Последнее интервью валерия золотухина

            
                "МЕЖДУ   НЕБОМ   И   ЗЕМЛЕЙ"

                есть  так  много  вещей, мечтать  о  которых   
                позволяли  себе  поэты»
               
           К  75-летию  Поэта  25  января  наступающего  2013  года  в  Зеленограде  пройдет  спектакль  народного  артиста  РФ  Валерия Золотухина  «Я, Владимир  Высоцкий».
          Спектакль  по  книге  Марины  Влади  «Владимир  или  прерванный  полет»  и  произведениям  Владимира Высоцкого  неоднократно  ставился  в  Театре  на  Таганке. И  вот  уже  третий  десяток  лет  заслуженные  артисты  РФ  Любовь  Чиркова  и  Валерий  Черняев  ездят  с  ним  по  стране.
          Их  деятельность  сам  автор, народный  артист  России  Валерий  Золотухин  называет  самым  дорогим  венком  на  могилу  Поэта.
          В  канун  75-летия  В.Высоцкого   мы  попросили  Валерия  Золотухина  ответить  на  несколько  вопросов.
               
                О   ЛЮБВИ,  О   ДРУЖБЕ
- Валерий  Сергеевич, не  так  давно  в  одном  из  интервью  вы  сказали,  что  с  годами  все  чаще  вспоминаете  о  своем  друге. Все  в  большей  мере  приходит  ощущение   мощнейшей   личности,  друга,  оберегавшего  от  бед,  в  том  числе  и  от  опасностей  большого  города?
-  С  возрастом,  а  я  всего  на  три  года  младше  Владимира  Семеновича,  действительно  многое  видится  несколько  иначе.  Более  отчетливо,  что – ли …   А  уж  такая  космического  масштаба  личность,  как  Высоцкий  без  сомнений. Ну  и, конечно,  за  душу  берет  такое  чувство  как  ностальгия …
            Знаете,  дома  я  храню  его  посмертную  маску. Так  вот,  в  разное  время,  видимо,  в  зависимости  от  одному  Богу  известных обстоятельств,  чудится,  что  она  то  хмурится,  то  улыбается …  М-да …  Мистика?  Во  всяком  случае,  какая-то  незримая  связь  с  Высоцким  существует  до  сих  пор.  Иначе  то  и  дело  не  ловил  бы  себя  на  мысли:  как  бы  он  расценил  тот  или  иной  поступок,  что  сказал  бы  по  тому  или  иному  поводу?
         … В  тот  черный  июльский  день  високосного  года  мир  в  стране  советов  перевернулся.  В  олимпийской  Москве  вопреки  гробовому  молчанию  прессы  весть  о  кончине  Гамлета  Таганки  разнеслась  с  ужасающей  своей  болью  быстротой.  Люди,  еще  вчера  слушавшие  его  голос-стеклорез  из  динамиков  своих  магнитофонов,  еще  вчера  прорывавшиеся («Нет  ли  лишнего  билетика?»)  в  театр  на  постановку  с  его  участием,   не  могли  поверить («… ходят  слухи  по  умам …»?!),  что  его  не  стало …
         … В стародавние  времена  случалось  олимпиады  прекращались,  отменялись  ввиду  серьезных  потрясений.  Олимпиаду – 80  никто  отменять  и  не  помышлял,  невзирая  на  бойкот  ряда  государств,  таких  как  США …   Всплакнув  на  прощанье,  очаровательный  символ  спортивного  действа  взмыл  в  вечернее  столичное  небо  и  был  таков,  знаменуя  окончание  пира  во  время  чумы …
            Ну, а  остальной  мир,  вне  лужниковских  трибун,  по  эту  сторону  красных  флажков,  продолжал  оплакивать  гибель  Поэта,  немало  напугав  партию  и  правительство  «единодушным  проявлением  всенародной  любви»  столь   далекой  от  присущего  строителям  нового  общества  «чувства  глубокого  удовлетворения»  от  очередного  праздника.
            Потом ( уж  не  с  легкой  ли руки  большевистского  агитпропа ?!)  нахлынул  девятый   вал  слухов,  точь в  точь  как  в  замечательной  песне  барда.  Друзья,  истинные  друзья  Владимира  Семеновича  отбивались  как  могли …

