Гамбурги на Чёрном море
А у нас на фронте этот гидросамолёт был известен под названием «Гамбург-138» или «Гамбург-140». Судя по всему, дали ему такую кличку потому, что он выпускался на крупнейшей судостроительной фирме Блом унд Фосс в Гамбурге. Между прочим, всего было выпущено 297 штук таких гидросамолётов различных модификаций.
На Чёрном море немцы применяли гидросамолёты ВV 138 из состава 125-й и 131-й групп дальней морской разведки (нем. Seeaufklаrungsgruppe 125 и Seeaufklаrungsgruppe 131), которые проводили разведку и противолодочное охранение морских конвоев, выполняли задачи по спасению команд и пассажиров терпящих бедствие кораблей, а также лётчиков с упавших в море самолётов.
Сначала, в конце 1941 года 3-й отряд (эскадрилья) 125-й группы (нем. 3.(F)/SAGr. 125) стал базироваться в румынской Констанце. В 1943 году на Чёрном море появился также 1-й отряд (эскадрилья) 125-й группы (нем. 1.(F)/SAGr. 125), а в 1944 году добавился и 1-й отряд (эскадрилья) 131-й группы (нем. 1.(F)/SAGr. 131). Эти три отряда ВV 138 активно действовали до августа 1944 года, то есть фактически до самого конца войны на Чёрном море.
По конструкции BV 138 представлял собой летающую лодку двухбалочной схемы с тремя двигателями. Два двигателя монтировались на носке крыла в гондолах, являющихся продолжением хвостовых балок. Третий крепился на пилоне над фюзеляжем.
Экипаж ВV 138 состоял из 5 человек, для которых на борту находилась кухня и даже комната отдыха с тремя гамаками. Благодаря этому, лётчики могли более-менее сносно питаться и отдыхать за время 16 – 18-часового полёта.
Большая продолжительность полёта сделала ВV 138 очень эффективным патрульным самолётом, наличие трёх-четырёх огневых точек с хорошими зонами обстрела позволяло ему довольно успешно защищать себя, а прочность корпуса позволяла выдерживать тяжёлые повреждения от огня противника.
В качестве оборонительных средств, на вооружении гидросамолёта была 20-мм пушка MG 204, два 13-мм пулемёта MG 131 и один пулемёт МG 15. Кроме того, обычно к самолёту подвешивались три-шесть 50-кг бомб или две-четыре 150-кг глубинных бомбы.
Интересно отметить, что, не имея полной информации об этом гидросамолёте, наши лётчики и моряки зачастую принимали его за торпедоносец. В донесениях отмечались даже случаи уничтожения таких «торпедоносцев».
Например, 2 апреля 1942 года на траверзе Анапы, якобы, с торпедоносцами вёл бой заместитель командира 7-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота капитан В. Е. Чернопащенко. На своём истребителе МиГ-3 он, как утверждают советские документы, сбил «один торпедоносец «Гамбург-140». Потом лётчик стал преследовать второй немецкий самолёт. Догнал его, сблизился и, отрубив винтом ему хвост, вместе с торпедоносцем скрылся в морской пучине». Правда, как выяснилось уже сейчас, Чернопащенко вёл бой не с BV 138, а с бомбардировщиками Не 111. К тому же, таран он совершить не успел, так как был сбит бортовым огнём экипажей «Хейнкелей».
Фактически, первую потерю на Чёрном море «Морские драконы» понесли 5 июня 1942 года. Тогда BV 138C-1 W.Nr. 310074 (7R+DL) из состава 3./SAGr.125, во время разведывательного полёта, из-за отказа мотора, упал в море. При этом погибли 3 лётчика: пилот Uffz. Wilhelm Nieswand, наблюдатель Ltn. Heinz Gereke, 03.02.1914, и бортмеханик Uffz. August Schick. Другие 2 лётчика спаслись на лодке. Между прочим, командир экипажа Ltn. Heinz Gereke в этот день был награждён Германским Золотым крестом.
Ровно через три месяца 5 сентября второй BV 138C-1 W.Nr. 310068 (7R+AL) из состава 3./SAGr.125 не вернулся из разведывательного полёта в восточную часть Чёрного моря. Пропали без вести 5 лётчиков: пилот Uffz. Lothar Schrecke, наблюдатель Ltn. z. S. Karl-Heinz Thomsen, бортрадист Uffz. Albert Janke, бортмеханик Uffz. Richard (Reinhard) Bein и бортстрелок Uffz. Hubertus Glogauer.
