Разговор двух философов
Место действия:
В одной неброской кофейнe, известной в провинциальном городе Н-ске, как место встречи разного рода интеллектуалов, близких к театру, кино, академической и около-научной сфере, сидели за чашечкой чая два философа. Их столик у окна с видом на бетонную стену вполне располагал к умному разговору. За стойкой — бариста, который выглядел так, будто когда-то тоже был философом, но под влиянием каких-то причин одумался и переключился на менее умственно-затратный промысел — варить кофе и подавать чай. На столе — парочка газет с карандашными пометками и пачка печенья "Философское", в которой каждая печенька содержит глубокомысленную цитату.
Действующие лица:
Первый Философ — слегка небритый человек в мятом пальто, с серьёзным выражением лица, будто вчера читавший Канта, а сегодня осознавший бессмысленность сотворения мира.
Второй Философ — полная противоположность первому, слегка выбритый человек в свитере, вязанном, похоже, на скорую руку, щеголевато держащий карандаш между сметливыми пальцами. На встречу он, по неизвестной причине, захватил с собой кактус, который одиноко будил воображение в центре свободного стула, стоящего неподалёку.
Первый философ, бросая "пробный шар" для начала беседы, задумчиво произнёс:
— Вот скажи, если я мыслю, значит, я существую. А если перестал мыслить и начал гуглить — каков мой статус?
Второй философ, жуя печенье, как затравку для разговора, не оставил фразу без ответа:
— Сложный вопрос. Недавно я по ошибке спросил у Гугла: "Как стать продвинутым альпинистом за 30 дней". Алгоритм предложил подписку на курс в Тибете и скидку на посещение буддийских храмов в джунлях.
— И что, помогло? — удивился первый собеседник.
— Нет, но теперь мне регулярно приходит реклама снаряжения по скалолазанью и виды вершин, никем пока не покорённых. Кажется, я на полпути к просветлению или сбою в системе — резюмировал второй собеседник.
— Иногда, мне кажется, что мы — всего лишь побочный продукт случайной загрузки Вселенной, — промолвил, глядя в сторону, первый оппонент.
— Да. Меня тоже стал чаще волновать изгиб Млечного Пути, — поддержал второй.
А ведь если посмотреть на мир с высоты, всё становится неважным, — мечтательно заключил первый.
— Особенно, если ты упал с табуретки. Сразу осознаёшь бренность бытия и потустороннюю твёрдость линолеума, — быстро среагировал второй.
— А если подумать: может, наша реальность — это чей-то дипломный проект? — с многозначительным вздохом предположил первый.
— Ну, тогда он, точно, не тянет выше троeчки. Посуди сам: зима в апреле; оскорбительная пародия на картину "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи на Олимпиаде в Париже; современный человек причиняет убытки другому человеку или группе людей, не получая при этом никакой выгоды и даже, возможно, неся убытки, — уверенно выпалил второй.
— Мы утратили связь с действительностью, — строго заметил первый философ.
— Не переживай. Это то, что существует независимо от твоих желаний. Особенно если твои желания проигнорированы с профессиональной строгостью, то есть происходит одно, пока ты планируешь совсем другое, — поддержал тему второй философ.
— Так ты хочешь этим сказать, — изрёк первый философ, осторожно подливая чай в треснувшую чашку, — что реальность объективна?
— Утверждаю, — ответил второй философ с видом, будто только что победил Пифагора в шахматы. — Я сегодня в неё даже ногой ударился. Весьма объективно.
— Но ведь ты мог удариться во внутреннюю проекцию материального объекта. Гегель бы сказал, что ты споткнулся о "в-себе-бытие", которое отказалось быть "для-себя"
— Я подозреваю, что Гегель просто часто падал с лестницы и пытался это как-то обосновать, — заметил второй. — Впрочем, его феноменология духа и правда напоминает восхождение по очень скользкой лестнице без перил.
Они оба рассмеялись. Смеялись непринуждённо, как философы, вначале сдержанно, потом с экзистенциальным надрывом, а затем с замедлением, на случай, если кто-то из летописцев вдруг начнёт записывать.
— А вот скажи, — продолжал первый, задумчиво крутя вместо карандаша, неотвечающего требованиям бытия, ложечку, — если Бог всемогущ, может ли Он создать настолько неоднозначную концепцию, что сам не сможет её доказать?
— Уже создал, — ответил второй. — Она называется "онтологическое доказательство". Даже Бог на полпути запутался.
— А как же Сократ? Он бы сейчас задал тебе тридцать вопросов, прежде чем выпить чай.
— Ага. А потом ещё бы сказал, что "Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого", и всё равно оказался бы прав, — усмехнулся второй философ. — Сократ был первым философским троллем. Просто он делал это в тунике и босиком.
