Прокрустово ложе
играть.И считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя», — сказал О.Янковский. «К этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду. Как и не согласен я с картинами, где разные актеры изображали Христа. Считаю, что трогать не надо — ни одной стороны, ни другой. Ни добро, что мы называем господом Богом, ни зло, что мы называем дьяволом. А Сталина я отказался играть, потому что нельзя артисту играть человека, не сострадая ему».
Олег Янковский
Всякий раз,вспоминая имена актеров советского кинематографа,я всегда невольно особо,более всех сожалела о раннем уходе из жизни Олега Янковского.
Не потому что другие чем-то хуже,нет,дело не в этом.
Для себя,я,это совершенно неосознанно,внутренне определила(уже после просмотра трёх фильмов с его участием)призналась себе,что покорена именно его талантом.
Это понятно,что ни в Мюнхаузена,ни в Дракона ,и тем более в Камышева влюбиться невозможно.
Сами персонажи в том виде,в котором они существуют благодаря их авторам далеки от ангелов.
Только благодаря творческой интерпретации сценариста,режиссера - поставщика и композитора и внутреннему дару Олега Янковского,эти образы в кинофильмах вопреки всему обрели то непревзойдённое и неповторимое,что даёт право на бессмертие.
После ареста отца — бывшего штабс-капитана Семеновского полка,родителей будущего актера ждала ссылка на рудники Казахстана.
Матери пришлось сжечь семейные документы, указывающие на их дворянское происхождение.
Происхождение,безусловно оказывает влияние на формирование души.
Взять,к примеру фильм «Полеты во сне и наяву» где персонаж,каких принято ныне характеризовать как «типичный психопат,абъюзер»,ни смотря ни на что не вызывает у меня ни малейшего порицания, словно дар актера оставил отпечаток внутреннего света души,тем предоставив своей роли,возможность,место быть в этом мире,при условии,разумеется права на выбор.
Не так давно,в поисках упущенного мной,среди советских кинолент ,совершенно случайно для себя я обнаружила фильм Серджиу Продана и Виорики Месина «Прокрустово ложе»-это потрясающая историческая драма 2002 года,(Молдова,Румыния).
Кинокартина для меня открытие, как последний эксклюзив подобный высокому уровню советского кинематографа, равнозначный драгоценному подарку из прошлого.
Ведь самый первый,покоривший мое сердце вальс Евгения Доги,из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»,с участием Олега Янковского,вдохновил меня на сочинение текста для этой музыки.
И вот,теперь это одна из последних ролей выдающегося актера- Джордже Ладима, и последняя возможность услышать написанную для фильма музыку Евгения Доги,также сама филигранность мастерства старой школы,что касается (вплоть до деталей и костюмов),и конечно же,в основе неоднозначная,как и все роли Янковского,повесть
известного румынского писателя Камиля Петреску « Patul lui Procust»
Кинокартина долгое время не оставалась без русскоязычного перевода.
Об этом фильме,почти ничего не сказано,поэтому я решила раскрыть личное понимание и прочтение сюжета.
Съёмки,по причине скудного финансирования растянулись почти на шесть лет,с 1995 по 2001 год.
Янковский принял приглашение не взирая на минимальный гонорар.
В этой кинокартине Олег Янковский,на мой взгляд, не играет,он словно рассекречивает перед зрителем суть самого себя - искреннего,честного ,великодушного человека,каким и был в жизни.
Бухарест двадцатых годов, подобен маленькому Парижу
В его мире честному,умному и благородному человеку ,обладающему поэтическим даром,в жёстких рамках условий действительности нет иного выбора как оставаться бессребреником.
Его герой тот, кто не сумел пойти на компромисс,не втиснувший свою душу в прокрустово ложе реальности.
Ладима не пошел на сделку с совестью,оттого почти смирился с нищетой.
Камиль Петреску,при помощи контрастов ,противопоставляет лучшие качества души в роли немолодого,бедного Ладимы -обаянию беспечного «золотого мальчика»,по сюжету,атташе Фреда Василеску,(успешная роль Петру Вуткэрэу),не как соперник,но суть и не в этом только.
На протяжении всего фильма двух разных героев ,кажущаяся случайность приводит в одни и те же места.
При этом и баловень судьбы Фред в той же мере духовно одарен,что и позволяет ему высоко оценить поступки Ладимы( ,с которым он после дуэли подружился),а главное,прочувствовать и познать саму истину любви.
