Латинская литература Европы 5-13вв

Латинская литература Европы (5-13вв.)

В этой статье  отрывки из произведений взяты из «Хрестоматии по зарубежной литературе средних веков». М., 1953г. (стр. 13-23); из «Хрестоматии по мировой художественной культуре». М., 2000г. (стр. 113-120).
Считается, что латинская литература принадлежит народу Западной Европы; эта литература развивалась на латинском языке. Ученые утверждают, что она была связующим звеном между античностью и литературами новых народов. Ее роль была очень велика – в 5-7 вв. она была единственной, а позже – одной из ведущих письменных литератур. Рассматривая поэтическое творчество, надо отметить его продолжение классической латинской литературы. Большинство памятников этого творчества возникло в Италии и Франции. В Италии была сохранена связь  с латинским языком ушедшей Римской империей и ее литературой славой. Большое значение в этих странах играла католическая церковь, которая имела значительное влияние на культурную жизнь. Ученые отмечают, что имело место гонения латинской поэзии имеющей народные корни. Глубокой романизации, как и Италия, подвергалась Франция (Галлия была провинцией Римской империи). В 5-6 веках в этих странах еще существовали  школы риторов, в которых изучались  древнеримские авторы и латинский язык. В обществе этих народов часто существовала двойная вера, в творчестве латинских поэтов средневековья имело место совмещение христианских и антично-языческих элементов – соединение христианских идей с античной образностью (много образов было взято у Вергилия, Овидия). Позднее латинские поэты писали античными размерами (гекзаметрами). Эти поэты писали пересказы библейских сказаний и церковных легенд, оды в честь государей и высшей знати, описания ярких событий. Из писателей 5 века ученым известны: поэты Седулий (уроженец Италии) и Аполинарий Сидоний (галл из Лиона), их произведения имели и светский и религиозный характер; Марциан Капелла (родом из Африки, известен трактатом  в форме  философско-поэтической  аллегории «Брак Философии и Меркурия»; Боэций (из Рима), автор трактата «Утешение философией»; Венанций Фортунат (из Северной Италии), прославился своим поэтическим даром, писал светские и религиозные произведения, он выработал свой современный  собственный стиль. Ученые отмечают, что после 6 века классический латинский язык  постепенно заменяется варварской латынью невежественных монахов и служителей королевских канцелярий, а главное – влияние «вульгарной латыни» (разговорный латинский язык). Познакомимся с некоторыми жанрами литературы того времени (5-8 вв.). Главным жанром считалась «Патристика» - это труды отцов церкви (первые христианские богословы – разрабатывали идейные и организационные основы западного христианства).
Григорий 1 (отрывок из письма, 6 в.):
«…Итак, если вы докажете ясно, что все рассказанное о вас ложно, что вы не занимаетесь вздорными светскими науками, тогда мы будем прославлять Господа нашего, который не допустил оскверниться устам вашим богохульственною  хвалою такого, о чем нельзя и молвить…»
Григорий 7 (о папской власти, 11 в.):
1.Римская церковь создана единым Богом.
2. Только Римский епископ по праву зовется вселенским.
9. Одному папе все князья лобзают ноги.
10. Только его имя поминается в церквах.
11. Он один в мире именуется папой.
12. Он может низлагать императоров.
19. Никто ему  не судья.
22. Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь по свидетельству Писания, не будет заблуждаться.
26. Не считается католиком тот, кто не согласен с Римской церквью.
