Карен Кавалерян. Фальконеръ. Фальконеръ II
Карен Кавалерян. Фальконеръ. Фабрика ангелов:: ретродетектив. М.:: Издательский Дом «Зебра Е», 2022. 352 с.
Карен Кавалерян знаком, прежде всего, как поэт – песенник, автор таких хитов, как «Старый отель» группы «Браво», «Ночное рандеву» - «Рок-Ателье», «Мне не нравится дождь» Олега Газманова и многих других.
Помимо этого, более десяти лет Карен Кавалерян занимается театральными проектами. Создает либретто, тексты арий для спектаклей. И тоже с наградами - в 2019 году он получил международную премию «Звезда театрала» в номинации «Лучший музыкальный спектакль».
Но и прозаик Карен Кавалерян уже опытный. Первая книга о шоу-бизнесе «Танцы в осином гнезде» вышла в 2020 году, НГ-Экслибрис писал об этом в номере 1065 от 10.02.21 («Как водить зрителей за нос»). Уже в 2021 вышел детектив «Легенды отеля «Метрополь». Теперь же автор предложил литературный сериал: в двух книгах - несколько запутанных дел. В них - повести, романы и рассказе - расследует один детектив, точнее, репортер. Такие детективы уже предлагали и весьма успешно, например, Артур Конан-Дойль и Агата Кристи. В России - это братья Вайнеры и Юлиан Семенов.
«Фальконер» - это ретро-детектив – из начала ХХ века, когда сыскное дело только становилось более упорядоченным, но оставалось довольно медленным. Зато все вокруг, само время ускорялось, многое в обществе менялось. Улучшались машины, становились комфортнее поезда, развивались железные дороги. Религия медленно, но верно стала терять свое влияние на умы, как и монархия. Впервые после долгого периода тотального бесправия женщины стали получать образование и даже заниматься наукой наравне с мужчинами. Мари Склодовсая – Кюри открыла элементы в таблице Менделеева и радиацию, и именно в это время заложила основы радиохимии. Женщины отвоевывали постепенно права, возникал больший выбор, чем замужество или монастырь, зазвучали призывы суфражисток. Первого, самого романтичного их поколения, считает Карен Кавалерян.
В предложенном литературном сериале расследует дела купеческая дочь-красавица Анастасия Демидова. Делает она это для газеты, ведет журналистские расследования. В это время вообще многое делается впервые. Ее репортерский псевдоним – Фальконер, что в переводе означает Сокольничий, или тот, кто охотится с соколом. Но обо всем по порядку.
Очень часто авторы пытаются создавать супергероев, либо снабжают детектива тяжелым детством, и чуть ли не родовыми, наследственными травмами. На худой конец – хотя бы наделить экстрасенсорными способностями и проблемами в общении. Так вот, Настя Демидова вызывающе (и одновременно маняще) здорова и благополучна. И физически, и психологически, и финансово. Ничто не предвещало, что ей вообще понадобится работать. Любимая дочь в полной и обеспеченной семье.
Хотя новые веяния уже везде появились, но реализованных примеров дворянских и купеческих девушек, желающих вместо удачного замужества обучиться и кем-то стать в обществе пока очень немного. В силу разных причин. Справедливости ради, по сию пору есть молодые женщины, мечтающие о пресловутых «принце на белом коне» или «каменной стене». В переводе это очень часто означает – вот выйду замуж, пусть муж все проблемы и решает. Тогда, в начале ХХ века такая картина мира у девушки считалась не просто естественной, а наиболее правильной. Однако следует вспомнить и то, что образование стоило очень дорого, тем более, женское. Да и не было прямой взаимосвязи – вот барышня получила образование – кем работать? Дипломы не сразу стали выдавать, экзамены не держали, только слушали обучающий курс. Потому девушек так и называли – курсистки или слушательницы.
Другое дело - Анастасия Демидова. Она удрала из дома в Твери с другом детства Петром Миловановым в Москву. Да только не ради брака, хотя обе семьи на это надеялись. Эти два фрика (с точки зрения тогдашней морали), видите ли, вместе учиться поехали. И, как ни странно, успешно, поступили. Петр - в Московский университет, Анастасия – на Высшие женские курсов.
На первый год «домашних» денег девушке хватило, отец баловал до отъезда. А потом пришлось что-то придумывать, а что делать? Удрала, оставив записку. Не возвращаться же теперь с поражением.
