3. Печальная история Лота

         Мудрецы говорили: "В Tору специально были заложены Богом разные варианты толкования, которые все правильные. Или, как это сформулировали они сами:«у Торы семьдесят сторон», то есть на нее можно смотреть с множества («семидесяти») точек зрения, у нее много вариантов толкования. Нередко толкования  не просто отличаются друг от друга, но и, вроде бы, противоречат друг другу. Это значит, что разные толкования Торы не случайны, а отражают разные типы душ и характеров . А им, в свою очередь, соответствуют разные типы и характеры народов мира.
Существование разных обоснованных мнений указывает на то, что ни одно из них не является истиной в последней инстанции.
Предлагаю рассмотреть одно из самых скандальных и противоречивых повествовании Библии- печальную историю Лота с разных точек зрения, пытаясь понять их и не спешить опровергать.

    Что мы знаем о Лоте? Он племянник Авраама, вышел вместе с ним из  Ура Халдейского в Харран  и отправился кочевать..  (Быт 11. 31-32). Лот приходит с Авраамом в Ханаан: оба богаты, оба знатны и даже,  кажется, очень похожи внешне. Согласно Иосифу Флавию, Авраам, «страдая от отсутствия собственного ребенка, усыновил Лота» .
Между пастухами Авраама и Лота возникла ссора, в результате чего родственники решили, что лучше одному из них поселиться в др. местности. Лот ушел в плодородную долину Иордана, где находились Содом и Гоморра, поскольку та местность «вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт 13. 10). Он поселился возле Содома, а потом и в Содоме, зная, что этот богатый город полон беззаконных людей,для которых убийства и грабежи были  в порядке вещей. Но земли вблизи Содома и Гоморры были так зелены и плодородны , как сад Эдемский,- и это  определило решение.
Авраам же, хотя и позволил Лоту отделиться, пообещал ему, что будет поблизости, возле Хеврона, и придет на помощь в случае необходимости. Необходимость возникла очень скоро: на Лота, выбравшего себе в соседи злодеев, посыпались несчастья и в результате войны между двумя коалициями он оказался в плену. Авраам, согласно своему обещанию, вступает в войну и спасает родственника из плена. Лот мог бы вернуться к праведному дяде, но что-то его по-прежнему останавливало.

                Вопль Содомский и ГоморрскиЙ.
               Авраам умоляет Господа помиловать города грешников

     «Сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.» (Быт. 18, 20)
О каком же вопле здесь идет речь: может быть, говорится о вопле тех несчастных, поруганных  содомлянами,  кто подвергся в избиению, унижению, ограблению  и не нашел справедливого суда  на земле; а может быть, это сказано об убиваемых? Детали не разъясняются, сказано коротко: «вопль»,который доходит до самого неба.
Так как жители Содома доказали свою полную нераскаянность,  а продолжение их жизни лишь увеличивало бы степень их виновности, то  Бог  решается прекратить такое их существование наподобие того, как Он некогда поступил и со всем допотопным человечеством (Быт.;6:5–7): «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет», говорит Всевышний и
решает подвергнуть жителей Содома последнему испытанию, посылая к ним ангелов ,через которых и «снизойдет» к ним .

       Бог открывает свое решение Аврааму, «является» ему и сообщает, что Он собирается проверить, подлинно ли так велики грехи Содома и Гоморры, что жители их уже неисправимы. Авраам знал, чем это грозит грешным городам, в одном из которых проживал с семьей его племянник. Он умоляет Всевышнего: 
«Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?..    Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт. 18;23–24)
Он пользуется всеми возможностями, всем даром убеждения, чтобы «уговорить» Господа смилостивиться и пощадить  нечестивых.  О праведных он не просит, они и так спасутся, иначе бы он говорил не о спасении грешных городов, а об исходе из них тех праведников, которые там найдутся. Он же просит именно «пощадить место сие» ради праведников (Быт. 18, 24).
Господь сказал: «если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие». (Быт. 18, 26)
Казалось бы, после этого Аврааму нужно было пасть ниц пред Богом, благодарить Его — но ему испрошенного мало и патриарх продолжает умолять Создателя пощадить грешные города, последовательно уменьшая число праведников, которые могли бы спасти нечестивых своим присутствием.
«Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? «Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. (Быт. 18, 28)
«Может быть, найдется там сорок?»   Он сказал: не сделаю того и ради сорока.          
«Может быть, найдется там тридцать?» (Быт. 18, 29–30)
Наконец число праведников доходит до десяти.  Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.   «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место». (Быт. 18, 32–33)
Куда же «пошел Господь» и куда «возвратился» Авраам? Конечно, не  о телесном возвращении идет речь.Такой диалог («богообщение»)между Богом и человеком невозможен,. очевидно, «дух» Авраама, который собеседовал с Господом, возвратился в тело.
    Итак, Авраам понял, что ему не удастся спасти Содом, когда он узнал, что там не оказалось и десяти праведников. Получается, что если бы в городе жили хотя бы десять праведников, то была бы надежда, что они повлияют на город. В этом случае Всевышний сохранил бы жизнь всем грешникам, надеясь на их исправление….

