Владимир Одоевский. Очерк личности с помощью цитат
"Истинно, смотря на них, я более и более уверяюсь, что истинное счастие может состоять только в том, чтоб все знать или ничего не знать, и как первое до сих пор человеку невозможно, то должно избрать последнее" - нет ничего хорошего в незнании (как и в физическом бессилии, например) Т.е. связь тут обратная: если ты уже счастлив, то всё, можешь больше не искать новых знаний - но отсутствие знаний вовсе не приводит к счастью! Другое дело, что наш мир напичкан (и так всегда было) ложными, поддельными, лукавыми псевдознаниями, которые приводят к заблуждениям, которые, в свою очередь, приводят к несчастью...
"Ты, я чаю, думаешь, что я не только влюбился, но даже женился, – ты ошибаешься. Я занят совсем другим делом; я пью – и знаешь ли что? чего не выдумает безделье! я пью – воду…" - хм... Как-то это всё оригинально звучит... То знать ничего не хочет, то пить, то жениться. Воду пьёт... - а ест хоть?
"Впрочем, будем справедливы: молодой человек имел благородную, пылкую и добрую душу: но чего не задавило преступное воспитание гнилого и раздушенного века! Радуйтесь, люди расчета, сомнения и существенной пользы! радуйтесь, защитники насмешливого неверия во все святое! расплылись ваши мысли, все затопили, и просвещение и невежество. Где встанет солнце, которое должно высушить это болото и обратить его в плодоносную почву?" - вот только что я об этом же писал! Т.е. он понимает... (Если человек понимает троицу, потихоньку должно его болото высушиваться. Это понимание как земля и насос и как жаркое солнце... С этим пониманием климат и почва улучшаются до самого благодатного состояния - но очень постепенно...)
"А бедный барон! Если бы он знал, какое нежное участие принимали в нем дамы, если бы он знал все добродетели, открытые ими в его особе! Его всегдашняя сонливость была названа внутренним страданием страстного мужа; его глупая улыбка знаком непритворного добродушия; в его заспанных глазах они нашли глубокомыслие; в его страсти к висту – желание не видеть жениной неверности или сохранить наружное приличие." - эти перетолкования - вечная история. Дуализм всего позволяет и лукавить и искренно ошибаться, следуя за толпой и какими-то личными хотелками...
"А кто всему виною? Сперва басурманы, которые портят наших красавиц, а потом маменьки, которые не умеют считать дальше десяти. Вот вам и нравоучение" - у него и юмор, и мысль... Почему его никто даже в России не знает?! И я не знаю! Кто он такой?! (Заглянул в био - широтой интересов, интенсивностью, направлениями и даже внешним видом он и на меня похож! Настоящий русский интеллектуал...)
"продолжись оно – и русские подумают, что они в самом деле такие же люди" - вот сейчас Путин правит достаточно долго и в русских укрепились независимость и самоуважение (а то всё больше на запад молились, считали себя черт знает, чем)
"Знаешь ли, мне кажется, что я уж долго не проживу, – да и что за жизнь моя? – это цепь бесконечных терзаний" - мне тоже так казалось с молодости! И без "бесконечных терзаний" у меня и дня не проходит (даже час трудно найти свободный от них)
"Себастиян плавал в своей стихии: албрехтово огромное хранилище книг и нот было ему открыто. Утром он изощрял свои силы на различных инструментах, особливо на клавихорде, или занимался пением; в продолжение дня он выпрашивал у знакомого органиста ключ от церковного органа и там, один, под готическими сводами, изучал таинства чудного инструмента" - вспомнил "доктора Фаустуса" Томаса Манна... Одоевский всю жизнь проводил за подобными занятиями (обожал Баха, кстати!) - и даже работал в каких-то хранилищах, музеях и т.д.