«Поражение - это болезнь. Как холера, сифилис и бубонная чума вместе взятые - болезнь, беспощадная к тем, кто смирился с судьбой, превратившись в безмолвную жертву». Так думает героиня уже в первой повести «Чертово дело».
Настя начала писать в газету, тут и зарекомендовала себя хваткой, воистину бульдожьей… или соколиной. Воспользовалась тем, что случайно вместе с Петей стала свидетельницей женитьбы тогдашних «звезд» - драматурга Антона Чехова и актрисы Ольги Книпер.
И произошло чудо. Конечно, денег за один репортаж не хватило бы на оплату года обучения, как ни крути. Но возможности приходят к тому, кто их ищет, старается помочь себе сам. Папенька приехал мириться, они с Настей хорошо поговорили и Демидов оплатил обучение. Как говорил король в советском мультфильме «Бременские музыканты»: «А то, чего требует дочка должно быть исполнено. Точка».
«Порою в разные минуты своей жизни мы рвем нити, связующие нас с прошлым, но зачем делать это, нарочно причиняя боль?» - размышляет Настя позже, во второй повести «Театральное дело». Действительно, к чему излишний драматизм?
Это, кстати сказать, одна из черт прозы Кавалеряна – чувство меры. Скорость дела постепенно нарастает, в конце уже только успевай следить, что происходит. Нет необходимости еще и раздувать из мелких неурядиц большие проблемы. Этого добра и так у каждого из нас хватает. А жизнь идет дальше, никого не ждет.
"Все ради жизни. Даже смерть. Все, что у нас есть, с чем рождаемся мы, — только наша воля. Босая, простая, расхристанная, ведущая из вечной тьмы к узкой полоске света, именуемой жизнью, и опять уводящая во тьму. Только то, что мы оставляем после себя свету, и останется". Эту мысль тоже автор доносит через Настю Демидову во втором романе «Дело об ангелах».
Юная репортерша от дела к делу взрослеет, более полно узнает людей и жизнь. Особенное сильно взросление заметно к началу второй книги. Если в первых делах («Чертово дело», «Дело в Яре» и «Каннское дело») она только учится у главного редактора газеты «Новый век» Ивана Чарторыжского и старших коллег. встречается с именитыми людьми, например, застает живым Савву Морозова и потом расследует его убийство. То в делах второй книги («Театральное дело», «Дело угорелых», «Дело об ангелах») она действует уже самостоятельно.
Анастасия красива, следит за модой, умеет себя подать в высшем свете. Она умна, и на место кого угодно поставит. Только зашкаливает порой юношеский максимализм. И хотя Настина жизнь складывалась вполне благополучно, изначально благодаря родителям, но и сама она распутывает дела, чего бы ей это ни стоило. И зарабатывает себе белый Мерседес, участвует в автогонках. Излишняя категоричность же мешает и репортерше, и работающим с ней людям. Застит глаза, притупляет адекватность, убить ее пытались неоднократно. А если еще помножить на эмоции – и можно оказаться далеко на неверном пути. Например, вопросы равенства поднимаются все чаще, обсуждения этой темы беспокоит многих.
"Все люди неравны. От рождения и до смерти. Так было, есть и будет, сколько ни продлится род человеческий. Можно уравнять людей в правах и обязанностях, но никогда не будут они равны друг другу ни умом, ни красотой, ни талантом, но, что главнее главного - расположением к ним фортуны". Так в «Каннском деле» рассуждают революционеры. Потому что делают подмену понятий, и вопрос не в равенстве, а в претензиях на справедливость.
Часто находится кто-то, кто умеет манипулировать прямолинейными суждениями молодых людей о жизни. С этим и Настя сталкивается – когда не удается сделать все по закону и юридическому, и нравственному. Взросление начинается с другого.
«Тогда она окончательно поняла, что живёт в мужском мире и женщине надо быть на голову выше любого из них, чтобы получить хотя бы минимальное признание». К такому выводу она пришла в «Деле об ангелах». Конечно, возникла эта мысль еще в первой книге. Репутация крепнет, девушка взрослеет.
Для журнала Российскмй Колокол:
В соавторстве с Андреем Щербаком-Жуковым для НГ-Экслибрис:
https://www.ng.ru/lit/2025-01-29/13_1258_life.html
Свидетельство о публикации №225050300014