          -  Пьянки?! Выпивали  мы  редко.  Да  и  когда  им,  пьянкам,  было  предаваться-то?  «Выпивали» -  это  вообще  громко  сказано  по  той  простой  причине,  что  выпивал,  если  уж  собирались,  я.  Он  -  нет.   Беседовали.  Он  гордился  тем,  что  я  пишу.  Ну,  а  для  меня  -  я  ведь  человек  деревенский -   похвала  и  советы  друга,  его  удивительная  доброжелательность,  были  не  просто  оберегом, а  своего  рода  талисманом.
            Сложились  такие  отношения,  когда  люди  стесняются  чего-то  плохого.  Может  только  такой  и  может  быть  дружба.
-  Каким  сейчас,  по  прошествии  долгих  лет,  видится  главное  в  его  характере?
-  Поразительная  -  и  это  в  актерской-то  среде!-  доброта.  Казалось,  он  желал,  чтобы  счастливы  были  все  и,   в  первую  очередь,  кто  был  рядом.  Во  всяком  случае,  мечтал  об  этом.  Он  друзьям  отмеривал  такие  комплименты …  Был  он  великим  человеком  великой  души.  Великий  человек  и  вам  может  внушить  чувство,  что  и  вы  можете  стать  великим …
                Х          Х        Х
               
            Дарящая  любовь  по  известному  изречению  классика  философии  состоит  в  жажде  самому  стать  жертвою  и  даянием,  что  является  высшей  добродетелью.  Вверх  летящее  чувство  -  символ  возвышения.  Проходящий   через  Историю,  становящийся  и  борющийся.  Любящий  и  любимый,  желающий  говорить  тихим  голосом  красоты,  но  судьбою  обреченный  хрипеть  натужно,  не  желавший  получить  небо  за  землю,  вечность  за  свое  сегодня … :
                -   Люблю  тебя  сейчас
                Но  тайно,  напоказ
                Не  после  и  не  до,
                В  лучах  твоих  сгораю
                Навзрыд  или  смеясь.
                Но  я  люблю  сейчас,
                А  в  прошлом  не  хочу,
                А  в  будущем  не  знаю.
               
            Как  знать,  не  в  этих  ли  строках,  исполняемых  в  спектакле,  сокрыта  суть  отношения  к  любви  и  жизни  тех,  у  кого  не  принято  спрашивать  об  их  «почему»?   Суть  отношения  к  главному  кто  устал  от  недостижимого  и  не  ощущает  себя  баловнями  судьбы?
               
