Блез Паскаль. Очерк личности с помощью цитат

Блез Паскаль

"22 (367). Могущество мух: они выигрывают сражения, отвлекают наши умы, грызут наши тела" - а что про комаров забыл? (Может, жил в пустыне?!)
Грызут только некоторые  осенние мухи (и только они же способны отвлечь)

"Люди не заботятся об уважении к себе в тех городах, где они проездом. Но стоит им там немного задержаться, как они начинают об этом заботиться. Задержаться на сколько? На время, соразмерное отпущенной нам краткой, пустой жизни" - опять нелепостью попахивает. Определенное уважение - норма в любом месте и в любой ситуации. (Задержусь я где-нибудь и начну усиленно требовать уважать себя?!)

"Почему вы убиваете меня, когда за вами преимущество? Я безоружен. – Как, разве вы не живете на другом берегу? Друг мой, если б вы жили на этом берегу, я был бы душегуб, и убивать вас таким способом было бы несправедливо. Но коль скоро вы живете на другом берегу, я храбрец, и это справедливо" - ничего не понял, какой-то бред сивой кобылы

"Мы никогда не задерживаемся в настоящем. Мы вспоминаем прошлое; мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг, или вспоминаем прошлое, чтобы остановить его мимолетность" - очередная пустопорожняя дичь. Мы все  застряли в бесконечном настоящем... Будущее редко приходится предвкушать, прошлое - редко останавливать

"Слепо веруя в какую-то идею, человек подчиняется ей, перестает быть самим собой: не он владеет идеей, но она овладевает им" - теперь у нас букварь для дебилов, банальщина в кубе (как и все банальщины, не очень-то верная: идеи всегда владеют нами! Как отличить, ты владеешь идеей или она тобой?! Великолепные идеи всегда ослепляют - они ослепительны! И что значит "перестал быть самим собой"? - перестал быть скучным собой, стал воодушевленным собой..).

"Людей с самого детства обязывают заботиться о своей чести, о своем достатке, о своих друзьях, а также о достатке и чести друзей, их изнуряют всякими делами, изучением языков, упражнениями; им внушают, что они не будут счастливы, если их здоровье, честь, имение, а также здоровье, честь, имение их друзей не будут в хорошем состоянии, и что отсутствие хотя бы одного из этих благ принесет им несчастье. Так их нагружают обязанностями и заботами, заставляя суетиться с рассвета. Странный способ делать людей счастливыми, скажете вы; что можно придумать лучше этого, чтобы сделать их несчастными? Как что: надо только отнять у них все эти заботы, и тогда они взглянут на себя, задумаются, кто же они такие, откуда они пришли, куда идут; им нельзя дать слишком много занятий и развлечений. Вот почему их так неустанно готовят к делам, а если выпадет им несколько свободных минут, советуют употребить их на забавы, игры и постоянно чем-то себя занимать. Сколько пустоты и мерзости в сердце человеческом" - людей, которые заботятся о друзьях, называет "мерзкими" (в остальном, очередная банальность: трудоголизм и разнообразные забавы и игрушечки  - наше всё в борьбе с внутренней пустотой. Причем, успех тем относительнее, чем глубже человек, чем объемистее его внутренний котлован - мне, например, в этом смысле приходится исключительно тяжело...)

"Почему хромой нас не раздражает, а раздражает хромающий ум? Потому что хромой признает, что мы ходим прямо, а хромающий ум полагает, что это мы хромаем. Иначе мы бы испытывали к нему жалость, а не гнев. Эпиктет задает вопрос еще резче: почему мы не обижаемся, когда нам говорят, что у нас болит голова, но обижаемся, когда говорят, что мы дурно рассуждаем или принимаем неверное решение" - у него самого исключительно хромая писанина! Именно хромая... (Хромые ещё как раздражают, если тормозят нас - ну и т.д. и т.п., тут хромой бредятиной является абсолютно всё)

"Эта собака моя, говорят бедные дети. Это мое место под солнцем. Вот начало и образ всех беззаконий на земле" - требует, чтобы все говорили "я не я и собака не моя"?! Очередной дивный бред.
Паскаль - учёный, т.е. технарь, а технарь и бред - это всегда друзья-товарищи, они все минимум десятину бредятине платят... (Бог жестоко наказывает всех  кто от него отворачивается - технарь божественное тело хочет заменить машиной, живую божественную душу презирает  или вообще не признает, а вместо живого божественного ума у него зазубренные схемы, чертежи, измы...)

"Кто откроет тайну, как радоваться благу, не огорчаясь от сопутствующего зла, тот решит задачу. Это вечное движение" - избавляться надо от такого спутника! (Хочет не избавиться, а только научиться закрывать глаза на плохое - хочет научиться врать самому себе)

"Все это от ужасов человеческой жизни. Взглянув на них, люди ударились в развлечения" - очередной бред. Люди в ужасе в развлечения не ударяются!  Ими заполняют пустоту. Хотя от тяжёлых мыслей и состояний тоже можно попытаться отвлечься... От ужасов люди устремляются , например,  в религии. Или в другим своим любимым идолам, в которых видят спасательный круг

"Все люди по природе своей ненавидят друг друга. Они как могли использовали свои страсти, чтобы заставить их служить общественному благу. Но это только притворство и подделка под милосердие, в глубине нет ничего, кроме ненависти" - я, кажется, понял: он ведь был ужасным мучеником и все эти мысли производил в состоянии сильнейшей боли, и больше для того, чтобы забыться - в таком состоянии и мои мысли были бы  хромыми и ненавидящими людей... Только так его надо понимать - и прощать.

