Последнее интервью валерия золотухина
"МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ"
есть так много вещей, мечтать о которых
позволяли себе поэты»
К 75-летию Поэта 25 января наступающего 2013 года в Зеленограде пройдет спектакль народного артиста РФ Валерия Золотухина «Я, Владимир Высоцкий».
Спектакль по книге Марины Влади «Владимир или прерванный полет» и произведениям Владимира Высоцкого неоднократно ставился в Театре на Таганке. И вот уже третий десяток лет заслуженные артисты РФ Любовь Чиркова и Валерий Черняев ездят с ним по стране.
Их деятельность сам автор, народный артист России Валерий Золотухин называет самым дорогим венком на могилу Поэта.
В канун 75-летия В.Высоцкого мы попросили Валерия Золотухина ответить на несколько вопросов.
О ЛЮБВИ, О ДРУЖБЕ
- Валерий Сергеевич, не так давно в одном из интервью вы сказали, что с годами все чаще вспоминаете о своем друге. Все в большей мере приходит ощущение мощнейшей личности, друга, оберегавшего от бед, в том числе и от опасностей большого города?
- С возрастом, а я всего на три года младше Владимира Семеновича, действительно многое видится несколько иначе. Более отчетливо, что – ли … А уж такая космического масштаба личность, как Высоцкий без сомнений. Ну и, конечно, за душу берет такое чувство как ностальгия …
Знаете, дома я храню его посмертную маску. Так вот, в разное время, видимо, в зависимости от одному Богу известных обстоятельств, чудится, что она то хмурится, то улыбается … М-да … Мистика? Во всяком случае, какая-то незримая связь с Высоцким существует до сих пор. Иначе то и дело не ловил бы себя на мысли: как бы он расценил тот или иной поступок, что сказал бы по тому или иному поводу?
… В тот черный июльский день високосного года мир в стране советов перевернулся. В олимпийской Москве вопреки гробовому молчанию прессы весть о кончине Гамлета Таганки разнеслась с ужасающей своей болью быстротой. Люди, еще вчера слушавшие его голос-стеклорез из динамиков своих магнитофонов, еще вчера прорывавшиеся («Нет ли лишнего билетика?») в театр на постановку с его участием, не могли поверить («… ходят слухи по умам …»?!), что его не стало …
… В стародавние времена случалось олимпиады прекращались, отменялись ввиду серьезных потрясений. Олимпиаду – 80 никто отменять и не помышлял, невзирая на бойкот ряда государств, таких как США … Всплакнув на прощанье, очаровательный символ спортивного действа взмыл в вечернее столичное небо и был таков, знаменуя окончание пира во время чумы …
Ну, а остальной мир, вне лужниковских трибун, по эту сторону красных флажков, продолжал оплакивать гибель Поэта, немало напугав партию и правительство «единодушным проявлением всенародной любви» столь далекой от присущего строителям нового общества «чувства глубокого удовлетворения» от очередного праздника.
Потом ( уж не с легкой ли руки большевистского агитпропа ?!) нахлынул девятый вал слухов, точь в точь как в замечательной песне барда. Друзья, истинные друзья Владимира Семеновича отбивались как могли …
- Пьянки?! Выпивали мы редко. Да и когда им, пьянкам, было предаваться-то? «Выпивали» - это вообще громко сказано по той простой причине, что выпивал, если уж собирались, я. Он - нет. Беседовали. Он гордился тем, что я пишу. Ну, а для меня - я ведь человек деревенский - похвала и советы друга, его удивительная доброжелательность, были не просто оберегом, а своего рода талисманом.
Сложились такие отношения, когда люди стесняются чего-то плохого. Может только такой и может быть дружба.
- Каким сейчас, по прошествии долгих лет, видится главное в его характере?
- Поразительная - и это в актерской-то среде!- доброта. Казалось, он желал, чтобы счастливы были все и, в первую очередь, кто был рядом. Во всяком случае, мечтал об этом. Он друзьям отмеривал такие комплименты … Был он великим человеком великой души. Великий человек и вам может внушить чувство, что и вы можете стать великим …
Х Х Х
Дарящая любовь по известному изречению классика философии состоит в жажде самому стать жертвою и даянием, что является высшей добродетелью. Вверх летящее чувство - символ возвышения. Проходящий через Историю, становящийся и борющийся. Любящий и любимый, желающий говорить тихим голосом красоты, но судьбою обреченный хрипеть натужно, не желавший получить небо за землю, вечность за свое сегодня … :
- Люблю тебя сейчас
Но тайно, напоказ
Не после и не до,
В лучах твоих сгораю
Навзрыд или смеясь.
