День жен-мироносиц
Я скопировала полностью мою подготовленную публикацию из последней корректированной брошюры для Пермского Свято-Троице Стефанова монастыря после кончины венчанного мужа Петра Петровича Синкевича 15 января 2010 года.
ПЕРМСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦЕ СТЕФАНОВ
МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
1997-2007- 2010 гг.
По благословению наместника
Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря
игумена Варфоломея
3 воскресный день по Пасхе в чине церковном называется неделей святых жен-мироносиц.
Воля Божия желает от нас святости. Свят тот, кто очистился во внутреннем человеке, пребывает в чистоте, любви, когда воля человека сливается с волей Божией.
В этом союзе воля - сущность святости. Святость заключается в воле, ибо свидетельствует о любви.
Кто имеет одну и ту же волю с Богом, имеет ту же жизнь с Ним. Святость зависит от действия благодати Божией: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили (Тит. 2, 11 — 12).
Святые, пребывая в мире, внутренним человеком всегда беседуют с Богом, ум их находится в созерцании.
Это праздник и тех учениц Господа Иисуса Христа, которые после смерти Его в третий день рано утром приходили на rpo6 Его с ароматами и миром. МИРО — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания.
В ветхом завете оно составлялось из смирны, корицы, тростника, кассии и елея, или оливкового масла (Исх. 30, 23 — 25).
Этим миром по повелению Божию были помазаны скиния со всеми принадлежностями, Аарон и сыновья его для священного служения Богу.
В последующее время помазывались миром не только священники, но и цари, и пророки.
Господь Иисус называется Христом или Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа.
В Новозаветной Христианской Церкви миро издревле употребляется в таинстве миропомазания.
Состав благовонных веществ ни в Греческой, ни в Русской церкви никогда не был точно определен.
В ХУ11 в. употребляли для этой цели в России 53 — 55 разных благовонных веществ, а ныне — 31; миро освящается архиереем по особому чину мироварения в Великий Четверг и хранится в алтаре храма.
Святая Церковь примером мироносиц научает нас искренней вере, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу в продолжении всей жизни, во всяком состоянии, среди всех превратностей мирских, в счастьи и несчастьи, в скорби и радости, в богатcтвe и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной. «…Не нужно ныне миро для помазания пречистого тела Господа Иисуса Христа...
Но, так как мы сами — тело Христово, а порознь члены (1 Кор. 12, 27), то всем нам нужно приносить в дар Ему в своем лице и в лице ближних миро добродетели, миро веры, упования и любви; миро кротости, незлобия, смирения и послушания; миро воздержания, чистоты и целомудрия; святости и возвышенности мыслей и чувств». (Прав. Иоанн Кронштадтский).
Это светлый и поистине христианский женский праздник. Это время для проявления особого внимания и любви к православным женам.
В образе жен – мироносиц мы видим идеал самоотверженности, горячей веры, апостольского служения. Бесстрашия, доброты и любви к Богу и ближнему.
В этот день принято молиться святым женам-мироносицам, дабы они указали путь к праведной жизни посреди «житейских искушений, бед и напастей».
Самые первые жены-мироносицы жили в то время, когда по нашей грешной земле ступали ноги Господа нашего Иисуса Христа и Его Преблагословенной Матери-Девы и освящали собой и землю, и воздух, и воды.
Это женщины и девушки, которым дано было узнать об Иисусе, встретить Господа на путях своей жизни, испытать на себе перерождающую и исцеляющую силу Его милостивого, ясного взора, освещающего сердечные глубины.
И когда они увидели Его, узнали Его, они полюбили Его возвышенно и самоотверженно.
Они полюбили Спасителя больше своей жизни, больше своей души, больше всего на свете. От этого их жизнь преобразилась, они стали ученицами Христа, каждое слово, исходящее из Его уст, они хранили в своем сердце.
Для них просиял такой свет, от которого все их горести, все боли и болезни и всякая обыденная суета совершенно померкли и перестали волновать.
Они обрели смысл и величие жизни и радость, о которой даже не мечтали.
Это МАРИЯ МАГДАЛИНА, из которой Господь изгнал семь бесов, исцелив ее душу и тело от тяжких страданий. Христос послал св. Марию Магдалину с вестью от Него к ученикам, и она, ликуя, возвестила апостолам о виденном - «Христос воскрес!».
Как первая благовестница Христова воскресения св. Магдалина признана Церковью равноапостольной.
В этом благовестии — главное событие ее жизни, начало апостольского служения.
Предание Восточной Православной Церкви сообщает, что после евангельских явлений воскресшего Христа до вознесения Его и после св. равноапостольная Мария Магдалина пребывала с Пресвятой Богородицей и апостолами и была деятельной споспешницей первых успехов распространения христианской веры сначала в Иерусалиме.
