Грек папа римский

Случайно наткнулась на прелюбопытную статейку в греческом онлайн-издании. Думаю, вам тоже будет интересно. Итак, рассказ про Петра (Филаргис) с Крита, который был избран «папой римским» в 1409 году под именем Александр V , но стал "антипапой".

Предисловие
В самые первые века христианства вселенская структура Церкви представляла собой собрания, в общем-то, автономных общин без какого-либо административного центра. В основном они происходили тайно, ведь лишь в 313 году Константин Великий де-юре предоставил «свободу вероисповедания».

И католичество, и православие признают три степени священства – дьяконы, священники и епископы. Последним, собственно, и принадлежит полнота священства в своей Церкви. И католики, и православные сходятся в том, что епископ – преемник и прямой продолжатель апостолов, он — глава и блюститель Церкви, обладающий полнотой церковной власти в делах вероучения, богослужения и управления. Надо отметить, что и Папа Римский, и Патриарх по сути своей – это епископы.

Однако в 1054 году в результате раскола формально единой Церкви произошло разделение на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе (Стамбуле). Поэтому греки могли становиться папами до этого времени и только некоторые из них - после.

В ранние века христианства титул «папа» (от греч. ;;;;;;) использовался для обращения к епископам и высокопоставленным духовным лицам, особенно на востоке. Со временем слово стало ассоциироваться только с главой Католической церкви, Папой Римским.

А титул «патриарх» (от греч. ;;;;;;;;;;) исторически, до Великого раскола, присваивался шести епископам Вселенской церкви (римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому, болгарскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции в возглавляемых ими церквях.

Сейчас двойной титул — папа и патриарх Александрийский и всей Африки — носит Феодор II (Николай Хорефтакис в миру, родился в 1954 году в городе Ираклион на Крите. С 1985 по 1990 годы присутствовал в Одессе в качестве экзарха патриарха Александрийского в России. Основал там школу по изучению греческого языка и музей общества Филики Этерия.

Римские папы из греков
Длинный список римских пап включает в себя в основном итальянцев, их число составляет по меньшей мере 217. Недавно почивший Франци;ск из Аргентины (1936-2025) - первый в истории папа из Нового Света и первый за более чем 1200 лет папа не из Европы (после сирийца Григория III, правившего с 731 по 741 год).

Alessandro V, грек с Крита.

Мало кому известно, что когда-то примерно 16 греков и еще один под (?) взошли на папский престол. Особый интерес представляет история последнего греческого папы Римского и это —
Пётр Кандийский или Пьетро ди Кандия, также известный как Пётрос Филаргис (греч. ;;;;;; ;;;;;;;;), который был избран в 1409 году под именем Александро V.  К слову сказать, греческое слово «;;;;;;;;» в переводе означает «скряга». Теперь подробнее...

В начале XIV века политические и церковные конфликты привели к переносу папского престола из Рима в город Авиньон, Франция. В общей сложности 70 лет длилось так называемое «вавилонское пленение папства», и семь сменявших друг друга пап оставались править в Авиньоне, игнорируя Вечный город и Ватикан, вызывая неудовольствие у римлян. Иными словами и очень кратко, то «Вавилонское пленение папства» - это всего-то нахождение папства во Франции.

Время шло, и примерно в 1377 году папа Григорий XI решил все-таки восстановить папский престол в Риме. После его смерти, в 1378 году, римляне избрали Урбана VI папой вопреки всем правилам и процедурам, стремясь всеми правдами и неправдами вновь сделать Рим резиденцией папства. Сразу же значительная часть кардиналов покинула Рим, выражая свое несогласие и негодование по поводу этого нелегитимного решения. Да и французы тоже начали выступать против новоизбранного папы Римского.

Так начался «западный раскол»: французы избирают Климента VII папой в Авиньоне, в то время как кардиналы избирают своего папу в Пизе. С тех пор появилась и действовала "троица" пап: избранные в Авиньоне, в Пизе и в Риме, Этот раскол вызвал огромные конфликты на всех уровнях, даже на военном, и был окончательно урегулирован только в период с 1414 по 1417 году во время Вселенского собора.