Советским лётчикам-истребителям всё чаще приходилось вести воздушные бои с гидросамолётами. При этом иногда они докладывали о сбитых «Гамбургах».
Так, 10 сентября один Гамбург-138 на траверзе Геленджика атаковало звено ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Б. М. Литвинчука из 32-го авиаполка. Лётчики были уверены, что сбили гидросамолёт, однако немецкие документы этого не подтверждают.
Не всегда подтверждались и результаты действий «Гамбургов» против советских подводных лодок. Хотя, в некоторых случаях, подлодки действительно гибли примерно в указанное время. Одним из таких случаев является не разгаданная пока до конца гибель М-118 (командир – капитан-лейтенант С. С. Савин). По немецким данным, утром 2 октября она была потоплена глубинными бомбами гидросамолётом BV 138 в районе мыса Бурнас. Правда, по другим данным, подлодка погибла на день раньше – 1 октября. Когда именно затонула М-118 – ещё предстоит узнать.
Вернёмся, однако, к противостоянию «Сталинских соколов» с «Гамбургами».
К примеру, четвёрка пилотов ЛаГГ-3 во главе с капитаном Е. М. Рыжовым из 7-го истребительного авиаполка 21 октября доложила об уничтожении одного Гамбурга-140 в районе Адлера. Документы противника по этому поводу хранят молчание.
А вот выписка из сводки о действиях советских войск Северо-Кавказского фронта:
«27 октября. С 12 ч. 20 м. до 16 ч. 20 м. два немецких самолёта, торпедоносца «Гамбург-140» в охранении МС-109 летали в пределах видимости постов СНИС, расположенных на мысе Джубга и в сел. Головинка. В 12 ч. 50 м. они сели на воду в 150 кабельтовых от сел. Лазаревское. В 13 ч. 15 м. два наших торпедных катера вышли на поиск торпедоносцев с 14 ч. 32 м. до 14 ч. 39 м., торпедные катера и самолёт-торпедоносец безуспешно обстреляли друг друга. В 14 ч. 39 м. пять наших самолётов ЛАГГ-3 атаковали вражеские торпедоносцы и прикрывавший их МС-109, при этом один торпедоносец был сбит».
Однако и на этот раз желаемое было выдано за действительное.
Интереснейшее описание воздушного боя с «Гамбургом» есть в книге известнейшего черноморского лётчика Героя Советского Союза М. В. Авдеева «У самого Чёрного моря»:
— Внимание, внимание! На траверзе Гудауты — «Гамбург-138».
— По машинам!
Томашевский идет в паре с Кособьянцем, Клюков — с Сиковым. С КП полка мы наводим их на цель.
Заметив наши ЛаГГ-3, гитлеровец, используя старый прием, стал круто снижаться. Вот уже поплавки его коснулись воды, по морю побежали две белопенные дорожки. Томашевский пикирует. Бьет с дистанции всего каких-нибудь ста метров. Старается попасть по моторам и кабине пилота. «Гамбург» взлетает, бешено огрызается. Его задний стрелок ведет пушечно-пулеметный огонь.
Второй ЛаГГ-3 пытается зайти с хвоста на бреющем, и… — мы никак не ожидали такого — «Гамбург» начинает сбрасывать глубинные бомбы. Высокие смерчи воды встают над морем, заставляя истребитель подняться выше. Опять неудача!
Томашевский повторяет заход. Кажется, он решил умереть, но достать огнем ненавистную машину. Бьет. Есть попадание! «Гамбург» резко потянуло на нос. Пилот справился, быстро выровнял самолет, только лодкой задел за воду. И снова продолжал лететь. Лететь с креном на правое крыло и с дымящимся правым мотором. Лететь, огрызаясь с еще большей яростью, чем прежде.
В атаку заходит Клюков. Фашисты встречают его огнем. Снаряд перебивает ему трос руля поворота. Второй разрывается в правой плоскости. Клюков вынужден уходить на аэродром.
В бой вступает Сиков. Меткая очередь — и у Гамбурга загорелся правый мотор. Но гитлеровец не теряется: он бросает самолет из стороны в сторону, маневрирует, уклоняясь от огня истребителя.
Теперь очередь за Кособьянцем. Ему уже легче: товарищи вывели из строя стрелков, прикрывавших хвост «Гамбурга». Заход. Второй. Третий. Резко накренившись, фашистский самолет врезается в волну.
