Из старого дневника-21. Этика Льва Толстого

      Толстой как-то сказал, что важно не то, верит человек в Бога или не верит, а важно то, чтобы знать, что хорошо, а что дурно, стремиться делать первое и избегать второго. В этом высказывании - суть взглядов Толстого. Его взгляды основывались на искреннем стремлении к идеалу, который у него, как у доброго и искреннего человека, вырисовывался в виде абсолютного добра. Зеньковский очень верно подметил суть взглядов Толстого: "Добро должно быть абсолютным или же оно не есть добро". И Толстой ломает все преграды на пути к достижению этого идеала. Если идеалу препятствуют религиозные верования, то и они должны быть уничтожены. Да и грош им цена, если они не ведут к этому идеалу. Идеал доступен для всех, даже независимо от отношения к религии. Препятствий для движения к идеалу несколько. Главное - насилие.
      По отношению к насилию возможны только два подхода. 1. То, что признавали (-ют) большинство людей: насилие необходимо, естественно и целесообразно. Жизнь людей не может протекать без насилия. Насилие было, есть и будет. Мир есть борьба разных насилий между собой. Борьба эта вполне естественна. Тот, кто возражает против этой борьбы с позиции ненасилия, не понимает сущности взаимоотношения живых существ между собой. Суть этой идеологии - в освящении, обожествлении того порядка, который существует в мире. 2. Подход ненасилия. Исходит из признания ненормальности существующих взаимоотношений между людьми. Утверждает мирное, ненасильственное существование. Для достижения этого нужно отступить назад в насильственной борьбе - признать ненасилие основой взаимоотношений между людьми и отказаться от насилия. Насилие, на котором держится мир, - основное зло. После признания ненасилия людьми существующие ссоры, ненависть и злоба должны замениться добровольным единением людей.
      Для уяснения этических взглядов Толстого не нужно даже читать все его произведения. Достаточно прочитать несколько небольших шедевров (шедевров не потому, что их писал Толстой, а потому, что это действительно шедевры), в которых изложена суть философии Толстого. Это сказка для детей "Гостиница" (она же есть и в "Пути жизни"), помогающая понять суть взаимоотношений между людьми. Это "Сказка о царе Асархадоне", утверждающая единство жизни. Это статья "Неделание", утверждающая превосходство деятельности, основанной на религиозном мировоззрении, над деятельностью бездумной, чаще всего несущей вред. Это, наконец, "Легенда о разрушении ада", которая кроме того что гениально написана, наиболее ярко выражает взгляд Толстого на современное общество. Выводы из этих произведений настолько очевидны, легки и естественны, что все неясности, вопросы, сомнения тотчас же отпадут. Становится совершенно ясно, что такое Толстой. И становится ясно, кто такие противники тех выводов, к которым пришел Толстой. Да что говорить, он уже пришел к ним и в 50-е годы, только не мог их четко сформулировать и высказать. Да и не один Толстой пришел к ним. К этим выводам пришло множество людей, только не все могли их выразить так, как это сделал писатель.
12 апреля 1997 года


Рецензии