Александро V папа Римский
Петр Кандий или Петр Филаргис родился на Крите (возможно, в Карес-Мирабеллу) около 1339 года в семье греков. Некоторые исследователи предполагают, что его родители были выходцами с островов Додеканес или что он тоже родился на острове Нисирос.

Петр осиротел в детстве, так как его родители погибли во время чумы. С младенчества он рос в монастыре монахов-францисканцев на Крите, возможно, в монастыре Святого Антония, где он был окончательно посвящен в монахи в 1357 году.

Под опекой ордена францисканцев он получил образование в университете при монастыре в Падуи, Болоньи, Париже и Оксфорде. Любопытный факт: полагают, что так называемый Папский пивной клуб в Грейфрайарз был основан мезиром во время его учебы в университете. В то время Грейфрайарз был не чем иным, как францисканским монастырем, существовавшим с 1225 по 1538 год на северо-западе Лондона. В состав монастыря входили церковь, региональный университет и обширная библиотека логических и теологических текстов. И слово «мезир или мессир» — всего лишь обращение к именитому гражданину в средневековой Италии и Франции, которое можно перевести на русский язык как «господин».

Поскольку Петрос Филаргис отличался своей блестящей теологической подготовкой, его отправили миссионером в Литву, потом в Чехию, в Польшу. Наконец, 28 сентября 1378 года, через неделю после начала Западного раскола, он преподавал довольно долго теологию в Париже. Из педагогических соображений он написал очень важную заметку на странице трактата «Сентенции в четверостишии IV» французского схоласта Петра Ломбардского (ум. 1160).

На протяжении нескольких столетий «Сентенции» были основным учебником для изучающих богословие, пока в XVI веке не были вытеснены «Суммой теологии» Фомы Аквинского. В силу особого положения «Сентенций» в системе средневекового образования, практически каждый заметный богослов оставил на них свои комментарии.

В 1384 году Петр вернулся в Италию и преподавал в университете Павии,  поддерживал горячо миланского герцога Джан Галеаццо Висконти в его стремлении объединить страну, встречался с выдающимися интеллектуальными деятелями своего времени, включая Мануэля Хрисолораса, Бальдуса де Убальдиса, Уберто Декабрио, Колуччо Салутати и другими.

Хотя его образование и последующее преподавание было заточено на латинских текстах, Петрос Филаргис считал Платона и Аристотеля своими соотечественниками и старался поддерживать связи с тогдашними представителями славной династии Византийских императоров - Палеологами, которые проживали в Константинополе и на Пелопонессе. Он также перевел на греческий язык некоторые труды святого Иеронима, а ведь Иероним Стридонский - не только переводчик Священного Писания на латинский язык, но и автор около 180 сочинений, которые охватывают практически все жанры христианского творчества.

Стремительный взлет по карьерной лестнице
В конце 1386 года римский папа Урбан VI назначил Петра Филаргиса епископом Пьяченцы. Затем его перевели в Виченцу (начало 1388 года) и Новарра (середина 1389 года). В то же время он оставался поверенным посланником миланского герцога Джан Галеаццо Висконти. И наконец, в 1402 году он стал архиепископом Милана. В 1405 году папа римский Иннокентий VII присвоил ему титул кардинала.

Петр немедленно приступил к работе по устранению раскола папства. В 1409 году он участвовал в Пизанском соборе, на котором кардиналы сообща приняли решение объявить папу Рима и папу Авиньона (Григория IV и Бенедикта XIII соответственно) низложенными и 26 июня избрали нового папу, им стал Петр Филаргис под именем Александр V: за него проголосовало и поддерживало подавляющее большинство кардиналов европейских стран и верующих.

Он пообещал трудиться ради единения и очищения Церкви. В то же время он хотел придать большую роль францисканскому ордену, из которого он вышел, считая, что нужда — ключ к обновлению Церкви. Он щедро раздавал папские милости, от которых особенно выигрывали нищенствующие ордена. Не зря же этот монашеский орден был основан святым Франциском в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

Потому новоиспечённый папа говорил о себе следующее: «;;;;;; ;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;, ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;; ;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;», что в переводе с греческого означает «Я был богатым епископом, бедным кардиналом и еще более бедным папой».