                О    ВРЕМЕНИ,   О    ВРЕМЕНАХ
-  Ныне  в  большой  цене  критика  всего  советского.  Прижился  даже  термин  «хомо  советикус»,  на  взгляд   критиков  вполне  отражающий  сформировавшийся  в  ту  пору  образ  строителя  светлого  будущего …
-  Как-то  это все  не  по-человечески  получать  удовольствие  от  оплевывания   своей  истории.  А ведь,  если  всмотреться  и  стараться быть  честным  перед  собой,  времена-то  были  великие!  Я,  дитя  военных  лет,  помню  такой  случай.  Ребенком  в  детсаду  упал,  кончилось  все  туберкулезом  коленного  сустава.  Определили  меня в  хорошую  больницу.  А  туда,  на  Алтай,  в  то  время  через  замерзшую  Ладогу  и далее  из  Ленинграда  привозили  детей,  переживших  блокаду.  Понимаете:  на  Алтай  из  Ленинграда!  Так  что,  совсем  не  казенными  были  хорошие  слова   «забота  о  подрастающем  поколении» …
               Да,  были  лагеря,  было  много  крови,  несправедливости,  но  мазать  все  черной  краской  -  занятие  недостойное.  Вернуть  бы  то  хорошее  что  было …
-  Исходя  из  сказанного,  как  относиться,  допустим,  к  критическим  стрелам,  выпущенным  в   адрес  другой  постановки  Театра  на  Таганке  «Владимир  Высоцкий»,  точнее,   к   утверждениям  что  из  нее   исчез  «элемент  присутствия»?  Этот  спектакль  ведь  тоже  история  и  не  только  театральная …
-  С  1981-го   в  первые  годы  в  спектакле  участвовали   люди,  которые  многие  годы  были  рядом  с  Владимиром  Семеновичем.  На  сцену  выходили  Николай  Губенко,  Вениамин  Смехов,  Борис  Хмельницкий,  Леонид  Филатов  -   все  те  с  кем  рядом  зритель  и  привык  видеть  Высоцкого.  Поэтому  и  создавалось  впечатление,  что  наличествует  «элемент  присутствия».  Когда  в  спектакль  влилось   другое  поколение,  артисты  не  знакомые  с  ним  лично,  «элемент  присутствия»  исчез.  Странно,  если  бы  было  иначе …
          … Что  для   верующего  обращение  к  Богу?  Возможно,  попытка  направить  взор  на  близких,  друзей,  себя?  Возможно,  попытка  постичь  тайну  своей  души,  приблизиться  к  ней,  будто  в  сновидении?
                Каждый  новый  день  актер  и  руководитель  Театра  на  Таганке  начинает  с  обращения  к  Богу.  Молится  за  близких,  за  театр,  за  себя.
         …  Всматриваясь  в  себя,  прокладывая  путь  к  самому  себе,  созидатель  идет  дорогой  любящего.  Не  обращая  внимания  на  вопли  критиканов,  письма  доброхотов  и   чьи-то  домыслы.
            Что  позади?  Что  в  ближайшем  предсказуемом  прошлом?
            Несколько  премьер  в  Театре  на  Таганке,  а  среди  них  шекспировская  «Двенадцатая  ночь».  Выход  в  свет  книги  «Банька  по-черному».  Кинороли.  Из  последних -  в  «Ночном  дозоре»  и  сериале  «Участок».  От  последней  кто-то  из  маститых  отказался,  дескать,  я  у  такого  режиссера  снимался,  а  вы  мне  предлагаете …   А  ведь  результат  работы,  такова  жизнь  актерская,  не  всегда  можно  просчитать …
            Любимые  литературные  чтения,  встречи  со   зрителями ..
                Что  еще?
-  Валерий  Сергеевич,  чего  только  не  прочитаешь  в  Интернете.  Например,  что  вы  построили  в  родном  селе  на  Алтае  храм  взамен  разрушенного  …  отцом …
-  М-да! (смеется)  Храм  действительно  построен.  Только  мой  отец  ничего  не  разрушал.  Быть  может  кто-то  просто « облегчил»  аллегорию?  Имелось  в  виду,  конечно,  что  нужно  восстанавливать  порушенное  прежними  поколениями.  Примечательно,  что  построить  храм  помогли  Владимир  Владимирович  Путин,  он  был  тогда  в  должности  премьер-министра,  и  губернатор  Алтая.
-  А  в  Интернете  вы  частый  гость?
-  Нет,  на  все  времени  не  хватает.  Вот  для  младшего  сына,  для  Ивана,  это,  как  сейчас  принято  говорить,  его  тема.  Порой  не  оторвать  от  этого  чуда  техники.  А  куда  деваться?  Другие  времена,  другие  интересы.
-  Можно  ли  в  таком  случае  говорить,  что  строительство   молодежного  театра  на  Алтае -  это  ваша  попытка  идти  в  ногу  со  временем?
-  Театр  построен  на  месте  бывшего  ДК  меланжевого  комбината,  на  сцене  которого  выступал  еще  мальчишкой.  И  первым  произведением,  взятым  для  постановки,  стал  «Тимур  и  его  команда».  Прекрасная,  на  мой  взгляд,  книга   Аркадия  Гайдара.
           Вместо  традиционного  последнего  вопроса  о  дальнейших  творческих  планах  завершить  интервью  хочется  так,  как  завершается  книга  Валерия  Сергеевича  «Банька  по-черному»:
                Значит,  и  во  мне  есть  искра
                Божия
                Не  зря  меня  кормит  народ
                Своим  хлебом,
                Но  плачет  ли  кто-нибудь
                Над  моими  книгами?
               
           Так,  стихами  Александра  Яшина  уже  четверть  века  Валерий  Золотухин  начинает  каждую  встречу  со  зрителями.
               
               


Рецензии