Денатурат

Летом после третьего курса нашего энергетического института, отправили нас на производственную практику. Чтобы студенты познали, что такое реальное производство и познакомились поближе с гегемоном – рабочим классом, которым многим из нас по окончании учёбы предстояло руководить.
Нашу группу распределили на Ховринскую ТЭЦ на северной окраине Москвы у кольцевой дороги. Электростанция эта была самой большой в городе, и нам предстояло участвовать в ремонте её крупногабаритного оборудования.
Чтобы ближе и теснее познакомиться с реальным пролетарским трудом, нас прикрепили по одному – по двое к рабочим бригадам человек из пяти. Бригады эти ремонтировали воздухонагреватели – огромные, с дом размером железные бочки, которые вращались редуктором размером с легковой автомобиль. Нам предстояло разобрать эти редукторы, заменить изношенные, натруженные огромные шестерни и подшипники. Слить несколько бочек черного отработанного масла и залить новое. И потом собрать это всё обратно. Делалось это всё с помощью гигантских ключей, ломов и грузоподъёмных механизмов, поскольку даже самые мелкие детали руками не поднять. Реальная работа. Понятная и нужная.
Приняли нас в рабочих бригадах очень хорошо. Во-первых, мы им реально помогли, не влезая при этом в их премию, да и просто отношения были вполне тёплые, человеческие, особенно к молодёжи – то есть к нам.
Рабочее пространство у нас было весьма некомфортное. Сверху над нами размещались те самые огромные воздухонагреватели, а слева и справа – работающее оборудование соседних энергоблоков, от которого шёл жар, который добавлял тепла и так уже жаркому лету. Всё это гремело и вибрировало огромной мощью. Наше рабочее пространство имело плюс в том, что там можно было стоять, почти не сгибаясь. Но минус, что всё оно – и металлические полы и потолок, и железные корпуса оборудования вокруг – всё было покрыто толстым слоем чёрной копоти, обильно пропитанной машинным маслом.
Реальное производство, реальные условия труда. Узнать по-жизни полезно. Комбинезоны, ботинки и шлемы нам выдали, а руки и помыть можно.
В бригаду, которая трудилась рядом с нами, попал наш студент Андрюша Богданов. Рафинированный мальчик из очень хорошей семьи – типичен был учебный путь его – испанская спецшкола, уроки фортепиано, хороший институт. Очень высокий и худой, с длинными пальцами музыканта.
С утра и до полудня он в бригаде трудился, отворачивая с помощью гигантского ключа и трубы для усиления, огромные гайки. В 12 строго по часам – трудовая дисциплина была на высоте – наступил часовой перерыв на обед.
Расстелили прямо на крышке редуктора газеты и стали доставать, кто что принёс – большинство рабочих ездили из Подмосковья, и, чтобы сэкономить, привозили продукты с собой. На газету выложили яйца, огурцы, помидоры, колбасу, хлеб. У студента, который распорядок не знал, съестного с собой не было. Только книжечка стихов. И он хотел из деликатности тихо исчезнуть, и где-нибудь переждать обед. Увидев, что студент скромно уходит, огромный мужик – бригадир тут же сказал:
– Эй, студент, давай к нам! Давай пообедаем!
Ребята подвинулись, освобождая для студента часть доски, служившей вместо скамьи, и он уселся за сооружённый из редуктора стол.
– Давай, студент, ешь! Давай, огурчики солёные, яйца! Наворачивай.
И Андрюша Богданов, вытерев руки о комбинезон, принялся наворачивать.
Бригадир полез в свою котомку и извлёк из неё бутыль с какой-то фиолетовой жидкостью.
– Так, студент, денатурат пьёшь?
Как человек интеллигентный Андрюша не мог отказать, представителю рабочего класса, проявив тем самым высокомерие. Поэтому Богданов, тут же кивнул:
– Пью!
На самом деле, я думаю, мама ему даже шампанское пить не разрешала.
– Так, давай стакан! – и бригадир разлил всем членам бригады по стакану фиолетового напитка.
– За здоровье! – и все заглотили этот эликсир, и, закусив огурчиком, закурили.
Для привычного организма это было «в самый раз». Но для Богданова полстакана спирта с добавлением ухудшителей вкуса и  запаха были дозой запредельной, особенно с учётом его комплекции и жары, и он мгновенно вырубился.
Это было встречено бригадой с пониманием.
Бригадир лично уложил свой ватник в уголке подальше от грохочущего оборудования, и на него заботливо положили студента.
Обед закончился, бригада возобновила работу. Но, если кто-то ронял кувалду на металлический пол или начинал слишком громко материться, бригадир резко одёргивал.
– Тихо! Студент спит! Устал!
После этого Андрюша стал в бригаде своим.
 
 
 


Рецензии
Спасибо, интересно.
Считаю, что всем студентам вузов просто необходимо проходить практику на производстве, будь ты хоть будущим менеджером, хоть экономистом, хоть психологом. Врачам не мешает поработать санитарами, чтобы хоть чуть-чуть подрезать свою корону на голове. Чтобы благодарить судьбу, родителей и все, что движется, за то, что они сидят в офисе, а не месят грязь и не таскают тяжести в невыносимых условиях.
С уважением, Дарья.

Дарья Кудряшова   07.05.2025 22:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.