Но полная усердия, пылкой веры и ревностной любви к благовестию Божию, она затем проповедовала и по другим странам, всюду возвещая небесную благодать, радость и спасение всем, уверовавшим в Спасителя мира Христа Воскресшего.
Посетив Италию, святая равноапостольная Мария Магдалина явилась к царствовавшему в то время императору Тиверию (14 — 37) и поднесла ему, по общепринятому восточному обычаю, яйцо, сказав при этом: «Христос Воскрес!».
Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным».
В тот же миг белое яйцо стало пунцовым. Красный цвет — это воспоминание о крови Иисуса Христа, которую он пролил за нас на Кресте.
Император попросил разъяснить, что значит ее приветствие, и она, с большим вдохновением и убеждением, pacсказала императору о жизни, чудесах, распятии и воскресении Иисуса Христа, его учении, о Его несправедливом осуждении иудеями, о малодушии Пилата.
Предание утверждает, что Тиверий был тронут проповедью св. Марии Магдалины и уверовал во Христа Спасителя.
Затем св. Мария Магдалина отправилась в Ефес.
Здесь она помогала апостолу Иоанну Богослову в его проповеди. По преданию здесь же она преставилась и была погребена.
Память ее совершается 22 июля/4 августа и в Неделю св. жен-мироносиц.
Это родственницы Богоматери, дочери Иосифа Обручника ЕСФИРЬ и ФАМАРЬ, названные в Евангелии сестрами Господними.
Это САЛОМИЯ — святая, жена-мироносица, дочь св. праведного Иосифа Обручника, супруга Зеведея, мать св. апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова; находилась в числе святых жен, служивших Иисусу Христу.
О ней упоминается в Евангелиях от Матфея и от Марка.
Когда Иисус Христос на пути в Иерусалим учил учеников Своих о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти и о Своем воскресении, к Нему приступила Саломия со своими двумя сыновьями и просила обещать им особенную милость. Христос спросил, чего они желают.
Саломия же просила, чтобы в Царстве Своем Он посадил одного из них по правую руку, а другого — по левую.
Прочие апостолы стали негодовать, но Христос разъяснил им истинное значение Царства Небесного, совершенно отличного от царства мира сего (Мф. 20, 20-28; Мк. 10, 35-45).
Саломия находилась при распятии и погребении Господа, была в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.
Память ее совершается в Неделю святых жен-мироносиц.
Это МАРФА и МАРИЯ - сестры Лазаря Четверодневного, в доме которых, Господь наш Иисус Христос всегда находил приют и нежную заботу. (При наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, Марфа и Мария помогали своему брату в благовествовании Евангелия на о. Кипре, где Лазарь был 30 лет епископом).
Это ИОАННА — святая, праведная, жена-мироносица. 0 ней упоминается в Евангелии (Лк. 8, 3; 24, 10). Св. Иоанна, знатная и богатая женщина, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему.
Вместе с другими женами после крестной смерти Спасителя она приходила ко гробу, чтобы помазать миром святое тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном воскресении.
Память св. Иоанны совершается 27июня /10 июля и в Неделю святых жен-мироносиц.
Это СУСАННА — святая, жена-мироносица, одна из благочестивых женщин, сопутствующих Христу и служивших Ему от своих имений. О ней упоминается в Евангелии (Лк.8, 3 ).
Память св. Сусанны совершается в Неделю святых жен-мироносиц.
Это упоминающаяся в Евангелии МАРИЯ КЛЕОПОВА, ИАКОВЛЕВА, ИОСИЕВА — святая, праведная жена-мироносица; жена Клеопы или Алфея, младшего брата Иосифа Обручника.
Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения; присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении.
Ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 4; Дк. 24, 4 — 11; Ин. 19, 25).
Память ее совершается в Неделю св. жен-мироносиц.
Эти благочестивые женщины старались послужить Христу, как только могли: у кого был достаток, служили от своего достатка, а у кого не было — ходили за Иисусом и по-женски обустраивали быт первоапостольской общины.
Юная девушка ВЕРОНИКА, полная сострадания и горячего желания чем-то облегчить муки Божественного Страдальца, потерявшего последние силы под тяжестью креста, упавшего обливаясь потом и кровью, сочившейся из ран, с жалостью и лаской отерла чистым полотенцем Его Лицо. И на этом полотенце нерукотворно изобразился Лик Христа в терновом венце.
Эти преданные Господу женщины не оставили своего Учителя в пятницу крестных Его страданий.
