Выжить и выучиться-часть-2
«Воспитывайте себя, а не детей – дети всё равно станут похожи на вас»
Ну и начнём мы с возникновения семьи, её психологических и сексуальных проблем, возможности в наше время иметь детей, и планировать беременность.
Семья – минимальная ячейка общества, и её сопровождают те же проблемы, что и весь социум.
И главная проблема – «генетическая фатальность», то есть представление о том, что гены полностью определяют наш характер, и изменить ничего нельзя. На самом деле генетикой определяется только предрасположенность к чему-либо, но она не имеет значения до тех пор, пока не активирована. И именно воспитание нащупывает эти предрасположенности, и активирует их.
Фатальность генетической судьбы выбивает из наших рук серьёзное оружие – личную инициативу – и мы, не успев родиться, выбываем из игры, из борьбы! А как только мы избавимся от этого генетического самовнушения, так сразу наше общество начнёт здороветь. Правда, начнёт, совсем не значит, что сразу выздоровеет, но, по крайней мере, мы нащупаем под ногами твёрдую дорожку, и обнаружим, что чем дальше по ней идём, тем она становится просторней и интересней.
В совсем недалёком прошлом слова инициатива, борьба, стремление, ответственность – были постоянно на слуху, но под гнётом «генетического предопределения» превращались в пустые мечтания. Теперь, если мы избавимся от этого гнёта, у нас появится вполне реальный шанс изменить, или хотя бы улучшить, свою судьбу, причём без особых затрат. Надо будет всего лишь сократить часть своего отдыха и развлечений, и занять это время работой. Это станет своего рода подработкой, где зарплата не на руки выдаётся, а перечисляется в фонд вашего будущего, чтобы лет через 10-20 начисляться вам в виде бонусов здоровья, вашего и ваших детей, и их высокой зарплаты.
Важность семьи для человеческого общества очень велика – она создаёт первичную геномную специализацию (традиционность, стабильность, подсознательные физиологические процессы, эмоциональный фон, укрепляет иммунитет). Если их не будет, то гены не будут укрепляться, станут легче перемешиваться и внедряться в чужие генотипы, геномные системы станут более открытыми, что не позволит организму эффективно бороться с болезнями и вид вымрет. Поэтому всё живое развивается только отдельными видами, (этносами, государствами) создавая для этого, социальные (общественные) традиции.
Конечно, если мать одна в состоянии выполнить все опечные обязанности, и если ей так удобней, то можно жить и неполной семьёй, так как основные традиции по передаче генома выполнены. Правда, «все опечные обязанности» предполагают и социализацию ребёнка, а с отцом она происходит быстрее и эффективнее. Да и для матери, социализация, как процесс самовоспитания, ещё не закончена, и мужа иметь желательно – но(!) если он достаточно адекватный. В противном случае лучше жить отдельно. В этом нет ничего страшного, иногда воспитание возможно, как в периодических контактах, так и вообще без них – на виртуальном (положительном) примере отца.
Самовоспитание, это очень (очень!) трудная вещь, потому что человек «раб своих привычек». А ко времени, когда вы готовитесь стать родителем, вы может быть, ещё не раб по убеждению, но раб по принуждению – точно. То есть все основные привычки уже сложились, и чтобы что-то изменить, надо очень (очень!) захотеть. Тем более, что обычно люди не видят бревно в своём глазу, и считают себя вполне способным, ответственным и умелым, чтобы оказывать влияние на нового человечка. Впрочем, переделка характера нужна не часто, так как наше общество достаточно здорово, и большинство молодых людей вполне самостоятельны. Да и естественный отбор ещё никто не отменил.
Но на всякий случай я продолжу. Если нам не с кого брать пример, то нам придётся создать образ «идеального» воспитателя, к которому потенциальные (и свершившиеся) родители должны стремиться. Именно стремиться, так как достичь идеала всё равно не удастся. После прочтения этого у отцов сразу возникнет образ Рэмбо, а у матерей – Мать-Тереза. Но оба образа ошибочны, в силу того, что эти герои слишком специализированы, и ничему другому научить ребёнка не смогут. А мы, если вы помните, нацелены на 20-40 начальных способностей. Давайте их примерно перечислим, как предварительные увлечения, упростив до школьных предметов: математика, физика, химия, биология, родной язык, иностранный язык, история, география, астрономия, рисование, черчение, обществоведение, философия, правоведение, музыка, спорт, конструирование (труд). У нас набралось 17, а так как каждый из них можно легко разделить минимум на пять разных , направлений, то получится аж 85, из которых сорок-то родители легко выберут . Напомню – предельно много берётся в самом начале, чтобы потом постепенно отсеивать ненужные.
Но это под силу только сверхчеловеку, скажете вы, и снова не угадаете. Наоборот, всё сверхчеловеческое вы должны выжигать в себе калёным железом, и стать самым обычным, усреднённым (лучше быть ленивым, чем фанатиком). Только без слишком вредных привычек – плохо контролируемая психопатия, чрезмерная агрессия, наркомания, чрезмерное пьянство. Если от них избавиться не сможете, значит ребёнка вам иметь нельзя, а если он получится, то лучше сразу сдать в «дом малютки». В то же время, перечисленные вредоносности вполне излечимы, и при большом желании с ними можно справиться. Главная причина в них, опять же, не генетическая, а социальная – привычка к распущенности, не умении себя контролировать, не способности преодолевать трудности и работать над собой, создавая новую привычку.
