Релевантность и философия

О правиле релевантности поведения с точки зрения каббалы

В прикладном анализе поведения существует правило релевантности поведения. Оно гласит, что следует обучать лишь тем навыкам и формам поведения, которые с высокой вероятностью будут подкреплены в естественной среде индивида. Это правило помогает избежать вмешательств, не имеющих устойчивой пользы в реальной жизни человека.

С точки зрения каббалы, такое поведение можно сравнить с сосудом (кли), способным удержать свет (ор). Каждый поступок человека — это потенциальный сосуд. Но не каждый сосуд соответствует свету, который он должен принять. Когда поведение не соответствует внешней реальности или внутренней истине человека, оно остаётся пустым, как сосуд без формы. Такой сосуд, согласно учению Аризаля, подвержен «разбиению сосудов» — швират а-келим.

Рабби Моше Хаим Луцатто в «Пути праведных» пишет, что человек должен выбирать путь, ведущий к духовному возвышению, и избегать поступков, не несущих истинной пользы. Это перекликается с тем, что в бихевиоризме называют «естественным подкреплением» — ведь только действие, находящее отклик в жизни и среди людей, получает продолжение и становится частью пути человека.

Если мы обучаем ребёнка просить прощение после ссоры, мы не просто формируем социальный навык. Мы помогаем ему прикоснуться к свету хесед — милости, к единению, к гармонии. Такое поведение получает отклик в сердцах окружающих и в духовных мирах. Оно становится тем самым сосудом, который соединяется со светом.

Таким образом, правило релевантности поведения и каббалистическое учение о соответствии сосуда и света говорят об одном: настоящее поведение — это то, что живёт, продолжает себя, находит отклик, даёт мир. Всё остальное — шум и рассеивание.


Рецензии