Любовь и сострадание - в чём различие

Обычно, любовь и сострадание отождествляется. И это верно, когда о любви мы говорим, как о высшем сознании и высшем принципе жизни.
Но если высшее сознание - это созидание и добро, то спросим, будет ли любовь любить разрушение и зло?
Ап. Павел, например, говорит: "любовь сорадуется истине и не радуется неправде". Что это значит?

Святые говорят, что не нужно любить грех, но нужно любить самого человека.
Но как, например, любить того, в котором невозможно найти ничего человеческого?
Даже, Господу Богу для спасения необходимо зацепиться за что-нибудь доброе.

Итак, само зло отвратительно для любви. Можно сказать - "ненавистно". Но "ненавидеть" - не означает обязательную агрессию и энергию зла. Даже, сам буквальный смысл этих слов - "отвратиться" (отвернуться) и "не-видеть".

Теперь, если говорим о погибающем во зле грешнике, в котором не представляется никакой надежды на исправление, то Любовь такого грешника не любит, а сострадает ему. То есть, "любовь не радуется неправде" (Ап. Павел 1 Кор. 13) и греху, а грешнику она сострадает.
Но она "не радуется", в смысле, не любит, а только сострадает, потому-что, правды и надежды на возможность созидания здесь нет, значит "радоваться" и любить здесь нечего.
Вот такая разница любви и сострадания.
Но стоит отметить, что созидающее качество любви не бывает без эстетического восприятия - без восприятия красоты созидаемого образа хотя бы в будущем. Если таковой образ имеет вероятность быть.
А это означает, что когда говорят, что любят не за что-то, а вопреки, это не соответствует истине. Любят, когда есть какая-та симпатия или человечность, или же надежда на таковое.

В духовной жизни, на доброе Святой Дух откликается радостью любви, на злое - страхом Господним. Глубокое понимание трагедии зла, как явления, трагедии грешника и скверности самого образа греха – это сострадание в страхе Господнем. "Не дай Бог и Боже упаси меня и других от этого" - взывает дух страха Господнего.
Именно такое чувство было у пророка, где сказано: «Как ты пал денница?!». Так и Иисус говорил об Иуде в чувстве сострадающего страха Господнего: "горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться" (Мф. 26:24).


Рецензии