Осталось только уточнить, что описываемый бой произошёл 24 ноября, а вели его лётчики 6-го гвардейского истребительного авиаполка старшие лейтенанты В. М. Клюков, Н. Н. Сиков, Н. Г. Тимошевский и лейтенант А. И. Кособьянц. Увы, несмотря на красочное описание гибели вражеского самолёта, в немецких документах потеря «Гамбурга» и его членов экипажа не отмечена.
Гораздо больше потерь «Морские драконы» стали нести с 1943 года.
Например, 20 января в районе болгарской Варны получил повреждения BV 138A-1 W.Nr. 372 (7R+RL) из состава 3./SAGr.125. При каких обстоятельствах это произошло – не понятно. Зато известно, что никто из лётчиков не пострадал.
А вот для BV 138C-1 из состава 3./SAGr.125 разведывательный полёт 1 февраля закончился аварией: гидросамолёт упал в районе мыса Такыл. При этом погиб Ltn. z. S. Harry Mueller.
В течении июля были потеряны три «Морских дракона».
2 июля не вернулся из разведывательного полёта над Чёрным морем BV 138C-1 W.Nr. 310099 (7R+ML) из состава 3./SAGr.125. Весь экипаж из пяти лётчиков пропал без вести: пилот и командир отряда Obltn. Walter Leiteritz, 21.04.1908, наблюдатель Ltn. Heinz Malies (Marlies), 12.03.1922, бортрадист Uffz. Karl Mategka, бортмеханик Fw. Arnold Ludwig (Ladwig) и бортстрелок Ogefr. Paul Pieske.
Буквально на следующий день 3 июля при необычных обстоятельствах был потерян BV 138C-1 W.Nr. 310069 (7R+CH) из состава 3./SAGr.125. При движении на поплавках по Севастопольской бухте произошёл непредвиденный казус: из самолёта выпала одна глубинная бомба. Взрывом этой бомбы гидросамолёт был разрушен, а все лётчики получили травмы различной степени. Пострадали пилот Gefr. Eduard Kalweik (Kalweih), наблюдатель Gefr. Otto Schorn, бортрадист Gefr. Franz Buschel (Buechel), бортмеханик Uffz. Hans Craemer и бортстрелок Ogefr. Max Gruber.
Вскоре, 6 (7) июля, из противолодочного полёта в район Pl.Qu. 3582 не вернулся BV 138C-1 W.Nr. 310134 (7R+CL) из состава 3./SAGr.125. Пять лётчиков пропали без вести: пилот Ltn. Karl-Heinz Lehmann, 10.02.1923, бортрадист Ofw. Karl Nilson, бортмеханик Uffz. Heinz Hering (Herry), бортстрелок Uffz. Martin Leichsenring и бортстрелок Ogefr. Hermann Jetter.
Драматические события для обеих воюющих сторон произошли в среду 6 октября. Тогда отряд советских кораблей в составе лидера «Харьков» (командир – капитан 3 ранга П. П. Шевченко), эсминцев «Беспощадный» (командир – капитан 3 ранга В. А. Пархоменко) и «Способный» (командир – капитан 3 ранга А. Н. Горшенин) проводили набеговую операцию против Ялты и Феодосии.
При этом корабли встретили активное противодействие противника. Уже в 2 часа ночи отряд был обнаружен «Гамбургом», который тут же сообщил об этом «кому следует». На основе этой информации немецкие торпедные катера S-28, S-42, S-45, S-51 и S-52 подходах к Феодосии атаковали эсминцы «Беспощадный» и «Способный», впрочем, безрезультатно. При этом S-45 (командир – Oberleutnant zur See Guеnther Lutherer) был поврежден снарядом с эсминца «Способный». По кораблям открыли также огонь вражеские береговые батареи.
Лидер «Харьков» обстрелял Ялтинский порт 104 осколочно-фугасными снарядами (при этом, к сожалению, было разрушено несколько домов и погибли мирные жители), а эсминцы от обстрела Феодосии отказались, но обстреляли 2 быстроходные десантные баржи.
Какое-то время за отрядом кораблей следил с воздуха BV 138C-1 W.Nr. 130110 (7R+HH) из состава 1./SAGr.125. Радист гидросамолёта постоянно сообщал в штаб информацию о движении кораблей, идущих уже обратным курсом к берегам Кавказа.