К известным писателям этой группы ученые относят следующих – Аврелия Августина, Амвросия Медиоланского, Иеронима  Стридонского, Василия Великого.
Аврелий Августин (354-430) – епископ; его главное сочинение «О граде божьем»:
«…Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенною до презрения к богу, и небесной – любовью к себе, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом  себе, последний – в господе. Ибо тот ищет  славы от людей, а для этого величайшая слава бог, свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему богу: слава моя, и вознося главу мою…»
Фома Аквинский (13 в.) – крупнейший богослов средневековья, его взгляды легли в основу официальной философии католицизма – томизма, а позже и неотомизма. Его известное сочинение «Сумма теологии»:
«1. Считается, что человек был сотворен в раю. Ангел ведь был сотворен в месте своего обитания, а именно в эмпирее. Но рай до грехопадения был местом, предназначенным для пребывания людей. Итак, следует думать, что человек был сотворен в раю.
3. Далее: женщина была создана в раю Следовательно, мужчина тем более должен был быть создан в раю… рай был местом приличествующим для обитания человека по отношению к непорочности первоначального состояния… бог сотворил человека вне рая, а потом поселил его в раю, чтобы он обитал там на всем протяжении телесной жизни… Потом же, он должен был быть перенесен на небо…»
В 6-7 вв., как утверждают ученые, литература на латинском языке теряет свое значение, и только в 8 веке при дворе императора Карла Великого происходит частичное распространение античной образованности и просвещения. Классический латинский язык имеет новое рождение. Создается придворное общество при королевском дворе в Аахене. Это общество получило название – Академия (по образцу платоновской Академии); ее членами были ученые-поэты, которые принимали самое активное участие по подготовке нового чиновничества и духовенства. Все это движение получило название «Каролингское Возрождение»» оно было кратковременным, но имело некоторый исторический успех. Большую роль в придворной Академии играл англосакс Алкунин, рядом с ним работали лангобард  Павел Диакон, гот из Испании Теодульф, ирландец  Седулий Скотт, франк  Эйнгард.
Алкуин (730-804) – англосакс знатного рода; образование получил в Йоркской епископской школе; в 781 г. в Риме встретился с Карлом Великим, который пригласил его к своему двору, где он стал руководителем придворной школы в Аахене и главой Академии; из под его пера вышли самые разнообразные произведения – богословские трактаты, руководства по философии, математике, астрономии, риторике и грамматике, поэмы и стихотворения, обширная переписка.
Алкуин – королю.
«Пусть прочитает меня, кто мысли хочет древних постигнуть,
Тот, кто меня поймет, грубость отбросит навек.
Я не хочу, чтобы был мой читатель лживым и чванным:
Преданной, скромной души я возлюбил глубину.
Пусть же любитель наук не брезгует этим богатством,
Кое привозит ему с родины дальной пловец…»
Письмо Алкуина.
«Я, Флакк, сообразно вашей воле и вашим убеждениям,  тружусь теперь под кровом св. Мартина над тем, чтобы одних услаждать медом священного писания,  других поить чистым, старым вином древней науки; одних я начинаю питать плодами грамматических тонкостей, а иных стараюсь просветить наукою о звездах с вершины какого-нибудь высокого здания…»
Преподавание наук Алкуином.
Ученик. Что такое буква?
Алкуин. Страж истории.
Уч. Что такое слово?
Алк. Изменник души.
Уч. Кто рожджает слово?
Алк. Язык.
Уч. Что такое язык?
Алк. Бич воздуха.
Уч. Что такое воздух?
Алк. Хранитель жизни.

