Хокулеа Путь до Таити. Гл. 17. Без проблем
БЕЗ ПРОБЛЕМ
5 мая – Четвёртый день пути (продолжение).
«Без проблем.» Родо Вилльямс, наш белоголовый таитянин-мореход, в течение всех месяцев в Гонолулу использовал очень часто это выражение.
- Как ты сегодня, Родо?
- Без проблем.
- Паруса еще не готовы. Мы не сможем выйти в море сегодня.
- Без проблем.
И тому подобное. Он имел эти слова наготове почти для каждой ситуации. Они являются переводом таитянского выражения, которое, по сути, значит: «Не бери в голову, не беспокойся, всё будет хорошо.» В течение тех трудных дней перед отплытием Родо стал произносить английский вариант намного чаще, чем мне приходилось слышать его на Таити. Этим своим «без-проблем» подходом Родо целенаправленно старался успокоить тех, кто становился всё более раздражённым с приближением дня отплытия.
У гавайцев есть выражение с таким же успокоительным смыслом. Когда мы подготавливали каноэ к путешествию, Кавика тоже часто говорил «без проблем», «не беда» или гавайский эквивалент. Но я не могу вспомнить ни одного из молодых членов команды, кто бы последовал примеру капитана. Например, Кимо, во время своей палубной пресс-конференции подробно описав все «проблемы» и назвав наше отношение к ним непростительно небрежным, закончил свою тираду словами: «Тут на всё главный ответ – без проблем, без проблем!»
Родо – наш морской волк. Бессчётное количество переходов по южному Тихому океану за последние тридцать пять лет – на рыболовных судах, торговых шхунах, на яхтах и даже на военных кораблях французского антинацистского движения «Свободная Франция» - обветрило и сморщинило его мужественное лицо. Одно тяжёлое происшествие двадцать лет назад сделало его волосы белыми как снег. Тогда ему пришлось, спасая свою жизнь, плыть целую ночь с девятилетней девочкой, вцепившейся в его спину, после того, как гигантская волна опрокинула его судно и выбросила их в море. Но по своей природе Родо весёлый, жизнерадостный человек. После того, как год назад он провёл яхту от Таити до Гавайев, он стал любимцем всех местных яхт-клубов в округе, человеком, которого обязательно надо пригласить на рыбную ловлю или к себе домой, чтобы он помог приготовить таитянский пир. Его популярность проявилась, когда мы выходили из бухты Гонолулу под приветствия ряда яхт, вышедших проводить нас. Это Родо, не гавайцев, окликали яхтсмены и кому желали счастливого пути.
Родо – моё доверенное лицо, единственный, к кому я могу свободно обратиться с вопросом или просто поделиться шуткой и случайной мыслью. У нас есть общая связь – таитянский язык, который я изучал в течение нескольких лет, когда жил на Таити и соседних островах, делая исследования для моей диссертации. Нам обоим нравилось, прислонившись к перилам палубы, болтать по-таитянски, обсуждая рыбную ловлю, Таити или что угодно, лишь бы на время отключиться от проблем ждущего нас впереди длинного путешествия.
- Ты забыл, что мы познакомились на Таити, да? – спросил меня Родо через несколько дней после отплытия с Мауи.
Пришлось признать, что когда он впервые прибыл в Гонолулу, лицо его показалось мне знакомым, но я не смог вспомнить, где я его видел. Родо улыбнулся.
- Ты грёб за «Ману-Ура», мой гребной клуб. Это одна из причин, почему я решил идти с тобой.
И тут я вспомнил. Когда я начинал работать над моими исследованиями на Таити в 1961 г., я записался в гоночный клуб «Ману-Ура» и грёб в команде из шестнадцати человек на катамаране в гонках в честь Дня взятия Бастилии. Родо был одним из спонсоров клуба, а его сын Мишель был членом моей команды.
Родо подключился к нашему проекту несколько месяцев назад после получения стипендии Центра «Восток-Запад». Хотя ему даны были задания по ряду отдельных проектов (например, сделать набор рыболовных приманок из перламутровых раковин, костей и собачьей шерсти по традиционным таитянским образцам), главной его задачей было подготовиться к работе лоцмана в зоне островов Туамоту. Это требовало освежить в памяти все сделанные им ранее переходы через лабиринт низких атоллов и изучить все доступные карты с тем, чтобы зафиксировать в памяти точное расположение островов, а также направление действующих между ними ветров и течений.
Родо родился с опозданием на два поколения и не застал людей, практикующих неинструментальную навигацию. Последние её крохи видел Кеннет Эмори пятьдесят лет назад, когда занимался археологическими исследованиями на Таити. В те дни жители Туамоту плавали на Таити на маленьких куттерах и шхунах, гружённых копрой (сушёный кокосовый орех), которую они продавали, чтобы купить одежду, мыло и другие товары. Тогда редко какой капитан имел компас или другие навигационные инструменты. Но чтобы получить разрешение на отплытие, они должны были пройти французскую чиновничью инспекцию. Поэтому, как рассказал нам однажды на занятиях Кеннет, перед самым выходом из порта капитаны брали напрокат компас, карты и другие требуемые по инструкции приспособления у любезных китайских купцов и тут же всё возвращали, как только инспекция заканчивалась. Затем уходили на Туамоту, ориентируясь только по звёздам.