Юго-восточнее Ялты гидросамолёт BV 138 подвергся нападению двух истребителей «Киттихаук» из 30-го отдельного разведывательного авиаполка. Собственно, воздушного боя, как такового, не было. Первой же атакой в 8 часов 10 минут немецкий самолёт был сражён лейтенантом А. Д. Карповым.
Как писал в своей книге «Гневное небо Тавриды» Герой Советского Союза В. И. Минаков (бывший лётчик 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка):
«Для экипажа «Гамбурга» атака оказалась неожиданной, огня он открыть не успел. Оба пучка трасс истребителей потонули в его фюзеляже. Александр был много наслышан о неуязвимости и неприступности этого гидросамолёта, приготовился ко второму заходу. Но «Гамбург» неуклюже накренился на крыло, «посыпался» и врезался в воду».
Из состава экипажа 2 немецких лётчика были подобраны из воды и взяты в плен моряками эсминца «Способный». Однако по непонятным причинам поднятые на борт эсминца немцы были тут же расстреляны по приказу командира корабля.
Как бы то ни было, по данным противника, все пять лётчиков – пилот Ltn. Harry Kremer, наблюдатель Hptm. Hans Croemer (Roemer), бортрадист Uffz. Jacob Burens, бортстрелок Uffz. Gerhard Biskup и бортмеханик Ofw. Helmut Schwippert – числятся пропавшими без вести.
Тем временем, начиная с утра до вечера немецкие пикировщики Ю-87 из III./StG.3 совершили на отряд советских кораблей пять налетов: в 8 часов 39 минут, в 11 часов 50 минут, в 14 часов 10 минут, в 14 часов 40 минут и в 18 часов 10 минут. В результате, все три корабля были потоплены в центральной части Чёрного моря.
Высланные на помощь отряду 1 тральщик, 7 сторожевых катеров, 8 торпедных катеров и 1 буксир смогли подобрать 118 человек из экипажей кораблей, но всё же 780 моряков погибли. Это была огромная трагедия для всего Черноморского флота и зловещую роль в этой драме сыграли пресловутые «Гамбурги».
При неизвестных обстоятельствах 10 ноября получил повреждения BV 138C-1 W.Nr. 130177 (7R+KH) из состава 1./SAGr.125. Насколько серьёзно был повреждён гидросамолёт – неизвестно, однако как записано в документах противника, в течение 3 – 4 недель, он был отремонтирован.
26 ноября черноморские соколы отрапортовали об уничтожении ещё одного «Гамбурга-140». Произошло это при атаке вражеского морского конвоя смешанной группы из 5 Пе-2 капитана А. К. Кондрашина (40-й бомбардировочный авиаполк) и 4 истребителей Як-1 капитана С. Е. Карасёва из 11-го гвардейского авиаполка. Правда, в немецких источниках никаких упоминаний об этой потере нет.
Зато реальную потерю «Гамбурги» понесли 3 декабря. Тогда, при возвращении из ночного разведывательного полёта, в 1 час 6 минут при посадке на румынский аэродром Мамая упал и разбился в районе острова Орид гидросамолёт BV 138C-1 W.Nr. 311014 (7R+GL) из состава 3./SAGr.125. Погибли 4 лётчика: пилот Ofw. Karl Wilhelm, наблюдатель Ltn. z. S. Guenther Arnold, бортрадист Uffz. Emil Wagenbrenner и бортмеханик Ofw. Ernst Machinieck (Machinek). А вот бортстрелку Uffz. Karl-Heinz Wernhoehner (Armoehner) в общем-то повезло: он отделался травмой. Хотя непонятно, как при фактической потере всего экипажа, сам самолёт, по немецким данным, был лишь повреждён на 25 или 50%.
1944 год был очень напряжённым для германской авиации на Чёрном море, при этом «Гамбурги» несли довольно ощутимые потери.
Так, уже 16 января при взлёте на сопровождение конвоя, в результате непроизвольного столкновения с землей в районе Варны упал BV 138C-1 W.Nr. 311048 (7R+CL) из состава 3./SAGr.125. Самолёт получил тяжелейшие повреждения (75%), то есть, фактически, был уничтожен. Из экипажа погибли два лётчика: наблюдатель Ltn. z. S. Harald Kistenmacher, 10.03.1922, и бортмеханик Fw. Karl Treckmann.