                ОТСТУПЛЕНИЕ

      Авраам молился за «нечестивых»: этим словом именуется злодей,преступник, убийца, садист, которому жестокие страдания других людей приносят только радость. Таковы были жители Содома и Гоморры — люди,дошедшие в преступлениях против Бога и ближних до последнего предела. Народ Содома полностью достоин своей участи — и все же Авраам умоляет Бога…
      Мы часто встречаемся с попытками противопоставить мораль Ветхого Завета морали Нового Завета. Нередко утверждают, что якобы лишь Новый Завет учит любви к ближнему, а Ветхий Завет — воздаянию, мести, в лучшем случае, — справедливости. Но ведь именно в Ветхом Завете мы находим такой пример величайшей любви праведника к людям, как молитва праотца Авраама за нечестивые города. Не к подобному ли призывает в Новом Завете Христос? —«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» …

                САМООТВЕРЖЕННОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

          Предания, говорящие о нравах древних жителей Содома и Гоморры, разнообразны.  В основном, они сообщают, что самая страшная вина жителей Содома состояла в их отвращении к пришельцам, в ксенофобии — ненависти к гостям и чужестранцам. Над пришельцами в Содоме издевались, их мучили и убивали.Если кто-либо из жителей Содома оказывал пришельцу гостеприимство или подавал бедному, то с ним жестоко расправлялись.В издевательствах над пришельцами содомляне доходили до полного бесчувствия и скотства.
     По преданию, ежедневно Лот садился у ворот города и смотрел, не пожелает ли странник, не ведающий о страшных нравах горожан, войти в Содом. И, если не удавалось отговорить такого человека, то Лот тайно приглашал его в свой дом и, рискуя жизнью, спасал от рук убийц.
     И пришли те два ангела, которых послал Господь, в образе прекрасных юношей в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот.  Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился  до земли и сказал: «государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой». Но они сказали: «нет, мы ночуем на улице». Он же "сильно упрашивал" их; и они пошли к нему и пришли в дом его.
      Все поведение Лота в отношении к  двум странникам изображается здесь приблизительно теми же самыми чертами, как и гостеприимство Авраама в предшествующей главе (Быт.;18:2–8). Отсюда видно, что племянник в высокой степени унаследовал от дяди его  гостеприимство. Он «сильно упрашивает их» , потому что знает о той участи, которая ждет их, если они останутся на ночь на улице.Быт.19:4.
     Но еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого,   «весь народ со всех концов города», окружили дом. Слух о приходе к Лоту и остановке у него двух молодых красивых юношей ,в образе которых обыкновенно являлись ангелы, успел распространиться по городу, и вот жители , движимые  преступными намерениями (Быт.19:5), собираются с различных концов города, без различия возраста и положения, к дому Лота.
И вызвали Лота и говорили ему: «где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы позна;ем их».
     Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы содомлян  угрожало как самому Лоту – нарушением его священного долга гостеприимства,  и еще больше его гостям – поруганием их чести. На характер последнего выразительно указывают стоящие здесь слова: «да познаем их», имеющие в Библии весьма определенный, специфический смысл (Быт.;4:1,;24:16 ), выражающий мысль о половом акте. Тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки , получившие  наименование «содомского греха». О широкой практике всех этих  преступлений между нечестивыми хананеями и особенно, среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест (Лев.18:22; Ис.;3:9; 2Пет.;2:6–8).  Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян.
     С опасностью для собственной жизни, Лот выходит к этой озверевшей толпе и сначала лаской, а затем даже и жертвой пытается отклонить ее от ее преступного намерения  (Быт.19:7). Он говорит им: «братья мои, не делайте зла»...
Обращаясь к ним с таким братским приветствием, Лот думал пробудить в них лучшие чувства и подействовать на их благоразумие; но это было напрасно, так как  все высшие и благородные чувства были уже мертвы у содомлян.
И тогда Лот, оказавшись перед страшным выбором, решается на крайнее средство и выбирает то, что кажется ему наименьшим злом:   ради спасения чести своих гостей, ради соблюдения святого закона гостеприимства,он готов пожертвовать  даже жизнью своих дочерей(Быт.;19:14),
     Но они сказали [ему]: « вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, чем с ними.»
     Образ жизни и поведения праведного, живущего в обществе закоренелых грешников, является немым, но тем не менее весьма красноречивым обличением последних. В подобном именно положении находился и Лот, живя среди содомлян и «ежедневно мучаясь, глядя на их беззакония», как говорит Апостол Петр (2Пет.;2:8). Видя в нем человека совершенно отличного от них, содомляне и без того питали к нему враждебные чувства , теперь же, когда Лот осмелился выступить к ним с увещанием и воспрепятствовать их гнусным намерениям, негодование содомлян на него возрастает настолько, что начинает грозить его жизни.
И  они приступили к осуществлению своих угроз: подошли, чтобы выломать дверь.
"Но тогда мужи те простерли руки свои , ввели Лота  в дом и дверь [дома] заперли, а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою "(Быт.19:11).

