Натан Эйдельман. Обзор

«Да, так было, но так не должно было быть», - это мнение об истории не свойственно советским историкам. Но Натан Эйдельман был исключением. 18 апреля 2025 года исполняется 95 лет советскому историку, кандидату исторических наук, писателю, пушкинисту, специалисту по творчеству Александра Герцена.
Его появление в творческих кругах быстро заметили. Литературный критик Лев Аннинский, его современник, так вспоминал о нем: «Время было такое, что вся история была расписана по этапам, формациям и были ответы известны на все вопросы. Вдруг появляется историк, который рассказывает истории жизни одного, другого героя. И начинаешь читать это, как откровения того, что продолжается: от времен Лунина и до наших дней. Вот это меня поражало больше даже, чем его умение рассказывать».
Его рассказы вспоминает Сергей Соловьев, режиссер фильма «АССА», в сценарии которого принял участие Натан Эйдельман: «Это рассказ как бы слегка стронутого человека, который обладает способностью, рассказывая об истории, быть для нее современником. Стертая грань между знанием научным, знанием художественным, и знанием свидетеля событий. Натан потрясающе обладал этими знаниями».
Изначально, Эйдельман хотел заниматься Востоком. Однако, приятель его высмеял. Где архивы по Востоку? В Каире, в Лондоне, в Париже. А российской историей ты можешь заниматься везде, хоть в Сибири. И туда больше шансов попасть, чем в Париж. И Натан признал справедливость этих доводов.
Начинал он школьным учителем, сначала в Орехово-Зуево, потом – в Москве. Продолжался этот период недолго - по нескольку лет на каждую школу. В Орехово-Зуево его вообще взяли в обмен на мешок цемента, о чем Натан Яковлевич всю жизнь вспоминал. Помимо школьного курса истории, он еще пересказывал ученикам Дюма, вел уроки географии, астрономии и немецкого языка. Ученики очень любили его, каждый год потом приглашали на вечера встречи.
Этой работы с подрастающим поколением ему потом очень не хватало. Знаний было столько, что уже не вмещались, требовалось поделиться с кем-то. Эйдельман говорил: «Я столько знаю. У меня такое количество архивов, которые я досконально изучил. У меня нет возможности ими заниматься самому. Вот я уйду – и многое уйдет со мной». И тогда…
Писать он начал, говорят, случайно - не видел в себе способностей. Его приятель и постоянный слушатель все время предлагал написать то, что Натан рассказывает, но не соблазнил. В какой-то момент приятель попросил рассказать о чем-то и пригласил стенографистку. Та записала, потом расшифровала - так появились первые публикации историка.
Очень долго его не печатали, боялись аллюзий и аналогий. Книгу про Николая Карамзина вообще тогда зарубили, по другим рукописям редакторы издательства месяцами изводили его правками и уточнениями так, что Эйдельман зарекся было писать. Но потом книги стали его единственным заработком.
Уже в Москве его пытались обвинить в причастности к группе Краснопевцева., которая думала о том, как бы вернуть страну к ленинским нормам. Натан не состоял в группе и дессидентом не был, но с ним консультировались по вопросам нелегальной деятельности. В итоге, 15 человек посадили, а историка исключили из Комсомола и уволили с работы.
Первой его заметной книгой стала в 1970 году  биография серии «Жизнь замечательных людей» - «Лунин». После историк писал и о других декабристах: об Иване Пущине – «Большой Жанно», о Сергее Муравьеве-Апостоле – «Апостол Сергей». Он хорошо знал эпоху и показывал трагедию личностей в то время. Более того, для него события на Сенатской площади были предвестием советской власти. И эпоха эта продолжалась, еще можно не только выжить, но и смысл увидеть. Как историк, он восхищался человеческим благородством среди вековЮ искал его.
«Лунин неравнодушен к слабости и мучениям ближних, но протянет руку далеко не во всех случаях, где Пущин это сделал бы не задумываясь (…). Он смеется со всеми, но не пускает в свои книги, мысли, молитвы; впрочем, если кому-то важно и интересно, охотно поговорит и о книгах, и о молитвах, но кто не спросит, проживет с ним рядом 10 лет и ничего не узнает. «Отдельная избушка», где он всегда примет, но не пригласит». Так написал о своем герое уже позднего, сибирского периода Эйдельман в «Лунине». А еще - любил цитировать фразу своего героя из письма: «В этом мире несчастливы только глупцы и скоты». Историк считал, что он имел на нее право, потому что писал из ада.
