Чертов генерал
(Из истории Гражданской войны в Америке)
(Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)
Theodor Kissel
Войска Севера, стоящие под командой генерала Вильяма Шермана (1820-1891), имели единственную цель: перенести войну в самое сердце южан, чтобы подавить сопротивление восставших мятежников.
Его "March to the Sea" был наивысшейi точкой насилия всей войны (1861-1865), которая унесла жизни более 600.000 человек.
Большая битва, случившаяся в начале 1864г., практически решила судьбу Америки. Войска Юга под командованием их гениального командира Роберта Лея мужественно оборонялись.
Из Ричмонда, политического центра конфедерации (Юга), исходили важные решения, и южные порты, несмотря на попытки блокады со стороны Севера, не были отрезаны.
В этой ситуации генерал Шерман предложил рискованный план: он хотел с сильным войском ударить с запада прямо в ядро южных штатов, а потом вдоль берега моря продвигаться на север, в тыл генералу Лею. Целью было сокрушить экономику и мораль южан.
Генерал Шерман хотел лишить восставших возможно большего числа ресурсов и показать населению, что его армия никуда не годится.
Георгия была сердцем конфедерации с хлопковыми полями, с рабами и со стилем жизни южан. С самого начала поход Шермана задумывался как война на уничтожение ненавистного Юга с его системой рабовладения.
В конце апреля 1864г. из Вашингтона пришло известие, что президент США Абраам Линкольн одобряет предложенную Шерманом тактику выжженной земли. Уже вскоре сильная армия численностью 62.000 человек выступила в поход на юг. Целью была Атланта, город с важным ж-д пунктом. На своем пути они разрушали дома и хлопковые поля феодалов, взрывали фабрики, мосты, ж-д вокзалы и др., сравнивали с землей целые деревни.
Все попытки остановить марш проваливались, и в начале сентября йанки вошли в Атланту и учинили страшные разборки.
Шерман предъявил населению ультиматум, требуя убираться из Атланты. Потом он сжег почти весь горд, за исключением церквей и личных домов. Он сказал: "Мы боремся не только с враждебной армией, но и с враждебным населением, и мы должны всем дать почувствовать твердую руку войны."
Отрезанная от сообщений и от подвоза с севера армия Шермана действовала на собственный страх и риск. Конфискация всего и вся широко поощрялась. Был приказ: "Вредите столько, сколько можете". Одна девушка в то время писала в своем дневнике: "Везде поля были вытоптаны, на улицах валялись трупы лошадей, свиней и коров, которых агрессоры не могли больше потребить или забрать с собой, и нарочно убивали, чтобы местное население умерло с голоду."
Солдаты уважали генерала Шермана и называли его "Дядюшка Сэм".
Армия южан едва ли могла что-нибудь противопоставить армии Шермана. За 25 дней марша он без связи со своим командованием разрушил 320 миль ж-д путей. Несмотря на то, что война закончилась только в 1865г., поход Шермана внес решающий вклад в разгром южан. И до сегодняшнего дня на юге США не забыли Шермана, чья безжалостная борьба с местным населением пришла бы в противоречие с ратифицированным в 1949г. соглашением о защите мирного населения во время войны.
Свидетельство о публикации №225050401066