В то же время, «Гамбурги» довольно успешно действовали против подводных лодок. Например, есть мнение, что 30 января именно в результате атаки BV 138 в 60 – 80 милях юго-западнее Туапсе была потоплена советская подводная лодка Л-23 (командир – капитан 3 ранга И. Ф. Фартушный). Так это или нет – единодушного мнения среди историков нет.
Через две недели с небольшим – 18 февраля – штормом был выброшен на берег и разрушен BV 138C-1 W.Nr. 130180 (7R+BL) из состава 3./SAGr.125. Судя по всему, произошло это в районе Варны.
Тяжёлым для «Гамбургов» выдался апрель месяц.
В среду 12 апреля при выполнении разведывательного полёта в юго-восточной части Чёрного моря был потерян BV 138C-1 W.Nr. 130185 (7R+BH) из состава 1./SAGr.125: в 17 часов 5 минут, он был сбит в воздушном бою в районе Pl.Qu. 5475. Интересно, что по советским данным, пилот истребителя «Киттихаук» из 30-го отдельного разведывательного авиаполка старший лейтенант А. Д. Карпов сбил в районе Севастополя «Гамбург-138» в четверг 13 апреля. Вполне вероятно, что какая-то из сторон допустила ошибку в дате. Как бы то ни было, весь экипаж гидросамолёта – пилот Fw. Kurt Fischer, наблюдатель Lt. Gerhard Loy, 10.08.1922, бортрадист Uffz. Hans Bornwasser, бортстрелок Ogefr. Friedrich Tatje и бортмеханик Ogefr. Siegfried Wichmann (Buchmann) – значится пропавшим без вести.
Ещё об одном успехе в борьбе против подводных лодок доложил 16 апреля экипаж одного «Гамбурга». Около 16 часов западнее Севастополя этот экипаж обнаружил всплывшую субмарину, на которую были сброшены бомбы. По докладу пилота, в лодку были достигнуты попадания трёх 50-кг бомб. В подтверждение этого, лётчик представил сделанные им фотографии. Можно предположить, что была атакована Л-6 (командир – капитан-лейтенант Б. В. Гремяко). Подлодка действительно не вернулась из боевого похода, но погибла она от бомб «Гамбурга» или по другим причинам – не известно до сих пор.
18 апреля в 6 часов 50 минут BV 138C-1 W.Nr. 311045 (7R+EL) из состава 3./SAGr.125 вылетел на сопровождение морского конвоя «Afrika». На свою базу гидросамолёт не вернулся. Предположительно, он был сбит в воздушном бою в районе Крыма. Пропали без вести пять лётчиков: пилот Fw. Walter Fritsch, наблюдатель Ltn. Fritjof Voigt, 14.09.1923, бортрадист Uffz. Rudolf Engel, бортстрелок Uffz. Heinz Krueger и бортмеханик Uffz. Paul Schaefer.
Такая же судьба постигла 22 апреля BV 138C-1 W.Nr. 310154 (8L+BH) из состава 1./SAGr.131: при сопровождении морского конвоя «Lothar» его сбили в воздушном бою в районе Pl.Qu. 3553. Четырём лётчикам – пилоту Uffz. Wilhelm Wagner, наблюдателю Ltn. Gerhard Kaufer, бортрадисту Uffz. Josef Fink и бортстрелку Ogefr. Heinz Krause – удалось спастись. А вот бортмеханику Uffz. Heinrich Sonnen не повезло, он погиб.
На следующий день 23 апреля едва не отлетался BV 138C-1 (7R+DH) из состава 1./SAGr.125. Сопровождая морской конвой, «Гамбург» в районе Pl.Qu. 2581 подвергся нападению пяти русских бомбардировщиков (или истребителей?). В ожесточённом воздушном бою гидросамолёт получил 80 попаданий, но смог вернуться на свой аэродром.
Если о результатах всех предыдущих атаках «Гамбургов» подводных лодок можно лишь строить различные догадки, то результат атаки 25 апреля подтвержден документально. Тогда в 12 часов 25 минут один BV 138 обстрелял пулемётным огнём лодку в районе между Геленджиком и Туапсе. Оказалось, что под удар «Гамбурга» попала … своя же немецкая подводная лодка! Это была U 18 (командир – Oblt. z. S. Karl Fleige). К счастью, для немцев, подлодка получила лишь незначительные повреждения от нескольких пуль, попавших в рубку.
