из своего ручного пулемёта уничтожил свыше 20 фрицев. Одним из первых форсировал реку Березина и, закрепившись на западном берегу реки, своим огнём
подавил огонь 2-х огневых точек противника, тем самым дал возможность форсировать реку пехоте. В бою 01.07.44 года за город Борисов, когда был дан приказ к наступлению, шёл впереди цепи и на ходу вел огонь по противнику. Первым ворвавшись в траншеи, захватил в плен 2-х солдат и 1 офицера, а 2-х, пытавшихся сопротивляться, уничтожил.
Красноармеец ПРОКОПЕНКО Анисим Семёнович достоин правительственной награды и представляется к награде орденом “КРАСНОЕ ЗНАМЯ”.
Командир полка подполковник /Коржавин/ “.
Оригинал документа так же находится в Центральном архиве Министерства обороны РФ (доступен для посещения гражданами РФ), Фонд: 33, Опись: 690155, Ящик/дело: 1672.
Однажды, когда дед Анисим снял рубаху, я случайно увидел у него на спине рядом с левой лопаткой шрам от ранения осколком, больше похожий на глубокую с неровными наружными краями ямку между складками втянутой внутрь кожи.
Судя по немногочисленным документам, представленных на сайте «Память народа», ранение он получил в период боевых действий в составе 1104 стрелкового полка 14.10.1944 - 19.10.1944 года перед Ромитенской пущей примерно на середине расстояния за дорогой между населенными пунктами Голдап и Житкеймы, слева от истоков реки Блендзянка.
Затем был эвакогоспиталь в Зеленодольске. Я помню фото из старого семейного альбома, на котором дед Анисим с густыми чёрными усами, в брюках галифе, заправленными в сапоги, с фуражкой на голове, в выцветшей солдатской гимнастёрке и медалью на груди стоит на фоне коек больничной палаты.
В 1985 году к 40-летию Великой Победы наградили дедушку Анисима Семёновича как и многих фронтовиков Орденом Отечественной войны I степени (Номер документа: 79. Дата документа: 06.04.1985. Архив: ЦАМО. Картотека: Юбилейная картотека награждений. Расположение документа: шкаф 49, ящик 15).
Но были ещё у деда, я помню, и другие, юбилейные, медали. Однако, по воспоминаниям его младшей дочери, моей тёти, Любови Анисимовны, приходили какие-то парубки в лихие 90-е годы к деду. После этого ордена и медали бесследно пропали…
Не стало вскоре бабушки Анны Кирилловны. А, однажды, вернувшись с подворья в хату, нашла тётя Люба лежащего на кровати без признаков жизни и своего отца, нашего деда Анисима. На груди под кожей расплылась багровая гематома после ранения сосуда. Сдвинулся всё-таки тот осколок, что 50 лет с самой войны носил у сердца старый солдат-фронтовик красноармеец Прокопенко Анисим Семёнович…
Вечная память и низкий поклон всем, кто пережил эту страшную войну, отстоял независимость нашей Родины, кто отдал здоровье и свою жизнь ради нас с вами! Мы перед ними в большом неоплатном долгу. Помните об этом всегда, друзья!
Свидетельство о публикации №225050201244