17. 1 Стадии развития сознания
(Стр. 251) « … в «Проекте Атман» была впервые представлена модель Уилбер-II , в которой намечены семнадцать стадий от рождения до просветления. Кроме того, в неё входят стадии бардо, соответствующие состоянию после жизни, до зачатия и до рождения (линия фронтально/душевного или эволюции/инволюции). …
Я дал очень краткие, но достаточно всесторонние описания каждой из семнадцати стадий. Особое внимание я обратил на изменения мотивации, познавательной способности, самоощущения, восприятия пространства и времени, аффекта, типов целостности, самоконтроля, социализации, морали, страха и вины, ясности восприятия и ужаса смерти в ходе развития всех этих аспектов на протяжении семнадцати стадий. …
Я ясно показал, что эти семнадцать стадий имеют дело с эволюцией сознания у воплощённого человеческого индивида (то есть с фронтальной эволюцией). Помимо этих семнадцати стадий эволюции были представлены все сферы бардо (и инволюции) в соответствии с тибетской моделью, которую я более или менее целиком принимал для этих сфер (поскольку это наиболее полная, а в некоторых аспектах – единственная модель таких состояний). Я особо сосредоточивался на трёх бардо или «промежуточных» состояний, которые начинаются сразу после смерти (с непосредственным погружением в высшую Цель и Основу, то есть Дхармакайю) и, в конце концов, заканчиваются при зачатии или в пренатальном состоянии – это общая траектория, которая включает в себя от каузального к тонкому, а потом к грубому, в конце концов, завершаясь возрождением в пренатальном (грубом теле-уме) – тем самым покрывая всю дугу инволюции (от предельного к каузальному, к тонкому и к грубому).
Согласно тибетской модели, за каждым из этих инволюционных «нисхождений» в бардо следует «забывание» (амнезия) по мере того как самость спускается во всё более плотные формы (от каузальной до тонкой и грубой). Таким образом, ранняя самость эмбриона и новорожденного действительно приходит «в облаках великолепия» - но, продолжал я – эти инволюционные сферы и источники всё в большей степени забываются по мере того как начинается и проходит через свои семнадцать стадий эволюция в грубой сфере. Каждая из этих эволюционных стадий «разворачивает» то, что было «свёрнуто» в инволюционном движении, через «воспоминание» (анамнезис) высших и трансцендентальных сфер, «утерянных» в процессе инволюции. Это также означает, что вся семнадцатиэтапная последовательность приводится в движение всеохватывающим желанием возвратить Цель и Основу Дхармайи, которая непосредственно переживалась не у груди матери, а в изначальной Лучезарной Пустоте. Иными словами, движущей силой всей эволюционной последовательности является Проект Атман.
Однако, замечал я, эта инволюционная последовательность состояний бардо – не просто что-то происходящее после жизни и до перерождения. Фактически, это сама структура опыта данного момента: мы непрерывно замыкаемся от безконечности в формах схватывания, переживания, познания и воления. В «Проекте Атман» я сформулировал это так: «Вся инволюционная последовательность не только действительно имела место до рождения человека – человек заново разыгрывает всю эту последовательность от момента к моменту. В каждый момент человек является Буддой, Атманом, Дхармакайей, - но точно так же, в каждый момент он оказывается «мистером Икс», отдельной самостью, изолированным телом, явно ограничиваемым в своих проявлениях другими изолированными телами. В начале этого и любого другого момента каждый индивид – Это Бог в форме Ясного Света; но к концу того же момента – через мгновение ока – он уже оборачивается изолированным эго. И то, что происходит «между» началом и концом момента тождественно тому, что происходило «между» смертью и новым рождением как это описано в «Бардо Тодрол (Тёдол?)» (Тибетской книге мёртвых).
… эту общую модель также можно сформулировать, используя терминологию Ауробиндо: существует то, что Ауробиндо называет глубиной самостью или психическим существом, которое переселяется, и существует фронтальная самость, которая развивается или эволюционирует в каждой явленной жизни».
Психическое существо носитель сознания самости? Душа?
«Семнадцать стадий – это фундаментальные стадии фронтального бытия; они развёртываются в эволюционную последовательность в ходе явленной индивидуальной жизни (хотя они также отражают устойчивые онтологические уровни бытия – фактически, Великую Цепь бытия).
За фронтальной самостью и существом, способным к переселению (что бы вы под этим ни подразумевали, от микрогенетики – в настоящий момент – до реального перерождения «из жизни в жизнь»), скрывается глубинное или психическое существо, которое в существенной мере причастно к самому психически/тонкому уровню и, следовательно, причастно к глубокой (хотя и промежуточной) трансцендентальной способности и способности свидетельствования (которая также является предельной основой системы самости в явленной эволюции). Как мы видели тибетцы описывают этот глубинный уровень как «неразрушимую каплю» (психически/тонкий уровень, как он проявляется в каждом индивиде; кроме того, именно так я использую термин «душа») – сущность или тигле, которая переносит карму из рождения в рождение, пока не воссоединится с предельной Лучезарной Пустотой.
Таким образом, любое воспоминание «очевидца» из пренатального и неонатального состояний обусловлены не реальной структурой фронтального сознания, неразрывно связанного с матерью, но «облаком великолепия», которое психическое существо может всё ещё интуитивно помнить. «Великолепие» этого «припоминания» - это не великолепие сосущего грудь младенца или «динамической основы» единства матери и младенца, но великолепие промежуточного состояния. Через которое он только что прошёл. Другими словами, любые «облака великолепия» в доэгоический период не обусловлены доэгоическими структурами (или «физикодинамическими процессами»).
Сходным образом, эта модель (Тибетский буддизм/Ауробиндо/Уилбер-II помещают субъекта этих воспоминаний в психическое существо, а не во фронтальное сознание, для которого на этой стадии, в любом случае, практически не имеется нейрональной основы. Согласно тибетской модели, доступ к этому психическому существу всё в большей степени утрачивается по мере развёртывания эволюции в грубом теле-уме (которая, по моей модели проходит через семнадцать стадий фронтальной эволюции, в ходе которой на реальной психической стадии – в осевой точке-7 – в сознании на первый план начинает выходить глубинное психическое существо, в конечном счёте, утверждающееся в качестве каузального Свидетеля, который неявно присутствовал на каждой предыдущей стадии как ядро системы самости, её актуальное сознание на любом конкретном уровне, ноне выступает как уровень развития, и не утверждается в качестве своего собственного условия, пока не достигнут каузальный уровень, который в конечном счёте растворяется в Недуальном».
То есть до определённой точки развития сознания, точки-7, человек живет земной жизнью, и лишь потом в нём пробуждается глубинное психическое существо? Запрограммировано ли это эволюцией сознания человека? Подвержены ли этому все люди или только часть?
«Точно так же предельное Единство, которое утрачивается, и возвращение которого столь страстно желанно – предельное Единство, составляющее единственное и высшее стремление в сердце каждого холона – это Единство представляет собой предшествующее Единство Дхармакайи, а не единство новорожденного к груди матери (который, как мы видели, вовсе не един со «всем» миром). Проект Атман приводится в движение желанием актуализировать в эволюции то, что было утрачено в инволюции, и эта актуализация через фронтальное сознание развертывается примерно на семнадцати стадиях – со всеми их взлётами и падениями».
Свидетельство о публикации №225050200379