Священная гора Пивиха
Гора Пивиха имеет долгую и славную историю. Своё название она получила от селения Пива, основанного на склоне горы, рядом с переправой через Днепр, действовавшей ещё во времена Переяславского княжества. Село Пива не сохранилось до наших дней. В 1489 году великий князь Литовский и король Польши Казимир IV, весьма терпимый к православной вере, пожаловал земли и разные угодья, расположенные вокруг горы Пивихи — Киевскому Пустынно-Николаевскому монастырю.
28 марта 1515 г. православный феодал Дмитро Ивашенцов, владевший селом Максимовка (что в нескольких километрах от Пивихи), обложил максимовских жителей специальной податью в пользу Пустынно-Николаевского монастыря. Он подписал документ, где было сказано:
«Я, пан Дмитрий Ивашенцов дал вечно и непорушно Николае-Пустынному монастирю, на людей своих, на максимовцев, грошовую, две копы грошей по двенадцати пеняндзей в год, те две копы грошей мает Пустынский из смежи их брать на веки вечные».
А в конце XVI века иноки Пустынно-Николаевского монастыря основали на склоне горы Пивихи небольшой скит, ставший ядром Пивогорского Николаевского монастыря (он же — Пивгородский монастырь, он же — монастырь на Пивском месте). И этой дочерней обители предстояло сделаться одной из святынь Гетманщины.
В XVI веке Гетманщины — столь громко заявившей о себе на скрижалях Истории — Гетманщины ещё не было. Хотя уже было КОМУ её создать. Это были казаки-черкасы, старинные, а отчасти и более поздние выходцы с Кавказа, укоренившиеся и на Дону, и на Средней и Нижней Волге, и в Касимове (он же — Хан-Кермен и Городец-Мещерский), и на Украине: на Южном Буге, у Днепровских порогов, и выше порогов, в пределах Речи Посполитой...
И вот монастырь на Пивихе стал одним из религиозно-политических центров украинских казаков-черкас.
Пивогорский монастырь-замок имел форму удлинённого четырехугольника, который охватывал площадь в 5 десятин. Высокие курганы на четырех его углах служили сторожевыми пунктами. Здесь постепенно были возведены две церкви, деревянные и каменные корпуса, кельи для монахов. А у подножия Пивихи — несколько монастырских мельниц.
Гора Пивиха спускалась к Днепру тремя крутыми террасами, поросшими густым, непроходимым лесом. Склоны горы изрезанные глубокими и мелкими ровчиками, залесённые деревьями и кустарниковыми зарослями, не раз и не два служили убежищем для казаков-повстанцев. То было время, когда волна католического фанатизма захлестнула двуединую Речь Посполитую и разрушила хрупкий мир населявших её народов: казаков, поляков, украинцев, белорусов, литовцев.
Жители монастырских сёл Пива, Вороновка и Бужин поддержали в 1635 году гетмана Ивана Сулиму в его борьбе за казацкое право и утеснённую православную веру. В отместку монастырь был разграблен польскими войсками. Но уже через два года, в 1637 году, братия укрыла в самом монастыре и его лесных угодьях разгромленных поляками повстанцев гетмана Павлюка.
В 1648 году православные монахи поддержали восстание, поднятое на Украине Гетманом Зиновием Михайловичем Хмельницким, прославленным в народе под именем Богдана — Богом данного... Братия Пивогорского монастыря, контролируя переправу через Днепр, неоднократно обеспечивала успешную передислокацию казаков Хмельницкого с берега на берег. И в 1651 году Гетман Хмельницкий повелел казацким старшинам следить, чтоб крестьяне монастырских сёл не конфликтовали с иноками и не уклонялись от работ.
После Переяславской Рады царь Алексей Михайлович жалованной грамотой 1654 года закрепил за монастырём все его владения. Гетман Иван Выговский в 1658 г. выдал подтвердительную грамоту на владение угодьями, полученными от недавних жертвователей.
Андрусовский русско-польский договор 1667 года расчленил Украину-Гетманщину надвое, граница прошла по седому Днепру.
— «Государи на части разорвали Украину!» — воскликнул тогда Правобережный гетман Пётр Дорошенко.
Пивогорский монастырь стал пограничным. Левобережный гетман Иван Брюховецкий универсалом 1667 года даровал монастырю право вновь заселять свои разорённые слободы. А в 1668 год Пивогорский монастырь выступил одним из посередников в непростых переговорах Левобережного гетмана Брюховецкого с Правобережным гетманом Дорошенко...
Важный для монастыря универсал издал 30 июня 1670 года гетман Демьян Многогрешный, преемник Дорошенко на Левом берег Днепра.. Вот цитата из него:
«Видя, что от разорения бусурман и неприятелев Украина в застыние пришла, где и монастир Пивский через тех же неприятелев разорен и запустел, и желая чтобы за Его Царского пресветлого Величества, за нас и за все Войско Запорожское на том Пивском пение в хвалу Божию действовалось и множилось, как прежде бывало, монастырь на Пивском месте, где и давно бывал, пречестному в Бози отцу Алексею Туру игумену монастыря Пустынно-Никольского Киевского строить и обновлять.»
Данным универсалом подтверджено было право монастыря вновь населять разорённые монастырские поселения, а также невозбранно владеть всеми своими прежними угодьями, в числе коих поименованы: Жовнин, Белобережье, Бражна Лука, Домонтово озеро, Александрово озеро, озеро Старец, озёра и иные урочища близ Веремеевки, урочища близ Чигирина, Дибровы на Суле, Шапинца, озеро Золотое Дно, Солоница, перевозы через Сулу и Днепр, Максимовка, угодья под Власовкой и угодья на том берегу Днепра от Крылова через 7 миль, «почав от побережья», до озера Дубок.
А в заключение гетман повелевал:
«И мы желаем и приказываем, дабы никто не дерзнул, чинить препоны той братии, которых пришлет пречестный игумен Никольский для обновления и строения монастыря Пивского».
Благоволили Пивогорскому монастырю гетманы Иван Мазепа (жалованная грамота 1693 г.) и Иван Скоропадский (жалованная грамота 1716 г.).
В синодике монастырском отмечены щедрые вклады запорожцев-сечевиков: Литвиненко (Георгиевского куреня), Ивана Передереги (Брюховецкого куреня), Власа Медведя и Мартина Невеселого (Каневского куреня) — и иных многих. Сохранились записи крупных вкладов Гетмана Даниила Апостола.
В июне 1768 г. на принадлежавшем монастырю днепровском острове Станова Дубина раскинул свой стан Семён Неживый. Природный казак Неживый был не только талантливым полководцем, но и одним из немногих гайдамацких атаманов, непричастных к Уманской резне.
4 мая 1774 г. в монастыре случился пожар. Огонь объял ветхую деревянную церковь, а с неё перекинулся на каменную. Пламя было настолько сильным, что величественный каменный храм выгорел полностью, остались одни стены. Но монахам удалось спасти образ Казацкой Божьей Матери и чудотворный образ Св. Николая, а также икону Св. Вмц. Варвары с мощами, деревянный напрестольный крест и несколько книг. Кельи и надворные постройки сгорели тоже. Гора руин дымилась ещё с месяц.
* * *
Созданное в 1959—1961 годах Кременчугское водохранилище стало причиной постепенного разрушения столь дорогой и священной для казаков Пивихи. Ежегодно вода поглощает около 7 квадратных метров берега на южном склоне горы. Из года в год.
Свидетельство о публикации №225050300049