…Она стояла возле гроба и Страдания предшествующих дней довершились этой новой утратой, отнявшей у нее последнее утешение: ведь она мечтала облегчить душу в слезах и причитаниях и умастить миром тело самого любимого для нее Человека на свете.
Но, когда она наклонилась ко гробу, чтобы отчетливее увидеть смертное ложе, внезапно ей явились два светоносных ангела, сидящих с двух сторон гроба. «Жена! Что ты плачешься?» — спросили они.
Всецело поглощенная горем, Мария даже не удивилась, только сказала сквозь слезы: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».
В это время Сам Господь явился и встал у пещеры. Изумленные ангелы устремили на Него взгляд, и Мария, заметив это, обернулась назад...
Она приняла стоявшего перед ней Воскресшего Иисуса за садовника и в ответ на вопрос Господа, «Что ты плачешься? Кого ищешься», ответила: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».
Тогда Иисус говорит ей: «Мария!» Знакомый голос Спасителя, полный благодатной силы, коснулся ее сердца, и она воскликнула: " Учитель!"
Невозможно передать, что она пережила тогда. Несколько опомнившись, она хотела припасть к ногам Его, но Воскресший запретил ей это, возводя ее от земной радости к более возвышенному и благоговейному почитанию Себя как Сына Божия.
Тем временем другие ученицы Христовы, лишь только забрезжило утро, и первые солнечные лучи позолотили вершины гор, быстро шли в темный сад Иосифа Аримафейского.
В руках у них было миро, а в сердцах — горечь.
Вдруг кто-то из них вспомнил, что дверь гроба завалена огромным камнем, который они даже все вместе не смогут отвалить, а возле пещеры стоит вооруженная охрана.
На минуту они остановились, но сила безрассудной великой любви вскоре воодушевила их и они еще быстрее поспешили ко гробу. Но вот и величественный сад, покрытый ночным мраком, и видна уже пещера...
Женщин охватило волнение: они увидели поверженную стражу и камень, отваленный от двери от гроба! Они почти вбежали в пещеру и в ужасе увидели, что здесь нет Почившего.
Неожиданно сильный свет облистал их — и они увидели Ангела в белой одежде у края гроба.
Обратившись к женщинам, он сказал: «Не ужасайтесь.
Вы ищете Распятого — Его нет здесь. Он воскрес. Идите, расскажите об этом апостолам».
Потрясенные мироносицы в смятении побежали от гроба.
И тут Сам Воскресший приветствовал их возгласом: «Радуйтесь!» и велел возвестить апостолам о Своем воскресении и ожидать Его в Галилее.
Обращаясь к верующим женщинам в день святых жён-мироносиц, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит:
«Ныне празднуем мы святое право всех женщин неизмеримо более высокое, чем всякое достоинство политическое и гражданское, — право на святость, право на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом, право на то, чтобы быть превознесенными выше всего...
И это достоинство получили женщины ныне в лице жён-мироносиц». «Они несли алавастровые сосуды с миром... потому и называются мироносицами.
А вам надлежит, — призывает святитель, — принести Господу Иисусу Христу золотые кадильницы, наполненные фимиамом вашего милосердия к бедным, вашей любовью, вашим состраданием.
Вам надлежит идти за Христом, прижимая к груди эти золотые кадильницы, как прижимали жены-мироносицы алавастровые сосуды, идя ко гробу Христову.
Идите же святым женским путем ко Христу, идите за святыми жёнами-мироносицами — и дойдете туда, где радуются они радостью вечной и бесконечной».
В трудные моменты — а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества — мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме и, как скала твердая, стоять, поддерживая друг друга. «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов»,— говорит апостол Павел.
Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу именно в моменты, когда нам кажется, что наш ближний, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.
Тропарь святым Женам - Мироносицам, глас 2
Егда снизшел еси к cмерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Благообразный Иосиф с древа с нем Пречистое Твое Тело, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове закрыв положи; но тридневен воскрес леси, Господи, подаяй мирови велию милость.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь! Мироносицам женам при гробе представ, Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.
Кондак, глас 2
Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.
МОЛИТВА
СВЯТЫМ ЖЕНАМ-МИРОНОСИЦАМ О ДАРОВАНИИ ХРИСТИАНСКОГО МИЛОСЕРДИЯ
О, святыя Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы!
Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившего Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие пожившее зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный Суди добрый ответ не нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков.
(Составитель раба Божия Людмила (permsinkevich@yandex.ru)
Сожалею, что не смогла сегодня прикрепить икону святых жен-мироносиц, к сожалению, не получается - можно только до 300 КБ, а фото иконы соответствует !,2 МБ. Только через несколько дней.
Свидетельство о публикации №225050401230