Евгений Лукин. Обзор
Издательство «Т8 Издательские технологии / RUGRAM» выпустило в серии «Мозаика миров» избранные рассказы Евгения Лукина в четырех томах. В 2024 году вышел том 4 импровизированного собрания сочинений. В него попал цикл рассказов «Юность кудесника» о колдуне Ефреме Нехорошеве и ученике его Глебе Портнягине. Так или иначе, читали их многие – кто в авторских сборниках, кто – в журналах. Том 3 вышел в 2023 году, 1 и 2 – в 2020. Есть и мини-циклы, как, к примеру, о Ефиме Голокосте, местном умельце – изобретателе. Практически каждый текст Лукина - рассказ, повесть или роман - номинировался на фантастические премии, часто становились лауреатами.
Евгений Лукин родился 5 марта 1950 года, так что в этом году у него юбилей, 75 лет. Семья – артистическая, все детство в разъездах с театром. Будущий писатель получил филологическое образование в Волгоградском педагогическом институте. Там же познакомился и женился на будущем соавтором Любови Белоножкиной - Лукиной. Начинали писать они вместе, а потом уже остался один Евгений Лукин. К тому же скоро он скоропостижно овдовел.
Вообще, жизнь Евгения довольно-таки разнообразная. То города менялись за окном, то профессии, и все-то у него пошло в дело. Говорят, не бывает бесполезного опыта, и как раз это и подтверждает Евгений Лукин. Есть у него и про службу в армии, и про театральные кулисы, и про НИИ… В его произведениях хорошо виден исторический период страны, а, главное, людей и процессы.
"- Как ни странно, суть большинства открытий заключается в том, что старую, давным-давно известную систему приёмов применяют в другой области бытия. Не ко времени будет помянутый Карл Маркс всего-навсего приложил диалектику Гегелю к материализму Фейербаха, а основная заслуга Эйнштейна - знак равенства между Е и эм цэ квадрат. Из двух известных формул он соорудил одну - всего-то навсего". Отмечает автор в рассказе "Толкование яви" устами психотерапевта, человека нового в изменяющемся мире. И сразу понятно, что за окном – «лихие» 90-е с бандитскими разборками. Вопрос идет о выживании, а не экзотических тогда профессиях. Весь мир с ума сошел, какая там еще психология для подавляющего, почти абсолютного большинства. Где здесь фантастика? Да даже и просто художественный вымысел?
А вот в местное отделение милиции ставят программу, автоматизируют аналитические поиски преступников по базам уголовных дел в рассказе «Мгновение ока». Опер и полковник пытаются совладать с новыми веяниями, запросить, кто бы мог похитить человека. И сталкиваются с необъяснимым результатом.
"Существует такая логическая каверза. Представьте себе пьяницу. Когда он пьет - пьют все. Под это определение подходит любой трезвенник. Я, например. Когда я пью - пьют все. Просто я никогда не пью". - Пытается объяснить им программист.
А что делать-то служакам старой закалки? Некому научить, все сами, да методом ненаучного тыка. Опять же, вполне себе реальность.
Описывает Лукин и ситуацию в современной литературе – в рассказе «Из материалов заказчика».
"Такое впечатление, что переход беллетристики от ремесленной фазы к промышленной почти завершён. Забавно: стоило дать свободу слова, исчезла свобода мысли. Никто не хочет шевелить мозгами бесплатно - кого ни спроси, либо работают на заказ, либо участвуют в проектах. Что такое проект? Берется тема, нанимаются литераторы - и творят, что велено. Ещё и гордятся, если в проплаченную белиберду иной раз удастся протащить контрабандой что-нибудь свое, заветное, личное".
Кажется, что в рассказе ситуация абсурдная – строитель рвется строить из материала заказчика и даже готов сам заплатить за саму возможность. Вообще не о литературе речь-то. Весь мир опять перевернулся с ног на голову, стал какой-то и похожий на наш, и одновременно совсем непохожий. А все равно все изменения сводятся к вполне конкретным людям, отношениям, иначе говоря, новым вариантам общения. О чем литература, если не об этом?
Есть о рефлексии, попытках исправить историю, например, в повести "Бытие наше дырчатое". Машина времени перенесла в прошлое – и пожалуйста, можно все исправить, ради лучшего настоящего и будущего. Все ведь кажется таким простым, очевидным! Только проблемы в общении все равно никуда не деваются веками.
"Замечено, что постоянное общение упрощает психику. Одиночество же усложняет ее до полной невозможности общаться. Вы не поверите, но для этакого добровольного робинзона каждое слово начинает означать то, что оно означает. Скажешь ему: "Ну, и как твое ничего?" - а он-то и впрямь примется толковать о зряшности жизни. И ладно бы только своей!"
Так имеет ли это «исправление» смысл? Не так уж и важно. Интереснее, что «знающих, как надо» да еще и задним числом да в чужой истории всегда полно. Независимо от времени, строя или отдельно взятого статуса испытуемого, армия диванных экспертов во всех отраслях растет. А ты еще попади в нужную дату, не так просто это, между прочим.
Есть у Евгения Лукина и крипто история. Когда Иван Сусанин требует свой подвиг, а Новый Свет должен быть открыт, как бы не возмущали бездарные мореплаватели.
Есть и постановка под сомнение научных теорий, как в рассказе «Андроиды срама не имут»:
"Жизнь понять нельзя - к ней можно только привыкнуть. Скажем, когда-то Земля была плоская, потом стала округлая. И то, и другое совершенно невразумительно, но... Привыкли же!"
И вообще, мало ли гипотез, даже научных? Мало ли в Бразилии донов Педро? Были, да все вышли. Что-то опровергли, что-то утратило актуальность, пришли на смену новые открытия.
"Была бы гипотеза, факты распихаем", - обнадеживает Лукин. А нужна ли кому правда? Если она, например, неприятна или ставит под сомнение сами законы развития человечества? Их и так сравнительное недавно открыли.
"Правда невероятна, а правдоподобнее вранья вообще ничего не бывает".
Интересно, что и это автор исследует в рассказе «Андроиды срама не имут». Там люди заменяют дорогущие андроиды – гаджеты для высших иногалактических существ, причем непохожих на человека. А кто решил, что это невозможно? И даже оторванные от своей цивилизации, на чужбине, люди имеют проблемы в общении.
"Самый примитивный способ придать жизни видимость смысла - это найти себе врага".
Образование, цивилизация, культура, религия, история и психология все равно не научили человека налаживать коммуникацию на равных, не вешать на людей ярлыки, не начинать разговор с угроз, с «третьей фразы». Не сразу «почему мне не дали???». А сначала, с первых «дайте, пожалуйста» и «извините, я просила мне дать». Это – наша реальность, к сожалению.
Как ссылается ФантЛаб на слова Евгения Лукина, он давно уже не видит разницы между вымыслом и реальностью. Уверяет, что мы живем в фантастической стране и что ничего не надо придумывать – достаточно оглядеться.
В соавторстве с Андреем Щербаком-Жуковым для НГ-Экслибрис:
https://www.ng.ru/subject/2025-03-05/9_1263_lukin.html
Свидетельство о публикации №225050300074