"Одни приписывали упадок его глухоте, поразившей Бетховена в последние годы его жизни; другие – сумасшествию, также иногда омрачавшему его творческое дарование; у кого вырывалось суетное сожаление; а иной насмешник вспоминал, как Бетховен в концерте, где разыгрывали его последнюю симфонию, совсем не в такт размахивал руками, думая управлять оркестром и не замечая того, что позади, его стоял настоящий капельмейстер; но они скоро снова принимались за смычки и, из почтения к прежней славе знаменитого симфониста, как бы против воли продолжали играть его непонятное произведение" - приходилось и бетховенами интересоваться в те времена (но выглядит он тут не очень!)
"Вскоре Бах сделал страшное открытие: он узнал, что в своем семействе он был – лишь профессор между учениками. Он все нашел в жизни: наслаждение искусства, славу, обожателей – кроме самой жизни; он не нашел существа, которое понимало бы все его движения, предупреждало бы все его желания, – существа, с которым он мог бы говорить не о музыке. Половина души его была мертвым трупом!" - сочинял биографию Баха? Ведь о нем, по-моему, очень мало сохранилось сведений. И вроде никакой настоящей славы не было.... Т.е. он просто хотел сказать, что за "искусствами" нельзя забывать о жизни и душе - и это действительно крайне важно...
"Но этот голос потерялся в толпе: все прислушивались к словам двух дипломатов, которые толковали о каком-то споре, случившемся между кем-то во дворце какого-то немецкого князя" - сейчас тоже важные голоса не слушают - все по-прежнему увлечены политикой (или религией, искусством, футболом и т.д.) Но и я сам такой же! Хотя и автор явно важного голоса!
(Но предстоит, и уже началось, ещё большее падение - в игромании. Искусства, религии и т.д. будут казаться забытыми вершинами цивилизации...)
"чем более человек обращает внимания на свои вещественные потребности, чем выше ценит все домашние дела, домашние огорчения, речи людей, их обращение в отношении к нему, мелочные наслаждения, словом, всю мелочь жизни, – тем он несчастливее" - опять он про счастье... Его ведь ни у кого нет на сколько-нибудь регулярной основе. Но мыслит он опять правильно: надо стараться быть крупным, а не мелким человеком (но не переходить при этом к общественному пафосу!)
"Да! я уверился, мой друг: невежество не спасенье" - вот и я о том же (см. первый фрагмент)
"Мыслить не значит жить, ибо мысль есть следствие жизни. Действовать не значит жить, ибо действие есть следствие мысли" - в правильном направлении мыслит (!) Живёт душа, а мыслит голова. Но тут взаимосвязь: и мысль есть следствие жизни и жизнь есть следствие мысли. ..."Действовать" можно и телом, и душой, и мыслью, поэтому действование является жизнью, если сопровождается душевными движениями - чувствами и ощущениями...
"А может быть, я художник такого искусства, которое еще не существует, которое не есть ни поэзия, ни музыка, ни живопись, – искусство, которое я должен был открыть и которое, может быть, теперь замрет на тысячу веков: найди мне его! может быть, оно утешит меня в потере моего прежнего мира!" - вот это замах! Вот это прозрение! Да, традиционные "искусства" очень узки; и это просто ремесла, на самом деле.
Я именно в этом направлении и работаю: синтез и движение к реальности
И про утешение тоже интересно: мы не ищем преображения себя, мы лишь хотим утешиться в своем плачевном положении - или вовсе ищем средство от скуки...
(Почему замахи какого-нибудь чокнутого Ницше сразу подхватывают, а о замахах таких людей не издают ни звука?!)
"Зарождать в голосе своем творческое произведение и ежечасно умирать в муках рождения!.. Смерть души! – как страшна, как жива эта смерть!" - душа у него в центре, т.е. самое главное у него в правильном месте. Он не желал продавать душу за "произведения", не хотел порабощать себя им
"то есть загрубил мои чувства, покрыл их какою-то непроницаемою покрышкою, сделал их неприступными для всякого другого мира" - сегодня загрубятся, завтра опять обострятся...