     Сегодня кажется чудовищным и невозможным: отдать самое дорогое- родных детей на растерзание  дикой толпе, даже ради благородного поступка- спасая незнакомых людей. Но нельзя забывать о той древности, тех нравах и культуре.Закон гостеприимства был непререкаемый, необходимый, нерушимый и священный; он требовал уважения и предоставление приюта для всех путешествующих . Говорили :«Прием гостей важнее, чем прием Шехины».

     Велика самоотверженность Лота. Она, однако, возможно, отчасти объясняется тем, что дочери его имели женихов, называемых здесь «зятьями» Лота. ВСкорее всего,, жители Содома не стали бы издеваться над дочерьми Лота,  коренными жительницами Содома , да и кажется странным предложение отдать толпе девушек, ведь толпа  содомитов требовала именно юношей.

    Многие современные исследователи считают, что  речь не идёт о сексуальной распущенности, как  принято думать. Истинный характер происходящего раскрывает дальнейшее развитие событий. Лот старается хоть как-то защитить своих гостей: « братья мои, не делайте зла; ... только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Быт. 19:6). Реакция содомлян очень показательна: «Но они сказали : вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними.» И  (Быт. 19:9).
Содомляне жестоки ко всем чужакам – и хотят, в нарушение закона гостеприимства, надругаться над гостями Лота,скорее всего, – вовсе не из сексуальной распущенности, а с целью унижения.
    Библия ни словом не упоминает гомосексуализм содомлян, говоря лишь о том что Бог «пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли» (Быт.19:24–25), поскольку жители этих мест «были злы и весьма грешны» , не  описывая, о каких именно грехах речь(Быт.13:13); об этом известно лишь из легенд и преданий...               

     История Содома  действительно посвящена закону гостеприимства и каре за его нарушение , но её смысл шире.
     Грех Содома – грех богатого, пресыщенного общества, равнодушного или даже демонстративно жестокого, как следует из более поздних сюжетов, к страданиям бедных и слабых. Вот какое обращение к народу Иудеи как «жене» Бога, «изменяющей» ему с языческими богами, содержится в книге пророка Иезекииля: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иез. 16:49).В тексте  нет ни малейшего намёка на гомосексуализм. Не указывает на него и реакция праведного Лота. Он называет горожан «братьями» и увещевает их не нарушать священных законов гостеприимства, предлагая им "познать" вместо своих гостей его собственных дочерей, бывших, как и сам Лот, гражданками Содома, не подпадавшими под законы о чужаках.

    Чисто логически: зачем содомитам дочери Лота, т.е. женщины? Ведь Лот с семейством жил в Содоме и должен был бы хорошо знать, что его дочерей отвергнут, поскольку жители «предпочитают» однополые связи. Зачем тогда предлагал? А затем, что жители Содома  скорее всего, не были гомосексуалами.  Материальное благополучие этих городов не мешало  их невиданной моральной распущенности.  Особенно жестоко поступали с бедняками и с теми, кто осмеливался этим беднякам помогать.  Существовал строжайшй запрет выдавать или продавать ему какие-либо продукты питания.  и человек умирал медленной мучительной смертью. Так в Содоме и Гоморре искоренили бедность. Человек, бывший не в состоянии себя обеспечить, подлежал истреблению.
   