Седулий Скотт  - придворный поэт, грамматик и богослов; обнаруживает основательное знание греческого языка; им написаны многочисленные панегирические послания, шутливые послания и эпиграммы и др.
О дурных правителях.
«Те цари, что дурными делами
Обезображены, разве не схожи
С вепрем, с тигром и медведями?
Есть ли хуже этих разбойник
Между людьми, или лев кровожадный,
Или же ястреб с когтями лихими?
Истинно встарь Антиох с фараоном,
Ирод вместе с презренным Пилатом
Утеряли непрочные царства,
С присными вглубь  Ахерона низверглись…»
Эйнгард.
Житие Карла Великого
Глава 23
«… Он носил национальную одежду, т. е. франкскую…»
Глава 24
«…Пиры давал очень редко, в особо торжественных случаях, но тогда уже многолюдные… Во время обеда он слушал рассказчиков или чтеца. Читали ему из истории о деяниях древних. Нравились ему также книги блаженного Августина, особенно та, что озаглавлена «О граде божьем»…»
Все эти произведения цитируются по изд.: Средневековье в его памятниках. (Сб.  переводов под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913г.)
В 10 в. в  Германии при дворе императора Оттона1 имело место похожее явление – была сделана попытка распространить знание классической латыни и римской литературы. Ученые отмечают творчество монахини Гандерсгеймского монастыря Хронсвита – писавшей  исторические поэмы, жития святых и пьесы. В этих произведениях автор изображала подвиги благочестия и мученичество христиан. В предисловии к своим трудам Хротсвита говори: «Я решилась подражать Теренцино, которого читают с таким уважением, чтобы в том же роде поэзии, в каком воспевается разврат распутных женщин, в меру моего разумения прославить похвальное целомудрие святых дев» (цит. По книге «История зарубежной литературы». М., 1987г. Стр. 54). Ученые отмечают, что эта попытка писательницы возродить художественную технику античности осталась без продолжателей. Но не надо думать, что литература на латинском языке исчезла, историки представляют нам ряд произведений 10-11 вв. с античными мотивами: поэма о Вальтере Аквитанском, герое из германского героического эпоса (написали в 10 в. монахи из Сен-Галленского монастыря в Швейцарии); анонимная поэма из Германии – рыцарского романа, в котором было множество сказочных приключений, 11 в.; история готов Иордана (6 в.) рассказывает и о величии римской культуры; история франков Григория Турского (6 в.), описательное произведение, написанное латынью; Бэды Достопочтенный оставил нам «Церковную историю англов» (8 в.).
Популярными произведениями Средневековья считаются  в культовой поэзии – «видения»., которые писались авторами до 12 в. по-латыни, а позже – на народных языках. Наиболее популярно «Видение Тнугдала» - начинается видение некоего ирландского рыцаря (««…начав с благодарностью восхвалять бога, говоря: «Боже, больше твое милосердие, чем моя скверна, хоть и очень она велика. Ты послал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня, из бездн земли опять выводил меня»»); об исходе души («…Когда, сказал он, душа моя сбросила тело и познала, что оно мертво, затрепетала она в сознании греховности своей и не знала, что делать… господь всемогущий сокровенным решением своим все смягчил и эту напасть…»); о пришествии ангела на помощь душе… «Душе пришлось много путешествовать в потустороннем мире – выйдя из ада, душа сначала проходит места наказания и отдохновения, где встречает и королей ирландских, затем попадает в Серебряный город, там наслаждаются праведные миряне; в следующем Золотом городе блаженствуют мученики и аскеты, монахи, строители и защитники церквей; следующий город – Драгоценных камней, там пребывают святые. Получив от ангела приказ, вернуться в тело, душа после многочисленных путешествий, наконец, обрела покой в теле рыцаря и заставляет его вести благочестивый образ жизни. Так заканчиваются видения рыцаря Тнугдала».
Итак, сделаем некоторые выводы по материалам этой статьи. Покажем кратко основные этапы развития латинской литературы: 6-8 вв. (светские школы постепенно исчезают, литература существует только за монастырскими стенами, писатели – Венанций Фортунат, Григорий Турский, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный; «Каролингское Возрождение», 8-9вв., двор Карла Великого, придворная «Академия» - Павел Диакон, Алкуин, Теодульф из Галлии, Ангильберт, Эйнхард, Иоанн Скотт; «Оттоновское Возрождение», 10-11вв., его называют «горацианско-терецианское», писатели – Хросвита (комедии на житийные темы), Лиутпранд – историк. Я перечислил очень кратко периоды развития латинской литературы – для школьной статьи этого достаточно. Кто хочет знать больше – читайте  «Памятники средневековой латинской литературы», М., 1970-1972г.

Литература:
1. Хрестоматия по мировой художественной культуре. М., 2000г.
2. Краткая литературная энциклопедия. М., 1978г.
3. История зарубежной литературы. М., 1978г.
4. Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. М., 1953г.
5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987г.


Рецензии