Эразм Роттердамский. Очерк личности с помощью цита

Эразм Роттердамский

"А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами" - просвещенные философы занимаются идеологическим обеспечением всего, в том числе, и войн...
"Сводники, воры, мужланы, должники..." - да мы все такие, наша трудная жизнь неизбежно сопровождается грехами... (Только убийцы и подонки стоят особняком - и многие подонки на войну совсем не стремятся - хотя бы потому, что не являются патриотами)

"Но ежели ничего нет нелепее, чем трактовать важные предметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь таким манером, чтобы она отнюдь не казалась чушью" - и то и другое процветает и в наше время. Из мух производятся слоны, а из слонов  мухи. Любимое занятие даже  тех, кто себя подонком не считает...

"Блаженна жизнь, пока живешь без дум" - наоборот: пока жизнь хороша, можно не думать (отказ от дум не приводит к блаженству... - хотя если ты  променял ломание головы на прогулку на природе, то некоторое блаженство тебе действительно обеспечено)

«Вовремя глупым умей притвориться – всех будешь мудрее» - или шлангом, или добряком... Да и умником в иной  ситуации... Школа лицемерия

"Природа во многих смыслах скорей мачеха, нежели мать: ведь наградила же она смертных, особливо тех, кто чуть-чуть поумней, печальной склонностью гнушаться своего и ценить чужое" - себя принимают глупцы и умники, а вот промежуточные, серединные люди (т.е. огромное большинство) вечно не удовлетворены, вечно всё  путают, и для них хорошо там, где их нет. В глубину они не проникают, поэтому вечно озираются и высматривают что-то на поверхности...

"Устранить ложь – значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывают к себе взоры зрителей" - перефразируя известный афоризм "хлеба и зрелищ!": "дайте сладость и  красивость!" - приходится лгать, исключительно чтобы удовлетворить эти требования. Реализм  как простой хлеб - а хочется вкусненького,  захватывающих приключений , звонких рифм и благородного пафоса...

"Ведь поэты, как говорит пословица, вольный народ, все дело которого в том и состоит, чтобы ласкать уши глупцов разной чушью и нелепыми баснями" - разве уже в те времена была куча подобных поэтов?! (Наверняка были востребованы и при дворах и на народных праздниках... - но почему мы никого из них уже не знаем... Наверное, миллионы канули в лету...)

"В глупости женщины – высшее блаженство мужчины" - может ощутить своё превосходство - но и намучается по полной программе (тоже и женщины, но уже применительно к мужицкой чёрствости, жёсткости и злобе)

"Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?" - отсутствие  ума заметил, а отсутствие доброты - нет (и слабость тоже не заметил - хотя тогда люди , конечно, были посильнее, покрепче)
И опять это  вопрос о курице и яйце: государства сами создают глупость и злость, а не только создаются ими

"Человек должен любоваться самим собой: лишь понравившись самому себе, сумеет он понравиться и другим" - глубоким мыслителем его никак не назовешь, достаточно очевидные вещи расписывал и даже был не чужд самодовольству. (Но и я не чужд! И ведь беда в том, что даже очевидные любому здравому смыслу вещи в нашем мире государств и корпораций находятся в полном загоне)

"Как ничего нет глупее непрошеной мудрости, так ничего не может быть опрометчивее сумасбродного благоразумия" - "сумасбродное благоразумие", гм... - по-моему, это у него какая-то непрошеная мудрость...

"Как вы думаете, может ли полюбить кого-либо тот, кто сам себя ненавидит? Сговорится ли с другими тот, кто сам с собой в разладе? Какой приятности ждать от того, кто сам себе опостылел и опротивел? Никто, полагаю, не дерзнет утверждать, будто нечто подобное возможно, – разве что будет глупее самой Глупости" - верит только в линейную логику, как будто не знает, что в жизни парадоксы встречаются на каждом шагу... Евангелие от Иоанна 12.25: "Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную" (более ясный перевод: "Тот, кто любит свою жизнь, тот потеряет ее, но кто возненавидит свою жизнь в этом мире, тот сохранит ее для вечной жизни" - у большинства переводчиков именно такой смысл) В этом ложном мире наша душа слишком отравлена, чтобы нам только любить её; в ней мути полно... (Та же ситуация и с умом и с телом)

"От меня же вы услышите речь, не подготовленную заранее и не обработанную, но зато тем более правдивую" - он хотел сказать про искренность - заблуждаться и говорить ложь с глупостями он будет не менее; тем более, что думал мало

"самая низкопробная дрянь всегда приводит толпу в восхищение, ибо значительное большинство людей, как уже сказано, заражено глупостью" - вот ведь прицепился к людям, которые глупее даже его самого... Не завидует ли чужим успехам у толпы... Достаточно глупо вот так  швыряться односложными ругательствами (расстроился, дал волю чувствам - и так до сих пор ни разу не вспомнил про доброту - что, кстати, очень глупо... Мы все глупцы - и глупы вдвойне, если так не считаем...)