К сожалению, папа Александр V умер в Болонье после непродолжительной болезни 3 мая 1410 года, так и не успев восстановить единство Римско-католической церкви. Только Констанцский собор — XVI Вселенский собор, проходивший в городе Констанце (с 1414  по 1418 год) восстановил единство католической церкви, избрав единого папу - Мартина V (Оддоне Колонна).

Таким образом, после смерти папа римский Александр V...  стал антипапой.

Но это уже не столь важно, ведь он был первым папой из греков после VIII века. На самом деле важно то, что в 1492 году после избрания папой Родриго Борджиа выбрал себе имя Александр VI. Это показывает, что Петр Филаргис сохранился в официальном списке пап и антипап.

"Петр Филаргис оставил после себя философский и теологический труд огромной важности. Его последнее предложение, которое он написал, "Я собирался долго обсуждать эти вопросы, но Бог решил, что я должен отдохнуть от своих трудов", даже сегодня является отличным изложением философии и теологии XIV века, поскольку Мизер был хорошо осведомлен в этих вопросах и очень беспристрастен и объективен в суждениях" - говорится в текстах о папе Александре V.

На его могиле, расположенной в базилике Святого Франциска в Болонье, надпись гласит: CRETENSIS EX DOMOCILIO CRETENSIS NUN CUPATUS.

Базилика Сан-Франциска, в Болонье (1236-1263)

Заслуживает упоминания здесь другой грек - кардинал Виссарион Никейский (Трапезундский), который был сильным кандидатом на избрание папой римским на конклаве 1455 года, но в конечном счете не смог быть избран из-за своего греческого происхождения. Французский кардинал Ален IV де Коэтиви сказал тогда: «Неужели в Латинской церкви так сильно не хватает людей (...), что обратились к грекам?»

Другие объясняют неудачу Виссариона с пребыванием Мизера (Петра Филаргиса) на посту антипапы. Несмотря на это, Виссарион, как первый из кардиналов, председательствовал на конклавах по избранию нового папы в последующие годы — в 1464 и 1471 годах.

Виссарион один из выдающихся гуманистов XV столетия, который способствовал пробуждению в Европе интереса к древнегреческому языку и культуре. Он основал в Риме академию, посвящённую изучению наследия Платона, переводил Аристотеля. Заботясь о судьбе членов византийского императорского дома Палеологов, он первый начал переговоры относительно брака русского царя Ивана III Васильевича с Софьей Палеолог и больше других содействовал устройству этого брака.

Папы римские из греков.

В определённые периоды носители греческого языка из Греции, Сирии и византийской Сицилии занимали папское кресло, заменяя представителей влиятельных римских дворян итальянского происхождения.  Рим под такими папами представлял собой «плавильный котёл» западных и восточных христианских традиций, что отражалось в искусстве и литургии.

Список

Святой Анаклитос (77-91), папа-грек (?)
Святой Эварист (97–105), папа-грек из Антиохии
Святой Телесфор (125-137/138), папа-грек
Святой Гигин (136–140), папа-грек из Афин
Святой Элевтерий (175–189), папа-грек из Никополиса,Эпир
Святой Антер (235-236), папа-грек, вольноотпущенник
Святой Сикст II (257–258), папа-грек из Афин
Святой Дионисий (268), папа-грек
Святой Евсевий II (309/310), папа-грек
Иннокентий I (+ 417), папа-грек
Зосима (417-418), папа-грек
Теодор I (642-649), папа-грек
Иоанн VI (701-705), папа-грек
Иоанн VII (705-707), папа-грек.
Захарий (741-752), последний грек папа римский, защитник икон
Иоанн XVI (997-998), антипапа грек
Александр V (ок. 1339— 1410) антипапа грек

Кажется, всех перечислила.


Рецензии