Они замолчали, прислушиваясь к непредсказуемым порывам ветра на улице. Это напомнило им поведение разума неопределённого субъекта под давлением постмодерна.
— И всё-таки, — вдруг сказал первый, — зачем мы всё это обсуждаем?
— Потому что истина где-то рядом, — ответил второй. — Но, по несчастливому стечению обстоятельств, у неё слабая ориентация в пространстве, и она редко находит нас первой.
— А если серьёзно?
— Тогда, возможно, в этом мире, полном шумной бессмысленности, разговор двух ищущих — уже акт смысла. Даже если они спорят о том, существует ли смысл.
Первый философ кивнул. Он хотел что-то добавить, но потом передумал, не потому что не знал, что сказать, а потому что знал, что молчание — иногда громче любых трактатов.
— Ну что, — сказал он наконец, — может, ещё по чашечке?
— Только если ты пообещаешь, что мы не уйдём в солипсизм раньше десерта.
Они оба рассмеялись снова — легко, искренне, как люди, которые знают, что истина, возможно, недостижима, но дружба — вполне реальна.
Краем уха слушая интересную и содержательную беседу двух умных людей за столиком, бариста не уставал следить за тем, чтобы у именитых собеседников не кончался чай, никто и ничто не мешало полёту философской мысли. Их вера в то, что иногда самые глубокие постулаты приходят не из томов, а из улыбки собеседника напротив, передалась и ему.
В конце концов, истина, как печенье к чаю, если делиться ею вовремя, становится вкуснее. Особенно, если рядом тот, кто не боится крошек на столе и парадоксов в разговоре!
Свидетельство о публикации №225050200243
А-Автор
Я-Я
А:— "нуднейшие персонажи с философским уклоном."
Я:— А это точно меня может увлечь?!
А.— "я оказался неготовым к глубине мысли"...
Я:— Похоже, что автор надеется, что у меня иногда появляются признаки готовности к глубине мысли... Он слишком хорошо обо мне думает!) О! печенька появилась! Это мне знакомо!, но с надписью-"Философское"..
В чем я согрешила?.. Дальше веселей пошло: интересное описание внешности двух философов. Запомнилось главное- один Мятый и небритый. Второй- не очень мятый и даже слегка выбритый. Второй мне понравился больше- оригинал, таскающий за собой стройный кактус (хоть не на веревочке!) вот дОжил!
А:— "Первый задал вопрос:- Если я мыслю, значит, я существую? Каков мой статус?"
Я:— Ой, Мятый, мне бы твои заботы! Что ему ответил Полумятый?
Второй долго рассказывал про рекламу... с печенькой во рту... СкуШняк, но одна фраза меня заинтересовала:
А:— "Меня тоже стал чаще волновать изгиб Млечного Пути"
Я:— Я вздрогнула от приятной мысли: неужели сейчас речь пойдет о женщинах?! Но, они заговорили о табуретке!.. Затем быстренько перескочили на дипломный проект.
А:— "Мы утратили связь с действительностью", строго заметил первый философ."
Я:— Полумятый успокоил:"-Не переживай! Реальность объективна."
Дальше собеседники вспомнили Пифагора, и очень кстати Гегеля!
Я ничего не поняла, но автор утверждает, что...
А:— "Они оба рассмеялись. Смеялись непринуждённо, как философы, вначале сдержанно, потом с экзистенциальным надрывом".
Я:— Чего?!.. Даже посмеяться не могут по-человечески!
А:— "Даже Бог на полпути запутался."-произнес первый спорщик.
Я:— Э, нет ,крамольные мысли не для меня! Похоже, что и второй тоже испугался и быстренько перевел разговор на Сократа.
А:— "Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого".
Я:— Я знаю! Я такую пословицу-скороговорку часто слышала!
Мудрецы замолчали. В это время к ним и пришло ОЗАРЕНИЕ!
А:—" И всё-таки, — вдруг сказал первый, — зачем мы всё это обсуждаем?"— Потому что истина где-то рядом, — ответил второй и пошарил рукой вокруг.
Я: —Я обрадовалась, что " мальчики" стали смеяться, значит дело пошло на коду. А я так и не стырила у них печенье!.. И не разгадала тайну привязанности к грустному кактусу!
Тогда последнее слово автору:
А:— "В конце концов, истина, как печенье к чаю, если делиться ею вовремя , становится вкуснее. Особенно, если рядом тот, кто не боится крошек на столе и парадоксов в разговоре!
Уважаемый автор, Вы же знаете, что философия не для женского ума! И я это сейчас продемонстрировала. А хотите еще доказательство, что женщины применяют свою философию, но в исключительных случаях?..
http://proza.ru/2020/11/19/755 ДИОГЕНЫЧ.
Любовь Витт 04.11.2025 17:27 Заявить о нарушении
Ким Федоров 04.11.2025 22:46 Заявить о нарушении