"Эта женщина была не младенец; представь себе миньятюрный портрет прекрасной женщины в полном цвете лет, и ты получишь слабое понятие о том чуде, которое было перед моими глазами; небрежно покоилась она на своем мягком ложе, и ее русые кудри, колеблясь от трепетания воды, то раскрывали, то скрывали от глаз моих ее девственные прелести. Она, казалось, была погружена в глубокий сон, и я, жадно вперив в нее глаза, удерживал дыхание, чтоб не прервать ее сладкого спокойствия" - только волосы скрывали "ее девственные прелести"?!
"покоилось существо удивительное, невыразимое, неимоверное – словом, женщина, едва приметная глазу!" - опять мне это кажется оригинальным юмором. Он был милым чудаком
"Не знаю, как начать мне мое письмо; ты меня почтешь сумасшедшим; ты будешь смеяться, бранить меня…" - смеялся только что (а браниться и считать других сумасшедшими бабы любят - драться ведь не могут и ума не имеют)
"Катя девушка премилая, послушлива, неговорливая; женившись на ней, я кончу глупую тяжбу и сделаю хоть одно доброе дело в жизни: упрочу благосостояние людей, мне подвластных" - я тоже мог бы пойти на такой вариант: любви нет, но девушка неплохая и выгоды имеются (правда, вряд ли радовался потом , и не сбежал бы - слишком тягостно, когда рядом существо и нелюбимое и не очень умное)
"Катеньке, дочери моего соседа; мне наконец удалось заставить говорить ее, и я узнал, что она не только имеет природный ум и чистое сердце, но еще совсем неожиданное качество: а именно – она влюблена в меня по уши" - тоже соблазнительный вариант: сам не любишь, но зато тебя любят, да ещё и умна (выгод, правда, нет; да и долго ли её любовь протянет? А без любви она слушаться не будет)
...Женский ум и женская чистота слишком обманчивы; сильно вникать надо, её любить и ей помогать надо, чтобы не обмануться и чтобы не развалилось всё...
"Мы, гордые промышленники XIX-го века, мы напрасно пренебрегаем этими книгами и даже не хотим знать о них. Посреди разных глупостей, показывающих младенчество физики, я нашел много мыслей глубоких; многие из этих мыслей могли казаться ложными в XVIII-м веке, но теперь большая часть из них находит себе подтверждение в новых открытиях: с ними то же случилось, что с драконом, которого тридцать лет тому почитали существом баснословным и которого теперь отыскали налицо, между допотопными животными" - физикой с естествознанием тоже интересовался на высоком уровне! (Я, кстати, пытался вникать даже в Эйнштейна... - с помощью "Деревенского О.Х." - это псевдоним, на самом деле его зовут Андрей Гришаев... Кстати, похоже, он уже почти запрещён в поисковиках... По крайней мере, в "Хроме" теперь ничего не найти... Хотя было множество и других учёных...
"Разные глупости" прописались в физике с самого начала - и до сих пор в ней обитают в великом множестве.... Люди то пренебрегают стоящими вещами, а то совсем напротив, ценят дрянь...)
"Элементарные духи, – говорит автор, – очень любят людей, и довольно со стороны человека малейшего усилия, чтоб войти в сношение с ними; так, например, для того чтоб видеть духов, носящихся в воздухе, достаточно собрать солнечные лучи в стеклянный сосуд с водою и пить ее каждый день" - отличная фантастика и притча. Мысли тоже носятся и желают войти в сношение с людьми, и подобны они солнечным лучам - собирайте их в свои сосуды... И само солнце в свои души для счастья собирайте...