Тайна сюжета объединяющая этих двух героев -
хозяйка элитного мебельного салона
Мадам Т.,не юная,разведённая дама при этом весьма эффектная, помимо ума,незаурядной внешности,изящных манер она умело покоряет мужские сердца эстетикой, неприступностью,храня загадку внутреннего мира.
Самодостаточность,как особое достоинство выделяет её среди всех женщин.
Однажды уступив Фреду ,не из любви,как она поясняет ему,а ради «красоты щедрости его поступка»,она уходит,не раскрыв перед ним своих чувств.
«Муж был первым мужчиной,который меня разочаровал» - после этих слов Фред и сам не решается сделать шаг навстречу,он часто приезжает к её дому,и горько плачет в автомобиле,под её окном, в ожидании пока она не погасит свет.
При этом рассказывая всем ,что она его якобы преследует,признавшись только Ладиму,что это он ,сам преследует её по причине своей испепеляющей ревностью любви,не позволяющей ему приблизится к любимой.
При этом сам Ладима оказывается там,с его слов,«шатаясь по окраинам».
Фреда мучает ревность,он не знает,занята ли она чтением в одиночестве или у неё в доме находится другой мужчина.
Так проходит время,но не один из влюблённых не делает себе ни малейшего жеста навстречу друг другу.
Читая любовные письма Ладимы,отправленные им актрисе лёгкого поведения Эмилии,в её спальне(где Фред чувствует себя свободно и ведёт себя иначе),Василеску недоумевает как такой человек,как Ладима (а он в душе им очарован и восхищён,здесь важно то, что не наоборот),смог снизойти до любви к опустившейся,бездарной и глупой Эмилии.
В фильме всего одна и главная,достойно поданная эротическая сцена и хотя основное действие,на протяжении всей ленты происходит в спальне Эмилии,все нюансы приличия соблюдены,за что отдельное спасибо всему творческому составу.
В дополнении к этому несколько слов том как создатели фильма лично пригласили Олега Янковского,посетив театр Ленком,не застав актера они оставили записку,в которой сообщили о себе,оставив номер телефона.
Когда в Бухаресте его ждал самый лучший номер в шикарной гостинице,в то время как для Петру Вуткэрэу(по финансовой причине),гостиница по-проще.
«Олег Иванович приехал, спросил,а где живет Петру,мы сказали. Тогда Янковский говорит: «Или селите Вуткэрэу в мою гостиницу или я перееду в его отель». И без проблем переехал.
Так или иначе,ностальгия по качественному кино отправив меня на поиски утраченного,сполна вознаградила все старания.
Знаковый,тем и запоминающийся кадр снят на фоне серых старинных зданий Бухареста.
Новогодняя атмосфера бесснежной городской улицы подчёркнута загадочностью голубоватой дымки и сиянием праздничной иллюминации.
Вот уличная торговка предлагает случайно встретившимся влюбленным купить мимозу «на счастье»,романтика этой сцены чарует неким французским шиком , так что хочется воскликнуть: charmant!
Нужно отдать должное и Петру,замечу,что и внешние данные его,под стать роли,и это не современный
типаж « yuppie»,актер.обладает
аристократичными чертами лица,его
Фред,по сценарию, в должности дипломата,эпоха передана достоверно,а
благородство Ладима невозможно сыграть,оно либо есть,то что не заложено,как правило отсутствует.
Актёр Вуткэрэу в своей роли умело сочетает естественность и вместе с тем мальчишескую непосредственность, захватывающую воображение смелость в кабине самолёта,в прекрасной сцене о полёте,который посвящает любимой женщине.
Начало фильма интригующе ,как и не случайность всех совпадений,но для того чтобы рискнуть раскрывая финал вначале нужен не уступающий ни в чём сюжет.
Всё произошедшее я думаю объясняют следующие фразы и о том,почему Фред не дарил возлюбленной подарки :«поддавшись нелепому суеверию,боясь вспугнуть свою любовь», и о том ,что
«три поколения моих предков обходились без того,что я сейчас испытываю к этой женщине »- о чем он написал в своем дневнике ,а Мадам Т., ещё до прочтения заметит что даже если бы Фред по какой-либо причине лишился мужского здоровья (ведь жизнь авиалюбителей не застрахована от последствий аварий),то всё равно бы,она его любила всегда.