"В самом деле, разрешая игры людям всякого звания, справедливо ли отказывать в них ученому, тем более если он так трактует забавные предметы, что читатель, не вовсе бестолковый, извлечет отсюда более пользы, чем из иного педантского и напыщенного рассуждения?" - во что поиграть захотел, в  танчики? Забавных предметов ему захотелось, а даже телевизора нет...

"Сумасбродом называю я всякого, не желающего считаться с установленным положением вещей и применяться к обстоятельствам, не помнящего основного закона всякого пиршества: либо пей, либо – вон, и требующего, чтобы комедия не была комедией" - пьяница осуждает сумасброда и нелюбителя комедий, чуть в драку не лезет от того, что ему кайф обломали...

"Но Глупость с удивительной легкостью гонит прочь и стыд и страх. Однако лишь немногие смертные понимают, сколь выгодно и удобно никогда не стыдиться и ни перед чем не робеть" - не понял логики, но вообще да: у многих вместо ума смелость - и она не менее ценна, чем ум (всю жизнь жалею, что у меня ее мало... Надеюсь, хотя бы в старости раскрепоститься - ведь уже совсем нечего терять)

"Но ведь заблуждаться – это несчастье, говорят мне; напротив, не заблуждаться – вот величайшее из несчастий!" - что-то он тут напутал... - мог бы сказать как в евангелиях: "идите узким путем, а не широким, общепринятым". Лучше искать и ошибаться, чем жить  банальными штампами...

"Свойство этих обычаев таково, что чем больше в них глупости, тем полезнее они смертным, ибо если жизнь печальна, она не заслуживает даже названия жизни. А жизнь непременно будет печальной, ежели не изгонять рожденную с нею вместе тоску подобного рода забавами" - то всё глупость бичевал, а сейчас по-моему обратный ход: оценил смелость глупцов  и их веселые забавы...

«Сходные вещи сближать привыкли великие боги» - кого-то цитирует? Сходные вещи и так сближены... Привычки неких великих богов, блин...

"Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, – что может быть ближе к глупости?" - как такие порочные, слабые люди оказались у тебя в друзьях?! Может, их слабость и твоя глупость прекрасно дополняют друг друга?! (И глупо же друзьям перечить, тыкать в глаза, обвинять их в онанизме...)

"Что пользы в юности, ежели к ней примешана закваска старческой печали?" - а как ты её примешаешь? (Вообще, смеси, синтезы всегда плодотворны)

"Кому не мерзок и не кажется чудовищем мальчик с умом взрослого человека?" - где он таких мальчиков встречал? Есть вундеркинды и они умнее любых взрослых, но только в своей области  и есть мальчики, прошедшие суровую жизненную школу, они не умнее, но зато гораздо опытнее тех же взрослых - и тех и других я очень уважаю и люблю...

"одна только глупость способна удержать быстро бегущую юность и отдалить постылую старость" - бег тоже омолаживает. Постылая старость только у проживших глупую потребительскую жизнь - потреблять в старости уже не хочется, а вот немощи и болезни добавляются - в этом смысле баланс меняется на минус...

«Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость» - как глупец догадается скрыть свою глупость и зачем будет глупо скрывать свою мудрость мудрец? (И кто из нас первый, а кто второй?! На лбу-то не написано)

"Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных, таких, которые привыкли повторять: «Будь что будет». А мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают" - на каждом шагу он видит мудрецов?! А дураков любит не только фортуна, но и аварии.  ... Просто государство - это заведомо дурацкая система и в ней именно дуракам хорошо делать карьеру и деньги... Что касается бизнеса, то да, смелость поможет - но через раз, если нету ума. Сегодня разбогатеешь, завтра раззоришься, уступишь место новым смелым дуракам... И с государством смелый дурак, занявшись традиционным воровством и коррупцией, через раз будет удачлив... В общем, мечтаю соединить мудрость со смелостью...

Общее впечатление другое, чем раньше... - или теперь я ко всем буду относиться иронично и пренебрежительно? ...Всю жизнь по капле  выдавливал из себя раба - почтение перед авторитетами....


Рецензии