Родо происходил из семьи именно таких мореходов с небольшого атолла Катиу в 300 милях к востоку от Таити. Там на протяжении многих поколений они были признанными мореходами, и там же американский моряк по фамилии Вилльямс вошёл в эту семью, которая приняла его фамилию. Дедушка Родо был последним традиционным навигатором клана и к тому же известным капитаном торговой шхуны. В 30-е гг. он пытался научить внука, как плавать по звёздам старым методом, но подростку было неинтересно заниматься безнадёжно устаревшими науками из примитивного прошлого. Однако когда позже Родо стал ходить в море, он всё же научился водить каноэ тем квази-современным методом, который приняло новое поколение островных моряков и который включал использование карт и компаса, но при этом значительно опирался на наконец отточенные умения следить за ветром и течением и учитывать их влияние на курс и скорость судна.
Покидая Мауи, Родо настроился на длительное путешествие. Его главная работа начнётся только тогда, когда мы приблизимся к Туамоту, поэтому он посчитал, что может расслабиться, выходя в свои часы на вахту и немного занимаясь рыбной ловлей до тех пор, пока не пройдём экватор. Мау вызывал у него интерес, и он стал наблюдать за работой навигатора. Поначалу это было несерьёзно, просто чтобы удовлетворить любопытство и, возможно, восполнить те уроки деда, которые он отверг сорок лет назад. Однако с того момента, когда мы пошли галсами на юго-восток против пассатов, интерес Родо к работе Мау усилился и посерьёзнел.
Теперь Родо понимает, что ему нужно узнать, как действует Мау, раз им придётся работать вместе при проведении «Хокуле'а» мимо островов и рифов, что лежат на пути к Таити. Более того, он обнаружил, под каким ощутимым стрессом находится Мау, не имея чётких знаний о лежащем впереди пути. Когда сегодня Родо выразил мне свою озабоченность, он был по-деловому собран. Отношение «без-проблем» исчезло.
- Мау обеспокоен, - воскликнул Родо с тревогой. – Он не знает пути!
Родо, может быть, слишком драматизирует, но Мау действительно попал в незавидное положение. Очевидно, что он не слишком много получил от коротких занятий с Льюисом, чтобы быть в должной степени уверенным в отношении конфигурации островов и модели смены ветров и течений вдоль маршрута.
- Ты мог бы помочь ему? – спросил я Родо. – Он любит тебя и доверяет. Ты уже ходил по данному маршруту и знаешь все острова вокруг Таити. Поговори с ним, расскажи, что там впереди.
Родо согласился и сказал, что начнёт завтра.
6 мая. – Пятый день плавания.
Сегодня утром Родо подошёл ко мне с обычным радостным «без-проблемом», за чем последовало убийственное: «У меня есть карта. Я по ней покажу Мау дорогу.» И достал карту Тихоокеанского региона. Родо забыл, что карты строго запрещены на каноэ, как, очевидно, забыл и фотограф журнала «Нэшионал Джиографик», который так необдуманно пронёс её на борт.
- Родо, - сказал я, оправившись от удивления. – Карты – табу в этом путешествии.
С этими словами я взял карту из его рук и бросил за спину, чтобы ветер подхватил её и унёс за корму. Тут уж наступил черёд Родо изумляться. Не веря своим глазам и задаваясь вопросом, что это нашло на его друга, Родо наблюдал, как карта, падая, крутилась и сворачивалась на ветру. Я объяснил, что по условиям эксперимента мы не должны были брать карты на борт.
- В любом случае тебе карта не нужна, - добавил я. – Ты знаешь острова. Ты можешь просто рассказать о них Мау.
Позже в тот день я приметил их двоих у кормовых перил. Родо чертил, как будто прутиком на песке, примерную схему расположения относительно друг друга Гавайев, Маркизских островов, Туамоту, Таити и модель смены ветров и течений при движении на юг. Подойдя поближе, я услышал, что Родо рассказывает, как меняется ветер южнее зоны штилей, дуя с юго-востока, а не с северо-востока, как в настоящий момент. Мау, который привык, что сразу за зоной затишья, в его родных водах, ветер меняется на юго-западный, слушал скептически.
- Откуда ты знать? Твоя есть ключ к ветер? – с вызовом спросил он Родо.
Родо, улыбнувшись, ответил, что плавал однажды по этому маршруту и видел смену ветра своими собственными глазами. Тогда Мау спросил, ходил ли Льюис по этому маршруту, на что Родо сказал, что Льюис только читал о нём в книжках. Мау усмехнулся и сказал, всё ещё с ноткой скептицизма в голосе:
- Окей. Я тебя понял.
Свидетельство о публикации №225050200091