Так или иначе,но для обоюдной гордости сама любовь стала образным « ложем Прокруста».
И конечно же зрим контраст развязности Эмилии(у которой тем не менее почти всё время проводит и Фред,и Джордже Ладима) и утонченность недоступности Мадам Т.Для неё одной на жертвенный алтарь любви они приносят свою жизнь.
По поводу решения Ладимы,здесь ответ в том « что для него нет смысла в этой жизни,он утратил веру в Бога,но если бы его любила Эмилия,то смысл был бы,между тем, адресат последнего письма Ладимы та же самая Мадам Т.,что оставляет зрителю загадку, на его усмотрение самому раскрыть эту тайну.
Фильм с русскоязычным переводом можно посмотреть в приложении соцсети «Одноклассники»
В завершении в память о великолепном актёре приведу цитату о съёмках его последней роли святителя Филиппа в фильме «Царь» :
– Об этом лучше спросить у актера. Я только со стороны наблюдал. Олег Иванович Янковский — очень талантливый актер, и делает все возможное, чтобы передать характер своего героя. Перед съемками он молился святому, которого играл. Все съемочные дни (по крайней мере, те, в которых я участвовал) начинались с молебна святителю Филиппу. Вся съемочная группа приходила на молебен, и люди говорили, что это им реально придает силы, — рассказал Александр Леонидович
( Правмир)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования художественному руководителю театра «Ленком» М.А. Захарову в связи с кончиной Олега Янковского.
Художественному руководителю театра «Ленком» М.А. Захарову
«Уважаемый Марк Анатольевич!
Примите мои соболезнования в связи с кончиной Олега Ивановича Янковского. Это был действительно народный артист, которого знают и любят несколько поколений зрителей. Его вдохновенное творчество помогало многим людям подняться над суетой повседневности, задуматься о смысле жизни. Пройдя большой и непростой жизненный путь, испытание известностью и славой, Олег Иванович приобрел мудрость и внутреннюю красоту. Не случайно последним образом, созданным им в кино, стал образ святителя Филиппа, митрополита Московского.
Господь да упокоит раба Своего Олега в вечном Своем Царстве. Да отрет Он слезы супруги и сына почившего, всех его родных и близких, которые ныне скорбят о нем.»
Свидетельство о публикации №225050301309
Надо будет посмотреть этот фильм. Люблю такое кино с психологическими перипетиями.
Конечно , типаж Янковского, его талант, могли бы ему позволить сыграть и Воланда. Пожалуй, по части внешней идентичности, это могли сделать и Смехов, и Гафт, и Виторган, и Авилов. И, кстати говоря, все перечисленные актеры, за исключением Виторгана, воплотили образ Воланда на экране или в театре.
А вот, что касается героя Янковского из «Полетов во сне и наяву», то скорее всего, он бы не вписался в 90-ые годы. Потерял бы работу, семью и бомжевал.
Жаль, что он так рано ушел из жизни. Много успел сделать, но мог бы еще сыграть множество ролей.
Вечная память Человеку, Актеру и последнему народному артисту Советского Союза.
С интересом,
Геннадий Стальнич 05.05.2025 21:29 Заявить о нарушении
Фильм «Прокрустово ложе» стал для меня открытием.
В последнее время мне сложно найти для себя что-либо подобное тому,что однажды впечатлило, интересное,увлекательное.
Я, например,в последнее время часто пересматриваю советский фильм из четырех серий «Легенда о Тиле» с Ламбертом Ульфсаком,Белохвостиковой и Леоновым в главных ролях или испанские фильмы.
На остальное меня просто не хватает,выключаю.
Этот кинообзор я написала по причине того,что причину произошедшего с главным героем автор повести и сценарист оставили без ответа.
Комментариев,обсуждений в интернете нет,и мне стало интересно узнать мнение,предположения других зрителей.например ваше.
Понятно,что высказывание Олега Янковского ,приведенное мной в качестве эпиграфа не обсуждается ,каждый человек имеет право на свое личное мнение и я согласна с каждым словом,потому что сама ранее говорила тоже самое.
Кинообзор не для того написан чтобы спорить о том что человек утверждал при жизни.Его этого права никто не лишал,как и всех на своё.
Благодарю за внимание к публикации.
С уважением, Таис
Таис Никольская 06.05.2025 12:28 Заявить о нарушении