26 апреля при возвращении из разведывательного полёта разбился и затонул в районе Варны гидросамолёт BV 138C-1 W.Nr. 310108 (8L+FH) из состава 1./SAGr.131. Погибли 3 лётчика – наблюдатель Obltn. Hans-Werner Risch, бортмеханик Ogefr. Helmut Haertel и бортстрелок Uffz. Heinz Petersen. Различные травмы получили 2 лётчика – пилот Uffz. Gerhard Sellner и бортрадист Uffz. Siegfried Andreas.
«Сталинские соколы» из 6-го гвардейского истребительного авиаполка в начале мая отчитались об уничтожении трёх «Гамбургов».
Сначала, 3 числа, два гидросамолёта Гамбург-140 сбила в районе Херсонесского маяка четвёрка пилотов Як-9, среди которых был старший лейтенант А. Ф. Иванов. Увы, документы противника эти потери не подтверждают.
Затем, 6 числа, на траверзе Севастополя один Гамбург-138 сбил в паре с другим лётчиком младший лейтенант Б. Т. Акулов. Да, в документах противника зафиксирована потеря BV 138C-1 из состава 2./SAGr.131, но, якобы, по техническим причинам.
Всё же 8 мая черноморские лётчики добились небольшого, но явного успеха. По немецким данным, в этот день BV 138C-1 из состава 3./SAGr.125 во время сопровождения морского конвоя «Pappel» был атакован 8 – 10 русскими истребителями. В бою «Гамбург» получил лёгкие повреждения – буквально 2%, как отмечено в документах. Правда, при этом был убит бортрадист Uffz. Gerhard Drechler. Остальные лётчики – пилот Obltn. Willi Steinigweg, наблюдатель Ltn. Karl Schoene, бортмеханик Uffz. Franz Eujawa и бортстрелок Uffz. Herbert Klinger – не пострадали.
Любопытно, что по советским данным, в тот день помощник командира 6-го гвардейского истребительного авиаполка майор С. Е. Войтенко доложил об уничтожении на траверзе Севастополя одного Гамбурга-138. Правда, здесь наш лётчик немного ошибся: он действительно сбил вражеский самолёт, однако это был не BV 138, а Do 24 из 7.Seenotstaffel.
Уже упоминавшийся здесь Герой Советского Союза В. И. Минаков в своей книге «Гневное небо Тавриды» красочно описал бой с «Гамбургами», состоявшийся 12 мая:
«На аэродроме готовились к вылету четыре торпедоносца. Ведущий Киценко, с ним повторно летят Жестков, Новиков и Вальцев. Задача - уничтожить транспорт, неудачно торпедированный парой Жесткова.
- На этот раз не уйдет хитрый фриц! - поклялся Александр.
Конвой они нашли в другом составе: два транспорта - три и полторы тысячи тонн, один тральщик, три десантные баржи. Сверху прикрытие - четыре «Гамбурга-140». Ведущий решил атаковать оба транспорта парами, но Вальцев на развороте отстал и пристроился к паре Киценко. Три машины пошли в атаку на большой транспорт с правого борта, Жестков устремился на малый с левого. «Гамбурги» также разделились на две пары. Наши истребители уже успели перескочить конвой, развернулись с опозданием.
Особенно досталось самолету Жесткова, отбивавшемуся в одиночку. Стрелок-радист Сергей Игумнов едва успевал перебрасывать турель, посылая короткие очереди в наседавшие с двух сторон вражеские гидропланы... Прямо перед носом низко летящей машины возник густой слой огня. Жестков резко отвернул и снова лег на боевой курс.
- Бей левого!
На какой-то момент они оказались на параллельных курсах с «Гамбургом». Сергей влепил в него длинную очередь. Фашист загорелся и врезался в воду...».
Вот только потерю этого «Гамбурга» документы противника не подтверждают.
Не повезло 25 мая экипажу BV 138C-1 W.Nr. 130108 (7R+PL) из состава 3./SAGr.125. При посадке на аэродром Мамая, гидросамолёт в 20 часов 48 минут по неизвестной причине упал в воду в 200 метрах перед побережьем. Погибли пилот Fw. Werner Herte и бортмеханик Uffz. Hans Juzl.
В течение июня – июля безвозвратных потерь среди «Гамбургов» не было. Разве что 30 июня один BV 138C-1 из состава 3./SAGr.125, вроде бы, получил некоторые повреждения. Однако подробностей этого случая нет.