               Уничтожение Содома и Гоморы. Спасение Лота и дочерей

      «Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места. (Быт. 19, 12)Ибо мы истребим сие место; потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.» (Быт. 19, 13)
И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места; ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. (Быт. 19, 14)
Очевидно, Лота с его проповедью вообще никто в городе не воспринимал всерьез, даже его будущие зятья.
Когда взошла заря, ангелы начали торопить Лота, говоря: "встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города". (Быт. 19, 15)

      ...Бог обещал Аврааму не уничтожать город Содом ради десяти праведников. Но только Лот со своим семейством (четыре человека) были спасены, и из них в итоге спаслись только трое. И при этом говорится, что даже сам Лот был спасен лишь по молитве Авраама: «Вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления»… (Быт. 19, 29)
Лот, однако, «медлил» покинуть город. Возможно, он жалел его жителей ,теперь весь город подвергается истреблению… А может, он  «медлил», ибо происходившее означало крушение всей его предыдущей жизни: его богатства, положения...
     Однако промедление становилось все более опасным, и тогда ангелы сделали выбор за Лота: они взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города.
Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. (Быт. 19, 16–17)

     «Не оглядывайся назад…» — это же говорит Христос в Новом Завете: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия."(Лук. 9, 62) Ведь путь духовный — это постоянное стремление вперед: оставление всего несовершенного и движение к совершенству.  «…Спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» . Но Лот,  хотя и понявший уже , что перед ним  посланники Бога, отвечает: Нет, я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть. (Быт. 19, 19).  Бог идет ему навстречу:«Вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь».    Бог снизошел к Лоту и спас город, о котором он просил; но для самого Лота последствия этого были плачевны. Если бы он побежал на гору, то, наверно, по-другому сложилась бы его дальнейшая жизнь и, может быть, благословенно было бы его потомство; а то, что он отказался следовать указанию свыше и сказал Богу: «Нет», привело к  тяжелым последствиям,…

                Жена Лотова

     Очевидный смысл  запрещения оглядываться состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный смысл   заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути (Мф.;24:18; Флп.;3:13–14 ).
     «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом»(Быт. 19, 26).О том, что наказание жены Лота за ослушание повеления Ангелов (Быт.;19:17), служившее , возможно, выражением ее сочувствия к нечестивым, не аллегория, как думали некоторые, а действительный, исторический факт, как свидетельствуют автор кн. Премудрости Соломона (Прем.;10:7–8) и сам  Иисус Христос (Лк.;17:32),  предупреждая о будущих бедствиях:
«В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.   Вспоминайте жену Лотову» (Лук. 17, 31–32) . 

    ...Уничтожение Содома и Гоморры было подобно ядерной катастрофе: эти города  постигло полное истребление, и на их месте находится с тех пор Мертвое море, или, в буквальном переводе, Соленое море, название которого говорит само за себя: в его водах не обитают видимые глазу живые существа, и оно самое соленое из озер Земли.
     Великий греческий географ Страбон, живший в ту эпоху, к которой христианская легенда относит рождение Иисуса, подробно изучал Малую Азию, и в особенности Палестину, которую описал самым тщательным образом. То, что описывает  Страбон, очень любопытно: "Есть довольно много оснований заключить, что эта местность была добычей огня: обожженные скалы, многочисленные трещины, испепеленная земля, реки, распространяющие отвратительный запах, и повсюду в окрестностях развалины человеческих жилищ. Все это заставляет верить тому, что рассказывают жители этих мест, а именно, что некогда здесь находилось тринадцать городов со столицей Содомом. Но вследствие землетрясения, извержений вулканов, а также потоков сернистых вод озеро поглотило эту страну, и одни лишь скалы сохранились, как свидетели катастрофы. Некоторые из городов были затоплены, другие брошены жителями, которые искали спасения и разбежались" (Страбон, "География", кн. XVI, гл. II).Уже в нашем веке, с развитием воздухоплавания, летчики стали различать на дне этого моря какие-то строения, после чего начались раскопки и было доказано, что древние города с высокой по тем временам материальной культурой действительно погребены на его дне. Гибель Содома и Гоморры не только притча, но, возможно, - и исторический факт.