"Роясь в библиотеке моего дядюшки, я нашел рукописную книгу, в которой содержались разные рецепты для вызывания элементарных духов" - та же тема. Из био: у него был "мистический период". В принципе, ничего удивительного и криминального - в жизни столько химерического, призрачного и виртуального, что трудно не заплутать и в эту сторону (тем более, что рядом такие дядюшка, тетушка и бог весть, кто ещё)
"Я понял, наблюдая вблизи этих господ, отчего безнравственность так тесно соединена с невежеством, а невежество с несчастием: христианство недаром призывает человека к забвению здешней жизни; чем более человек обращает внимания на свои вещественные потребности, чем выше ценит все домашние дела, домашние огорчения, речи людей, их обращение в отношении к нему, мелочные наслаждения, словом, всю мелочь жизни, – тем он несчастливее; эти мелочи становятся для него целию бытия; для них он заботится, сердится, употребляет все минуты дня, жертвует всею святынею души, и так как эти мелочи бесчислен ны, душа его подвергается бесчисленным раздражениям, характер портится; все высшие, отвлеченные, успокоивающие понятия забываются; терпимость, эта высшая из добродетелей, исчезает, – и человек невольно становится зол, вспыльчив, злопамятен, нетерпящ; внутренность души его становится адом" - та же цитата в развернутом виде. Да, переизбыток хлопот, перегруз, причём достаточно бессмысленный не может не портить характер
"Началось тем, что соседи мои надоели мне до смерти; правду ты мне писал, что я напрасно сообщаю им мои иронические замечания об ученых и что мои слова, возвышая их глупое самолюбие, еще больше сбивают их с толка. Да! я уверился, мой друг: невежество не спасенье. Я скоро здесь нашел все те же страсти, которые меня пугали между людьми так называемыми образованными, то же честолюбие, то же тщеславие, та же зависть, то же корыстолюбие, та же злоба, та же лесть, та же низость, только с тою разницею, что все эти страсти здесь сильнее, откровеннее, подлее, – а между тем предметы мельче. Скажу более: человека образованного развлекает самая его образованность, и душа его по крайней мере не каждую минуту своего существования находится в полном унижении; музыка, картина, выдумка роскоши – все это отнимает у него время на низости…" - замечательно пишет (хотя свои преимущества и недостатки у работяг и свои - у образованных. Тут своего рода равновесие и взаимодополнение. Как пример: есть апостолы из народа, но есть и апостола Павел... Ведь троица велика и многогранна - на одной грани преуспеешь, а на другой проиграешь...)
"Катенькой и которую можно бы почесть исключением из общего правила, если б она также не имела привычки прижимать язычок к зубам и краснеть при каждом слове, которое ей скажешь. Я бился с нею около получаса и до сих пор не могу решить, есть ли ум под этою прекрасною оболочкою, а эта оболочка в самом деле прекрасна. В ее полу-заспанных глазках, в этом носике, вздернутом кверху, есть что-то такое милое, такое ребяческое, что невольно хочется расцеловать ее" - отлично написано. Ум есть, но недалекий, близорукий, только под носом видит
"Одного они не понимают во мне: как я, будучи прекраснейшим человеком, не пью пунша и не держу у себя псовой охоты; но надеюсь, что они к этому привыкнут и мне удастся, хотя в нашем уезде, убить это негодное просвещение, которое только выводит человека из терпения и противится его внутреннему, естественному влечению: сидеть склавши руки…" - а что ещё богачам делать? Сейчас они не изменились, и даже охоты с глинтвейном случаются, не только пиво и плебейский футбол... (Чем и кем именно можно просветить, увеличить свет в человеке, если уж евангелия их не просветили? Знанием того, что дважды два - четыре? Ницше с Фрейдом?)