Да-да, привычки надо создавать. Есть даже поговорка: «хочешь быть счастливым – создай себе привычки». Конечно, имеется в виду, что они должны быть «полезными», но увы, это понимание очень расплывчато, от «подставь другую щеку» до «добро должно быть с кулаками», и даже «бей первым».
Однако, эти выражения придумали люди крайностей, а нам, для создания идеального образа, нужна «золотая середина». Какие же качества для неё являются главными?
Самым главным является умение слушать и желание слышать. Человек – самое общественное из животных (забудем на минутку, что нас создал Бог) и для нас бог-создатель – общество (общение). И это общение осуществляется посредством органов чувств – разглядывание, слушание, ощупывание, обнюхивание, облизывание. Обычно в таком порядке и располагают – по объёму и важности получаемой информации.
При встрече с человеком, мы ещё издали начинаем разглядывать его, и подсознание пытается определить «свой-чужой». Для этого есть много признаков и сознание о них не знает. По мере приближения наше внимание переключается с общих форм на такую маленькую, но важную деталь, как выражение глаз. Сознание здесь так же плохой помощник, а достаточно тренированное подсознание за доли секунды определяет все намерения человека. Потом подключается слух и речь. Если подсознание определило тревогу, то в вашем поведении начнёт усиливаться или подчинённость, или показная агрессия. Если определилось дружелюбие, то начинается диалог.
Диалог – это продолжение получения информации и оценки её важности. И опять в основном работает интуиция – определяет степень искренности, доверчивости, агрессивности или подчинительности. С этими данными совмещаются сознательные факты – память о прошлых действиях, оперативная логика, ситуативные выводы.
Но основная фишка в том, что обычно всё это прячется за разговорами «о погоде» – за прелюдией к деловому обсуждению. И вот, чтобы это понять, приходится долго и внимательно слушать. Правда, иногда собеседник включает пустой трёп, чтобы увести вас в сторону или просто выговориться. Не спешите прощаться, может вы ещё не всё выяснили.
1. И так, умение слушать является главным качеством нашего идеального родителя, потому что в семье оно ещё более важно, чем с посторонними людьми. Дело в том, что определение характера по выражению глаз, требует большой тренировки в жёстких поисковых условиях, да и нацелен на мало знакомого человека. А в спокойной жизни оно легко замещается голосовым обменом мнений, из-за своей большей чёткости , выразительности и оперативности. Ведь человек уже избавился от многих животных рефлексов, и сознание в нём уверенно занимает всё более важные позиции.
2. Второе важное качество – терпение («в терпении является сила и величие русского духа = Л.Толстой). Терпение может относиться и к усидчивости, и к двигательной выносливости, и к способности вовремя промолчать и послушать, и к способности собрать нужную информацию, перед тем как высказаться, и к способности сострадать слабому или понять сильного. То есть, это тот случай, когда перед тем как высказаться или принять окончательное решение – надо сделать три (иногда тридцать) глубоких вдохов и выдохов.
3. Третье полезное качество – снисходительность. Все мы люди, и у каждого из нас свои тараканы в голове, и каждый из нас уверен, что его тараканы более разумны и понятны до совершенства, а те, чужие какие-то непонятные и глупые. Но с таким подходом мы никогда не свяжем наши действия в единый узелок, и тут надо задуматься – ну и что, что его тараканы другие, я же его люблю! То есть для общения надо выделить все хорошие качества партнёра, а плохие не замечать, или приспособиться к ним самому.
Вспомним, что человека любят не только за хорошие качества, но есть что-то и ещё «неопределённое подсознательное».
4. Четвёртое качество – перестать быть «воспитателем и учителем», даже по отношению к детям, не говоря уже о взрослых. В том смысле, что выключить постоянный контроль над «неправильным поведением и неправильными действиями», превращающими воспитание в занудство. Большинство своих неправильных действий ребёнок (как и взрослый) должен понять сам, в результате своих ошибок (человек имеет право на ошибку).
5. Пятое – перестать сравнивать свою жену (мужа) и своих детей, с другими (чужими). Недостатки, если захотеть, можно найти у любого человека. Ну и что, что оно хуже, зато твоё! Да и не факт, что хуже – хуже- лучше понятие относительное. Человек, не только в нашем самовоспитании, но и вообще в жизни, подсознательно во всём стремится к идеалу – а значит, к идеальной жене (мужу) и к идеальным детям. Причём, на психологию и биологию это никак не влияет, а главным фактором является реклама (мода) – то, как нас воспринимает общество. И если человек недостаточно критичен и самокритичен, то «общественное мнение» может сыграть с ним неприятную шутку.
Ну вот, мы выделили пять основных шагов к идеалу, и они оказались совсем не сложными – надо только стараться чаще их соблюдать, т.е. вырабатывать привычку к самоконтролю и самодисциплине. Сначала это покажется трудным, и вы будете срываться, отступать, разочаровываться. Это не страшно, постепенно вы будете увеличивать количество побед, и привыкать к ним. \\\\\\\\\\\\\\\\\\
Свидетельство о публикации №225050401154
Дельный текст. Все мудро, просто и логично подано.
Отличная педагогическая лекция.
Рад за молодых людей, которые найдут, прочтут и реализуют советы
Автора.
Спасибо за Ваш труд.
С уважением
Рыскин Борис 09.05.2025 02:01 Заявить о нарушении