                От Лота до Мессии

      Далее повествуется о том, как Лот с дочерьми покинули и Сигор. По преданию, жители этого города обвинили Лота в том, что Содом и Гоморра якобы разрушены по его вине, за его грехи, раз он один уцелел из всех их жителей. Опасаясь за свою жизнь, Лот бежал в горы и жил с дочерьми в пещере. Думая, что город Сигор после их ухода был разрушен, как и Содом, и полагая, что подобная участь теперь постигла все человечество, дочери Лота решили, что людей на земле больше не осталось. Поэтому они задумали продолжить свой род от отца:
«И сказала старшая младшей: «отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим ; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав, (говоря: он от отца моего). Он отец моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми, (говоря: он сын рода моего). Он отец аммонитян доныне" (Быт., гл. 19: 30-38).
       В Библии формальный запрет инцеста появляется гораздо позже, только в книге Левит: «Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего не открывай…». Тем не менее, речь идет об общеизвестном на древнем Ближнем Востоке табу. Соответствующий запрет  имелся уже в законах Хаммурапи : « Если человек познал свою дочь, то его должны изгнать из его общины.»
      Интересно, что о наказании дочери в законе ничего не сказано — по-видимому, поскольку законодатель по умолчанию считал ее жертвой. Однако, в случае с дочерями Лота дело, очевидно, было не так. Согласно Торе, в обоих случаях инициатива полностью принадлежала дочерям Лота, напоивших своего отца до бесчувствия, так что он ничего не соображал.
      В силу своего взаимного родства, моавитяне и аммонитяне и в Библии нередко выступают вместе. Как дети греха и беззакония, они являются в Библии предметом проклятия и отвращения (Втор.;23:3; 3Цар.;11:6–7; Ис.;16:12–14; 1Пар.;20:3), но, как родственные по плоти избранному народу еврейскому, они в конце концов имеют получить прощение и спасение (Иер.;48:47,;49:6).  Потомком этой преступной кровосмесительной связи должен стать грядущий  Мессия.

      Согласно Книге Рут (Руфь), ее  героиня, моавитянка Рут, после смерти мужа отправилась вместе со свекровью в иудейский город Бейт-Лехем, где вышла замуж за Боаза из колена Йегуды. Вскоре у них родился сын:
«И взял Боаз Рут, и стала она ему женою, и вошел он к ней. И одарил ее Господь беременностью, и родила она сына. И дали ему соседки имя, сказав: сын родился у Наоми. И назвали они его Овед. Он был отцом Ишая, отца Давида.»(Рут, 4: 13, 17).
    Давид, о котором здесь говорится, это легендарный царь-псалмопевец, воцарившийся в Израиле после гражданской войны, последовавшей за гибелью первого еврейского царя Саула. Его потомки правили в Иерусалиме (Иудейском царстве) вплоть до разрушения первого Храма вавилонским царем Навуходоносором. Библейские пророки в один голос утверждали, что грядущий Избавитель произойдет из дома Давида:
«И выйдет отросток из ствола Ишая, и даст плоды побег, (что) от корней его. И снизойдет на него дух Господень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Господа….Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами. И будет в тот день: (к) корню Ишая, что станет знаменем для народов, – к нему обратятся народы; и мир будет славою его.» (Исайя 11: 1-10).
«Вот, наступают дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведный росток; и будет царствовать царь, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле.»  (Иеремия, 23: 5-6).
      «В грядущие дни придет царь-Машиах, восстановит династию Давида, отстроит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету.  Если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он — вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Машиах.» (Мишне Тора, Законы о царях и войнах, 11: 1-4)
       Почему грядущий Избавитель должен быть потомком кровосмесительной связи? Теорий на этот счет можно построить много, однако непосредственно в Писании ответа на этот вопрос нет.
       И еще одно интересное наблюдение. В списке половых связей, запрещенных «потомкам Ноаха», т.е. всем людям, а не только евреям, связь с дочерью отсутствует!

      Библия дает прямой ответ, почему дочери Лота спали с отцом. Они думали, что поблизости не осталось мужчин, которые бы продолжили род Лота. В те времена закон Моисеев еще не был актуален для рода Авраама, поэтому дочери Лота не видели в этом ничего предосудительного. Однако такая позиция хромает, потому что Бог в таком случае наказал Содом и Гоморру за то, что не являлось порочным, ибо не было тогда ТАКОГО закона.

                БЫЛ ЛИ ЛОТ ПРАВЕДНИКОМ?

     В Содоме  Лот вел себя как праведник и пытался учить и исправлять жителей города. Местные жители даже назначили его судьей, и именно поэтому он сидел на своем пороге в тот день, когда явились к нему два ангела.
Всего за несколько часов до разрушения Содома и Гоморры, рискуя жизнью, Лот зазывает ангелов, посланных Всевышним, к себе в дом, будучи уверен, что его ждет страшная расправа: ведь предоставить кров и угощение гостю считалось в Содоме страшным грехом.
Во Втором послании Петра о Божьем воздаянии грешным городам он называет  Лота праведником:
«И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил,— ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные: — то конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (II Петр. 2, 6–9)

    Кого  Библия называет праведником? Это непростой вопрос: с праведностью человека не всё однозначно.
Ап. Павел в Послании к Евреям к героям веры, праведникам, относит таких людей как Самсон, который является очень неоднозначной личностью, и даже Раав -блудницу: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными (Послание к Евреям 11:31).
     Праведник — это тот, кто всегда творит правду, но на поверку выяснится, что таких героев в Библии, кроме Христа, и нет вовсе. И разговор не о грешниках, так как почти все библейские праведники совершали весьма неправедные дела, что подтверждает один из самых цитируемых текстов: «нет праведного ни одного» (Послание к Римлянам 3:10)
В этом случае Лот совсем не праведник, но тогда и Авраам, да и вообще все пророки и герои веры, ВСЕ не праведники!
   