"Но все эти господа так радушны, так гостеприимны, так чистосердечны, что я их от души полюбил; ты па можешь себе представить, как меня прельщает их полное равнодушное невежество обо всем, что происходит вне их уезда; с каким наслаждением я слушаю их невероятные суждения о единственном нумере "Московских ведомостей", получаемом на целый уезд; в этом нумере, для предосторожности обвернутом в обойную бумагу, читается по очереди все, от привода лошадей в столицу до ученых известий включительно; первые, разумеется, читаются с любопытством, а последние для смеха, – который я разделяю с ними от чистого сердца, хотя по другой причине; за то пользуюсь всеобщим уважением" - сейчас ситуация точно такая же, только информаций "про лошадей" огромный избыток, скучать не приходится (хотя всё же зевая смотрим, читаем). Далековат он был от народа, гораздо дальше моего - ну, так и происхождение у него было княжеское
"В самом деле, я здесь по крайней мере хладнокровнее, нежели в городе, и доктора очень умно сделали, отправив меня сюда; они, вероятно, сделали это для того, чтоб сбыть меня с рук; но, кажется, я их обману: сплин мой, подивись, почти прошел; напрасно думают, что рассеянная жизнь может лечить больных в моем роде; неправда: светская жизнь бесит, книги также бесят, а здесь, вообрази себе мое счастие, – я почти никого не вижу, и со мной нет ни одной книги!" - про деревню пишет?! Воля, природа - таких чудовищных размеров богатство, что как можно её променивать на какие-то цацки, квартирки, машинки (тем более, что никто не мешает иметь их и там, если всё устроить по умному)
"ростовщик, беспрестанно занятый учетом процентов; чиновник, в канцелярском педантизме забывающий истинное назначение службы; человек, в низких расчетах забывающий свое достоинство, – посмотрите на этих людей в их домашнем кругу, в сношении с подчиненными – они ужасны: жизнь их есть беспрерывная забота, никогда не достигающая своей цели, ибо они столько пекутся о средствах для жизни, что жить не успевают!" - замечательно... Чтобы чувствовать жизнь, приходится выпить... Но ведь виноваты не только люди, а прежде всего государственная матрица, она всех перемалывает. Да и на помещика или капиталиста разве тогда было легко работать? И сколько платили, чтобы чувствовать себя без забот? Скорее эти мысли актуальны в наше время, когда многие гонятся за царскими хоромами и машинами (впрочем, всё равно имеют свободное время для жизни, но вместо этого пялятся в экраны - и я пялюсь)
Я даже думаю, что государства, их религии и культуры , сознательно держат людей в темноте: "просвещают" их в школах так, что это "просвещение" на весь век уже становится всем отвратительно. "Просвещают", по сути, ложью, а истинные вещи замалчивают - и ярчайший пример в этом роде: запрет перевода евангелий на русский язык! (Разрешили только тогда, когда мозги у людей были уже слишком изуродованы и затраханы, когда книжек стало столько, что и не отыскать евангелий...)
"увидел бездну, разделяющую мысль от выражения" - не думаю, что такая пропасть существует, что есть бессловесные мысли. Другое дело, что можно томиться какими-то чувствами и ощущениями и быть не в силах в них разобраться с помощью слов и мыслей...
"Жаль! – говорили миряне, проходя на другой день мимо пепелища, – дом-то красильщика сгорел; только что было начал разживаться, да и сам, говорят, не выскочил, сердечный" - любого пожалеют не больше, поэтому ни на кого оглядываться не стоит. Все интересуются политикой, футболом, искусством, наукой , домами (!) и т.д. - но только не людьми
"Так протекли долгие годы; старик не старился, золото его не истощалось, но был ли он счастлив, того не знал никто; замечали, что часто посреди шумного веселья мрачная грусть являлась на лице графа. До счастливца доходил невнятный говор толпы: – Верно, бес его мучит, – говорили одни. – Занят государственными делами, – говорили другие" - бес через государства любит мучать (да и через любую власть, через любого идола, через обожествленных баб, через любую идею-фикс)
В общем, я бы его из пятого ряда в первый вытащил (вместо Пушкина-Пупкина, например)
Свидетельство о публикации №225050200334