Золотая цепь ученичества и...

БЕЗПРИЗОРНИКИ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН
Была у меня давняя знакомая в монастырские времена. Пришла она в церковь на моих глазах, креститься не умела. Но характер имела краеугольный, железный. И была уверенна в том, как и во всю свою жизнь, что "взять" можно все. В том числе теперь и духовные  ценности - вЕдение, некое "тайное знание" и "имение" добродетелей... Упор она делала на связи, на людей - знающих, ведающих и прежде всего отмеченных внешними знаками избранничества - высокими санами, важными и авторитетными должностями в церковных структурах. Она стремительно, не разбирая броду, заводила знакомства с монахами и монахинями, а уж от схимниц вообще не отлипала. И не успев пройти сама по узкому пути очищения от собственных греховных страстей, привычек к обретению глубокого покаянного духа и разумения, уже и сама учила на всех перекрестках из той "сборной солянки", которую очень быстро и цепко нахватала в своем великолепном кругу схимниц, архимандритов, митрополитов...  Она была уверена, что это ее собственное и несомненное добро.

Иногда она несла запредельную чушь, в которой все было  так перемешано, закручено и перепутано, что обещало несомненное умоповреждение - вредоносные духовные соблазны для слушавших ее с открытыми ртами, таких же  неопытных и невежественных, как она, новобранцев.
 
К тому же натура у моей знакомой была столь властной, любоначальной, что тех, кто мог возразить и поправить, она рядом с собой не держала.

...Однажды наслушавшись этой словесной каши с отравами, решила я спросить у духовного отца, как должно все эти странные суждения понимать, в том числе и  сами эти дружбы замужней и супер практичной мирянки (безнес-леди) со схимницами, нередко всю жизнь прожившими в миру, и с монахами родом из "шаталовой пУстыни", ее приставания к архиереям - лишь бы с ними  запросто чайку попить...

Насчет дружбы со схимницами Владыка однозначно отрезал, что "подвижнице" нашей он не благословил эти дружбы. Но она его слушать не стала - скромная и тихая жизнь рядового в церкви ее никак не прельщала.  Мне же сказал Владыка одну очень важную вещь, касающуюся такого духовного "слушания" и цитирования без разбора и благословения "заметных" санами и чинами людей. Сказал мягко, осторожно, деликатно, в особенности про схимниц и  модных "старцев" и их духовное наставничество: "У них другое служение".
Не наставничество, понимай.

Как всегда Владыка был предельно лаконичен, следуя древней мудрости о том, что разумеющему довольно не многих слов. Его мысль о том, что духовное наставничество - редчайший Божий дар, который  далеко не всем и высоким подвижникам и молитвенникам вручается. В старину говорили о том отцы: "свят, да не искусен". А наставник сам должен был быть глубоко и долго искушаем в подлинном опыте настоящего ученичества, послушания у богоизбранных учителей, отмечен принятой  от своего старца "мИлотью"   - его, наставника, "молитвой" - то есть всем, полным, неразъемным  синтезом богатства духовного опытного вЕдения-богознания, дышащего исключительно священным Преданием.

Правильное понимание принципов духовного наставничества и ученичества,  законов (канонов) передачи духовного знания-вЕдения от отца к сыну -  всегда было стержневой сутью этой "мИлоти" -  символа  особенностей хранения и передачи Священного Предания, бытия духовной школы, если хотите, как золотого фонда аскетической культуры - синтеза основ воспитания христианина.

20 век вырубил почти все духовные опоры этого наследия и породил массы "шаталовых пУстыней" не только в лице монашествующих, но и кликушествующих мирян, которые конечно, ничему так научиться не могли, зато были пронизаны и окутаны всеми признаками духовного самомнения и прелести.

Нынешнее псевдомиссионерство и образование ВНЕ великой диады "учитель  (сам ученик  такой же наследственной золотой цепи старцев единого духа, - отцов, дедов, прадедов, стоявших до смерти в Предании) и продолжающий цепь ученик-послушник", расплодили это несчастное, горькое и страшное поврежденное духовно племя до огромных размеров.

Что же делать, - спросят у меня?  Преодолевать этот смертельный разрыв и можно, и нужно с помощью Божией. Иначе это было бы нашим преступлением и против памяти Церкви, против заветов ее, против собственных душ. Вопрос, как преодолевать? Ответ не многословен. В глубочайшем погружении в  вечное наследие великих  святых старцев - житийное, эпистолярное - и нам  лично адресованное. Погружаться, разумеется, исключительно в опытном исполнении в жизни своей этих заветов, в разумном  (!) подражании тому великому прошлому нашему. И, как более ста лет и позже говорили  нам святые, нужно с особым усердием погружаться в драгоценные свидетельства жизни и учения новомучеников -  в последние звенья той великой цепи. Это самое близкое и самое внятное для нас, нынешних, помраченных, прЕлестных, учение, в котором  содержатся средства залечивания всех разорванных связей с учетом особенностей наших нынешних болезней.

То, что оставили нам в поучениях, письмах и опыте новомученики, содержит в себе наицелебнейшие указания пути ко смирению, как к главному "направлению удара" и - излечиванию от духовных болезней.

...Знакомой моей это было не интересно. Она дерзала не слушать запретов святого Владыки, самостийничать, сама себе придумывать способы  духовного развития... И так делают нынче очень многие. У них в сознании и подсознании(!), увы, любой, хороший или ложный духовный совет не имеет глубинных критериев рассуждения, опор во всем наследии Предания. Они воспринимают всегда все  поверхностно, формально, одни вершки без корешков, "букварски", не слыша никаких обертонов в глубинах святоотеческого опыта, которые не позволяли бы им так уклоняться в законничество, укрепляющее их фарисейский дух.

Но что тут попишешь, неисцеленная, даже вовсе нетронутая должным святоотеческим образом САМОСТЬ в человеке не позволяет таковым исправляться, не пускает встать на спасительный путь. Рассуждая рассудочно и на вид здраво, они живут в самочинии, своеволии и самости, приумножая самую высокую скалу между человеком и Богом.
Впрочем у таких самостно "спасающихся" или бегающих за теми, у кого "иное - не духовническо-старческое послушание",  за ложными учителями без "аскетического удостоверения" права на педагогическую деятельность, не взять таковым негде и малой толики недоверия к себе. Того  спасительного недоверия, которому опытно учили чуть ли не прежде всего своих послушников истинные духоносные отцы. Учили преболезненно, любовно и эффективно.

Святые отцы наши, старцы великие, новомученики российстие, - молите Бога о нас,  грешных, больных, сиротствующих!


Рецензии