      Праведник ли Лот в глазах Бога?  Праведник ли Лот для нас?  Вспомним, что мы знаем о Лоте.
Сказочно разбогатев, Лот оставил дядю и намеренно поселился возле Содома, а потом и в Содоме, хотя и зная, что этот богатый город полон беззаконных людей. На город напали и Лот попал в плен. Авраам освободил его, но он снова вернулся в Содом, где вроде стал уважаемым человеком.
Когда Содом посетили ангелы,  Лот проявил чудеса гостеприимства, но уходить медлил. Ангелы вытолкнули его из города, после чего Лот оказался в пещере, где с ним, предварительно напоив, переспали его же дочери.

     Лота трудно назвать праведником, он стремился больше к влиянию и власти нежели к кочевой, но чистой жизни. Был не послушен Богу, наконец, пусть и не ведал этого, переспал со своими дочерями.
Но в то же время Лота можно считать праведником, так как он вышел из Харрана вместе с Авраамом, видимо, разделял и религиозные взгляды дяди, оказал ангелам гостеприимство и как  праведник, был спасён из Содома.

    В аллегорической интерпретации Филона Александрийского образ Лота, носит скорее отрицательный характер: он человек, «унесенный в сторону от верного пути из-за слабости души», а его потомство, порожденное от пьяной и обезумевшей души, символизирует тех, кто считают себя, а не Бога творцом всякой вещи.Этот человек подобен  кораблю в бушующем море.
Таким образом, оценка поступков Лота   носит неоднозначный характер. С одной стороны, его поведение служит наиболее наглядным примером гостеприимства среди ветхозаветных праведников.  что говорит  о том, что живя среди содомитов, по образу жизни он  отличался от них.    В раввинистической традиции сформировались разные оценки личности Лота ,зачастую негативные.
В то же время, согласно отдельным еврейским  комментаторам, Авраам, вопрошая Господа, «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт 18. 23b), под праведником   подразумевал именно Лота.   Однако, те же комментаторы объясняют  причину, по которой Лот выбрал Содом местом своего поселения: он сам был похотлив , и поднее и его склонность к плотским страстям отразилась на дочерях. . Лот осуждался за то, что согрешил со своими дочерьми, особенно он виновен в том, что позволил себя во 2-й раз напоить и переспал с младшей дочерью.

        Исследуя  печальную историю Лота, наряду с позицией иудеев и христиан,  следует остановиться также на отношении к ней не атеиста, а , скажем, скептика, приводя комментарии философа-просветителя Вольтера, выступавшего  за веротерпимость, против религиозного фанаизма, гонений инакомыслящих.
     "Это место библейского текста больше всякого другого смущает разум человеческий. Если эти два ангела или два бога бесплотны, то, значит, они приняли неотразимо прекрасный телесный вид, раз сумели внушить столь ужасное желание целому народу. Подумать только: старики и дети, юноши, взрослые - все жители мужского пола, без исключения, толпой сбежались к дому для того, чтобы совершить гнусный грех с этими двумя ангелами. Природе человеческой не свойственно делать скопом эту гадость, ради которой обыкновенно ищут полного уединения. Содомляне же требуют обоих ангелов, как бунтовщики требуют хлеба во время голода. В языческой мифологии нет ничего похожего на эту непостижимую гнусность. Богословы, утверждающие, что три небесных путника, из коих двое пришли в Содом, были бог-отец, бог-сын и бог - святой дух, делают преступление содомлян еще более отвратительным, а всю историю еще более непонятной".
    Библейский текст,- пишет Вольтер,- не говорит ничего о том, что сделал Лот, когда увидел жену свою, обращенную в соляной столп.
Мысль напоить отца, для того чтобы "переспать с ним" в пещере, довольно оригинальна. Библия совершенно не указывает, где они достали вина, но зато мы узнаем, что Лот воспользовался обеими своими дочерьми, совершенно не заметив ни их прихода, ни ухода. Очень трудно обладать женщиной, в особенности девственницей, и ничего не знать об этом. Вот случай, которому мы никак не можем подобрать объяснения. Непонятно также, почему дочери Лота так боялись за будущее человечества. Ибо уже Авраам родил Измаила от Агари, народы уже были рассеяны, а город Сигор, из которого вышли эти девушки, был совсем близко.
И к кому же обратились они за вином, если не к местным кабатчикам?

