Из старого дневника-22. Метафизика Льва Толстого

      Сущность метафизики Льва Толстого - обожествление человеческого сознания. Бог у Льва Толстого - не творец мира (материалистические взгляды писателя по вопросу развития материи я встречал много раз, например, в трактате "О жизни". Толстому вполне близка идея несотворимости и неуничтожимости материи), а именно творец логоса - "разумения жизни". "Разумение жизни стало вместо Бога. Разумение жизни есть Бог". Это разумение, которое в некоторых работах называется разумным сознанием, при рождении близко к нулю, затем начинает увеличиваться, в то время как материя (тело человека) становится все слабее и слабее, и под конец телесной жизни - к моменту смерти человека - достигает абсолюта. Таким образом разумение жизни есть в каждом человеке, и люди - сыновья Бога не в том смысле, в каком понимают это церковные христиане (Бог сотворил всё, и человек - венец творения), а именно потому, что имеют в себе это разумение. Разумение есть во всех людях, весь вопрос в том, насколько люди живут согласно этому разумению, насколько они исполняют волю бога, которая выражена у всех мудрецов человечества, во многих религиозных системах. Воля Бога в том, чтобы любить Бога и ближнего, в котором тоже есть разумение, данное от Бога. И вся жизнь человека, по Толстому, это не жизнь тела, а жизнь сознания. Мало того, Толстой ставит это сознание в исключительное положение: по его мнению, весь окружающий мир существует только в сознании человека. Если бы не было сознания, то ничего бы не было.
      Несколько иное понимание души. Душа - это жизненное начало, которое есть во всех живых существах. Бог у Толстого - источник жизни, "то, что дает жизнь всему живому". С одной стороны, у Толстого Бог проявляется в религиозном сознании или в любви, т.е. в том самом логосе-разумении. С другой стороны, как это сказано в "Пути жизни", Бог - это нечто такое, дающее жизнь всему живому. Т.е. в разных произведениях Толстого эта категория трактуется по-разному. Думается, здесь (как и в других похожих случаях) мы имеем дело не с развитием, эволюцией взглядов Толстого за 30 лет ("Соединение и перевод четырех Евангелий" 1880; "Путь жизни", 1910), а с элементарной философской неряшливостью. Толстой никогда не стремился построить единой четкой философской системы, и все его трактовки категорий "бог", "душа", "разумное сознание" давались нецеленаправленно. На первом месте для Толстого стояла этическая сторона его учения, метафизической же стороне он не придавал такого большого значения.
29 марта 1997 года


Рецензии