Но я люблю сейчас,
А в прошлом не хочу,
А в будущем не знаю.
Как знать, не в этих ли строках, исполняемых в спектакле, сокрыта суть отношения к любви и жизни тех, у кого не принято спрашивать об их «почему»? Суть отношения к главному кто устал от недостижимого и не ощущает себя баловнями судьбы?
О ВРЕМЕНИ, О ВРЕМЕНАХ
- Ныне в большой цене критика всего советского. Прижился даже термин «хомо советикус», на взгляд критиков вполне отражающий сформировавшийся в ту пору образ строителя светлого будущего …
- Как-то это все не по-человечески получать удовольствие от оплевывания своей истории. А ведь, если всмотреться и стараться быть честным перед собой, времена-то были великие! Я, дитя военных лет, помню такой случай. Ребенком в детсаду упал, кончилось все туберкулезом коленного сустава. Определили меня в хорошую больницу. А туда, на Алтай, в то время через замерзшую Ладогу и далее из Ленинграда привозили детей, переживших блокаду. Понимаете: на Алтай из Ленинграда! Так что, совсем не казенными были хорошие слова «забота о подрастающем поколении» …
Да, были лагеря, было много крови, несправедливости, но мазать все черной краской - занятие недостойное. Вернуть бы то хорошее что было …
- Исходя из сказанного, как относиться, допустим, к критическим стрелам, выпущенным в адрес другой постановки Театра на Таганке «Владимир Высоцкий», точнее, к утверждениям что из нее исчез «элемент присутствия»? Этот спектакль ведь тоже история и не только театральная …
- С 1981-го в первые годы в спектакле участвовали люди, которые многие годы были рядом с Владимиром Семеновичем. На сцену выходили Николай Губенко, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов - все те с кем рядом зритель и привык видеть Высоцкого. Поэтому и создавалось впечатление, что наличествует «элемент присутствия». Когда в спектакль влилось другое поколение, артисты не знакомые с ним лично, «элемент присутствия» исчез. Странно, если бы было иначе …
… Что для верующего обращение к Богу? Возможно, попытка направить взор на близких, друзей, себя? Возможно, попытка постичь тайну своей души, приблизиться к ней, будто в сновидении?
Каждый новый день актер и руководитель Театра на Таганке начинает с обращения к Богу. Молится за близких, за театр, за себя.
… Всматриваясь в себя, прокладывая путь к самому себе, созидатель идет дорогой любящего. Не обращая внимания на вопли критиканов, письма доброхотов и чьи-то домыслы.
Что позади? Что в ближайшем предсказуемом прошлом?
Несколько премьер в Театре на Таганке, а среди них шекспировская «Двенадцатая ночь». Выход в свет книги «Банька по-черному». Кинороли. Из последних - в «Ночном дозоре» и сериале «Участок». От последней кто-то из маститых отказался, дескать, я у такого режиссера снимался, а вы мне предлагаете … А ведь результат работы, такова жизнь актерская, не всегда можно просчитать …
Любимые литературные чтения, встречи со зрителями ..
Что еще?
- Валерий Сергеевич, чего только не прочитаешь в Интернете. Например, что вы построили в родном селе на Алтае храм взамен разрушенного … отцом …
- М-да! (смеется) Храм действительно построен. Только мой отец ничего не разрушал. Быть может кто-то просто « облегчил» аллегорию? Имелось в виду, конечно, что нужно восстанавливать порушенное прежними поколениями. Примечательно, что построить храм помогли Владимир Владимирович Путин, он был тогда в должности премьер-министра, и губернатор Алтая.
- А в Интернете вы частый гость?
- Нет, на все времени не хватает. Вот для младшего сына, для Ивана, это, как сейчас принято говорить, его тема. Порой не оторвать от этого чуда техники. А куда деваться? Другие времена, другие интересы.
- Можно ли в таком случае говорить, что строительство молодежного театра на Алтае - это ваша попытка идти в ногу со временем?
- Театр построен на месте бывшего ДК меланжевого комбината, на сцене которого выступал еще мальчишкой. И первым произведением, взятым для постановки, стал «Тимур и его команда». Прекрасная, на мой взгляд, книга Аркадия Гайдара.
Вместо традиционного последнего вопроса о дальнейших творческих планах завершить интервью хочется так, как завершается книга Валерия Сергеевича «Банька по-черному»:
Значит, и во мне есть искра
Божия
Не зря меня кормит народ
Своим хлебом,
Но плачет ли кто-нибудь
Над моими книгами?
Так, стихами Александра Яшина уже четверть века Валерий Золотухин начинает каждую встречу со зрителями.
Свидетельство о публикации №225050301505