    Предложение Лота содомлянам взять двух его невинных дочерей вместо этих ангелов или этих богов не менее возмутительно. Все свидетельствует о необычайной низости святого праведника...."
    …
                БИБЛЕЙСКИЕ УРОКИ

     Узнав о готовящемся наказании- истреблении двух городов,, «отец верующих» Авраам принялся неотступно просить Господа пощадить города ради неизвестных праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников (Быт.18:23-33). При этом добавлены странные слова: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом» (Быт. 18:33), наводящие на мысль о том, что если бы Бог не перестал говорить с Авраамом, последний продолжал бы торговаться с Ним.
Иначе говоря, это место Библии призывает нас не ненавидеть грешников, лесбиянок, гомосексуалистов и др., а, наоборот, быть ко всем милосердными, как к ним милосерд  праотец Авраам.
Ветхий Завет содержит осуждение гомосексуализма и предписание смертной казни за него – «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18:22) и «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20:13). Но посвящена ли осуждению гомосексуализма история Содома и Гоморры? Или же она посвящена чему-то гораздо более важному для общества, чем те или иные особенности сексуальной жизни – нечто, актуальное и для той эпохи, и для наших времён- Милосердию  ?

                Жизнь праведника в обществе нечестивцев

    Не бывает так, чтобы все окружающие были твоими единомышленниками и разделяли общие ценности. Что делать, если не поддерживаешь порядки, принятые у большинства? Посмотрим на эту ситуацию на примере Лота — бывшего праведника с незавидной судьбой.
Тяготится ли праведник пребыванием среди беззаконных? Да, для праведника это бремя. Апостол Петр, свидетельствуя праведность Лота, так описывает его пребывание в Содоме: «Живя между людьми неистово развратными, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет. 2:7-8). Так апостол Петр оставляет с одной стороны,- предостережение, а с другой — полезный совет.
Предостережение заключается в том, что если человек  не страдает, видя беззакония мира — это плохой признак.  Это значит, что человек   уклонился  от праведного пути. Совет апостола можно объяснить так: живя среди беззаконников, не осуждайте их, а молитесь за них, сокрушайтесь, плачьте, и милость Божья будет с вами.

     Когда Авраам предложил Лоту разделиться, последний согласился и, выбрав себе земли поизобильнее, отправился в Содом и Гомору. Вскоре на эти города напали и взяли Лота в плен. Авраам, услышав об этом, пошел войной на неприятелей и освободил племянника. Однако что-то не позволило Лоту вернуться под покров своего дяди. Проживая дальше в нечестивых городах и день ото дня мучаясь, он все же  не оставлял их.

. Дочери споили отца, чтобы забеременеть от него. Писание отмечает, что Лот не знал, когда дочери ложились с ним и когда вставали (Быт. 19:33-35). Это значит, что он позволял дочерям споить себя до потери сознания. В результате этих деяний возникли два народа: моавитяне и амонитяне. Народы, который спустя века будут враждовать с богоизбранным народом — потомками Авраама. Поступок  дочерей Лотовых свидетельствует о развращенном влиянии Содома.   Лот сумел оградить своих дочерей от нашествия содомлян , но ему не удалось воспитать в их сердцах здравые принципы. Они скорее вызывают у нас сожаление, нежели осуждение, потому что сам Лот сделался участником их греха. Он был виновен, что не препятствовал тому, что вело ко греху..
Несколько лет, проведенных Лотом в Содоме, обошлось ему очень дорого: он потерял всю семью. Его потомки стали моавитяне и амаликитяне — языческие народы.
На этом история Лота заканчивается. Последние события из его жизни показывают этого праведника явно не в положительном ключе. Конечно, мы не можем с полной уверенностью сказать, что так сильно повлияло на Лота. Но вполне вероятно, что пребывание в Содоме и Гоморе сказались на нем. Спустя века апостол Павел напишет предостережение христианам: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Возможно, именно это и произошло с Лотом. Трагичность этой истории служит выразительным предостережением: если и нравы праведника развращаются худыми сообществами, то кто может им противостоять?

