История создания одного стихотворения Ходасевича

Перешагни, перескочи,
Перелети, пере- что хочешь —
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял — теперь ищи…

Бог знает, чт; себе бормочешь,
Ища пенсне или ключи.

(весна 1921, 11 января 1922)

Весной 1921 года Ходасевич написал первые четыре строки этого стихотворения, а 11 января 1922 года — его неожиданное окончание.
Главным источником стихотворения послужили два небольших зпизода одного из любимых русских романов Ходасевича — «Петербурга» Андрея Белого. В этих перекликающихся эпизодах герой романа Николай Аполлонович Аблеухов ищет сначала очки, а потом ключ.

Первый эпизод: «Николай Аполлонович беспомощно заметался по комнате, разыскивая очки <...> и бормоча сам с собою:

— А-а... Где же очки?..
— Черт возьми...
— Потерял?
— Скажите, пожалуйста.
— А?
Николай Аполлонович, так же, как и Аполлон Аполлонович, сам с собой разговаривал».

Второй эпизод:

«...он отыскивал ключик от письменного стола:
— А?
— Черт возьми...
— Потерял?
— Оставил!?
— Скажите, пожалуйста.
И беспомощно заметался по комнате, разыскивая им забытый предательский ключик <...>, бормоча сам с собой: Николай Аполлонович, так же, как и Аполлон Аполлонович, сам с собой разговаривал».

.


Рецензии
Есть что-то набоковское в этом стихе: динамика и внимание к мелочам. Понятно почему Набоков так ценил В.Х.

Семен Сухолуцкий   08.05.2025 01:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте, спасибо, что откликнулись на статью. Вы правы. Ходасевича, или ценили, или ненавидели. Равнодушных не было.

Анатолий Исаакович Каплан   08.05.2025 14:44   Заявить о нарушении
Да что же это такое! Опять хотел оставить отзыв и опять обнаружил, что наступаю на свои собственные следы, иду по кругу.

Возвращаясь к нашему диалогу о Г. Иванове, уместно тут заметить, что именно Ходасевича можно заслуженно назвать "первым" поэтом эмиграции.

И еще в связи с Ходасевичем, чтобы два раза не вставать, - вот вам эпизод из моего текста "Ни о чем" (простите за самоцитирование, но уж больно мне нравится и, к тому же, актуально). Прочел воспоминания В. Ходасевича о его визите к Каменевым. Там подавали чай из фарфоровых чашек царского сервиза с узким дном и расширяющимся раструбом верхом. "Как всем известно," - пишет В.Х., - "из таких чашек подают не чай, а горячий шоколад. Видно, эти чашки достались им после разбора..." И тут я вспомнил, что мы купили недавно чайный набор точно такой формы. То, что раньше было "известно всем", теперь не известно никому.

Семен Сухолуцкий   08.08.2025 22:06   Заявить о нарушении