Умный Толстой

 
Лауреат
Нобелевской
Премии Б. Рассел,
физик, философ,
кажется, "сэр", —
тот самый,
который,
как позднее Солженицын,
призывал
сбросить атомную бомбу
на СССР,
пока наша Страна
не успела еще
сделать свою,
как-то обмолвился,
что не считает
Льва Толстого  умным.
 
...Ну, вот опять:
когда что-то говоришь,
сразу нужно все определять,
а то ничего нельзя понять.
 
Вот, к примеру,
что такое Ум?!
 
Если ум
это владение
математическим анализом,
то это одно!
 
Если ум
это расчет подлеца,
предлагающего
уничтожить
вчерашнего союзника,
спасшего Англию
ценой миллионов жизней,
то это другое.
 
А если иметь в виду
Талант Человека,
создавшего в литературе
Образы Марьяны,
Ерошки, Лукашки,
богача Дмитрия Оленина,
который хочет
все-все свое раздарить,
чтобы не отличаться
от простых людей;
и открывает для себя
Истину:
Счастье Жизни —
любить Людей,
тогда Ум
это совсем другое!
 
А "лауреат"-"миротворец"
просто не понимает того,
что невозможно
выразить его "формулой":
мозг его умер
из-за духовного убожества,
либо по причине деменции
или других "уважаемых"
болезней важных людей!...
 
 
...Так каким был
и остается в своем творчестве
наш Толстой?

Что мы можем
сказать о Небе?
"Оно Большое!"
В трепет
приводит нас
его величие,
бесконечность...
 
Та же мысль
приходит в голову,
когда начинаешь
подбирать слова о Толстом:
"Он Большой!"
 
...В Толстом
очень заметна грань
Толстого-Революционера!

Он выражает неприятие
общества,
его общей неправды,
организованной
в несправедливость
подлого
общественного устройства.
 
...Ему не нравятся
всевозможные "надстройки"
над реальной жизнью,
сколоченные правящим классом
и его умничающими жрецами:
 
Ему противны:
-неравенство,
-кража у жизни
ее общего смысла
в пользу разных
корпоративных интересов;
-отчуждение людей
друг от друга,
их разделенность,
из-за которой
войны, беды,
присвоение
чужого труда;
 
...Вторая грань Толстого —
это его
художественное мышление.

Оружие Толстого
не формулы,
а Образы.

Толстой очень умен
именно как Художник!
Как Музыкант!
Как Литератор,
осознавший
Огромность,
Бесконечность Природы
и со-
существующего с Ней
Духовного Мира
Человека.
 
...Я вижу
и Третью грань Толстого!
Это Русскость Толстого.
 
Он думает о том же,
о чем рассуждают
миллионы
мужиков и баб,
на телеге,
у костра,
за столом,
на сенокосе,
под пулями горцев,
замерзая в кибитке,
занесенной бураном...
 
Он, голосом
Русских Людей,
поет
о всей Земле-Матушке.

О том,
что не бывает 
Русских по крови!
Русские
это о Душе,
о Духе!
О Смысле!
О Человечности!

Так
я понимаю Толстого!
 
Толстой, и правда,
очень Большой!
 
...Как он пишет?
Толстой
не пишет Фантастику,
не выдает свою выдумку
за такое, что:"Ах!!!".
 
Он берет событие или явление
из истории своей или не своей жизни
и подает его во всей роскоши
им подмеченных
и запомненных подробностей.
 
А потом облекает всё на свете
своим собственным смыслом,
тем,
чего жаждет его душа,
тем,
ради чего
он поднял на щит свою историю.
 
...В Толстом
много противоречий.

Он был за равенство,
но сам не был никому равным.
(Величие-то никуда не денешь,
не спрячешь даже из скромности!)
 
Он был за Общее,
но не мог перестать
быть индивидуалистом,
как и любой, пусть даже
и не очень крупный писатель:

Любому Пишущему
необходимы:
личное время,
уединение,
свой стол,
своя тишина,
свои читатели
и свои издатели!
Вот ужас-то!!!
 
Вот сколько "своего"
нужно "коллективисту"!

Да, нелегко быть
последовательным до конца
при таких условиях!
 
...Толстой был Человеком,
Верующим в Истину!
(Но его отлучили от Церкви!
(Святость, как и бизнес,
давит конкурентов
уже в яйце!).
 
...Толстой был за свободу,
но его жене с ним было трудно.
 
Он выступал за простоту,
но чувствовал в себе Пророка
и дорожил этим Чувством.
 
 
...Обо всем этом
я подумал,
вспоминая
"Казаков"
Л.Н. Толстого!
 
Эту повесть
я прочитал лет в 14.
Мне тогда очень понравилось,
но я ничего там такого не понял!
Только жалко было
раненого Лукашку!
И "нелюбимого" Оленина.
 
Теперь,
почти через 55 лет,
я, кажется,
начинаю
что-то понимать!
О Толстом!
Да и вообще!..
 
...Вот творения
Великого Льва,
которые остались в памяти:
"Севастопольские рассказы";
"Детство, Отрочество, Юность";
"Казаки",
"Кавказский пленник";
"Хаджи-Мурат";
"Война и Мир!" ...
 
Есть, конечно,
хорошие страницы
и в "Анне Карениной",
и в "Воскресении",
и многое в другом...
 
 
 
...Были сняты два фильма:
"Казаки", 1961 год,
режиссера Василия Пронина
 
и "Кавказская повесть", 1978 год,
режиссера Георгия Калатозишвили.
 
Это Хорошее Кино.
Фильмы получились разными ,
хотя и, как бы,
параллельно идущими,
с одними и теми же эпизодами!
 
Но Темп разный!
Актеры очень отличаются!
А текст Толстого тот  же!
И он великолепен!!!
 
Перечитай "Казаков"!
И посмотри обе кино-работы!
Интересно,
что тебе понравится больше?!
 
...Итак,
возвращаюсь к началу:
Толстой
Был
Умным!!!
 
Хотя бы потому,
что был интересен
умным
и тонким режиссерам:
Пронину,
Калатозишвили,
Бондарчуку...
 
...И вот еще что:
"формулы" никого еще
не сделали умнее!
(Это я про Рассела!).


Рецензии