     Пребывание в дурных сообществах невозможно оправдать. Лот пошел на этот компромисс, очевидно, обольстившись изобилием земли. Но в итоге потерял все, и что имел изначально, и что накопил в течении жизни на этих изобильных землях. История Лота учит: будем же искать праведников и дружбы с ними, даже если это будет доставлять нам неудобства. Ведь и порочный круг общения толкает нас на компромиссы. Мотивация проста — это сулит определенные выгоды: связи, деньги, влияние. Может, именно по этой причине апостол Павел предупреждает афоризм «худые сообщества развращают добрые нравы» словами «не обманывайтесь». Выбор порочного круга общения – это действительно обольщение. Человек тратит усилия, а в конечном итоге теряет все. Так не лучше ли тратить эти усилия на то, что в конечном итоге принесет пользу?


Рецензии
Очень любопытная интерпретация текста, уважаемый автор пытается понять мотивы персонажей Торы, с позиции сегодняшнего дня… Очень много знаковых цитат. Вложено много труда, за что автору спасибо.
Однако, я бы предпочёл оценивать притчу в историческом контексте того мира и того времени.
Я бы предположил, что жители Содома , просто, требовали соблюдения местного обычая. По которому все пришельцы, кто пришёл в город, по делам бизнеса, должны отдать дань божеству города, во имя его благополучия. Можно было внести деньги в храм или они должны были отработать, некое время, в качестве «кдешот» или «кдешим»(жриц или жрецов любви), то есть принести, в символическую жертву, свои прелести. В тексте не сказано, что пришельцы внесли деньги, тогда от них требуется исполнить местный закон натурой.
Налицо противоречие в религиозном представлении о том, что есть добро и зло, у первобытного иудаизма Лота, с первобытными верованиями жителей Содома.

Сергей Дедал   07.05.2025 15:08     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и очень важные замечания!
Вы абсолютно правы, отмечая главное: "налицо противоречие в религиозном представлении о том, что есть добро и зло, у первобытного иудаизма Лота, с первобытными верованиями жителей Содома" , а также, я бы добавил, противоречия представлений о добре и зле в нашем мире и мире людей, живших в той древности, которую нам трудно представить, когда отцы посвящали своих детей божеству как проституток( кдешот и кдешим) для участия в храмовом культе;когда гостеприимный хозяин предоставлял гостю свою жену или невинную дочь в виде дружеского расположения.
Немного дополню .
Проституция в Израиле была строго запрещена: «Не должно быть блудницы (кдеша) из дочерей израилевых, и не должно быть блудника (кадеш) из сынов израилевых",
аналогичное можно сказать об инцесте (кровосмешении). Но эти запреты были введены значительно позже времен Лота и Содома и Гоморры и связывались с отступлением от Закона Моисея и обращением к идолопоклонству. В книгах «Левит» (Лев. 20:10-21) и «Второзаконие» — инцест называется «открытием наготы» родственников — и карался смертной казнью так же, как и нарушения запретов на внебрачные, гомосексуальные и зоофильные связи.Однако иудаизм и большинство направлений христианства исходят из того, что установленный позже запрет , как и любой другой закон, не может быть применён ретроактивно. Поэтому главное в истории Лота— не осуждение однополых связей или кровосмешения, а важность закона гостеприимства. Это был важнейший моральный императив — защищать гостей любой ценой. Не сделать этого считалось таким же плохим, как убийство.
Лот призывает толпу к соблюдению СВЯЩЕННЫХ законов гостеприимства:
«только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Быт.19:1-14). «Познать»- означает в первую очередь, моральное унижение гостей.
В этой истории отражена сексуально-религиозная традиция содомлян,
в соответствии с которой девственность или даже просто тела новоприбывших должны были отдаваться в ритуальное сексуальное использование жителям города в виде жертвы местным богам.После секса людей отпускали — такова была плата за вход в город, - и Это очень важное дополнение, на которое Вы обратили внимание. Это один из типичных видов древней сакральной проституции.Подобная « жертва» или ПЛАТА ЗА ВХОД В ГОРОД гостями Лота принесена не была, и именно этого ТРЕБОВАЛА толпа, крича : « Мы познаем их» . Это было своего рода требование от путников ритуального секса в виде платы за гостеприимство. Можно предположить , что мужчин в своих храмах "познавали" жрицы-гражданки, а женщин — жрецы-граждане Содома.
Об этой традиции содомлян упоминает и Талмуд.
Грех содомлян и жителей Гоморры состоял не в гомосексуализме, а в том, что они нарушали закон гостеприимства, непререкаемый, необходимый, нерушимый и священный для новых патриархальных культур, требующих уважения и предоставление приюта дя всех путешествующих. Согласно преданиям, содомляне говорили:
"У нас много хлеба, золота, драгоценных камней. К чему нам гости, прохожие да проезжие? Один убыток от них»....



Игорь Лощинин   09.05.2025 00:59   Заявить о нарушении