Богам НЕ молились Существует расхожая фраза о том,
Существует расхожая фраза о том, что славяне не молились своим богам, а славили их. Не беремся сказать откуда она идет и есть ли достоверный письменный источник ее зафиксировавший, но она крайне созвучна описанным выше идеям, поэтому как допущение примем ее за верную.
Если славянские боги — это энергии, то отправлять им молитвы просто ни к чему. Солнце в любом случае взойдет каждое утро независимо от того молятся ли люди, чтобы оно взошло или не всходило. Это закон мироздания, цикл, Великая сила. Ее не нужно ни о чем просить, потому что она не волшебник исполняющий желания, ее нужно понимать — (ведать) как она работает и согласовывать свою жизнь и ритмы с этой и другими энергиями бОльшего и меньшего порядка.
Например, поутру можно поприветствовать солнце (=славить), представить как напитываешься его силой (а может раньше для этого существовали какие-то специальные техники близкие йоге?), зарядиться его энергией для добрых дел… а вечером — замедлиться, найти время подумать, посмотреть на звезды, то есть войти в энергию Ночи и отдать некую дань уважения ей — не ради того, чтобы она «помогла» решить какой-то бытовой вопрос, а потому что это разумно, правильно, красиво и во благо всем.
Пара слов о жертвоприношениях
Наконец мы дошли до излюбленного клише нашего кинематографа и не только. Как только речь заходит о каких-то дохристианских временах, вам обязательно будет представлена душераздирающая сцена, где без меры увешанный какими-то погремушками кровожадный и фанатичный жрец с совершенно полоумным взглядом под улюлюканье такой же невменяемой (и еще обязательно грязной в лохмотьях) толпы вонзает кривой нож в тело невинной жертвы посреди капища, представляющего собой палки с насаженными черепами… Жуткая картина, только это не более чем фантазия.
Нет никаких доказательств совершения постоянных (!) человеческих жертвоприношений нашими предками. В таком случае рядом с теми самыми капищами/святилищами находили бы сотни костей этих жертв с характерными травмами, а также соответствующие ритуальные ножи. Такие артефакты есть в культуре майя. У нас — нет. Ни единого. Нет и никаких упоминаний о человеческих жертвоприношениях в фольклоре.
Будем максимально честны, вот что есть в фольклоре о жертвоприношениях:
• В сказке «Аленушка и братец Иванушка» последний, прибегая к озеру, где лежит с камнем на шее сестра, жалуется «котлы кипят кипучие, ножи точат булатные, хотят меня зарезати». Только ведь братец в это время в обличии козленка и никто кроме Аленушки о его человеческой натуре не знает.
• В былине о Садко Морской царь «требует себе голову человече», но потому этот момент и подчеркивается, что это нечто из ряда вон выходящее, не то, чем принято довольствоваться. Более того, в итоге никакой головы он не получает — Садко живым и невредимым возвращается домой.
• Наконец, в былинах можно найти отголоски такого ритуала как чаша из черепа побежденного врага, но опять же — речь о единичных случаях, и это не жрец и его безмолвная жертва, а воин и его противник павший в честном бою.
В описаниях верований славян (и скифов, которых раньше считали предками славян о чем есть прямые указания, начиная с античных авторов) как правило подчеркивается почитание священных рощ и источников, а также факт того что они жгли негасимые священные костры. Изредка (!) можно встретить упоминания о ритуальном заклании птиц либо коня на какой-то масштабный праздник/событие (и то - это еще дискуссионный вопрос). И все!
Чаще же богам приносят не жертвы, а дары — зерно (символ плодородия), мед, вино (символ веселья), золото и проч. И это совершенно естественно, если мы примем тот факт, что наши предки видели в богах силы и энергии, а не каких-то злобных инфернальных сущностей. Силам Солнца, Зимы или Ветра не нужна кровь невинного Иванушки. Это в принципе
Свидетельство о публикации №225050300216