Зато в конце августа немецкая авиация потеряла почти сразу три «Гамбурга», причём все – от метких ударов «Сталинских соколов». В том числе, в двух успешных боях принимал участие экипаж летающей лодки «Каталина» капитана К. И. Князева из 18-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи.
Первый воздушный бой «Каталины» капитана Князева, прикрываемой истребителями, произошёл 20 августа. Тогда, при выполнении разведывательного полёта, в районе Констанцы (Pl.Qu. 9415) был сбит BV 138C-1 из состава 1./SAGr.125. Все пять лётчиков – пилот Uffz. Oswald Tahlhammer, наблюдатель Ltn. Fritz Koch, бортрадист Uffz. Heinz Kopplio, бортмеханик Ogefr. Fritz Teufel и бортстрелок Fw. Rolf Jungjohann – пропали без вести. При этом экипаж успел доложить по радио, что в 10 часов 9 минут в районе Pl.Qu. 9587 на высоте 80 метров бортовым огнём был сбит один советский истребитель Ла-5.
Следующим утром 21 августа произошли ещё два воздушных боя, в которых были потеряны два «Гамбурга» из состава 1./SAGr.125 и два лётчика.
Один из гидросамолётов – BV 138C-1 (7R+KH) в период 7 часов 25 минут – 7 часов 32 минуты в воздушном бою с 1 летающей лодкой «Каталина» (капитана Князева) и 5 истребителями «Аэрокобра» (это по данным немцев) в районе Pl.Qu. 0571/25Ost получил тяжелые повреждения. В результате в 7 часов 34 минуты вышел из строя один боковой мотор, а в 7 часов 46 минут – средний мотор. Не имея больше возможности держаться в воздухе, самолёт произвёл вынужденную посадку на море в районе Pl.Qu. 9581/25Ost. В бою погиб 1 лётчик (бортрадист Uffz. Hans Neumann). Остальные лётчики, в том числе наблюдатель Ltn. Wolfgang (Wolf) von Zworowski, 18.02.1924, были в 8 часов 30 минут подобраны и спасены немецким гидросамолётом Do 24.
Не лишено интереса описание этого боя, взятое из наградного документа на капитана Князева:
«21.08.1944 года в районе порта Констанца провёл воздушный бой с самолётами совместного прикрытия, в результате проведённого воздушного боя самолёт противника был сбит. Экипаж, выпрыгнувший с парашютами, был расстрелян».
Более подробно об этом случае рассказал в своём интервью несколько лет назад бывший воздушный стрелок «Каталины» капитана Князева старший краснофлотец С. П. Пасечник:
– Это был понедельник. Мы как раз вылетели на спасательную операцию по поиску летчика. «Гамбург-138» подобрался к нам снизу, уравнялся в скорости и собирался из носовой 20-мм пушки нас сбить, но так как наш экипаж сопровождали четыре «Киттихаука», мы его все вместе расстреляли. «Гамбург-138» затонул, экипаж выбрался из тонущего самолета на лодку, мы решили его подобрать, но командир звена истребителей по радио заявил: «Не разрешаю, вас собьют, а нас посадят! Я сейчас посмотрю, что там с вражескими летчиками». Прошел один раз над лодкой, обстрелял, и больше мы ее не видели. Вообще-то, сопровождавший летчик был прав – в нашем баке было несколько тонн горючего, при этом брони никакой, если бы кто-то из немцев вздумал выстрелить, мог бы легко подбить «Каталину».
Как видим, обстрел экипажа сбитого немецкого гидросамолёта подтверждается. Непонятно только, почему в документах противника зафиксирована гибель только одного лётчика – бортрадиста Uffz. Hans Neumann.
Другой BV 138C-1 также утром был сбит в воздушном бою советскими истребителями и также в районе Констанцы (Pl.Qu. 9544). Погиб 1 лётчик – бортмеханик Uffz. Horst Uhlein. Другие члены экипажа были также спасены немецким гидросамолётом Do 24.
Это были последние потери «Гамбургов» на Чёрном море. Вскоре авиационные морские отряды немцев покинули советско-германский фронт и перебазировались в Грецию и другие западные страны. Больше над Чёрным морем «Гамбурги» не летали…
Свидетельство о публикации №225050200406
Флоранс Найтингейл 03.06.2025 07:33 Заявить о нарушении