"Так что же есть человек в природе? Ничто по сравнению с бесконечностью, все по сравнению с небытием, середина между ничто и все; он бесконечно далек от постижения крайностей; цель и начала вещей надежно скрыты от него непроницаемой тайной" - "всё"... "ничто"... - он действительно бесконечно далек от каких-либо постижений (крайности, кстати, очень яркие и однозначные, поэтому их как раз постичь легче всего - трудно постичь ситуацию в разгоревшейся битве, увидеть правильную тропку в хаосе и буреломе...)

"Сознавать себя несчастным – это несчастье; но сознавать, что ты несчастен, – это величие." - ?! Нет слов. Старался быть несчастным величественно (хромые мысли тоже для величия? Тогда не прощаю...)

"Воображение всем владеет; оно создает красоту, праведность и счастье, к чему стремится мир" - удалось что-то вообразить, о чем-то помечтать да и ладно (но ужасы воображение ещё легче рисует)

"Какая суетность: мы восхищаемся картиной за то, что на ней похоже изображены такие вещи, которыми мы вовсе не восхищаемся в натуре" - картине тоже досталось (и всем вещам, на ней изображённым) До картин ли, когда, к примеру, зуб болит

"Познание Бога без познания своего ничтожества приводит к гордыне. Познание своего ничтожества без познания Бога приводит к отчаянию" - это не он открыл, а так это лучшая мысль (думаю, ему не удалось познать ни то, ни другое, ни бога, ни себя... Или и то и другое, но именно по-отдельности - в нем чувствуются и гордыня, и отчаяние... Бог таких религиозных людей предельно абстрактен и похож на пенопластовый поплавок - он не даёт утонуть, да, но это не крылья для полёта в божье небесное царство, гордыня и отчаяние с ним обеспечены...

"Нужно уметь сомневаться, где следует, быть уверенным, где следует, а где следует – покоряться" - и где "следует"?! (Где укажут? Где общепринято?)

"Прошлое и настоящее для нас средства; только будущее – наша цель. И таким образом, мы вообще не живем, но лишь собираемся жить, и постоянно надеемся на счастье, но никогда не добиваемся его, и это неизбежно" - проклинает мысли о будущем, на него ополчился, и оно ему мешает... Если бы настоящее было прекрасным, мы бы мигом забыли и прошлое и  будущее (хотя, скорее всего, они были бы частью нашего счастья)

"Нужно знать самого себя. Пусть это не поможет найти истину, но поможет хотя бы правильно устроить свою жизнь, а это самое благое дело" - что такое "истина"? (ещё Пилат спрашивал) И что такое "знать самого себя"? (И уж наверняка знать одно невозможно без знания другого). Конечно, мы все "знаем самих себя", ведь имеем дело с собой всю жизнь, каждую секунду, причем даже изнутри - и все хотим устроить свою жизнь "правильно"... - но никогда не получается на все сто процентов... (Я не знаю, на сколько процентов моя жизнь "правильна"...)

"Чем умнее человек, тем больше он находит оригинальных людей. Заурядные люди не находят разницы между людьми» - умный, наверное, должен умных искать?!  И кто у нас  "оригинальный"? (Знаю только двух: Пьер Ришар и Андриано Челентано)

"Счастье заключается только в покое, а не в суете» - ясное дело... - хотя  от  счастливого возбуждения тоже можно суетиться (и покой откуда берется? - от гармонии. Ты не будешь покоен, если в тебе дисгармония и несчастье)

«В любви молчание дороже слов. Хорошо, когда смущение сковывает нам язык: в молчании есть свое красноречие, которое доходит до сердца» - женщины в любом состоянии любят чирикать. Да и Паскаль, судя по всему, был из разговорчивых; он не столько мыслил, сколько болтал - в том числе, болтовней заглушал свои боли. (Поболтал и о молчании!)

"Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число» - я тоже против любых убийств - и даже против нынешних тюрем... Но это большая тема... Вообще, гораздо важнее стимулы, а не запреты, поощрения, а не наказания. И исправляет преступника не тюрьма, а контакт с троицей - с природным, с душевным и с умным... (Может быть, самых худших людей на перевоспитание должны брать самые лучшие люди?!)

«Выше всех ценятся те благородные поступки, которые остаются неявными» - некому ценить, ведь не явные (удивительно, он ведь математик, а у него на каждом шагу даже элементарная логика хромает. Или пишет неважно - допустим, в данном случае имеет  в виду самооценку и просто написал неправильно...)

"Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» - а ума не замечает?! Скромно умолчал о чужом уме, даже в добром расположении духа умными людей не считает...

«Сердце – истинный рычаг всего великого, и имеет доводы, которых не знает разум» - под "сердцем" всегда имеется в виду "душа".  Но душа на рычаг очень мало похожа (ее сила - доброта; этой силы не имеет разум, но и силы разума -  ума - не имеет душа. Но они прекрасно знают друг про друга! И они обе истинные, обе великие... - как и сила тела, кстати...)

В общем, не порадовал Блез, быстро всю его чепуху забуду...


Рецензии