А вот Пущин, как будто, проще, или, во всяком случае, понятнее. Этих декабристов он сравнивает там же, в «Лунине», хотя позже появится еще одна биография - «Большой Жанно»:
«Если бы восемьдесят декабристов-каторжан выбирали президента своей общины, абсолютное большинство получил бы, конечно же, Иван Пущин. Он, собственно, и был избран председателем артели, заботившейся о тех, кто не получал деньги и посылки из дому».
Что касается особого отношения Эйдельмана к Пушкину, как определенному мерилу, вспоминает Лев Аннинский:
«Всю историю он мыслил как нечто, которое передается от человека к человеку буквально через рукопожатия. Он говорил: «Рукопожатие было вот такого-то с таким-то, а этот вот с тем-то». Ему было интересно, каким образом, от Пушкина до него, сколько было рукопожатий. Выяснялось, что – я уже не помню точно, - что через какого-то пушкиниста, через два-три рукопожатия - и тепло Пушкина вот, здесь».
А книга о Николае Карамзине «Последний летописец» все-таки вышла в 1983 году. И рассматривает его Эйдельман как первого русского историка, да, работающего по заказу правящей династии Романовых. Но сделал он максимум из того, что мог, и превратился в служителя истории, а не монархии. Придворная должность появилась не сразу, оплачивалась она скудно и нерегулярно. Карамзин мог собирать очередные альманахи, просто писать, и это принесло бы больше денег, но он выбрал дорогу служения. Не только из русских архивов, по всему свету Николаю Михайловичу привозили, присылали документы, исторические труды. И он все это читал, сопоставлял, сверял, в попытке установить истину. Он успел ознакомиться и «обработать» огромную часть документов до пожара в Москве 1812 года.
А что касается «заказа»… Вот, как описывает Эйдельман одну из встреч с царем Александром I в «Последнем летописце»:
«Карамзин опасался цензоров: «Надеюсь, в моей книге нет ничего против веры, государя и нравственности, но, быть может, что цензоры не позволят мне, например, говорить свободно о жестокости царя Ивана Васильевича. В таком случае, что будет история?»
Действительно, что будет история? Но Александр объявляет, что сам будет цензором. Вот кого, в сущности, копировал Николай I, беседуя с Пушкиным.
Милость и зависимость: Пушкин хорошо это знал, когда писал: «Государь, освободив его от цензуры, сим знаком доверенности некоторым образом налагал на Карамзина обязанность всевозможной скромности и умеренности».
Так что хватало и аллюзий, и аналогий. Просто всем хотелось увидеть бунт против самодержавия, акцию самосожжений на площади перед дворцом, а Карамзин находил возможности договариваться с имеющимся строем. Он разговаривал с Романовыми и часто добивался своего.
Особое отношение у Натана Эйдельмана к Павлу I и книга «Грань веков» об этом. Начать с того, что текст оказался больше на 6 авторских листов, чем издательство принимало. И пришлось искать знакомых в цензуре, чтобы напечатали все, пусть даже без доплаты.
Павел I – особый персонаж русской истории. Великий магистр Мальтийского ордена, друг Наполеона Бонапарта, «романтический император» и Дон Кихот – по мнению иностранцев. В России его ненавидели практически все, начиная с его матери, Екатерины Великой. Есть версия, что она вообще хотела обойти его с престолом, передать власть любимому внуку, будущему Александру I. Но…
«В 1786 году Павел узнает от самого Александра об этом плане Екатерины II. Александр же, не принимая этой идеи, в письмах дважды нарочито называет отца «величеством»: в то время, как бабушка уверена в согласии Александра на трон тот тайно себя «низлагает»!»
Впрочем, в короткое время Павел настроил против себя и домочадцев мелочными придирками. Был ли он так уж плох? Или же это всего лишь сложность править после «великого» государя – вспомним, что творилось с престолом после смерти Петра Великого.


В соавторстве с Андреем Щербаком-Жуковым для НГ-Экслибрис:
https://www.ng.ru/subject/2025-04-16/9_1269_eidelman.html


Рецензии